Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Широкая Масленица!»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Марасан Ирина Александровна

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе

«Широкая Масленица!»

 

Цель: дать детям представление о традициях народного праздника Масленица.

Задачи:
Образовательные:
 -  знакомить детей с последним зимним праздником - Масленицей, посвященного солнцу, встрече весны и завершению зимнего периода;
 -   поощрять речевую активность детей;
Развивающие: 
 -  развивать у детей познавательный интерес, творческое мышление, внимание, память; 
 -  развивать умение и желание детей исполнять характерные народные песни и танцы;

 - совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

Воспитательные:
-  воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
 -  воспитывать уважительное отношение к народным обрядам через ознакомление с произведениями художественной литературы, посредством различных видов музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения);
 -  доставлять детям радость от народных игр, песен;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zanyatiya_maslenitsa.docx28.89 КБ
Файл prezentatsiya_maslenitsa.pptx2.38 МБ
Файл samoanaliz_zanyatiya.docx14.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА», пгт. МАГДАГАЧИ.

Конспект НОД по познавательному развитию

в средней группе

«Широкая Масленица!»

Подготовил: Марасан Ирина Александровна

Воспитатель первой квалификационной категории

пгт. Магдагачи 2018г.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе

«Широкая Масленица!»

Цель: дать детям представление о традициях народного праздника Масленица.
Задачи:
Образовательные:
-  знакомить детей с последним зимним праздником - Масленицей, посвященного солнцу, встрече весны и завершению зимнего периода;
-   поощрять речевую активность детей;
Развивающие: 
-  развивать у детей познавательный интерес, творческое мышление, внимание, память; 
-  развивать умение и желание детей исполнять характерные народные песни и танцы;

 - совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

Воспитательные:
-  воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
-  воспитывать уважительное отношение к народным обрядам через ознакомление с произведениями художественной литературы, посредством различных видов музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения);
 -  доставлять детям радость от народных игр, песен;


 Оборудование:  ИКТ, чучело Масленицы, русский народный костюм,  карусель – обруч, ленточки по количеству детей, крынка, маска кота, платочки по количеству детей, блины.

На экране Слайд №2 – изображение скоморохов и играет песня-зазывалка. Дети сидят на стульях.

Воспитатель в русском костюме входит в помещении с приветствием:

Слава дому сему

Слава саду вашему

Мира, счастья вам желаю

И хозяев восхваляю!

Много лет, здоровья вам:

И большим и малышам.

Здравствуйте, мои юные друзья! Здравствуйте, гости, милости просим! Посмотрите на меня, как я сегодня нарядна да хороша! А знаете почему? Ведь сейчас идет праздничная неделя. Масленица! А что это за праздник, знаете? (ответы детей) Масленицей провожали зиму и встречали весну. А в народе говорили: «  в феврале зима с весной встречаются первой». Праздник отмечали шумно, весело, с играми, потехами, поэтому Масленицу называли «широкой», «разгульной», «веселой».  Вот и пришла я к вам, чтобы поведать об этом разудалом празднике  и порадовать игрой веселой.

Мы сегодня позабавимся,

На веселой карусели покатаемся!

Хотите покататься на веселой карусели? А чтобы она еще наряднее стала, мы ее ленточками украсим. Но ленточки не простые… Сколько  дней в  праздничной масленичной неделе, столько и ленточек. Что ни ленточка – то денечек, то забавушка.  Ну что вы готовы веселиться.

Слайд №3  Картинка и надпись Масленица.

С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его  в конце зимы и празднуют целую неделю. В это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые напоминаю солнце, приглашают гостей и угощают их.  Все играют и веселятся, радуются что наступает весна.

Слайд №4

Итак начинается Масленица в понедельник – первый день недели «Встреча Масленицы».  В этот день  делают куклу-чучело Масленицы , строят снежные горки. И,  конечно же, начинают печь блины.

Вносят чучело Масленицы.

Здравствуй Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных.

Дети, давайте поздороваемся с Масленицей. Здравствуй Масленица дорогая!. (Дети здороваются).

Давайте с вами привяжем первую ленточку.

Слайд № 5

Второй день  - вторник, назывался он «заигрыши».  В Этот день и взрослые и дети ходили от дома к дому, пели песни и выпрашивали за это блины. А на улице людей веселили скоморохи своими шутками и плясками.

