Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Савельева Людмила Владимировна

Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_pid_saveleva.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Разработчик: Савельева Людмила Владимировна

МАДОУ «Сказка» Тюменская обл. г. Когалым

Ханты-Мансийский Автономный Округ

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности

«Юные исследователи в лаборатории соли»

Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные

-Познакомить детей со свойствами соли;

-Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?

-Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё?

-Исследовать свойства соли опытным путём;

-Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие

-Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-Развивать творческие способности, воображение, любознательность;

Воспитательные

-Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Ход деятельности

1. Организационный момент

Вос-ль:

 Собрались все дети вкруг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вос - ль:

Ребята, на нашей планете есть вещество, без которого не сможет жить человек. Хотите узнать, что это за вещество?

Тогда отгадайте загадку:

-Отдельно, я не так вкусна,

но в пище-каждому нужна (соль)(на мольберте выставляем картинку «соль»)

Ребята, нам сегодня пришло письмо с одной удивительной историей про Ивана – купца, как ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – мехами. Вот поднялась в море, буря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая соль. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль в страну. А правил этой страной восточный султан. Отправился Иван к султану, чтобы продать ему соли. А султан про соль, ничего не слыхивал: во всем его государстве соли - то не ели. Поразмышлял султан, подумал, да и купил у Ивана соль.

Чтобы связаться с Султаном нам надо подключить флешку которая находится в конверте.

Султан: дорогие ребята, купил я у Ивана-купца мешок белого вещества, ой, ведь даже названия не помню.

Помогите мне разобраться, что это за вещество и для чего оно.

Вос - ль: Ребята, поможем султану?

Дети: да.

Вос-ль: а как же нам быть? Как помочь тебе, мы же и сами не знаем что это.

Султан: а я все принес в мешочке. (показывает мешочек с солью).

Вос-ль: ребята, для того, чтобы разобраться, что у султана за вещество, предлагаю вам отправиться в лабораторию.

-А что такое лаборатория?

Лаборатория  — оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований. 

В нашей лаборатории есть 3 разных отдела, в которых есть свои обязанности.

- В нашей лаборатории будут  исследователи и лаборанты.

-ну а какие же мы ученые без тренировки, предлагаю нам размяться.

Руку правую вперёд, а потом её назад

А потом её вперёд и немного потрясём.

Руку левую вперёд, потом её назад

А потом её вперёд и немного потрясём.

Ногу правую вперёд, а потом её назад

А потом её вперёд и немного потрясём.

Ногу левую вперёд, а потом её назад

А потом её вперёд и немного потрясём.

Всем туловищем вперед,

Всем туловищем назад

Покрутись, повертись

И в исследователей превратись.

Вос-ль: Молодцы, вы прошли подготовку и можете отправиться в лабораторию.

Для того чтобы нам приступить к работе, необходимо одеть специальную одежду (дети одевают фартуки и шапочки).

Вос-ль: Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

• Близко не подносить предметы к глазам.

• Без надобности ничего не брать в рот.

Вос - ль: ну что, ребята, вы готовы узнать, что за белое вещество у султана?

Дети: да.

Вос- ль: проходим в первый отдел под названием «свойства соли». 

- юные исследователи, обратите внимание, перед вами тарелки.

 Что мы видим?

Дети: это соль.

Султан: соль, а что такое соль?

Вос-ль: Соль, бывает несколько видов:  морская – которая  содержится в морской воде; каменная - добытая из горных месторождений; поваренная -  отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов; йодированная – с большим содержанием йода.

– прошу взять лупы и рассмотреть через нее несколько видов соли.

Ребята, на , что похожа соль?

Дети: соль похожа на маленькие кристаллики. (на мольберте картинка «Кристалы соли»)

Вос-ль: А как вы думаете, соль растворяется в воде? (Да)

Давайте проверим.

В стаканах налита вода – тёплая и холодная, положите одну столовую ложку соли и размешайте.

Какой вывод можно сделать?

Дети: Соль, в тёплой воде растворяется быстрее и лучше, чем в холодной. ( на мольберте «Стакан с мутной водой»)

Вос-ль: Как вы думаете, какая соль на вкус?

Дети: соленая.

Предлагаем Султану попробовать соль на вкус.

