консультация "влияние человека на окружающую среду"
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Богонович Надежда Петровна

             И живая, и не живая природа - это природные факторы, определяющие особенности жизни всего живого. На современном этапе наука «экология» находиться на стыке природного и социального факторов (человек в природе имеет двоякое значение: чем больше он вмешивается в природные связи, тем хуже физическая среда для человека).

Понять суть этого выражения очень трудно для маленького ребенка. Дети не воспринимают экологические проблемы, так как они не касаются их лично. Дети не видят результатов своей любви к природе, и это понятие становится для них пустым звуком. Итог всего этого – нулевая информация, т.е. знаешь, что природу надо любить и беречь, но ничего не делаешь , и в итоге это знание ничего не дает. Дети охладевают к природе, потому что экологические проблемы непонятны им и не затрагивают их лично. Поэтому целесообразнее всего работу по экологическому воспитанию дошкольников начать с девиза:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               «Нет в природе ни полезных, ни вредных, одни только необходимые».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Н.Сладков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние человека на окружающую среду»

Богонович Надежда Петровна, воспитатель, высшая квалификационная категория МБДОУ ЦРР детский сад «Танюша», пгт.Федоровский, Сургутский район, ХМАО-Югра

             И живая, и не живая природа - это природные факторы, определяющие особенности жизни всего живого. На современном этапе наука «экология» находиться на стыке природного и социального факторов (человек в природе имеет двоякое значение: чем больше он вмешивается в природные связи, тем хуже физическая среда для человека).

Понять суть этого выражения очень трудно для маленького ребенка. Дети не воспринимают экологические проблемы, так как они не касаются их лично. Дети не видят результатов своей любви к природе, и это понятие становится для них пустым звуком. Итог всего этого – нулевая информация, т.е. знаешь, что природу надо любить и беречь, но ничего не делаешь , и в итоге это знание ничего не дает. Дети охладевают к природе, потому что экологические проблемы непонятны им и не затрагивают их лично. Поэтому целесообразнее всего работу по экологическому воспитанию дошкольников начать с девиза:

                                                 «Нет в природе ни полезных, ни  

вредных, одни только необходимые».                      

                                                                                                                 Н.Сладков.

Очень важно научить ребенка видеть неповторимость и индивидуальность живого существа, сформировать интерес к нему и на этой основе – сочувствие и желание сохранить.  Существует три основных компонента направления экологического воспитания:
-интеллектуальный (сообщение знаний);
-эмоциональный (воздействие на чувства);

-действенный (проявляется в отношении к природе).

Сочетание этих компонентов составляет нравственную сторону, позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.

Основные задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте:

  1. Воспитание сочувствия ко всему живому и готовность сохранить его. (Не вмешивайся!).
  2. Воспитание умения видеть красоту природы в разных ее проявлениях (растения, животные, пейзажи…)и желание сохранить ее для повторного восприятия. (Учись видеть красоту!).
  3. Формирование интереса к познанию природы,  ее закономерностей. (Будь любознателен!).

Исходя из задач экологического воспитания дошкольников, можно сформулировать принципы общения ребенка с природой.

  1. В природе будь вежливым гостем у добрых хозяев (лесных, луговых, садовых…).
  2. Старайся ничего, кроме знаний и впечатлений, не уносить с тропинки природы.
  3. Не нарушай дружбу растений и животных с человеком, оставь природу в сохранности и целостности.
  4. Замечай, запоминай, зарисовывай интересное, увиденное тобой.
  5. Без нужды в природе ничего нельзя рвать, топтать, ломать.
  6. Каждый приноси пользу: посади, разведи, расширь, укрепи, помоги, поделись.

Экологическое воспитание дошкольников должно основываться на принципе «Не навреди!» и содержательным итогом экологического воспитания в дошкольном возрасте должно быть формирование у дошкольников начал правильного отношения к природе, выраженного в положительных эмоциональных реакциях, словесном сочувствии, в готовности прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.
Экологическое воспитание это формирование на основе экологических знаний бережного и заботливого, осознанно правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей.