Ребята, давайте и мы встанем вокруг Масленицы

 И споем ей праздничную закличку.   Закличка – это веселое стихотворение, во время которого можно водить хоровод и выполнять разные движения.

Масленица, Масленица,             (ведут хоровод)

Дай блинком полакомиться.       (гладят живот)

Прогони от нас метели,               (разводят руки)

Прокати на карусели                    (кружатся вокруг себя)

Растопи холодный лед,                (медленно приседают)

Пусть весна скорей придет          (кланяются)

Молодцы! Давайте завяжем еще одну ленточку. Дети садятся на стульчики.

Слайд № 6

Третий день масленичной недели –  «лакомка».

Ребята, а  кого или что можно назвать лакомкой. (ответы детей). Понятно. Это что-то вкусненькое, сладенькое.  В этот день все лакомились блинчиками. Еще в этот день зятья, то есть ваши папы ходили к вашим бабушкам в гости и пробовали всякие угощения. А давайте узнаем, чем же наши бабушки угощали ваших пап. Для этого отгадайте мои загадки.

На горячей сковородке

Нужно печь их очень ловко.
Зазевался разговором
И они вмиг станут комом.
С мёдом как они вкусны
Бабушкины ...(Блины).

****

Без него не обойтись,

Чтоб блины все удались,

Сей продукт дает корова,

Он на солнышке блестит.

Улучшает вкус он блинный,

В холодильнике лежит.  (Масло)

****

Догадайтесь, кто такая?

Белоснежная, густая.

Сливки взбили утром рано,

Чтоб была у нас... Сметана

****

Загадаю вам загадку
Вкусный он и очень сладкий
Быть здоровым помогает
Его пчелы собирают…(мед)

Завязываем еще одну ленточку.

Слайд № 7

Затем  наступал четвертый день – «разгул» или «широкий четверг». Это был самый веселый день. Все плясали, водили хороводы, играли, пели песни и частушки, катались с горки. Гулянья длились с утра и до самого вечера.

Ребята давайте и мы с вами поиграем.

Русская народная игра «Крыночки». (показать детям крынку и сказать, что в ней в старину хранили молоко и сметану). Для игры нужно выбрать котика, который любит полакомится сметанной.

Считалка: Шел котик через мост:

                  Вот и лапы, вот и хвост.

                  Вот глаза, а вот и грудь,

                  Выходи, водящим будь.  

На выбранного ребенка одевается маска котика. Остальные дети будут крыночками. Они садятся в круг. Я накрываю детей платочками, чтобы котик не добрался до сметаны.  Котик ходит по кругу. С одного ребенка я снимаю платочек, «крыночка» убегает, а котик догоняет.

Ребенок, который был «крыночкой» завязывает еще одну ленточку.

Слайд № 8

Пятый день – «вечерки».

Вот и пятница пришла

Гостей в дом привела.

Есть блины, кататься с горки

Это «тещины вечерки».

В этот день, ребята, ваши бабушки ходили к вашим папам в гости на блины. Хозяйки пекли блинчики с разными вкусными начинками.

Дидактическая игра

Вот что я вам сейчас расскажу о блинах. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один – называем просто…..(блин).

Много испекли их мы – назовём тогда …..(блины).

Испекли для дочек – назовём….(блиночек).

Будет кушать их сынок – назовём тогда….(блинок).

Огромный, как домище – назовём ….(блинище).

Завязываем ленточку к кругу-карусели.

Слайд № 9

Шестой день  - «золовкины посиделки».  В этот день молодые невестки принимали у себя гостей и угощали самым вкусным. Дарили друг другу подарки.  Дети завязывают еще одну ленточку.

Слайд № - 10

И вот наступал последний день Масленицы – «Проводы Масленицы» или «Прощенный день». В этот день люди просили друг у друга прощения со словами «Прости меня пожалуйста». кланялись друг другу и целовались. А еще в этот день прощались с зимой и звали весну. Чучело Масленицы катали на санях, веселились,  а потом наступал самый главный момент. Люди сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай солнышко – колоколнышко,

Приноси урожай в наш родной край!

Ребята, а давайте вместе позовем весну красну закличкой и завяжем последнюю ленточку. Дети читают вместе с воспитателем и завязывают ленточку.

Слайд №11

Ребята вот и готова наша карусель. На нее мы привязывали ленточки не просто так а что то новое с вами узнали. Что вы узнали, что запомнили. (ответы детей)

Ну а теперь давайте покатаемся на карусели.

