Педагогический совет. Тема: "Развитие познавательной, творческой и общественной активности в процессе формирования экологических представлений у дошкольников".
методическая разработка по окружающему миру по теме

Хромова Анна Юрьевна

Методическая разработка для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_ekologiya_na_sayt.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Педагогический совет

Развитие познавательной, творческой и общественной активности в процессе формирования экологических представлений у дошкольников

1. Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Задачи: 1. Систематизировать работу по экологическому воспитанию, установить взаимодействие специалистов и воспитателей ДОУ по данной теме.

2. Укрепить усвоение детьми элементарных норм поведения по отношению к живой природе.

3. Развить творческий потенциал педагогов и родителей.

2. План проведения педсовета

1. Экологическое воспитание дошкольников (вступительное слово).

2. Экологический блиц-турнир «Подумай и ответь».

3. Игра с мячом «Земля, вода, воздух».

4. Изготовление новогоднего украшения из бросового материала.

5. Опыты по экологии.

6. Кроссворд «Экологический калейдоскоп».

7. Подведение итогов.

3. Экология и экологическое воспитание.

4. Что означает термин “Экология”?

Термин “экология” введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

5. Экология как наука появилась еще в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии, ведь человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Появилось понятие «экологическое воспитание».

6. Что же такое экологическое воспитание?

– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых, это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Формы, методы и условия работы с детьми и родителями в этом направлении постоянно обновляются.

7. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления. Маленький человек интересуется всем, что его окружает, проявляет высокую общественную активность и стремление к творчеству. Важно не упустить этот момент, ведь процесс формирования экологических представлений у дошкольника может существенно повлиять на развитие личности ребенка в целом.

8. Задачи экологического воспитания:

– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.

– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

- Развитие творческой, познавательной и общественной активности детей.

9. Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения. Учитывает интерес и возрастные особенности. Использует все многообразие форм, методов и приемов в процессе работы.

10. Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя и детей.

11. Организованные:

– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д),

– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные),

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

12. Совместная деятельность:

– наблюдения и труд в уголке природы;

– целевые прогулки на природе;

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки);

- рассматривание картин, иллюстраций в книгах, экологические сказки;

– рассказы воспитателя о животных, растениях и т.д.;

– работа с моделями;

– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

– сбор коллекций, семян, камней, листьев;

- экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и тд),

– опыты, поисковая деятельность;

- игры (подвижные, дидактические, музыкальные);

- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,

– работа с календарями природы, дневниками наблюдения;

– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние животные, животные жарких стран).

13. Роль игры в формировании экологических представлений

Как известно, ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Именно в играх заложены большие возможности для формирования экологических представлений у детей. Игры могут быть самые разнообразные: сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные, дидактические. Для старших дошкольников подойдут интеллектуальные игры, например, КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т. п.

14. Блиц-турнир

«Подумай и ответь»

(о снеге)

1) Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее) - 15

(о растениях)

1) Какое дерево называют символом России и почему? (Береза, Дерево это ассоциируется с русским пейзажем, по которому так скучают русские переселенцы, покинувшие нашу страну… ) - 16

2) Какое растение считалось священным у славян и отвечало за силу и достаток? (Дуб) - 17

3) Для чего нужна трава? (корм животных, очищение воздуха, пряности и т. д.) - 18

(о птицах)

1) Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (Сова, филин) - 19

2) Какие птицы прилетают к нам первые весной? (Грачи) - 20

3) Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем) - 21

 

(о насекомых)

1) Какую «корову доят» муравьи? (Тлю-коровку) - 22

2) Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»? (Стрекозу) — 23

3) Сколько ног у жука? (шесть) - 24

(о животных)

1) Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»? (Лось, раз в год зимой он теряет свои рога) - 25

2) Какое животное любит спать вниз головой? (летучая мышь) - 26

3) Детеныши какого животного питаются молоком другой матери? (зайчата) — 27

28.  Игра с мячом «Земля, вода, воздух»

29. Экология и творчество

30. Одной из главных экологических проблем на сегодняшний день является утилизация мусора. Мусорные ведра в наших квартирах заполняются очень быстро. По статистическим данным на 1 человека в год приходится 1 тонна мусора. Весь этот мусор нуждается в утилизации, то есть в уничтожении или переработке. Есть несколько способов решения этой проблемы (сжигание, переработка, свалки), но мы предлагаем, возможно, не самый эффективный, но зато оригинальный и творческий.

31. Изготовление поделок из бросового материала - замечательное  занятие,  которое способствует развитию конструкторского мышления, эстетического вкуса, творческого воображения. Бросовый материал всегда доступен и не требует лишних затрат. А поделки, игрушки и даже украшения из ненужных материалов вполне могут конкурировать с покупными аналогами. Дети всегда относятся к подобным видам деятельности с большим интересом.

