Тематическая неделя "«Поможем зимующим птицам"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Гуренок Светлана Павловна

Недельная карта для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_karta_zimuyushchie_ptitsy.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Поможем зимующим птицам» 11.12 - 15.12.17

Цель: создание условий для социальной ситуации развития в процессе проведения акции «Покормим птиц  зимой!»  (изготовление кормушек для зимующих птиц)

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Образовательная деятельность

 Познавательно-исследовательская деятельность

Тема: «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать»

Задачи:

- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;

- способствовать развитию навыка взаимодействия со сверстниками;

- создавать условия для:

- развития представлений о понятии «зимующие» птицы;

- развития представлений о видах питания зимующих птиц;

- закрепления представлений о том,  как человек может помочь птицам выжить зимой;

- развития умения определять и различать зимующих птиц по характерным особенностям: внешний вид, поведение;

- развития умения работать с моделями, выявлять причинно-следственные связи (питание птиц);

- развития умения взаимодействовать в парах;

- расширения словарного запаса:

активный словарь: корм, кормушка, холодно, голодно, «зимующие птицы»,

пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная;

- воспитания заботливого и доброжелательного отношения к птицам    

Музыкальная деятельность

Коммуникативная деятельность

Тема: «Зимующие птицы»

Задачи:

- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;

- способствовать развитию навыка взаимодействия со сверстниками;

- создавать условия для:

- развития представлений детей о зимующих птицах, их строении;

- ознакомления с понятием «зимующие птицы»;

- развития представлений о народных приметах;

- развитие словаря по теме;

- развития умения отвечать на вопросы развернутым предложением;

- развития умения составлять описательные рассказы о птицах;

- совершенствования грамматического строя речи:

- развития умения образовывать качественные прилагательные, существительные множественного числа;

- развития умения работать в подгруппах;

- заботливого и доброжелательного отношения к птицам;

- культуры общения, умения внимательно слушать, не перебивать других

 Двигательная деятельность

   

Познавательная деятельность (РЭМП, сенсорика)

Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

Задачи:

- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;

- способствовать развитию навыка взаимодействия со сверстниками;

- создавать условия для:

- развития представлений о зимующих птицах;

- развития представлений о роли птиц в природе и жизни человека;

- развития представлений о днях недели;

- развития умения собирать целое из частей;

- развития умения отсчитывать в пределах 5;

- развития умения употреблять порядковые числительные;

- развития мелкой моторики руки (штриховка птиц);

- развития заботливого и доброжелательного отношения к птицам, желания помочь им пережить суровое зимнее время.

Музыкальная деятельность

Художественно – эстетическая деятельность (синтез искусств)

Тема: «Сорока-Белобока»

Задачи:
- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;

- способствовать развитию навыка взаимодействия со сверстниками;

- создавать условия для:

- расширения представлений детей о жизни птиц в зимнее время;

- развития умения видеть образ птиц  на  репродукциях картин;

- развития умения описывать репродукции картин;

- развития умение слушать и подбирать классическую музыку к репродукциям картин;

- развития умения  при помощи пластических этюдов изображать зимующих птиц;

- развития умения слушать художественное произведение и соотносить его с образом на картинах;

- развития

 доброжелательного отношения к птицам,

чувства прекрасного

Двигательная деятельность

 Театрализованная деятельность

Тема: «В гости птички прилетели»

Задачи:

 - обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;

- способствовать развитию навыка взаимодействия со сверстниками;

- создавать условия для:

- закрепления  представлений о зимующих птицах;

- развивать умения передавать образы птиц в пластике и движении;

- развития звукоподражания голосов птиц»;

- развития логоритмических навыков: умения координировать речь с движением;

- воспитания доброго отношения к птицам

Двигательная деятельность

Тема: «Зимующие птицы»

Задачи:

- создавать условия для:

- развития представлений о зимующих птицах;

- развития умения:

- сохранения равновесия при ходьбе по скамье;

- умения перепрыгивать подряд через 2-3 предмета;

- развития ловкости, координации движений

 

2

Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми

Восприятие художественной литературы

Тема: Чтение рассказа «Как Маша и Витя птицам помогали»

Цель: создание условий для социальной ситуации развития в процессе восприятие художественной литературы

Задачи:

- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;

- способствовать развитию навыка взаимодействия со сверстниками;

- создавать условия для:

- развития умения отвечать на вопросы по содержанию произведения полными предложениями;

- развития умения пересказывать своими словами основной смысл рассказа;

- развития умения внимательно слушать художественное произведение;

- интереса к художественным произведениям;

- чувства сопереживания к птицам

Конструктивная деятельность

Тема: «Ворона» (оригами)

Задачи:

- создавать условия для:

- закрепления представлений о зимующих птицах;

- развития умения передавать особенности строения птицы;

- развития умения сгибать лист бумаги в разных направлениях, пользуясь техникой оригами;

- развития внимания;

- развития умения конструировать по схеме и словесному объяснению;

- воспитания интереса к птицам

Изобразительная деятельность

Лепка

Тема: «Озорной мальчишка в сером армячишке - воробьишко»

Цель: создание условий для социальной ситуации развития в процессе лепки

Задачи:

- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;

- способствовать развитию навыка взаимодействия со сверстниками;

- создавать условия для:

- развития представлений о зимующих птицах;

- развития умения лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части прижимая их друг к другу, продолжать учить пользоваться стекой;

- развития мелкой моторики пальцев, глазомера и воображения;

- развития эстетического восприятия;

- развитие усидчивости, аккуратности.

       

           

Изобразительная деятельность

Аппликация

Тема: «Как розовые яблоки на ветках снегири»

Цель: создание условий для социальной ситуации развития в процессе творческой деятельности

Задачи:

- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;

- способствовать развитию навыка взаимодействия со сверстниками;

- создавать условия для:

- расширения представлений о птицах, особенностях их строения, о жизни птиц в зимнее время, о роли человека в жизни птиц.

- развития умения детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно – изобразительной деятельности;

- развития умения создавать красивую предметную композицию из веточек с «ягодами» рябины и птичек.;

- развития умения пользоваться клеем и салфетками;

- развития самостоятельности, аккуратности, усидчивости

Изобразительная деятельность

Рисование 

Тема: «Кто на ветке посмотри в красной шапочке сидит?»

Цель: создание условий для социальной ситуации развития в процессе рисования

Задачи:

- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;

- способствовать развитию навыка взаимодействия со сверстниками;

- создавать условия для:

- развития представлений о зимующих птицах;

- развития умения различать птиц по существенным признакам;

- развития умения передавать в рисовании свои впечатления и наблюдения за птицами;

 - развития умения рисовать птицу поэтапно и закрашивать цветными мелками.

- воспитания любви к птицам, желания помогать им выживать в зимних условиях

     

Акция «Покормим птиц зимой» (вывешивание кормушек)

3

Познавательно-исследовательская деятельность

I     Наблюдение за птицами (развитие умения узнавать птиц, описывать их)

     Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

  Рассматривание дидактических  картинок

II       Наблюдение за рябиной - какие птицы прилетают? (развитие наблюдательности)

     

   Д/и: «Чем питаются птицы?»

(развитие внимания)

     

       

I       Наблюдение за прилетающими птицами на участок

(развитие умения рассматривать их внешний вид, сравнивать с другими птицами)

   Игра-экспериментирование: «Из чего состоит перо вороны?» (развитие умения рассматривать, делать выводы)

II       Наблюдение за воробьями, голубями (развитие умения называть отличия в передвижении, повадках)

     Разрезные картинки: «Птицы»

     Д/и «Назови птицу, которой не стало» (развитие внимания)

I       Наблюдение за синицами (развитие умения наблюдать за поведением птиц)

      Игра-экспериментирование «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы» (развитие представлений о птицах, о том, зачем им нужны перья, на что они похожи, какую роль играет перо в жизни птиц)

   Лото: «Зимующие птицы» (пища птиц)

II       Наблюдение за птичьими следами (развитие наблюдательности, развитие умения различать птичьи следы в сопоставлении с рисунками птичьих следов

   Д/и: «Меню птиц»

(развитие умения подбирать пищу пернатым)

I      Наблюдение за голубями на кормушке (развитие умения наблюдать за поведением птиц)

      Опыт: «Определи след птицы» (развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать)

II       Наблюдение за воробьями на кустарниках, деревьях (развитие сравнивать птиц между собой)

       Беседа: «Забота о птицах»

       Д/и: «Сравни»

(развитие умения находить отличия по внешнему виду воробья, синицы, снегиря)  -

I       Наблюдение за птицами - кто прилетает на кормушку? (развитие наблюдательности)

