Главные вкладки

    Проектная деятельность с детьми средней группы «Без воды не обойтись»
    проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Важенцева Инна Геннадьевна

    Данный проект помогает расширить и обобщить знания и представления  детей среднего дошкольного возраста о неживой природе – о воде.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_-_voda.docx34.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Без воды не обойтись»

    Исследовательский проект.

    Паспорт проекта

    1. Вид проекта: исследовательский.
    2. Продолжительность: продолжительный (учебный год)
    3. Автор проекта: Важенцева И.Г.
    4. Участники проекта: дети средней группы
    5. Актуальность темы:

        На осенней прогулке дети заметили, что куда-то исчезает вода из лужи, дорожка высыхает. Ребят  заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Какими свойствами обладает волшебница – вода? И зачем она нужна?

    1. Цель проекта: 

    Расширить и обобщить знания и представления детей о неживой природе – о воде.

    1. Задачи проекта:

        - Создать условия для формирования у детей познавательного интереса.
    - Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть), состоянием воды (структура)

       -  Выяснить значение воды.

    8. Предполагаемый результат:
    -  Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
    -  Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
    -  Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
    -  Воспитать бережное отношение к воде.

    9. Продукт проектной деятельности: 

    Альбом «Опыты с водой».

    План реализации проекта  в средней группе   «Без воды не обойтись»
    Подготовительный этап проекта:

    1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
    2. Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой.
    3. Подбор подвижных и речевых игр.
    4. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
    5. Составление и создание опытов, экспериментов с водой.

    Исследовательский этап проекта

    Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

    Раздел

    Название

    Программные задачи

    Познавательно-исследовательская деятельность (окружающий мир)

    «Что мы знаем о воде?»

    Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
    Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
    Воспитывать бережное отношение к воде.

    Познавательно-исследовательская деятельность (окружающий мир)

    «Освобождение бусинок из ледяного плена»

    Создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле, развивать образное мышление при выборе способа действия, стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

    Восприятие художественной литературы и фольклора

    Чтение рассказа «Как люди речку обидели»

    Учить детей внимательно слушать литературное произведение, беседовать по его содержанию.

    Коммуникативная деятельность

    «Что за чудесница – водица-волшебница»

    Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом; упражнять в образовании однокоренных слов; развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом. воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.

    Изобразительная деятельность

    Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше»

    Вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками, показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой.

    Изобразительная деятельность

    Аппликация «Тучи по небу бежали»

    Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях.

    Коммуникативная деятельность

    Беседа на тему: “Чистота та же красота”.

    Прививать детям правила личной гигиены

    Игры к проекту

    Виды игр

    Название

    Программные задачи

    Речевая

    "Подскажи словечко".

    Развивать речь детей, моторику речевого аппарата.

    Речевая

    Игра «Кому нужна вода».

    Игра малой подвижности

    «Ручеек»

    Совершенствовать умение детей   имитировать движение ручейка, играть парами.

    Подвижная игра

    «На болоте»

    Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.

    Подвижная игра

    «Караси и щука»

    Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.

    Подвижная игра

    “Море волнуется”

    Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

    (Эмпатия)

    Игра малой подвижности

    “Мы – капельки”.

    Развивать воображение детей при изображении капелек воды.

    (Эмпатия)

    Игра малой подвижности

    “Мы – льдинки”.

    Развивать воображение детей при изображении льдинок, снежинок.

    (Эмпатия)

    Игра малой подвижности

    “Мы – капельки пара”.

    Развивать воображение детей при изображении капелек пара.

     (Эмпатия)

    Гимнастика для глаз

    За-за-за – берегу свои глаза

    Зу-зу-зу – мы увидели осу

    Са-са-са – на носу сидит оса

    Ай-ай-ай – ты глазами поморгай

    Бай-бай-бай – крепко глазки закрывай

    - Прослеживать взглядом движение пальца вправо-влево

    - Описать в воздухе большой круг рукой

    - Коснуться пальцем кончика носа, проследить взглядом.

    - Быстро поморгать глазами.

        - Крепко зажмурить глаза

    Массаж  лица

    Водичка, водичка, умой мое личико

    Чтобы глазоньки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,
    И кусался зубок

    - Потереть ладонями щеки

    - Пальцами провести, не надавливая по закрытым глазам от внутреннего края века к внешнему

    - Помассировать пальцами подбородок

    - Помассировать пальцами веки

    Пальчиковая гимнастика «Дождик»

    Дождик, дождик кап, да кап  

    Ты не капай больше так

    Хватит землю поливать, 

     Нам пора идти гулять! 

    -Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки

    -Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки

    -Грозить указательным пальцем, знак отрицания

    -Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги

    Опыты к проекту:

    Опыт № 1 «Вода – это жидкость».

    Предложить перелить воду из одного стакана в другой.

    Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

    Опыт № 2 «Вода бесцветная».

    Сравнить с детьми стакан воды, стакан молока и стакан сока.

    Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная

    Опыт № 3 «Вода не имеет запаха».

    Предложить понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

    Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

    Опыт №4: «Вода не имеет вкуса»
    Предлагается  попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода).

    Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

    Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная

    Опыт № 5: (Детям раздаются пиалы с солью, сахаром, ложечки).

    Положить в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (соль, сахар). Размешать, попробовать воду.

    Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду? Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

      Опыт № 6 «Вода меняет цвет».

    Вода может изменять свой цвет.

    Приготовить  2 стакана с водой, марганцовка.

    Этот опыт проделывает только воспитатель.

    Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

      Опыт № 7 «Смешиваем краски».

    Детям предлагается окрасить стакан с водой  гуашью желтого цвета, добавить гуашь синего цвета. Какой цвет получился?  Добавить в полученный зеленый цвет гуашь красного цвета. Какой цвет получился? Аналогично смешать синий и красный цвет. Сделать выводы.

    Опыт № 8  «Вода не имеет формы»

    Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом. 
    Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял. 
    Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
    Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.

    Опыт № 9  «Лед легче воды»

    Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.
    Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.

    Опыт № 10  «Превращение в воду»        

    Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
    Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.

    Опыт № 11  «Вода нужна всем»

    Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).
    Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.

    Опыт № 12  «Растения пьют воду»

    Поставить с детьми цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.
    Вывод: Растения пьют воду.

    Опыт № 13  «Животворное свойство воды»

    Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.
    Вывод: Вода дает жизнь всему живому.

    Опыт № 14  «Очистка воды- фильтрация»

    Предложить детям стакан с грязной водой (с песком).

    Предложить очистить с помощью ватного диска и бинта, сложенного в несколько слоев. Перелить грязную воду в пустой стакан с фильтром. Отметить результат.

    Вывод: вода, проходя через фильтр – очищается.

    Заключительный этап проекта

    Итоговое занятие «Что за чудесница – водица – волшебница»

    Список используемой литературы:

    1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999г.
    2. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.- М. 2011г.- Волгоград, Учитель, 2010 г.
    3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет.–Волгоград, Учитель, 2006 г.
    4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа– М.: Карапуз-Дидактика, 2006.– М.:Владос, 2001г.
    5. Глазырина Л.Д. Физическая культура в старшейгруппе детского сада. – М.: Владос, 2005.

    ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ.

    Игры к проекту
    Игра «Подскажи словечко»

    Тихо, тихо, как во сне 
    Падает на землю : (снег)

    С неба все скользят пушинки 
    Серебристые:(снежинки)

    На полянку, на лужок 
    Все снижается :(снежок)
    Вот веселье для ребят- 
    Все сильнее:(снегопад)

    Все бегут вперегонки. 
    Все хотят играть в:(снежки)

    Словно в белый пуховик 
    Нарядился :(снеговик)

    Рядом снежная фигурка, 
    Это девочка:(снегурка)

    На снегу-то, посмотри 
    С красной грудкой:(снегири)

    Словно в сказке, как во сне, 
    Землю всю украсил:(снег)

    Воспитатель читает двустишие, а дети договаривают недостающее слово.

    Игра малой подвижности “Ручеек”
    Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок оставшийся без пары становится ведущим.

    Подвижная игра “Караси и щука”
    Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.

    Подвижная игра “На болоте”
    Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.

    Игра «Капельки»
    (под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)
    Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (
    капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело(дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.

    МАТЕРИАЛ  электронных средств обучения (телевизор, интерактивная доска):

    Мультфильм «Берегите воду» (1,26мин.)

    https://www.youtube.com/watch?v=00zxLQFgSpQ

    Мультфильм «Вы слыхали о воде?»

    Видеофильм «Вы слыхали о воде говорят она везде» (1,20 мин)

    https://www.youtube.com/watch?v=YB20x4MQwXw

    Мультфильм «Секреты воды» (7,10 мин)

    https://www.youtube.com/watch?v=eHmXHViedUo

    Мультфильм «Семья Почемучки» (о воде – 3,20 мин)

    https://www.youtube.com/watch?v=hzO4crlDk7g

    М/ф «Откуда берется дождь. Энциклопедия для детей» (3,07 мин)

    https://www.youtube.com/watch?v=InX_57Ova6A

    М/ф «Виноватая тучка» (1,48 мин)

    https://www.youtube.com/watch?v=CCgXO54tru0


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность с детьми средней группы "Колокольчика звон"

     Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его еще красивее и полезн...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: "Не обижайте котёнка"

    Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию детей средней группы. Знакомство с творчеством художников  - иллюстраторов детской литературы и с рассказом  С. Маршака "Усатый - полос...

    Проектная деятельность с детьми средней группы Тема «Дома и улица»

    Проектная деятельность с детьми средней группы Тема «Дома и улица»...

    Тема направления: «Проектная деятельность с детьми средней группы».

    Проектная деятельность – одна из форм планирования образовательного  процесса и является одним из видов совместной деятельности детей и взрослых для обеспечения познавательного развития дошкольни...

    Проектная деятельность с детьми средней группы "Лук-лучок"

    Проектная деятельность с детьми средней группы №2 «Лук-лучок».Цель:привлечение детей к самостоятельной посадке лука, ухода за ним с дальнейшим представлением результата своей деятельности.Все дети по ...

    Проектная деятельность с детьми средней группы "Добро и доброта"

    Добрым быть совсем не просто,Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети....

    Методическая разработка проектной деятельности с детьми средней группы "Без чего не сваришь суп"

    Данная методическая разработка позволяет организовать НОД с детьми средней группы по теме "Овощи" по всем разделам образовательных областей: познавательной, физической, художественно-эстетич...