Главные вкладки

    Проект "Витамины - наши друзья"
    проект по окружающему миру по теме

    Александрова Елена Николаевна

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад «Ласточка»

    Консультация

    «Роль витаминов в детском питании»

    http://previews.123rf.com/images/13smile/13smile1510/13smile151000154/46725093-Foods-rich-in-vitamin-C-currants-dried-rosehips-cauliflower--Stock-Photo.jpg

                                                                                 Выполнила:

    Воспитатель Александрова Е.Н.

                                              с. Кыштовка

    2016 год

    Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма, регулируют обмен веществ, участвую в образовании ферментов и гормонов, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, к воздействию токсинов, радионуклидов, низких и высоких температур и к другим вредным факторам окружающей среды.

    Витамины практически не синтезируются в организме. Только некоторые из витаминов группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике в результате жизнедеятельности существующих там микроорганизмов. И ещё витамин Д синтезируется в коже человека под воздействием солнечных лучей, которые, к сожалению, не так часто нас балуют. Основными же источниками витаминов являются различные продукты питания.
    Особенно важно достаточное поступление витаминов в организм в период дошкольного возраста, отличающийся интенсивным развитием и формированием различных органов и систем, напряжённостью обменных процессов, совершенствованием структуры и функций центральной нервной системы.

    Проведённые обследования детей дошкольного возраста в различных регионах РФ свидетельствуют о недостаточном потреблении ими витаминов, особенно в зимнее - весенний период. Обычно детям не хватает витамина С, группы В, а также витамина А и бета — каротина.
    Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей, отмечаются повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов физического развития, ослабление иммунологической защиты, что приводит к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов. Гиповитаминозы усугубляются при наличии у детей различной хронической патологии, особенно со стороны пищеварения.
    Чаще всего гиповитаминозы развиваются в результате нарушений в организации питания — при недостаточном включении в рацион свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы. Большое значение имеют нарушения технологии приготовления пищи, неправильная обработка продуктов, в результате чего происходит значительное снижение их витаминной ценности. В целях профилактики в рационы детей необходимо регулярно включать достаточное количество продуктов, являющихся основными источниками витаминов. Так, главными источниками витамина С (аскорбиновой кислоты) являются различные овощи, фрукты, ягоды, зелень, а также картофель. К сожалению, в процессе хранения содержание витамина С в продуктах заметно снижается, например в картофеле. Лучше сохраняется витамин С в кислой среде (квашеная капуста), а также в консервированных продуктах, хранящихся без доступа воздуха (солёные овощи, зелень).

    Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для нормального функционирования пищеварительной и центральной нервной систем, принимает активное участие в процессах обмена веществ. При его недостатке в организме отмечаются повышенная утомляемость, мышечная слабость, раздражительность, снижение аппетита. Отмечено, что дефицит витамина В1 развивается в результате недостаточного содержания в рационе растительных масел, являющихся основными источниками полиненасыщенных жирных кислот. Витамин В1 содержится в таких продуктах как: хлеб ржаной, хлеб пшеничный, крупа гречневая, овсяная, горох, соя, фасоль, свинина, печень говяжья, сердце говяжье, дрожжи пекарские прессованные, пивные сухие.

    Витамин В 2 (рибофлавин) играет большую роль в углеводном и белковом обмене, способствует выработке энергии в организме, обеспечивает нормальное функционирование центральной нервной системы, способствует лучшему усвоению пищи, поддерживает в норме состояние кожи и слизистых оболочек. При недостатке этого витамина отмечается падение массы тела, развивается слабость, кожа становится сухой, в углах рта появляются трещины и корочки. При выраженном дефиците витамина В 2 может развиться воспаление слизистой оболочки глаз (конъюнктивит) и полости рта (стоматит).

    Основными источниками витамина В 2 являются молочные продукты, мясо, яйца, сыр, говядина, свинина, пивные и пекарские дрожжи.
    Витамин А (ретинол) необходим для поддержания нормального зрения, процессов роста, хорошего состояния кожных покровов и слизистых оболочек. Он принимает непосредственное участие в образовании сетчатке глаз зрительного пурпура — особого светочувствительного вещества. Определённую роль витамин А играет в выработке иммунитета. При дефиците данного витамина в первую очередь снижается острота зрения в сумерках, развивается так называемая «куриная слепота»; у детей отмечаются задержка роста, снижение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям.

    Наиболее богаты витамином А рыбий жир, сливочное масло, сыр, яичный желток. В растительных продуктах содержится каротин, из которого вырабатывается витамин А. Каротином богаты зелёные части растений, а также овощи и фрукты оранжевой и красной окраски (морковь, рябина садовая, морошка, шиповник свежий и сухой, зелень петрушки). Учитывая высокую значимость достаточной обеспеченности витаминами детей, врачи рекомендуют регулярно принимать поливитаминные препараты («Ундевит», «Ревит», «Гексавит», «Комплевит» и другие), в течение зимнее — весеннего периода.

    Большое значение имеет также правильная кулинарная обработка продуктов при приготовлении различных блюд.

    Молоко для сохранения его высокой биологической ценности не должно подвергаться длительному и повторному кипячению, во время которого разрушаются витамины,  и происходит денатурация белков — они становятся трудноусвояемыми.

    Замороженное мясо следует оттаивать при комнатной температуре. Оттаивание в тёплой воде недопустимо, так как при этом происходит значительная потеря мясного сока. Варят мясо на слабом огне, так как при сильном кипячении его белки уплотняются и становятся трудноусваяемыми. Замороженную рыбу оттаивают при комнатной температуре. Тепловая обработка рыбы не должна быть длительной. Небольшие куски варятся около 10 минут, целая рыба массой 300-400 г. — 20-25 минут. При приготовлении рыбу кладут в кипящую воду, а затем варить на слабом огне.

    Овощи являются основными носителями витаминов и минеральных веществ. Для сохранения максимального количества витаминов очищенные овощи лучше всего готовить на пару. Для приготовления салатов и ли винегретов вымытые овощи в кожуре варят под крышкой в таком количестве воды, чтобы она слегка их покрывала. Так картофель, капуста, морковь варятся не более 25 — 30 минут, свекла 1-1,5 часа, щавель, шпинат — всего 10 минут.
    Фрукты и ягоды лучше давать детям свежими, при необходимости очистить кожицу (максимально тонким слоем). Это надо делать непосредственно перед кормлением детей, так как при хранении на воздухе очищенных и нарезанных плодов в них резко снижается количество витаминов, особенно витамина С. Сухофрукты используют в основном для приготовления компотов или киселей, а также в качестве добавок к кашам. Их тщательно промывают, перебирают, заливают холодной водой и доводят до кипения, после чего настаивают в течении 2-3 часов. В готовый компот или кисель хорошо добавит аскорбиновую кислоту.

    Макаронные изделия погружают в кипящую подсоленную воду, варят до готовности, затем откидывают на дуршлаг и промывают горячей кипячёной водой. При приготовлении молочных каш крупу сначала разваривают на воде (или пополам с молоком), затем добавляют горячее молоко и доводят до кипения. Манная каша варится 10-15 минут, рисовая и пшённая до 40-60 минут, гречневая 1,5 часа, перловая 2, 5 часа.



    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    “Витамины в овощах и фруктах”.

            Мы привыкли воспринимать еду как средство утоления голода. Но не надо забывать и о том, что многие  продукты могут лечить болезни. В первую очередь это касается детей. Обеспечьте ребенка здоровым питанием. Ведь детский организм восприимчивее взрослого. А значит, полезная еда не только придаст ребенку силы, но и организм витаминами и микроэлементами. Это один из эффективных способов вернуть малышу хорошее самочувствие!C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\WDKOTL10\MP900177958[1].jpg

    • Естественные антибиотики. Некоторые продукты можно назвать естественными антибиотиками. Лук, чеснок, сельдерей, морковь, яблоко, оливковое масло обладают мощным противовоспалительным действием. Мед хорош вместе с молоком или редькой.
    • Продукты для нормализации пищеварения. Отдельная группа лакомств помогает нормализовать процесс пищеварения.
    • Черника, банан, корица остановят у ребенка диарею. А кислые яблоки, сырая и вареная свекла, морковный и сливовый соки, наоборот, избавят от запора. С коликами у ребенка справятся укроп и фенхель. Кормящей маме достаточно понемногу пить отвар этих трав, чтобы застраховать грудничка от болезненных ощущений.
    • Питание - портив стресса. Такие неприятности, как чрезмерное напряжение нервной системы и бессонница у ребенка, устранят антистрессовые продукты. Это макароны из твердых сортов пшеницы, каши, печенный в кожуре картофель. В список можно включить и твердые сыры (ребенку стоит попробовать их после года). Там есть ценное вещество триптофан. Оно действует расслабляюще на нервную систему. Есть еще один важный нюанс, которым не стоит пренебрегать. Что бы вы ни готовили, делайте это с радостью и с хорошим настроением. Тогда  каждая ложка еды принесет ребенку удовольствие и пользу.

    Овощи: морковь, томат и брокколи – витаминная зарядка. Независимо от цвета кожуры и сочности, каждый овощ – это своеобразное природное средство для укрепления здоровья.

    Брокколи диетологи рекомендуют маленьким детям при анемии и для ее профилактики. Кружевные соцветия темно-зеленой капусты богаты железом, калием, магнием, фолиевой кислотой.

    Морковь рекомендуют детям для улучшения зрения и состояния кожи. Это происходит благодаря наличию каротиноидов, входящих в состав оранжевого корнеплода. Ее можно тушить на гарнир, грызть сырой или измельчать на терке для приготовления салата. Но не забудьте о том, что морковь приносит пользу только в сочетании со сливочным или растительным маслом.

    Томаты снимут проблему нехватки витаминов в организме ребенка. Они – рекордсмены по количеству полезных веществ.

    Фрукты: бананы, персики, виноград богаты железом и усиливают аппетитC:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\WDKOTL10\MM900223774[1].gif

    Разноцветные плоды – яркий пример сочетания удовольствия, красоты и пользы.  

    Яблоки содержат железо, аскорбиновую и фолиевую кислоту, рутин. В них содержится и достаточное количество пектинов. Без этих фруктов не                                                               обойтись при коррекции железодефицитных состояний.C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\5OWTDNA6\MC900441708[1].png

    Бананы особенно нужны детям с ослабленными защитными функциями организма и при авитаминозе. Их нежная мякоть  богата витаминами А и группы В, фосфором, железом и магнием.C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\WDKOTL10\MC900193412[1].wmf

    Персики стимулируют выработку желудочного сока и повышают аппетит. Особенно полезны эти фрукты детям с плохим аппетитом.C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\5OWTDNA6\MP900438787[1].jpgC:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\H8QB59R0\MC900193514[1].wmf

    Виноград способствует полноценной работе почек и сердечной мышцы. Кроме того, он укрепляет стенки сосудов и улучшает свертываемость крови.C:\Users\Acer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\WI239G9U\MC900436896[1].png



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад «Ласточка»

    проект

    «Витамины - наши друзья»

    Тип проекта:

    - По доминирующей в проектной деятельности: познавательно - творческий

    -По количеству участников проекта: групповой (дети, родители, педагоги)

    -По характеру контактов: среди детей одной группы.

    -По времени проведения: краткосрочный (октябрь).

    Заявитель: дети  разновозрастной  группы

    Выполнила:

    Воспитатель Александрова Е.Н.

    Цель проекта:

    Формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни.

    Задачи:

    Познакомить с понятием «витамины», их роли в жизни человека.

    Установить взаимосвязь, что здоровье зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но и полезной)

    Уточнить и обогатить знание детей и родителей о пользе витаминов, о том, как витамины влияют на организм человека.

    Способствовать созданию активной позиции родителей в желании употреблять в пищу полезные продукты.

    Уточнение понятий: «Фрукты», «Овощи», «Ягоды». Формировать умение обобщать по существенным признакам.

    Развивать у детей представления о пользе овощей, фруктов, ягод для здоровья человека.

    Развивать представления о витаминах, здоровом образе жизни.

    Проблемы:

    1. К детям приходит доктор Айболит и говорит: «В городе грипп и чтобы не заболеть надо употреблять достаточное количество витаминов. Как вы думаете, что такое витамины и где они «живут»?»

    Проблемная ситуация:

    – Что такое витамины? В каких продуктах они содержаться? Как витамины могут помочь не заболеть?

    Дети ставят перед собой задачу: Узнать побольше о витаминах, собрать материал…

    2. Активизировать познавательно – речевую деятельность детей через интеграцию образовательных областей.

    3. Незнание родителями о количестве, качестве, разнообразие продуктов, своевременности и регулярности приема – важном факторе сохранения и укрепления здоровья детей.

    Актуальность проекта:

    Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя". Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на физическом развитии детей. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Поэтому так важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах.

    Основание для разработки:

    Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дети получают знания о витаминах, правильном питании и здоровом образе жизни; учатся изготавливать мини-книжки.

    Реализация проекта по тематике «Витамины – наши друзья» обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.

    Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности – детей, педагогов и родителей.

    Ожидаемые результаты:

    Знание детьми о значении правильного питания.

    Понимание детьми значимости влияния витаминов на здоровье.

    Повышение знаний родителей о разнообразии рациона продуктов в детском меню дома

    Сформированность сознательного отношения взрослых к проблеме правильного питания.

    Создание в группе необходимых условий для закрепления понятий: фрукты, овощи, ягоды.

    Создание альбомов для рассматривания.

    Создание коллажа – «Овощи и фрукты»

    Создание мини книжек – самоделок по теме.

    Тематическая выставка детских работ, выполненных совместно с родителями.

    Методы реализации проекта:

    1. Речевая деятельность

    2. Познавательная деятельность

    3. Игровая деятельность

    4. Художественная деятельность

    5. Оздоровительная деятельность

    6. Трудовая деятельность

    Этапы реализации проекта:

    Подготовительный этап

    1. Беседа для уточнение представлений детей о полезных продуктах, витаминах, их значении для жизни

    2. Подбор дидактических игр.

    3. Подбор художественной литературы.

    4. Подготовка методического обеспечения.

    5. Консультации.

    6. Анкетирование родителей.

    Основной этап

    1. Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о витаминах, о правильном питании через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

    2. Реализация плановых мероприятий.

    Заключительный этап

    1. Подведение итогов.

    2. Итоговое мероприятие.

    3. Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями

    ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

    «Витамины — наши друзья»

    Виды детской деятельности

    Игровая деятельность

    Дидактические игры:

    «Полезные и вредные продукты».

    «Что где растет»

    «Чудесный мешочек»

    «Садовник»

    «Вершки – корешки»

    «Кто больше назовет блюд»

    «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»

    «Найди по описанию»

    «Съедобное-несъедобное»

    Подвижные игры:

    «Собери урожай»

    «Баба сеяла горох»

    «Яблонька»

    Сюжетно-ролевые игры:

    «Магазин продуктовый».

    «Семья идет в магазин за полезными продуктами»

    Пальчиковые игры:

    «Компот».

    «Овощи-фрукты»

    «Ягоды».

    «Апельсин»

    «Капустка»

    «Овощи»

    «Пальчики в саду»

    «Продукты-питания»

    Настольно-печатные игры:

    «Что растет в саду, в огороде?»

    «Поваренок»

    «Овощное лото»

    Театрализованная игра:

    «Огород»

    Познавательная деятельность

    Познавательные занятия:

    «Здоровая пища»

    Беседы:

    «Витамины и полезные продукты».

    «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

    Рассматривание альбома «Овощи - фрукты».

    Рассматривание иллюстраций, муляжей фруктов, овощей, ягод.

    Художественная деятельность

    Рисование – «Овощи, фрукты – витамины для зверят»

    Лепка - «Витамины на тарелке».

    Аппликация - «Фрукты в вазе»

    Речевая деятельность

    Заучивание и чтение стихов об овощах, ягодах и фруктах.

    Отгадывание и загадывание загадок детьми друг другу.

    Чтение пословиц и поговорок о здоровье

    Драматизация:

    Стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

    Сказки «Репка».

    Ознакомление с произведениями художественной литературой

    Стихотворение Барто A. «Морковный сок».

    Русских народных сказок «Репка», «Мужик и медведь».

    Белорусской народной сказкой «Пых».

    Сказка В. Степанова «Угощение для Медведя»

    Сказка В. Сутеева «Яблоко».

    Трудовая деятельность

    Изготовление детьми мини - книжек для записывания рецептов полезных блюд

    Создание коллажа «Овощи и фрукты», «Полезные и вредные продукты».

    Оздоровительная деятельность

    Употребление в пищу овощей, фруктов, лука, чеснока, аскорбиновой кислоты и полезных продуктов.

    Приготовление дома витаминного, овощного салата – рецепты полезных блюд.

    Работа с родителями

    Анкета для родителей «Здоровая пища»

    Информация для родителей «Правильное питание»

    Рекомендации для родителей «Овощи, фрукты – полезные продукты»

    Папка передвижка «Наши друзья - витамины»

    Памятка для родителей, «В каких продуктах живут витамины». Консультации:

    «Правильное питание»

    «Витаминная азбука здоровья».

    «Витамины в овощах и фруктах»

    Игротека для родителей «Игры для детей по формированию ЗОЖ»

    Индивидуальные задания

    Совместное изготовление творческих работ по теме проекта на выставку

    Подведение итогов проекта:

    - Родительское собрание на тему «Здоровье ребенка в ваших руках».

    - Папка передвижка «Наши друзья - витамины»

    - Презентация проекта «Путешествие в страну витаминов».

    - Изготовление стенгазеты совместно с родителями «Витаминная азбука»