   Д /и: «Четвертый лишний» (развитие восприятия, мышления)

    Д/и «Найди, чей клюв»

II      Наблюдение за тем, как люди заботятся о птицах зимой (развитие умения делать выводы)

      Д/и: «Сравни»

(развитие умения находить отличия по внешнему виду вороны, сороки )

4

РЭМП, сенсорика

I      Д/и: «Посчитай птиц» (развитие порядкового счета) - Вова, Ярослава, Макар, Диана

II     Д/и: «Подбери пару птице» (развитие зрительного восприятия)  

I     Д/и: «Где сидит? (название птицы)» (развитие умения  ориентироваться в пространстве: справа, слева, спереди, сзади, сбоку) - Диана, Карина, Ваня, Ярослава, Данил

II     Д/и: «Сколько птиц на ветке?» (развитие умения считать по порядку, определять количество)

I     Д/и «Найди по силуэту» (развитие наблюдательности)

II     Д/у: «Что изменилось?»  (развитие восприятия)

подгруппа

I     Д/у: «Где сидит снегирь? (выше-ниже)» (развитие умения определять высоту)

II    Д/и: «Кто за кем?» (развитие внимания)

     Д/и: «Где сидит? (название птицы)» (ориентировка в пространстве - сверху, внизу, справа, слева)

I     Д/и: «На какой ветке видит птица?» (развитие умения определять толщину веток)

II      Д/у: «Когда это бывает?» (развитие умения определять время года по изображениям птиц)

5

Коммуникативная деятельность

I     Д/и: «Назови ласково»

(развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные сущ-е)

II    Д/и: «Ответь на вопросы» (развитие умения согласовывать числительные с сущ-ми)

      Д/у: «Расскажи о птичке» (изображение 2-3 птиц)  (развитие умения описывать птиц)

      Артикуляционная гимнастика (закрепление)

«Я играю с язычком»

Упражнения № 13-16

I      Пальчиковая игра: «Птички» 

(развитие умения согласовывать речь и движения)

     Д/и: «Исправь ошибку» (развитие пространственного представления) Рома, Марк, Арсений

II    Д/у: «Один-много» (развитие умения образовывать слова во множеств. числе)

      Артикуляционная гимнастика «Я играю с язычком» (закрепление)

Упражнения № 16-19

подгруппа

I     Д /и: «Вороны» (звуковая сторона речи) произношение слов, начинающихся с КАР...

     Артикуляционная гимнастика «Я играю с язычком» (закрепление)

Упражнения № 16-19

подгруппа

II    Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Собака и вороны»

 (развитие умения составлять небольшой рассказ)

   Д/и: «Где сидит Снегирь?» (развитие умения употреблять предлог НА)

I    Д /и: «Закончи предложение» (развитие умения заканчивать предложение по смыслу)

    Речь с движением

«Перышко»

II     Д/у: «Расскажи о птичке» (изображение птиц) (развитие умения описывать птиц) подгруппа

    Артикуляционная гимнастика «Я играю с язычком»

Упражнения № 19-21

I    Составление загадок на тему: «Зимующие птицы» (активизация речи)

    Речь с движением

«Села птичка на окошко»

     Д/и «Отгадай, что за птица» (по описанию) (развития внимания, памяти)

II     Д /и: «Повтори слова» (развитие умения повторять слова-рифмы)

     Артикуляционная гимнастика

«Я играю с язычком»

Упражнения № 19-21

Подгруппа

    Пальчиковая гимнастика «Птички»

6

Восприятие художественной литературы

I      Чтение перед сном В. Берестов «О чём поют воробушки»,

Т. Евдошенико «Берегите птиц»

I    Чтение перед сном рассказа Е. Чарушин «Воробей»

II    Чтение

В. Зотов «Ворона», (развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сказки)    

I    Чтение перед сном А.Н. Толстой «Сорока»,

Т. Нуждина «Воробьи»

II     С. Городецкий «Как птицы учились летать»
(развитие умения отвечать на вопросы по прослушанному)

     Повторение стихотворения В. Берестова «О чём поют воробушки»

I    Чтение перед сном С.Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся»

II     Разучивание стихотворения:

Е. Трутнева «Воробей» (развитие памяти)

   

    Н.Сладков «Зимние долги»

I      Чтение перед сном Александра Яшина:
«Покормите птиц зимой»

