Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию дошкольников " Дошкольникам о Москве"
проект по окружающему миру на тему

Лапотникова Елена Викторовна

Проект направлен на работу по патриатическому воспитанию дошкольников.Проект содержит историю и некоторые факты возникновения города.Сведения о Московском Кремле, его башнях, кремлёвских курантах, улицах ролного города и.т д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕК

Дошкольникам о Москве.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  1. Сформировать у детей  интерес  к историческому прошлому страны.
  2. Пробуждать у детей интерес и любовь  к своему городу, к стране, в которой мы живём, приобщать к народной культуре и истории.
  3. Заложить в основу воспитания   детей   развитие  духовной  культуры личности.
  4. Расширять знания об исторических памятниках, их красоте и значении.
  5. Воспитывать чувство любви к родным местам, к малой Родине.
  6. Формировать у родителей представления об основных целях и задачах патриотического воспитания детей через ведущий принцип:» Семья и родители – союзники детского сада.»
  7. Сформировать у детей чувство патриотизма, заложить основу ценностного отношения к окружающему миру,любовь   к  ближним, детскому саду, улице, городу, родным местам, родной стране, а уважение к труду взрослых.
  8. Научить детей беречь природу родного края, ценить богатства нашей страны.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Необходимо сформировать у детей интерес к историческому прошлому такой огромной страны как Россия. Вызвать у них чувство сопричастности к настоящему России и желание приумножать богатства своей Родины. Поэтому патриотическое воспитание ребёнка –дошкольника очень часто осуществляется под влиянием семьи и зависит от того, какие разговоры по поводу своей Родины слышит малыш от своих родителей, родных и близких.

В настоящее время наиболее идеологически незащищённой частью общества оказались самые маленькие граждане Российской Федерации-дети дошкольного возраста. В силу возрастных особенностей   их воспитание целиком зависит от окружающих ребёнка взрослых. Общий дух разговоров в семье, характер отражающихся в них интересов, симпатий и антипатий взрослых, доходят до детского сознания и оставляют в нём след. По мнению педагогов, социологов и врачей именно  бездуховность  часто приводит к тому, что такой ребёнок оказывается незащищённым внутренним эмоциональным и интеллектуальным барьером и легко попадает под негативное влияние.

Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и  своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Патриотизм в современных условиях – это , с одной стороны,преданность своему Отечеству, а с другой, -сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Задаёмся вопросом: А надо ли таким маленьким детям знать в какой стране они живут, что такое патриотизм, что означает слово Родина, с чего начинается любовь к своему дому,  улице, детскому саду, городу, что было раньше, как жили люди наши предки.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с историей своей страны, формирование у детей духовной культуры личности, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

  • Помогать детям почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали (преданность  и любовь к своему Отечеству, к своему народу, силу человеческого духа).
  • Воспитывать уважение к искусству как очень ценному общественно признанному делу.
  • Показать красоту архитектуры , и искусства и развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок архитектурного ансамбля Кремля, обращать внимание детей на средства выразительности .
  • Развивать познавательную инициативу детей  (любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность) за счёт партнёрской деятельности со взрослыми.
  • Расширять кругозор детей, выводя их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую  пространственную и временную перспективу.
  • Формировать элементарные географические и исторические представления.
  • Формировать у детей интерес к созданию поделок ,конструкций в рамках  проектов.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  • Ознакомить воспитателей с современной методической литературой по «Москвоведению».
  • Провести цикл занятий и мероприятий по темам:

«Мой дом- моя семья»,

«Столица нашей Родины – Москва»,

«Родина моя – бескрайняя Россия».

  • Организовать выставку детских рисунков.
  • Ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями.
  • Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с
  • Систематизировать литературный и иллюстрированный материал.
  • Провести заключительное мероприятие.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Дети, воспитатели и родители.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Головин Н. Моя первая русская история. – М., 1993.
  2. Кончаловская Н. Наша Древняя столица. – М., Воениздат, 1996.
  3. Алешина Н.В.  Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. – М., 2003
  4. Артемов В.В. Страница историии. – М., 2003.
  5. Баранникова О.Н. Урок и гражданственности и патриотизма в детском саду. – М., 2007.
  6. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. – Волгоград2007.
  7. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М.2005.
  8. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать …-М., 2008.
  9. Патриотическое воспитание: современный взгляд. М., 2003.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап,

Основной этап,

Заключительный этап.

  • Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; - подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);
  • Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
  • Ознакомление детей с художественной литературой;
  • Проведение бесед;
  • Рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
  • Работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация);
  • Проведение занятий;
  • Проведение мероприятия;
  • Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
  • Рисование с детьми на …
  • Создание и презентация;
  • Анализ результатов проекта.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Дети должны знать и называть:

  • Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьёй, с удовольствием идти в детский сад).
  • Место работы родителей (значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых.Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду нести ответственность за их выполнение).
  • Место проживания: (город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города и области; находить на карте крупные города области; знать природоохранительные мероприятия).
  • Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями.
  • Знать столицу нашей Родины – Москву. Её историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
  • Назыцвать представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.
  • Должны знать природу России, её флору и фауну. Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
  • Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5 – 6 народов, живущих на Земле, их обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных, которые там живут и растения, которые растут там.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Разработать и провести циклы занятий:

«Я москвич»

«Моя семья»

«Был похож наш город древний не на город, на деревню»

« Ты стоишь, Москва святая , на семи холмах»

« С чего начиналась Москва»

« Кремль-сердце Москвы»

« Как строился Кремль» (2 занятия)

« Колокольня Ивана Великого»

« Царь-колокол»

« Царь-пушка»

« Башни Кремля»

« Спасская башня»

« Памятники Москвы»

« Улицы Москвы»

« Символика Москвы»

« Москва театральная»

« Музеи Москвы»

« Творчество И .И. Шишкина.»

« Творчество В. М. Васнецова.»

« Третьяковская галерея ( Живая вода).»

« Москва спортивная»

« Как в Москве учились»

« Москва героическая»

« Я люблю свои места родные»

« Район в котором я живу»

« Мама, папа я- Московская семья»

« Знатоки родного города»

« Земля – наш общий дом»

« Как жили наши предки»

« Широка страна моя родная»

« История возникновения знамён»

« Россия – Родина моя»

« Родной свой край люби и знай»

« Если скажут слово « Родина»

« Символика страны – флаг, герб, гимн»

Задания для выполнения с родителями

1.Поговорить с ребёнком о семье. Предложить назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи. Нарисовать портреты мамы и папы. Уточнить с детьми, что означают имена близких ребёнку людей. Изготовить совместно с ребёнком поздравительную открытку.

2.Рассказать ребёнку о своём родном городе, его истории, достопримечательностях.

3.Рассказать ребёнку о празднике День Победы, почему он так назван и кого поздравляют в этот день. Вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне. Вместе с ребёнком сходите к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.

4.Объяснить ребёнку значение слов и словосочетаний: подвиг, победа, героический поступок, ветеран.

5.Подобрать фотографии, иллюстрации с видами города, старинными зданиями, памятниками, музеями, театрами и побеседовать о них.

6.Совершить прогулки, экскурсии по Московскому Кремлю, побеседовать с детьми об увиденном.

7.Закрепить знания о символике города Москвы.

                          Творческие задания для детей

1.В каких памятных местах нашего города ты побывал?

2.Что изображено на открытке, фотографии, которые ты принёс в детский сад?

3.Кто из твоих родных был на войне? Какие они имеют награды?

4.Знаешь ли ты главные памятники посвящённые защитникам Отечества?

5.Кому из знаменитых людей поставлены памятники в Москве?Что ты знаешь об этих людях?

6.Нарисуй (вылепи, сделай постройку, аппликацию) красивое здание Москвы, вечерний праздничный город…

7.Выучи стихи о Москве и прочитай их на праздничных утренниках в детском саду или своим близким, друзьям.

                           Пословицы и поговорки о Москве

Москвою-столицей весь город гордиться.

Кто в Москве не бывал, тот красы не видал.

Москва от глаз далека, а сердцу близка.