32. Елочные украшения из бросового материала.

33.  Вам понадобятся:

-картон

-нитки для вязания

-пуговицы, бусинки, пайетки, любые другие элементы декора

-клей

-ножницы

-фигурный дырокол

34. Вот что может получиться.

35.  Роль предметной среды в экологическом воспитании дошкольников

36. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности.

37. В условиях группы эколого–развивающую среду можно поделить на три зоны: зона природы (уголок природы), зона лаборатории и зона библиотеки.

38. Примерный перечень материала и оборудования эколого – развивающей среды:

  Календарь природы.

  Дневники наблюдений.

  Экологическая библиотека о природе.

  Развивающие и дидактические игры.

  Паспорта растений и животных.

  Карта родного края, глобус.

  Огород на окне.

  Поделки, рисунки детей и взрослых.

  Альбомы типа: «Домашние животные», «Времена года».

  Инвентарь для ухода за растениями и животными, для игр и экспериментирования.

  Объекты для экспериментирования.

  Растения, характерные для различных времён года.

  Краеведческие материалы.

  Сундучок с природным материалом.

  Коллекции и гербарии.

  Книги познавательного характера и т. д.

39. Также целесообразно завести небольшой уголок природы (огород или клумбу) на площадке для прогулок, где дети могли бы самостоятельно ухаживать за растениями, наблюдать за их ростом. Для работы с детьми на участке надо иметь настоящий, а не игрушечный сельскохозяйственный инвентарь, который соответствует росту и силам детей разных возрастных групп.

40.  Правильная организация эколого – развивающей среды позволяет педагогу использовать разнообразные формы и методы экологического образования детей, развивать разные виды экологически направленной деятельности: наблюдение, игра, труд в природе, поисковая деятельность, элементарные опыты.

41.  Опыты по экологии

42. Радуга в стакане

43. Кроссворд «Экологический калейдоскоп»

44.  Вопросы кроссворда

  1. О верности этих птиц слагаются песни.
  2. Охраняемая природная территория, на которой сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.
  3. Невидимое живое существо.
  4. Самый многочисленный класс животного мира.
  5. Олений мох.
  6. Как называются животные, завершающие любую пищевую цепочку?
  7. Приспосабливание животных к перенесению зимнего времени года.
  8. Комнатное растение, очищающее воздух.
  9. Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и  с окружающей средой.
  10. Весь окружающий нас растительный мир называется именем древней богини цветов и юности. Как ее звали?
  11. Сидячее морское животно, покрытое твердой оболочкой и прикрепленное к морскому дну.
  12.  Основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.
  13. Самое быстрорастущее растение (за сутки вырастает на 1 метр).

45. Подведем итоги

Педагоги приклеивают к «полянке» цветок красного цвета, если совпало не менее половины ответов, синего – если меньше половины.

Наблюдения за живым в природе проводятся вами постоянно, при этом развивают познавательную активность дошкольников.

Наблюдения за объектами природы вы интегрируете с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.

Содержание уголка природы в группе меняется не реже одного раза в месяц.

Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети.

На вашем участке имеются кормушки.

Дети знают о пользе разных животных, птиц и насекомых и бережно относятся к ним.

В группе есть библиотечка книг о природе.

Дети знают стихи на тему бережного отношения ко всему живому.

46. Решение педсовета

1. Продолжать работу по формированию экологической культуры у детей, использовать все многообразие форм, методов и приемов в процессе работы.

2. Подготовить памятки для родителей и педагогов по вопросам экологического воспитания детей в соответствии с тематическим планированием.

3. Пополнять и расширять эколого-развивающую среду в группах, уделить особое внимание уголкам природы и подбору литературы о природе.

4. Развивать творческую и познавательную активность детей посредством экологического воспитания.

Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля.
Дом наш родимый, друзья!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательной активности в процессе формирования географических представлений"

Методические рекомендации для воспитателей детских садов (из опыта работы)...

Сообщение из опыта работы на тему: «Система формирования экологических представлений у дошкольников в процессе внедрения инновационных технологий в ДОУ».

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного п...

Педагогическое кафе "Цветочный рай" по формированию экологических представлений у дошкольников

Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет  широкие  возможности для экологического воспитания. Элементарные экологические знания, полученные детьм...

Система формирования экологических представлений у дошкольников в процессе внедрения инновационных технологий в ДОУ

Система формирования экологических представлений у дошкольников в процессе внедрения инновационных технологий в ДОУ...