Статья для родителей на тему : «Экологическое воспитание детей в семье и в дошкольном учреждении.»
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Статья для родителей  на тему :

«Экологическое воспитание детей в семье и 

в дошкольном учреждении.»

Автор- Мингалеева Елена Николаевна

Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития,период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей,начало становления личности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой,при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Природа-важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребёнка ласкать,заботиться о растениях и животных).Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив.Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребёнка как в нравственном,так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием правил взаимодействия с объектом природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней,учить любить и охранять природу. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к  природе является осознание ими себя как части живой природы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею,желания сохранить ее)
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными,по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего,как нравственное воспитание,ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е.осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Очень важно показать детям,что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать,должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей,сверстников и взрослых,давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное,а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний,которая включает:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах,об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания,приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • осознание того,что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны,все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е.биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу,и все они могут существовать одновременно.

Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания в детском саду.Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку. Родители должны понимать,что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила,если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснить детям, что надо беречь природу,если родители сами этого не делают.

Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время,трудным направлением педагогической деятельности. У дошкольных работников есть преимущества в том,что педагоги имеют возможность встречаться с родителями ежедневно и в личном контакте осуществлять сотрудничество.

Семья, как среда развития личности,оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека.И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры,без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно.

В дошкольном возрасте самым доступным,приятным и полезным времяпрепровождением может стать то время, когда ребенку читают вслух книги.И очень важно, чтобы книги были доступны маленькому читателю не только по тематике и содержанию,но и по форме изложения.Разнообразие художественной литературы позволяет открыть для ребенка всю красоту и богатство природы, а также формировать любовь к ней.Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я.Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного,таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились –слушать чтение старших. Также можно и нужно приобщать детей к просмотру фильмов и диафильмов о природе-живой и неживой. Если в доме есть комнатные растения и домашние животные, то ребенок постепенно-на примере взрослых, будет изучать этот маленький кусочек природы в своем доме, постепенно учась ухаживать за ним, заботиться. И через какое-то время у маленького человека появится понимание того, что природа-это то, что очень нуждается в его внимании, заботе и любви. (Родители могут приобщить ребенка к поливу, рыхлению растения. И маленький человек увидит, что если не поливать цветок или если будет холодно, то растение может погибнуть. А значит оно живое: пьет, дышит, любит тепло. Или уход за рыбками, хомячком, попугаями –без чистой воды, еды –они могут заболеть, погибнуть). Осознавая свою пользу, значимость и видя плоды своего труда, ребенок поймет, что природа –это не что-то эфемерное, далекое. Природа-это то, что напрямую зависит от того, как он будет вести себя с ней.

Прогулки, экскурсии, посещение зоопарка, выезды за город –всё это расширяет диапазон общения детей с природой. Деятельно заботиться о природе –значит владеть определёнными способами и умениями.Необходимо взрослым своим примером увлечь детей желанием помогать зимой птицам пережить непогоду и морозы,летом – любоваться цветущим лугом, не причиняя ему вреда (не рвать цветов, чтобы позже выбросить их),пожалеть потерявшегося котёнка или щенка. Вызывает сомнение то, способен ли ребёнок увидеть,что животное или растение нуждается в помощи,но и оказать эту помощь по собственной инициативе в разных жизненных ситуациях. Сомнение –потому что у детей недостаточно развита самостоятельность во всём, в том числе и в охране природы.С дошкольных лет необходимо воспитывать в детях самостоятельность,перерастающую в привычку заботиться о животных и растениях. Как это сделать?Прежде всего необходимо преодолеть свойственное взрослым представление о том,что природа делится на «мою» и «не мою».

Вся природа – общественное достояние, но за любую травинку ответственен каждый из нас. Природа –наш общий дом, а ответственность –личная. Круг животных и растений,на которых может распространяться забота ребёнка, необходимо расширять: чаще выходить в парк, сквер,лес, не забывать о природе во дворе дома, где живёт ребёнок, о дачном участке, который есть у семьи.Необходимо объяснить детям, почему белки, живущие в парке, нуждаются в помощи человека больше,чем их лесные родственники?Целенаправленное воспитание детей в этом направлении сформирует у них особый стиль,тип поведения и деятельности в природе.

Только в этом случае мы с уверенностью можем сказать – дети наше будущее,а значит и защита природы в их руках.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе,и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для родителей  на тему :

«Экологическое воспитание детей в семье и 

в дошкольном учреждении.»