Видна из Кремля вся российская земля.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

За Москву-мать не страшно умирать.

Москва –столица для всего мира светлица.

Москва, что гранит, никто Москву не победит.

Москва стоит на семи холмах, а человек – на своих ногах.

Москва-всем городам мать.

В Москве всё найдёшь, кроме птичьего молока.

Славится Москва невестами, колоколами да калачами.

Москва-сердце России.

Москва людна и хлебна.

Игры

« Мы строим город» (сюжетно-ролевая ). Она предоставляет возможность каждому ребёнку по-своему использовать знания, которые они получили на предыдущих занятиях, экскурсиях, во время бесед, при чтении художественных произведений и рассматриваний иллюстраций о родной стране.

« Гости Москвы». Игра позволит уточнить, закрепить знания детей о столице нашей  Родины-Москве, воспитывать к ней любовь и желание больше узнать о её достопримечательностях.

«Путешествие по городу». В процессе  игры дети закрепят знания о родном городе: кто в нём живёт, трудиться, какой транспорт, как украшен.

«Узнай, где я нахожусь». Воспитатель раздаёт детям по три открытке с видами родного города и предлагает по очереди рассказать о том, что изображено,но не называть место. Остальные дети должны догадаться, о каком месте города рассказывает ребёнок.

«Знаешь ли ты свой город». Каждому  ребёнку дают по три иллюстрации с изображением различных достопримечательностей родного города. У воспитателя карточки  одного цвета. Воспитатель называет достопримечательность и спрашивает , у кого из детей есть такая иллюстрация. При правильном ответе ребёнок получает фишку и закрывает ту иллюстрацию ,которую он назвал.

Развивающие задания для детей

1. Какие предметы белого, синего, красного цветов ты знаешь? Белый (-ое, -ая)-…; синий (-яя, -ее) - …; красный (-ая, - ое) - ….

2. Что мы называем красным? Красное… (солнышко). Красная…(девица) Красная..(площадь). Весна-красавица.

3. Какими словами можно выразить любовь к Родине? (Любимая, священная, бескрайняя , родная , могучая , великая , свободная.)

4. Игра «Один-много».( Один – боец, солдат, конь, флаг.Много-…)

5. Игра «Подбери признак». Родина (какая?). Улица (какая?). Дом (какой?). Защитник Отечества (какой?).

6. Кто что делает? ( Летчик, вертолетчик, танкист, парашютист, подводник, снайпер, пограничник.)

7. Изобрази символику на одежде спортсмена.

8. Штриховка «Одень русского воина» (на развитие мелкой моторики).

9. Рисование по теме: «Нет в мире ничего краше, чем Родина наша».

Игры

  1. «Найди свой флаг»

Цель игры: закрепить представление детей о государственном флаге.

Ход игры.Воспитатель раскладывает флаги разных стран (около 10) и просит детей найти российский флаг. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и в это время меняет расположение флага России. Дети открывают глаза и снова пытаются найти российский флаг.

  1. «Узнай, где я нахожусь?»

Цель игры: закрепить знания детей о достопримечательностях             родного города.

Ход игры.Воспитатель раздает детям по открытке с видами родного города и предлагает рассказать о том, что там, не называя самого места. Остальные дети должны догадаться о каком месте родного города им рассказывают. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ-образец.

  1. «Узнай наш флаг (герб)»

Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг России и назвать, из полотен каких цветов он состоит. Далее на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран.

Воспитатель предлагает детям найти российский флаг. Затем просит детей закрыть глаза и в это время меняет расположение флага России. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других.

  1. « Иностранный гость Москвы»

Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о России, Москве.

Ход игры. Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к ним в гости приедет иностранец, который ничего не знает о нашей стране… (стране, столице).

Дети должны рассказать иностранцу самое главное. В роли иностранца выступает приглашенное лицо, незнакомое детям (например, воспитатель из другой группы с соответствующими атрибутами (фотоаппарат, очки, яркая одежда, дорожная сумка)).

«Иностранец» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказывать о России: о названии нашей страны, ее столице, особенностях климата, растительного и животного мира, символическом значении цветов флага и герба, знаменитых россиянах.

