НОД "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Волощук Светлана Анатольевна

Технологическая карта организации совместной  образовательной деятельности "Зимушка-зима" с детьми младшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta-nod_zimushka-zima.docx38.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной  образовательной деятельности с детьми

Тема (проект, событие): Образовательная деятельность по познавательному  развитию«Зимушка - зима в гости к нам пришла».

Возрастная группа: младшая  группа (3-4 года)

Форма НОД: познавательно-исследовательская

Форма организации: подгрупповая

Учебно-методический комплект: образовательная программа дошкольного образования

Средства:                                                                                                                                                                                                                                    Наглядные: Декорация (сугробы, елочки в снегу, тучка, снежинки), предметные картинки (шапка, шубка, рукавички, сапожки, туфли).               Мультимедийные: ИКТ –  презентация на тему «Зима».                                                                                                                                                     Литературные: стихотворение «Здравствуйте!», загадка о зиме, стихотворение «Зима» И.Сурикова.                                                                 Оборудование: ведро (таз) со снегом,

ЦЕЛЬ: Обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, приобщать к словесному искусству, формировать эмоциональную отзывчивость.

ЗАДАЧИ

ЗАДАЧИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ  ДЕТЬМИ

Образовательные:

- Закреплять знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.);- Формировать понятие о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий);

- Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи (снег тает  на теплой руке и в теплой комнате).

Развивающие: - Развивать исследовательский и познавательный интерес к экспериментированию со снегом.

- Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.

- Продолжать работу над развитием диалогической формы речи.

- Развивать произвольное внимание, умение действовать по словесной инструкции взрослого.

Воспитательные:

- Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь и бережное отношение к природе, способностьзамечать красоту зимней природы. - Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности.

- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений;                                                           - Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт;                                                                           - Активизировать словарь детей по теме «Зима»,  «Одежда»;                                                                                   - Закреплять произношение звука [у] с усилением голоса;                                                               - Формировать навыки координации речи с движением.

Предварительная работа:                                                                                                                                                                            - Просмотр мультипликационного фильма: «Времена года»  из серии «Уроки тетушки Совы».

- Чтение  стихов о зиме.

- Рассматривание иллюстрации  о зиме.

- Наблюдение за снегом на прогулке.

- Настольная игра – лото: «Времена года». - Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Оденем куклу на прогулку».

Этапы (последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

Организационныйэтап

Создание  мотивации на совместную деятельность

Звучит легкая музыка.

Приветствие «Здравствуйте».

Педагог приветствует детей.

Дети свободно располагаются в зале.

Заинтересованные дети присоединяются.

Установление зрительного и эмоционального контакта.

Готовность детей к общению с взрослым и совместной деятельности.

Вводный этап

Актуализация знаний детей

Загадка:

«Дел немало у меня.

Я белым одеялом всю землю укрываю.

Белю поля, дома. Зовут меня…» (Зима)

Вопросы:

- Ребята, а как вы догадались, что сейчас на улице зима?

- Зима – это одно из красивых времен года! Какая же она, зима?

Вывод: Действительно, зима можетбыть разной, и поэтому ее так любят взрослые и дети.

Стимулирует любознательность, интерес.

Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления

Закрепляет понятие – зима

Ведет диалог с детьми.

Поощряет детей к высказыванию, эмоционально вовлекает детей в беседу.

Сосредотачивают внимание.

Отгадывают загадку.

Дети отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт, вступают в диалог с воспитателем.

Вступают в диалог с воспитателем

Организация  и настрой детей на познавательную деятельность

Умение выделить характерные признаки зимы.

Обогащение словаря по теме «Зима»

Участвует в разговоре во время наблюдений за объектом.

Стремится к общению с взрослыми

Проявляет интерес к беседе.

Обладает элементарными представлениями из области  природы.

Основной этап

1.Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой

Приглашение на прогулку.

Проблемная ситуация: забыли одеться.

Педагог создает проблемную ситуацию

Предоставляет детям возможность обсудить.

Отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт

Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях

2.Использование дидактического материала

Дидактическая игра «Дети одеваются»

Дети подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением одежды. Из них выбирают только изображение зимней одежды и на магнитной доске выставляют одежду в определенной последовательности.

Вовлекает детей в игру

Принимают правила игры, выполняют их.

Участие в игре.

Закрепление последовательности одевания, знаний о зимней одежде.

3. Использование  личностно-ориентированного подхода к организации образовательной деятельности (учет утомляемости детей, смена формы их организации и вида деятельности)

Динамическая пауза:

Посмотрите -  за окном                                             (обзорный жест рукой)

Белые дорожки.

Все равно гулять пойдем,                                         (шагают на месте)

Топать по дорожкам.

Наденем на ножки                                                     (наклонились, указать на ноги)

Теплые сапожки;

Этот с правой ножки,                                                 (надевают на правую ногу сапожок»)

Этот с левой ножки.(надевают на левую ногу) сапожок»)

На ручки -  рукавички                                                (руки вверх)

Теплые сестрички.(вращают ладошками)Эту на левый кулачок                                                 (показывают  правый  кулачок)

Организует двигательную деятельность,

показывает движения,

Двигаются в соответствии с текстом

Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Эту на правый кулачок.(показывают левый кулачок)

Шубки меховые,                                                          (надевают «шубку»)

Шапки пуховые.  