Н.Сладков «Жалобы на снегу»

II    Чтение стихотворения

Е. Благинина

«Для гостей на окно»

(развитие умения вести диалог по прочитанному)

   

7

Конструктивная деятельность

I     Конструирование из различных видов конструктора по желанию детей

I     «Птицы»

(конструирование из плоскостного конструктора)

II     Конструирование из различных видов конструктора по желанию детей

I     «Кормушка» (конструирование из различных видов конструктора)

II     «Птички-невилички» (плоскостное конструирование из геометрических форм)

I      «Кормушка» (из счетных палочек)

II    «Птицы» Конструирование из различных видов конструктора по желанию детей

I     «Снежная горка»  (из деревянного конструктора)

II    Конструирование из различных видов конструктора по желанию детей

8

Игровая деятельность

I      Ср/и: «В зимнем лесу» (развитие умения придумывать сюжеты и обыгрывать их)

II    Соц/и: «Волшебный микрофон»

  Лото. «Лабиринт Зимующие птицы»

 

I     Соц/и: «Доброе тепло» (развитие эмоциональной сферы, передача тепла птицам)

II   Психологическая ситуация: «Если бы вы были птичкой (синицей, воробьём, снегирем и т. д.,то что бы вы сказали детям, которые для вас сделали такие замечательные кормушки? (развитие умения выражать эмоции) 

I       Н/и «Домино» (птицы)

II    Этюды: «Птицы в лесу» (развитие умения перевоплощаться)

     

I ССр/и: «Птичий базар» (развитие умения придумывать сюжеты и обыгрывать их)

II       Мимическая игра: «Признаки зимы» (развитие умения передавать характеристику эмоциями)

I 

      Н/и «Домино» (птицы)

II    Игровая ситуация: «Птичья столовая»

      Н/и «Разрезные картинки»

9

Изобразительная деятельность

I      Рисование по собственному замыслу (мелки, карандаши, фломастеры, листочки)

II      «Птицы леса» (раскраски)

I    Рисование: «Воробей» (мелки, карандаши, листочки)

II Предложить детям карандаши, мелки, пластилин, краски

I      Аппликация из готовых форм: «Снегирь»

II Предложить детям раскраски карандаши, мелки, пластилин, краски

I      Лепка по собственному замыслу

II Предложить детям карандаши, мелки, пластилин, краски

I      Лепка «Сова» (пластилин, стеки)

II     Рисование по замыслу «Птицы»: (краски, кисти)

восприятие произведений изобразительного искусства

    Выставка репродукций картин русских и зарубежных художников «Зимние пейзажи»

    Рассматривание репродукций картин И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца», И. Шишкин «Зима»

(развитие умения сравнивать пейзажи)

10

Музыкальная деятельность

I 

II      Муз.дид. игра: «Птицы и птенчики» муз. и сл. Е. Тиличеевой (определение по характеру музыки)

   (развитие умения употреблять слова - характеристики для музыки)

I     Пение, повторение песен к новому году

II     Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П.И. Чайковского «Времена года» (развитие умения различать голоса птиц через музыкальное произведение)

     

I

II    Танец: «Птицы» (развитие чувства ритма, умение придумывать движения под музыку)

I     Пение, повторение песен к новому году (развитие памяти, умения петь)

II      Муз.дид. игра: «Наш оркестр» (развитие тембрового слуха)

I     Слушание «Кукушечка» рус. нар. песенка

II    Прослушивание классической музыки про зиму: А. Вивальди, П. Чайковский из цикла «Времена года. Зима» (развитие умения сравнивать музыку между собой)

11

Трудовая деятельность

I    Чистка малых форм на участке (развитие трудолюбия)

Сбор снега для горки

(подгруппа)

II       Поддержание внешнего вида кукол (развитие умения подбирать им одежду, причесывать и т.п.)

    Поручения «Уберем игрушки» (развитие трудолюбия)

I     Чистка кормушек

 (развитие трудовых навыков)

II     Мытье клеенок (развитие умения выполнять поручения)

I      Чистка дорожек на участке от снега (развитие желания трудиться сообща)

II      Подкормка птиц (развитие желания помогать взрослым)

I      Одевание на прогулку (развитие самостоятельности, умения завязывать шарф)

II Полив, рыхление комнатных растений (развитие умения ухаживать за комнатными растениями)

     

I     Поведение за столом во время еды (развитие этикета: поза, пользование столовыми приборами, салфеткой, при жевании пищи не открывать рот и т.п.)

   

II     Уборка в группе: игрушек, мебели (развитие трудолюбия)

12

Двигательная деятельность

I     П/и: «Воробьи и вороны» (развитие представлений детей о характерных движениях птиц, развитие умения имитировать их голоса),

П/и: «Птицы на кормушке»

(развития внимания)

     Лыжи

    Упражнение: «Пройди тропинку» (развитие умения кататься на лыжах)      

Физминутка: «Вороны»

II Босохождение: «Массажные коврики, ребристая доска»

   П/и: «Птички в гнездышках» (развитие быстрой реакции, бега),

П/и: «Совушка» (развитие внимания)

         Кегли

Упражнение: «Сбей кегли» (развитие меткости, ловкости)

I    П/и: «Воробушки и кот» (развитии умения играть по правилам),

П/и: «Кто, где живет» (развитие быстрой реакции, внимания)

    Змейки

      Упражнение: «Добрось» (развитие силы рук)

Физминутка: «Голуби и воробьи»

II Босохождение: «Массажные коврики, коса, ребристая доска»

   П/и: «Снегири» (развитие внимания, реакции),

П/и: «Совушка и птички» (развитие быстроты)

Физминутка: «Летели две птички»

    Гимнастические палки

Упражнение: «Пройди по палке» (коррекция плоскостопия)

   

I     П/и: «Воробушки и кот», (развитие умения играть по правилам),

П/и: «Совушка и птички» (развитие умения ориентироваться в пространстве)

     Физминутка: «Холодно птичкам»

   Упражнение: «Прокатись» (развитие ловкости)

   

II Босохождение: «Массажные коврики, коса, ребристая доска»

    П/и: «Слушай мою команду» (развитие внимания),

П/и: «Лес - город» (развитие умения ориентироваться в пространстве)

    Кольцеброс

Упражнение: «Попади» (развитие меткости, глазомера)

   

I      П/и: «Птички в гнездышках»  (развитие  умения быстро бегать),

П/и: «Снежки»

(развитие меткости)

    Ледянки

Упражнение: «Удержи равновесие» (развитие умения держать равновесие)

   Упражнение: «Пройди по дорожке»

II Босохождение: «Массажные коврики, ребристая доска»

    П/и: «День и ночь» (развитие внимания),

П/и: «Воробушки и автомобиль» (развитие умения играть по правилам)

     Большие мячи

Упражнение: «Допрыгай на мяче» (развитие умения держать равновесие, прыгая на большом мяче)

   

I    П/и: «1, 2, 3 к дереву беги» (развитие быстрой реакции),

П/и: «Снежки»

(развитие меткости)

   Упражнение: «Вороны» (развитие быстрой реакции)

     

II Босохождение: «Массажные коврики, ребристая доска»

   П/и: «Птицы и ветер» (развитие умения действовать по сигналу),

П/и: «Замри» (развитие умения действовать по сигналу, сохранять позу)

  Физминутка «Снегири»

    Мячи

Упражнение: «Подбрось, поймай, упасть не давай» (развитие глазомера, ловкости)

     

13

Взаимодействие с родителями

Домашнее задание: «Рассказ - презентация о птице»

Консультация: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»

Домашнее задание: выучить с детьми: стихотворение, пальчиковую игру о зимующей птице

Памятка: «Первая помощь птицам зимой»

(пища для птиц)

Конкурс-смотр кормушек «Покормите птиц зимой!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование. Тема: "Зимующие птицы".

Примерное комплексно - тематическое планирование во второй младшей группе по теме: "Зимующие птицы" с учетом ФГТ. ...

Проект тематического дня Тема «Зимующие птицы»

детские работы по рисованию или конструированию;  «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»; рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах....

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...

«Знает сорока, где зиму зимовать» (статья к тематической неделе "Зимующие птицы").

laquo;Знает сорока, где зиму зимовать» (статья к тематической неделе "Зимующие птицы")....

Тематическое занятие "День зимующих птиц" для старшей группы

15 января – День зимующих птиц России, день общероссийской культурно-экологической акции "Покормите птиц!". Он отмечается уже восемнадцать лет и каждый год в этот день российские эколо...

Комплексно-тематическое планирование и "Зимующие птицы"

Планирование соедняя группа "Покормите птиц зимой"...