Султан: фу, фу и правда соленая.(картинка «Солёный вкус»)

Вос-ль: Ребята, понюхайте, имеет ли соль запах?

Дети: нет.(картинка на мольберте «без запаха»)

Вос-ль: Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети-Вывод: соль белая, соленая, не имеет запаха, хорошо растворяется в воде.

Султан: а соль что с неба сыпется или на деревьях растет? Откуда ее берут?

Вос-ль: ребята, давайте расскажем султану, как добывают соль.

Дети: (Даша) ее добывают различными способами: добывают в море и на суше, в подземных шахтах 

Раньше соль добывали в ручную и это был очень тяжелый труд, но в наше время при добычи соли используют специальные комбайны – солесосы . 

Султан: как много интересного вы мне рассказали! Вот только я так и не понял, что с ней делать то надо?

Вос - ль: А для того, чтобы узнать, для чего её используют, нам нужно перейти во второй отдел «лабораторию пищевой продукции». 

Ребята, как вы думаете, для чего используют соль?

Дети: для приготовления пищи, засолки 

Вос-ль: соль, в качестве добавки к пище, вошла в наш рацион очень-очень давно. Ведь недаром в России дорогих гостей принято встречать «хлебом с солью». Соль необходима всем людям.

- и сейчас мы с вами проверим (нарезаны кусочки овощей с солью и без, дети пробуют).

-на кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду, в которой они варятся добавить немного соли. Процесс очистки станет легче.

Султан: значит, соль нужна для приготовления пищи.

Вос-ль: знаешь, Султан, соль нужна не только для приготовления пищи, но и необходима  растениям и животным, и конечно же человеку.

Правда, ребята?

Султан: да это не соль, а просто чудо природы!

А чтобы по - больше узнать, мы с вами отправляемся в следующий отдел «химическая лаборатория» 

Действительно, соль используют не только на кухне, но ее ещё широко используют в быту.

Как вы думаете, где ее применяют?

Дети: посыпают дороги 

Вос-ль: Для чего посыпают дороги солью? (Чтобы быстрее таял лёд)

- Сейчас мы проведем опыт со льдом и с солью.

-соль способна растопить лед. И мы это с вами проверим.

- берем кубики 2 кубика льда, кладем на тарелки и посыпаем один солью, а второй нет.

-что происходить?

Дети: лед тает, где есть соль быстрее , чем где её нет.

Султан: никогда бы не догадался, что такое возможно.

Вывод: В солёной воде больше плотность, чем в пресной.

Вос-ль:-Ребята, скажите, мне, пожалуйста, может ли соль быть цветной(да) 

-Чем можно окрасить соль(цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)

Арина: сейчас расскажет вам , как  красил соль цветными мелками в домашних условиях.

-Я измельчил мел, затем  соединил его с солью и смешал.

Получилась соль голубого цвета.

-Сегодня мы с вами будем декорировать баночки из цветной соли. Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости.

-А делается это так: у вас у всех на столах стоят баночки с солью и баночки с мелом, мы всё соединим, размешаем, для получения цветной соли. Соль нужно насыпать слоями до конца и плотно закрыть крышечкой.

Дети дарят свои баночки Султану и гостям.

Воспитатель: молодцы, ребята, что помогли Султану.

Теперь ты понял, что же продал тебе Иван-купец?

Султан: да, это соль. Спасибо вам, ребята, за помощь.

Теперь я буду дорожить солью и обязательно расскажу всем в моей стране чему вы меня научили.

И мне хочется вас поблагодарить и угостить восточными сладостями.

Султан: до свидания, ребята, пора мне отправляться в путь.

Дети: до свиданья.

Подведение итога:  Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?

                                  Что нового вы узнали?

                                  Что больше всего вам понравилось?

Воспитатель: ну, что ребята, справились мы с заданием, помогли султану, пора нам заканчивать наш рабочий день в лаборатории и возвращаться в д/с. снимаем исследовательские костюмы.

Всем туловищем вперёд,

Всем туловищем назад

Покрутись, повернись

И в группе д/с окажись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Лаборатория воды". Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация."

Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов п...

Конспект развития познавательно-исследовательской деятельности "Лаборатория".

Конспект развития познавательно-исследовательской деятельности......

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные кристаллы соли»

Автором предлагается конспект познавательно - исследовательской деятельности....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)

    Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...