Главные вкладки

    " Что рассказать ребенку о блокаде Ленинграда"
    методическая разработка по окружающему миру на тему

    Цель: - расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Задачи: - Познакомить детей с жизнью людей в это время. - Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма. - Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы. - Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны. - Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города; - Формировать любовь к родному городу. - Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады». - Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов. Предварительная работа: 1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда; 2. Заучивание стихов о Блокаде; 3. Беседы с детьми; 4. Слушание военных песен. 5. Чтение художественной литературы по теме. Оборудование и материалы : презентация «Блокада Ленинграда», стенд с наглядным материалом о Блокаде, цветы, свеча, 125гр. хлеба( заранее взвесили в столовой). Воспитатель: Ребята, сегодня 27 января у нас с вами особенный день. Мы жители этого прекрасного города знаем, что в этот день сняли блокаду Ленинграда. А как вы думаете, что обозначает слово блокада? Ответы. Ребенок: Сегодня день особенный, ребята, День памяти – торжественный, святой. 71 год со дня снятия блокады, Отмечает город наш родной. В тот день, прорвав кольцо блокады, Наш город из последних сил Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда, И в яростных сраженьях победил. Воспитатель: Давайте вспомним, кто является основателем города? Ответы. Воспитатель: А сколько замечательных имен имел наш город? Ответы. Воспитатель: Ребята, скажите, какова была норма хлеба в те далекие времена, и каков был этот хлеб на вкус? Ответы. Ребенок: В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран. Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба, Сто двадцать пять грамм. Воспитатель: Хлеб готовили из отрубей, он был горький . Он был невкусный, норма была очень маленькая, выдавали хлеб по карточкам, а если карточку потеряешь, то и вообще останешься голодным. Воспитатель: Как называлась дорога, по которой нам тогда доставляли продовольствие? Ответы. Воспитатель: Да – Дорогой жизни. По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили слабых и больных. Вывозили их на машинах, эти машины назывались – полуторки. Посмотрите на картинку, вот такие машины проезжали по дороге жизни. Воспитатель: Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми. Воспитатель: А как называется озеро, по которому проходила эта дорога жизни? Ответы. Ребенок: Дорога жизни узким коридором, Протянута по Ладожскому льду. Она спасала наш любимый город, В том страшном и чудовищном аду. Воспитатель: Ребята, я вам тоже предлагаю поиграть. Представьте, что вам тоже нужно доставить продукты, а доставлять вы их будете, тоже по дороге жизни. У вас на полу две полосы (квадратики бумаги), нужно аккуратно по квадратикам передвигаться, мимо не наступаем, иначе провалился и главное нужно перевезти продукты с одного берега на другой, ничего не теряя. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в то время детям тоже было очень трудно, но они учились, помогали старшим, после учебы они еще и работали. А вспомните, как звали девочку, которая вела дневник. Ответы. Ребенок: В осаждённом Ленинграде Эта девочка жила. В ученической тетради Свой дневник она вела. В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, Слышит мир её слова. Воспитатель: Это было тяжелое время. 900 дней и ночей был оторван город от Большой земли. Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года. В холода, когда бушуют снегопады, В Петербурге этот день особо чтут, – Город празднует День снятия блокады, И гремит в морозном воздухе салют. Это залпы в честь свободы Ленинграда! В честь бессмертия не выживших детей… Беспощадная фашистская осада, Продолжалась девятьсот голодных дней. Замерзая, люди близких хоронили, Пили воду из растопленного льда, Из любимых книжек печь зимой топили, И была дороже золота еда. Ели маленький кусок ржаного хлеба, По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял. И бомбёжка вместо звёзд ночного неба, И руины там, где дом вчера стоял… Но блокаду чёрных месяцев прорвали! И когда врага отбросили назад, Был салют! Его снаряды возвещали: – Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград! От усталости, шатаясь, ленинградцы, Шли на улицы, и слышалось: «Ура!» И сквозь слёзы начинали обниматься, – Всё! Закончилась блокадная пора! Есть салют у нас весной – на День Победы, Он цветами красит небо всей стране, Но особо почитают наши деды, Тот салют в голодно-белом январе… Воспитатель: Предлагают минутой молчания почтить всех кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени. Минута молчания. Воспитатель: Сегодня, 27 января, в день полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков, я предлагаю вам дома вечером в окошке зажечь свечу памяти или просто фонарик. Это будет символизировать нашу память о той страшной странице истории нашего великого города. 900 дней. Дней, наполненных голодом, холодом, страхом, смертью и скорбью. Пронесем же память, об этом героическом подвиге наших великих защитников города через года, через века. Пока мы живы - жива память. Пока жива память - мы будем жить! Воспитатель: Ребята, вы все сегодня утром принесли гвоздички и я предлагаю сейчас всем одеться и отправиться к стеле памяти и возложить наши цветы. У мемориала дети спели песню «Им было всего лишь двенадцать…» Воспитатель: Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане – мужчины, женщины, дети….. Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем. Так их много под вечной охраной гранита. Но знай внимающий этим камням, Никто не забыт и ничто не забыто. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РЕБЕНОК О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

    Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;- акти...

    Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

    Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

    Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

    Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

    Рекомендации родителям «Как рассказать детям о Блокаде Ленинграда»

    Рекомендации родителям о том, как рассказать детям о Блокаде Ленинграда в Великую Отечественную Войну...

    «Как рассказать ребенку о блокаде и подвиге ленинградцев?»

    Практические материалы для родителей и педагогов, пример литературных произведений для чтения детям, рассказы очевидцев о блокаде Ленинграда....

    Рекомендации родителям "Как рассказать детям о Блокаде Ленинграда"

    Рекомендации предназначены родителям детей подготовительной к школе группы, рассказывают о сложном периоде в годы Великой Отечественной войны. ...