(надевают «шапку»).


4. Использование момента неожиданности

Рассматривание тучи, снежинок.

Вопросы:

- Какая большая туча висит над головой. А как вы думаете, что может посыпаться из тучи зимой!

- Рассмотрите их, какие они?

Создает  момент неожиданности, сюрприз.

Предлагает рассмотреть снежинки

Рассматривают тучу, снежинки.

Подбирают определения, описывают снежинки

Участвует в разговоре во время рассматривания объекта.

5. Использование технологии экспериментирования

Предложение  экспериментировать (подбросим снежинки вверх и поймаем их, подуем на них)

Вывод: снежинки легкие, они кружатся, летают, падают.

Создает условия для экспериментирования. Предоставляет детям возможность обсудить.

Экспериментируют (побрасывают и ловят снежинки, дуют на них).

Отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт

Стремится к общению с взрослыми

Проявляет интерес к экспериментированию, беседе.

Обладает элементарными представлениями из области  природы.

Делают вывод.

6. Использование приема вхождения в образ (превращения)

Игра: "Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь,

Мы танцуем день и ночь, встанем вместе все в кружок, получается снежок" (повтор игры два раза)

Вовлекает детей в игру

Выполняют движения под музыку, участвуют в игре.

Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Получение нового игрового опыта.

7. Актуализация знаний

Вопросы:

- Как называется такое явление, когда много-много снежинок падает на землю? (Снегопад). 

Ведет диалог с детьми.

Поощряет детей к высказыванию, эмоционально вовлекает детей в беседу.

Дети отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт, вступают в диалог с воспитателем

Обладает элементарными представлениями из области  природы.

- А когда снежинки кружатся, ветер их несет, как это называется?

Упражнение на закрепление силы голоса: (воет вьюга - сначала она воет тихо: у-у-у, затем

усиливается, воет громче. 

Показ звукоподражания

Дети произносят звукоподражание хором и индивидуально.

Умение владеть голосом.

8. Применение в процессе деятельности ИКТ-технологии.

Актуализация знаний.

Показ слайда с анимацией: Зима. Идет снег.

Чтение стихотворения И. Сурикова.

Вопросы по картине:

- Какой  снег?

- Где лежит снег?

- С чем можно сравнить снег, когда он покрывает улицы, дома, деревья. На что он похож? (на полотно, ковер, одеяло, шапку и т.д.)                                                                  - Для чего снег на деревьях и под деревьями?

-Зачем еще зимой нужен снег?

( играть в снежки, лепить снежную бабу, кататься на лыжах и санках…)

- Что можно делать, когда снег идет? (Рассматривать на шубе снежинки, ловить снежинки, лопаткой разгребать снег, чистить дорожки и т.д.) 

- Что можно делать, когда снег мокрый? (Играть в снежки, строить крепость, заборчики, лепить снеговика и т.д.) 

- Что можно делать, когда холодно и надо согреться? (Побегать по дорожкам, покатать друг друга на санках, походить на лыжах и т.д.) 

Использует наглядные, информационные средства.

.Привлекает детей к рассматриванию слайда презентации.  

Активизирует обсуждение, комментирует высказывания детей, одобряет ответы  детей.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Стимулирует любознательность, интерес.
Поощряет детей к высказываниям.
Инициирует поиск ответов на вопросы.

Рассматривают слайд. Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное.
Отвечают на вопросы, рассказывают,
объясняют.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

9. Создание условий, способствующих усвоению детьми правил безопасности во время катания на санках

Песня «Кукла» (инсценировка, слушание)

Инсценирует песню.

Слушают песню

.Знают  правила безопасности во время катания на санках

10. Применение технологии исследовательской деятельности

Опыт со снегом

Создает условия для исследовательской деятельности (для проведения опыта) Актуализирует знания, побуждает к познавательно-исследовательской деятельности.

 Стимулирует любознательность, интерес.

Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Инициирует поиск ответов на вопросы.

Побуждает делать выводы, умозаключения.

Побуждает к дальнейшей экспериментальной деятельности.

Участвуют в исследовательской деятельности: наблюдают, экспериментируют. Выражают собственные мысли.
Рассказывают, объясняют.
Получают новую информацию.

Проявляют интерес к исследовательской деятельности.

 Овладение способами познавательной деятельности. Любознательность и активность.

Восприятие и усвоение нового,  расширение имеющихся представлений.

 Заключительный этап

1.Рефлексия

2. Использование приема стимулирования

Вопросы: Путешествие закончилось. Что вам запомнилось? Что нового и

интересного вы узнали во время нашего путешествия?

Подарки из сундучка

Инициирует, активизирует общее обсуждение.
Поощряет детские высказывания.

Благодарит детей за активное участие в деятельности

Выражают собственные мысли.
Обобщают.
Делятся впечатлениями.

Получают подарки

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Формирование элементарных навыков самооценки.