Содержание экологического воспитания и возможность  реализовать его в детском саду тесно связаны с условиями жизни детей и методами воспитания. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, продуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения – это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата.

Необходимо отметить, что важным звеном в экологическом воспитании детей является семья, и работа педагогов будет неполной без преемственности в системе «детский сад – семья». Можно сказать, что семья должна взять на себя часть работы по формированию у дошкольников правильного отношения к природе, а педагог – направить эту работу в нужное русло.

В работе с родителями по данной проблеме решаю следующие задачи:

  1. Раскрываю перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения дошкольника к природе.
  2. Устанавливаю преемственность в работе с семьейц по вопросам экологического воспитания.
  3.  Ищу пути естественного включения семьи в процесс экологического воспитания дошкольников.

Формы влияния на семью для решения указанных задач могут быть разнообразными и они общеизвестны.  Чтобы сформировать у своих детей нравственное отношение к природе, родители должны поставить перед собой следующие задачи:

  1. Совершенствовать свое отношение к природе, что должно проявляться в поведении.  Детям  свойственна подражательность, в силу которой они заимствуют образцы поведения, особенно поведения родителей. Заимствования бывают положительными и отрицательными, поскольку критическое мышление развить у детей недостаточно. Они подражают поведению родителей в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям
  2. Трудиться в природе совместно с детьми. Ухаживать за комнатными растениями, за домашними животными, работать на приусадебном участке, принимать участие в облагораживании поселка – и все вместе с детьми. В результате ребенок станет не потребителем, а рациональным хозяином природы. А родители – образцом трудолюбия и бережного отношения к природе для ребенка.
  3. Совершать экскурсии в природу вместе с детьми. Общение с природой делает человека более чутким и отзывчивым, поэтому ходите в природу пешком с детьми, путешествуйте на велосипедах, зимой – на лыжах. Это может быть лес, парк, луг, поле, берег реки, дачный участок, где ребенок может получить ценную информацию о природе.
  4. Использовать всевозможные источники информации о природе. Приобрести книги о природе, рассматривать фотографии, картины, иллюстрации с детьми, читать художественные произведения о природе, смотреть телевизионные природоведческие передачи – тогда ваш ребенок получит необходимые знания о природе и сможет в дальнейшем на основе этих знаний правильно относиться к природе.
  5. Использовать экологическое содержание в повседневной жизни: на прогулках, в играх, беседах с ребенком. Рассказывать ребенку интересные факты из жизни природы.

Уважаемые родители, накапливайте опыт общения ребенка с природой, будьте для ребенка источником знаний о природе – и результат не замедлит сказаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сколько вреда экологии приносит обычный человек, и почему переработка отходов вредит окружающей среде.

На сегодняшний день перед нами очень остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. Ежедневно человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает большое количество отходов, которые наносят не...

Факторы, влияющие на ухудшение окружающей среды и человека.

В этом материале отражаются факторы влияющие на ухудшение окружающей среды и наносящие вред человеку. ...

Проектно-исследовательские работы: «Окружающая среда и здоровье человека». Тема: Наш огородик.

На протяжении многих лет, в нашем саду, а именно на участке для прогулок, мы, воспитатели, организовали огород. Нашей задачей была зародить свой собственный огород, приучать детей к труду и к бережном...

Методическая разработка.Конспект ООД в старшей группе: Тема: «Окружающая среда и здоровье человека»

Конспект ООД  в старшей группе: Тема:  «Окружающая среда и здоровье человека»...

Тема экологической ситуации очень актуальна, поскольку современный человек производит такое количество отходов, что проблема их утилизации становится с каждым днём всё более масштабной. Многие из нас даже не задумываются, что состояние окружающей среды на

Тема экологической ситуации очень актуальна, поскольку современный человек производит такое количество отходов, что проблема их утилизации становится с каждым днём всё более масштабной. Многие из нас ...

Мини – проект по опытно экспериментальной деятельности на тему: «Влияние фактора экологии на окружающею среду и человека».

Цель проекта.1. Формировать представление детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире, живой природе. 2. Развивать любознательность как основу познавательной активн...