Автор- Мингалеева Елена Николаевна

Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития,период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей,начало становления личности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой,при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Природа-важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребёнка ласкать,заботиться о растениях и животных).Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив.Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребёнка как в нравственном,так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием правил взаимодействия с объектом природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней,учить любить и охранять природу. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к  природе является осознание ими себя как части живой природы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею,желания сохранить ее)
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными,по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего,как нравственное воспитание,ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е.осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Очень важно показать детям,что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать,должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей,сверстников и взрослых,давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное,а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний,которая включает:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах,об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания,приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • осознание того,что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны,все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е.биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу,и все они могут существовать одновременно.

Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания в детском саду.Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку. Родители должны понимать,что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила,если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснить детям, что надо беречь природу,если родители сами этого не делают.

Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время,трудным направлением педагогической деятельности. У дошкольных работников есть преимущества в том,что педагоги имеют возможность встречаться с родителями ежедневно и в личном контакте осуществлять сотрудничество.

Семья, как среда развития личности,оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека.И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры,без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно.

В дошкольном возрасте самым доступным,приятным и полезным времяпрепровождением может стать то время, когда ребенку читают вслух книги.И очень важно, чтобы книги были доступны маленькому читателю не только по тематике и содержанию,но и по форме изложения.Разнообразие художественной литературы позволяет открыть для ребенка всю красоту и богатство природы, а также формировать любовь к ней.Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я.Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного,таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились –слушать чтение старших. Также можно и нужно приобщать детей к просмотру фильмов и диафильмов о природе-живой и неживой. Если в доме есть комнатные растения и домашние животные, то ребенок постепенно-на примере взрослых, будет изучать этот маленький кусочек природы в своем доме, постепенно учась ухаживать за ним, заботиться. И через какое-то время у маленького человека появится понимание того, что природа-это то, что очень нуждается в его внимании, заботе и любви. (Родители могут приобщить ребенка к поливу, рыхлению растения. И маленький человек увидит, что если не поливать цветок или если будет холодно, то растение может погибнуть. А значит оно живое: пьет, дышит, любит тепло. Или уход за рыбками, хомячком, попугаями –без чистой воды, еды –они могут заболеть, погибнуть). Осознавая свою пользу, значимость и видя плоды своего труда, ребенок поймет, что природа –это не что-то эфемерное, далекое. Природа-это то, что напрямую зависит от того, как он будет вести себя с ней.

Прогулки, экскурсии, посещение зоопарка, выезды за город –всё это расширяет диапазон общения детей с природой. Деятельно заботиться о природе –значит владеть определёнными способами и умениями.Необходимо взрослым своим примером увлечь детей желанием помогать зимой птицам пережить непогоду и морозы,летом – любоваться цветущим лугом, не причиняя ему вреда (не рвать цветов, чтобы позже выбросить их),пожалеть потерявшегося котёнка или щенка. Вызывает сомнение то, способен ли ребёнок увидеть,что животное или растение нуждается в помощи,но и оказать эту помощь по собственной инициативе в разных жизненных ситуациях. Сомнение –потому что у детей недостаточно развита самостоятельность во всём, в том числе и в охране природы.С дошкольных лет необходимо воспитывать в детях самостоятельность,перерастающую в привычку заботиться о животных и растениях. Как это сделать?Прежде всего необходимо преодолеть свойственное взрослым представление о том,что природа делится на «мою» и «не мою».

Вся природа – общественное достояние, но за любую травинку ответственен каждый из нас. Природа –наш общий дом, а ответственность –личная. Круг животных и растений,на которых может распространяться забота ребёнка, необходимо расширять: чаще выходить в парк, сквер,лес, не забывать о природе во дворе дома, где живёт ребёнок, о дачном участке, который есть у семьи.Необходимо объяснить детям, почему белки, живущие в парке, нуждаются в помощи человека больше,чем их лесные родственники?Целенаправленное воспитание детей в этом направлении сформирует у них особый стиль,тип поведения и деятельности в природе.

Только в этом случае мы с уверенностью можем сказать – дети наше будущее,а значит и защита природы в их руках.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе,и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкетирование родителей.Тема: "«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»

Все родители признают существование экологических проблем, сами знают правила поведения в природе, но не многие знакомят с ними своих детей, очень мало читают книг о природе дома и все согласны с реше...

Статья для родителей дошкольников на тему: "Экологическое воспитание детей в семье и в дошкольном учреждении"

В данной статье расказывается о важности взаимодействия дошкольника и природы. О том,что помочь ребенку в этом могут родители и воспитатели. Что дает экологическое воспитание детей. Приводятся примеры...

Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»

 Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает,  чем мы дышим и живём. И в дошкольной педагогике появлялось новое...

Консультация на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»

Консультация на тему:«Экологическое воспитание детей в семье»...

Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»

Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»...

Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить живот...

Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»

 С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочет...