Консультация для воспитателей в соответствии с ФГОС: «Детское экспериментирование и особенности его организации в ДОУ».
консультация по окружающему миру на тему

Агафонова Елена Анатольевна

Экспериментирование, включенное в различные виды деятельности в ДОУ: игру, труд, наблюдения, прогулки, самотоятельную деятельность, способствует формированию познавательного интереса, наблюдательности, мыслительной активности, творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экспериментирование в ДОУ18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей в соответствии с ФГОС:

«Детское экспериментирование и особенности его организации в ДОУ».

Воспитатель: Агафонова Елена Анатольевна

На сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых методов работы с детьми. Современный образовательный процесс в ДОУ предполагает поиск   более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению.

Вместе с тем, обилие новейших технологий связано с определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.

Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал и тесно связано со всеми видами детской деятельности,  прежде всего с наблюдением, развитием речи. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Очевидна и связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

При организации экспериментальной деятельности в ДОУ необходимо учитывать некоторые особенности.

1.Эксперимент должен быть непродолжительным по времени.

2.Необходимо учитывать, что дошкольникам  трудно работается без речевого сопровождения: дети проговаривают свои действия.

3.Необходимо учитывать  индивидуальные особенности детей (темп работы, утомляемость).

4.Необходимо учитывать право ребенка на ошибку и использовать адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у кого не сформировались навыки: например, разделение одной процедуры на несколько мелких действий, порученных нескольким детям; помощь воспитателя детям;  работа воспитателя по указанию детей; сознательное допущение воспитателем ошибок в работе и другое.

5.Не проводить четкой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а ознакомление с окружающей действительностью.

6. Необходимо учитывать возрастные особенности.

Так, в младшем возрасте нужно сообщать знания не в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.

На пятом году количество вопросов у детей возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки  работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослого в знакомой  работе уже не так важно, но визуальный контроль необходим.   В этой группе можно проводить длительные наблюдения, с их последующей фиксацией, эксперименты по  выяснению причин отдельных явлений.

Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними.

В старшей и подготовительной группах   расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.

В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования.

Таким образом, детское экспериментирование способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.