Игра «Карусель» под музыку.

Еле — еле — еле — еле

Завертелись карусели

А потом кругом — кругом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель говорит детям спасибо. И предлагает детям угощенье - блины.

Как на масляной недели

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны,  горячи!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару – разбирайте!

Похвалить не забывайте. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю.

Слайд 4

Первый день – «Встреча Масленицы». В это день делали чучело Масленицы и пекли блины.

Слайд 5

Второй день Масленицы – « Заигрыши ». В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

Слайд 6

Третий день Масленицы – «Лакомка». В этот день все лакомились блинами, а зятья ходили к теще на блины .

Слайд 7

Четвертый день Масленицы – «Разгул» или «Широкий четверг». Это самый веселый день. Все пели, веселились, играли.

Слайд 8

Пятый день Масленицы – «Тещины вечерки». В этот день теща приходила к зятю на блины.

Слайд 9

Шестой день Масленицы – « Золовкины посиделки». В этот день молодые невестки принимали у себя гостей.

Слайд 10

Седьмой, последний день Масленицы – «Проводы Масленицы» или «Прощенный день». В этот день все просили друг у друга прощения. А еще сжигали чучело Масленицы.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Самоанализ  НОД по познавательному развитию в средней группе

на тему «Широкая Масленица».

Занятие проводилось в средней группе. На занятии присутствовало 10 детей. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект занятия составлен самостоятельно, при этом учитывались возрастные и психологические особенности детей средней группы.

Цель занятия: дать детям представление о традициях народного праздника Масленица.
Задачи:
Образовательные:
-  знакомить детей с последним зимним праздником - Масленицей, посвященного солнцу, встрече весны и завершению зимнего периода;
-   поощрять речевую активность детей;
Развивающие: 
-  развивать у детей познавательный интерес, творческое мышление, внимание, память; 
-  развивать умение и желание детей исполнять характерные народные песни и танцы;

 - совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

Воспитательные:
-  воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
-  воспитывать уважительное отношение к народным обрядам через ознакомление с произведениями художественной литературы, посредством различных видов музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения);
 -  доставлять детям радость от народных игр, песен;

Форма организации: групповая, игровая.

В процессе занятия применялись следующие технологии:

 - ИКТ;

 - личностно-ориентированная;

 - игровая;

 - здоровьесберегающая.

Длительность занятия соответствует нормам Санпина для средней группы.

Для реализации каждой задачи были использованы различные приемы и методы. Это наглядные (презентация Масленица, кукла, костюм), словесные (художественное слово, песни, заклички, объяснения), игровые (подвижные и хороводные игры), практические (дидактические игры).

Занятие проводилось в познавательно – игровой форме. Занятие состояло из трех частей. В первой, вводной части был представлен объект рассказа – праздник Масленица. Внимание детей было привлечено нарядным костюмом, русской народной музыкой.  Во второй части занятия детям раскрывалась сущность праздника Масленица.  Материал я подбирала согласно возрасту детей. Тщательно корректировалось содержание, хотелось кратко, но четко передать основные черты праздника, показать детям красоту и широту русских обрядов и традиций.  Говорить старалась четко, эмоционально, чтобы передать праздничное настроение и сделать акцент на всех тонкостях праздника. Дети услышали заклички, загадки, поиграли в народные игры.  В заключительной части был подведен итог. Дети повторяли преподнесенный им материал, делились своими эмоциями и впечатлениями. В конце все это было закреплено музыкальной игрой. На протяжении всего занятия поддерживался познавательный интерес с использованием единого сюжета посредством игр, художественного слова. В ходе занятия использовалась смена деятельности, что способствовало снижению утомляемости, снятию мышечного напряжения.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они внимательно слушали, проявляли познавательную и игровую активность, эмоционально реагировали на услышанное и увиденное. Они были заинтересованы, внимательны и организованны. Я старалась уделять внимание каждому ребенку. Каждый ребенок был задействован в деятельности . Дети порадовали меня своей добротой, искренностью, открытостью и любознательностью. Это  чувствовались на протяжении всего занятия. И это в свою очередь очень помогало мне. По ответам детей я поняла, что занятие им понравилось.

Анализируя пройденное занятие, я считаю, что все задачи были выполнены и цель была достигнута. Я считая, что и я, и дети получили комплекс положительных эмоций, зарядились хорошим праздничным настроением, ну и получили новые знания.