Картотека игр -экспериментов для детей 2-3 лет
картотека по окружающему миру (младшая группа) на тему

Доношенко Надежда Николаевна
«Водонос» Цель: познакомить со свойствами вещества, способствовать развитию координации движений. Необходимый инвентарь: тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки. Ход деятельности Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку. Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки. Сравните, в какой банке воды окажется больше. Спросите, чем зачерпнуть вообще не получится. «Сквозь сито» Цель: познакомить с назначением предметов и свойствами вещества. Необходимый инвентарь: стакан, сито Ход деятельности Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. «Выжми мочалку» Цель: развитие мелкой моторики.Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка. Ход деятельности Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать то же самое. «Поплывет или утонет?» Цель: развитие наблюдательности, мелкой моторики, освоение навыков классифицирования предметов. Необходимый инвентарь: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы), и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки), емкость с водой, два пустых ведерка. Ход деятельности Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними. Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое — то, что оказалось на дне. «Легкий – тяжелый» Цель: познакомить с легкими и тяжелыми предметами, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»). Ход деятельности Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, который каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек: • игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках; • игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему. • игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. • Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему. Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержания ведерок. "Почему кораблики не плывут?" Цель: обнаружить воздух, образовать ветер. Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой. Ход игры - эксперимента Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.