Затем дети рассказывают о Москве: что такое столица, как называется столица России, чем она знаменита? В конце игры «иностранец» благодарит детей за рассказ и дарит сладкий приз.

Творческое задание для детей и родителей

  1. Какие сказки о победе воинов над чудовищами тебе известны? Нарисуй к одной из них иллюстрацию.
  2. Нарисуй свою малую родину. Это могут быть твой город, поселок, твой дом, улица, твоя семья или друзья.
  3. Какой вид спорта нравится тебе больше всего? Знаешь ли ты российских спортсменов, мастеров этого вида спорта? Нарисуй картинку «Мой любимый вид спорта».
  4. «Чудо-дом». Придумай дом будущего (рисование и аппликация). Из каких частей он состоит? Сочини истории на темы: «Как будут жить в волшебном доме», «Дом, в котором все круглое(квадратное, мягкое и дрю)).
  5. «Улицы города». Придумай названия будущим улицам своего города. Продолжи предложение: «Красивая улица-…».
  6. «Старое-молодое». Что в городе может быть одновременно старым и молодым? (Сам город, театр, старые названия и дома.)
  7. Что было бы, если бы в твоем городе не было магазинов? Школ? Учителей? Рек? Город, в котором нет взрослых людей, - это какой город?
  8. Придумай и расскажи. Какой памятник ты бы хотел установить в городе?
  9. Конструирование, аппликация «Улица моего города».
  10. Вместе с родителями, старшими братьями и сестрами придумай и нарисуй герб группы. Потом из всех этих гербов будет выбран лучший.

Прочитайте детям

  1. З. Александрова «Дозор»
  2. С. Алексеев «Дом», «Первый ночной таран»
  3. В. Берестов «Богатыри»
  4. Е. Благинина «Шинель»
  5. В. Боров «Родина»
  6. П. Воронько «Лучше нет родного края»
  7. А. Гайдар «Сказка о военной тайне»
  8. Ф. Глинка «Москва»
  9. М. Егорова «Золотое кольцо»
  10. А. Жаров «Пограничник»
  11. Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники»
  12. Н. Кончаловская «Наша древняя столица»
  13. Г.Ладонщиков «Пограничник»
  14. М. Лермонтов «Бородино»
  15. Л. Любимов «Ушедшая Москва»
  16. С. Маршак «Пограничник», «День Победы»
  17. А. Митяев «Родина», «Наше орудие»
  18. С. Михалков «Сила воли», «День Победы»
  19. В. Орлов «Разноцветная планета»
  20. С. Орлов «Родина»
  21. А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивее»
  22. Н. Рубцов «Привет, Россия!»
  23. П. Синявский «Россия»
  24. И. Токмакова «Красная площадь»
  25. Т. Ходакова «О Москве»
  26. М. Чернявский «Огненная баллада»
  27. Ю. Яковлев «Мама», «Малая Родина»

Поговорки и пословицы о Родине

  • Родная земля и в горсти мила.
  • Родная сторона – колыбель, чужая – дырявое корыто.
  • Жить – Родине служить
  • Родная сторона – мать, чужая сторона – мачеха.
  • В бою за Отчизну и смерть красна.
  • На родной стороне и камушек знаком.
  • Тот герой, кто за Родину горой.
  • Где кто родился, там и пригодился
  • На чужбине родная землица и во сне снится
  • Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

Список используемой литературы

1.Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительность.-М.,2003.

2.Артёмов  В.В. Страницы истории.- М., 2003.

3. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду.-М., 2007.

4.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М., 2005.

5. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать …-., 2003.

6. Патриотическое воспитание : современный взгляд.-М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию в старшей группе "Улицы родного города"

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на ко...

Презентация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию дошкольников "С чего начинается Родина?"

В презентации я описываю опыт работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию через разные формы работы и взаимодействие с социальными партнерами, родителями....

долгосрочный проект по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию "Расскажем детям о войне"

Патриотическое воспитание дошкольников актуальная проблема в условиях современной России. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного ...