Картотека наблюдений
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

Волохова Наталья Анатольевна

Картотека наблюдений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy.docx410.01 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека наблюдений

Прогулка 1https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/12/k_58c543d6d4eac/399502_1.jpeg

Наблюдение

за сезонными изменениями

Целиформировать представления

об изменениях в природе в начале

зимы (ночь растет, а день убывает);

учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Ход наблюдения

Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Вот о чем всю ночь свистел За моим окошком ветер! Он про снег сказать хотел И про то, что зиму встретил. Нарядилась и рябинка В белый праздничный наряд, Только гроздья на вершине Ярче прежнего горят.

Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.

  • Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)
  • Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)
  • Декабрь год кончает — зиму начинает.
  • Теплая зима к холодному лету.
  • Солнце летом греет, а зимой морозит.

Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем

осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.

Воспитатель задает детям вопросы.

За каким месяцем идет декабрь? К какому времени года относится ноябрь? Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью? Зачем засыпают корни деревьев снегом? Как одеваются люди зимой и осенью?

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом - воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры

«Попади в обруч», «Парный бег» - продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель.

«Ледяная карусель» - закреплять навык катания друг друга на санках.

«Выложи сам» — выкладывание рисунка по замыслу из пластмассовых пробок.

Индивидуальная работа

Упражнения на скольжение - учить с разбега скользить по ледяным дорожкам.https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/12/k_58c543d6d4eac/399502_2.png

Самостоятельная деятельность детей с в/м

Прогулка 2https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/12/k_58c543d6d4eac/399502_3.jpeg

Наблюдение за птицами зимой

Цельформировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого. Ход наблюдения Не видно в лесу тропинок, Лети же, пичуга, к людям В тулупах кусты стоят. И прячься скорей за окном, Уснувших жуков и личинок А мы кормить тебя будем Укрыл под корой снегопад. Крошками хлеба, пшеном. Каких птиц вы видите зимой около своего дома? Почему они прилетают к жилью человека? Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? Почему зимующих птиц надо подкармливать? Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам? Какой корм они охотнее поедают? Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? Есть ли кормушка возле вашего дома?Трудовая деятельность Очистка участка младших дошкольников от снега - воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту. Подвижные игры «Ловкая пара» - развивать глазомер, достигая хорошего результата. «Попади в цель» - учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения, «Мороз - Красный нос» - учить ловко и быстро перебегать через площадку;

Рисование "Художник по снегу" - Краски можно разбрызгать на снегу и после слепить из него. Либо обрызгать уже готовые фигурки. Или просто нарисовать картину прямо на снегу - развивать творческую фантазию и воображение

Индивидуальная работа

Метание снежков вдаль и в цель - развивать координацию движений. Игры по желанию детей

Прогулка 3 Наблюдение за состоянием природы Цели: учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закреплять умения воспринимать описание узоров на окне. Ход наблюденияУдивительный художник у окошка побывал, Удивительный художник нам окно разрисовал: Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой. Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой. На стекле цветы и листья — все искрится, все бело. Но без красок и без кисти разрисовано стекло. Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.) За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный. Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными Цветами. Трудовая деятельностьСобрать снег в кучу для построек - формировать навыки работы в коллективе; воспитывать стремление добиваться результатов Подвижные игры «Не оставайся на полу», «Встречные перебежки» - продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища. «Медведи и пчелы» - учить перелезанию «перевалом» через препятствие Индивидуальная работа Ходьба на лыжах - учить выполнять повороты на месте и в движенииhttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/12/k_58c543d6d4eac/399502_4.jpeg

Прогулка 4

Наблюдение за воробьём

Цель: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/12/k_58c543d6d4eac/399502_5.jpeg

Ход наблюдения

Прыгал воробьишка Нелегко ему зимой

В коричневом пальтишке, Прыгает он у крыльца —

Ростом мал, да боевой, Покормите молодца.

Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.) Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.) Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.) Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.) Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.) Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза.) Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.) Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки к кормушке - учить заботиться о птицах.

Подвижные игры

«Два мороза», «Кони» - учить выполнять характерные движения по содержанию игры;развивать ловкость, быстроту, «Наперегонки» - развивать ловкость, выносливость и скорость

Индивидуальная работа

«Кто дальше?» - упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении.

Прогулка 5https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/12/k_58c543d6d4eac/399502_6.jpeg

Наблюдение за работой дворника

Цели: продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас; формировать стремление к порядку и чистоте; прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде. Ход наблюдения Что делает дворник на участке детского сада зимой? Какие орудия труда нужны дворнику в это время года? Как может дворник помочь деревьям зимой? Первый зимний снежок Белым пухом лежит. Первый легкий мороз веселит и бодрит. Трудовая деятельность Сбор снега для постройки горки для куклы - учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.Подвижные игры «Два мороза», «Мы веселые ребята» - учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.

«Прыжки на одной ноге» - учить энергично, отталкиваться и правильно приземляться.

Рисуем на снегу – предложить детям выполнить рисунки палочкой на снегу – учить заполнять контур цветной водой; развивать воображение, поддерживать интерес к рисованию, творческой деятельности.

Индивидуальная работа Закрепление навыков ходьбы на лыжах - учить спускаться с горки. Игры по желанию детей – учить детей находить занятия по интересам.

Прогулка 6https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/12/k_58c543d6d4eac/399502_7.jpeg

Наблюдение за огородом

Цели: знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период; воспитывать интерес к исследовательской

деятельности.

Ход наблюдения

Батюшка наш огород! И капустой и морковью.

Поклонюсь тебе с любовью — Угощай нас кабачком,

Ты корми нас целый год Сельдереем и лучком.

Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.) Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим в холода и ветра.)

Если много снега в огороде — это плохо или хорошо.

(Хорошо, много влаги.) Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет.) Где больше снега — у здания или в центре? (У зданий).

Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)

Исследовательская деятельность

Измерить глубину снега снегомером в разных частях

огорода. Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.

Трудовая деятельность

Очистка дорожек от льда и снега - закреплять навыки работы с лопатой; воспитывать настойчивость, самостоятельность.

Подвижные игры

«Ловишки с мячом» - передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов.

«Кати в цель» - развивать координацию движений.

«Затейники» - учить четко проговаривать слова игры; учить играть по правилам.

Лепка из снега «Угощения к чаю» - учить детей коллективно выполнять работу, распределять задачи, лепить из снега крупные фигуры (конфеты, пироги, кексы и т.д.) – развивать воображение, воспитывать ответственность за общее дело.

Индивидуальная работа

Развитие движений - отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.

Игры по желанию детей – учить детей находить занятия по интересам.

Прогулка 7

Наблюдение за изменениями

на участке детского сада

Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас.

Ход наблюденияhttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/12/k_58c543d6d4eac/399502_8.jpeg

Улицей гуляет Дед Мороз,

Иней рассыпает по ветвям берез.

Ходит, бородою белою трясет,

Топает ногою, только треск идет.

Посмотрите, сколько снега в огороде. В народе говорят: «Чем больше снега зимой, тем лучше урожай осенью». Ребята, зачем мы очищаем дорожки от снега и сваливаем его на грядки, под деревья? Снег — одеяло для земли. Зачем мы повесили кормушку именно на участке огорода? Наступит весна и птицы в знак благодарности за то, что мы их зимой кормили (семечками, крупой, крошками), поедят вредителей на нашем огороде.

Трудовая деятельность

Сгребание снега на участке под деревья - воспитывать бережное отношение к природе.

Подвижная игра

«Снежная карусель» - упражнять в ориентировке на местности. «Бездомный заяц» - вспомнить правила игры;

«Бег с препятствиями» - развивать ловкость, выносливость, скорость

Раскрашивание поделок из снега – учить детей раскрашивать вылепленные фигуры цветной водой

Индивидуальная работа

Прыжки на одной ноге - учить энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Прогулка 8

Наблюдение за ветром

Цель : расширять и углублять знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям.https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/12/k_58c543d6d4eac/399502_9.jpeg

Ход наблюдения

Ветер дул всю ночь, Ивы гнулись у пруда,

Шумели ели, Выло, дуло, завывало.

Морщинилась вода. И когда пришел рассвет,

Сосны старые скрипели, Ветра будто не бывало,

Будто не было и нет.

Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.) Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.) С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.) Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)

Трудовая деятельность

Постройка снежных построек - формировать навыки работы с лопатой, трудиться сообща

Подвижная игра

«Мороз Красный нос» - учить ловко и быстро перебегать через площадку; «Снегодром» - следить за взаимоотношениями детей в процессе самостоятельной деятельности с санками; «Зайцы и волк» - учить детей соблюдать правила игры;

Индивидуальная работа

«Парный бег» - развивать детей в беге парами.

Самостоятельная игровая деятельность.

Прогулка 9

Наблюдение за

домашними животными зимой

Цели: закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/12/k_58c543d6d4eac/399502_10.png

Ход наблюдения

Домашних животных я очень люблю: Помощники наши — корова, баран

Кормлю, берегу и ласкаю. И конь вороной темногривый

Собаку и кошку, козу и свинью Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Друзьями своими считаю. Доверчивы, миролюбивы.

Каких домашних животных вы знаете? Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы?

Почему животных перестали выгонять на пастбища?

Как люди ухаживают за домашними животными? Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой. Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные. Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время? Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?

Подвижные игры «Медведи и пчелы» - учить перелезанию «перевалом» через препятствие. «Совушка» - учить выполнять движения по сигналу.Индивидуальная работа Выполнение упражнений на сохранение равновесия - развивать координацию движений. Трудовая деятельность Расчистка дорожки к кормушке - совершенствовать умения пользоваться лопатой для уборки снега.

Прогулка 10https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/12/k_58c543d6d4eac/399502_11.jpeg

Наблюдение

за пешеходной дорожкой

Цельформировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.

Ход наблюдения

Выйти с детьми на пешеходную часть дороги и спросить их, где положено ходить пешеходам? Вспомнить, что придерживаться надо правой стороны, чтобы не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. Напомнить, что по улице надо идти спокойным шагом, переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора.

Подвести детей к переходу, спросить, как они узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу? Правильно, потому что здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы.

Трудовая деятельность

Очистка участка от снега - воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.

Подвижная игра

«Попади в цель» - учить бросать мяч в цель, развивать меткость, соблюдать правила игры.

«Зарисуй дерево» - закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.

Индивидуальная работа

Развитие движений - закреплять умение двигаться приставным шагом.

Игры по желанию детей – учить детей находить занятия по интересам.

Прогулка 11https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/12/k_58c543d6d4eac/399502_12.jpeg

Наблюдение за снегопадом

Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Ход наблюдения

Снег из тучи прилетел, Ищет места — не найдет,

Лечь на землю захотел. Задержался у ворот.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок. Почему скрипит снег? Где образуются снежинки?

Почему? Какой на ощупь снег?Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить? Почему? Что такое снег? Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые).

На что похожи снежинки? Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега - учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.

Подвижные игры

«Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?» - продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; закреплять умение прыгать.

Лепка из снега : «Веселые снеговики» - учить детей планировать свою работу, располагать шары из снега в определённой последовательности;

Индивидуальная работа

«Хоккей» - учить прокатывать шайбу друг другу в парах.

Прогулка 12https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/12/k_58c543d6d4eac/399502_2.png

Наблюдение за елью на участке

Цельуточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

Ход наблюдения

Новогодние деньки, На пушистой елке.

Снег морозный, колкий. Шар качнулся расписной,

Загорелись огоньки Бусы зазвенели.https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/12/k_58c543d6d4eac/399502_14.jpeg

Почему ель относят к хвойным деревьям? Что является основным признаком хвойных деревьев? Сравните деревья, в чем их различия? Какое дерево искусственное? Как вы узнали, какое дерево живое?

Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно Удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы), у нее нет корней, она не растет.

Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.

Трудовая деятельность

Расчистка кормушек от снега, кормление птиц - воспитывать положительное отношение к труду

Подвижные игры

«Собака и воробьи», «На санки» - упражнять в беге в разные стороны. умение ориентироваться в пространстве, быстро добегать до санок и садиться на них.

Рисование «Моя новогодняя ёлочка» - продолжать знакомить детей с профессией дизайнера; предложить придумать и нарисовать оригинальные украшения на елке цветной водой.

Индивидуальная работа

Развитие движений - закреплять умение бегать на скорость;

Самостоятельная игровая деятельность.

Прогулка 13

Наблюдение за

крышами домов

Цель: дать знания о том, что шапки снега могут быть опасны для человека (если упадут с крыши- травма), подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/12/k_58c543d6d4eac/399502_15.jpeg

Ход наблюдения

Рассмотреть крыши домов. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?

Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками,  деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.

ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:

- Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!

- Подходить и трогать свисающие сосульки!

- Нельзя сосать и есть сосульки!

- Не кидайся сосулькой или снегом!

- Будь внимательным и наблюдательным!

- Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!

- Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других

  (например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)!

Трудовая деятельность

Уборка игрушек на участке – формировать у детей привычку аккуратно собирать игрушки после прогулки

Подвижные игры

«У оленя дом большой» - закреплять умение соотносить движения с текстом. «Кот и мыши» - учить соблюдать правила игры. «Змейка» - развивать детей в беге;

Индивидуальная работа

«Смелые ребята» - упражнять в быстром беге;

Прогулка 14https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/12/k_58c543d6d4eac/399502_2.png

Наблюдение за общественным транспортом

Цель  закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения; воспитывать интерес к технике и труду взрослых.https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/12/k_58c543d6d4eac/399502_17.jpeg

Ход наблюдения

Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи

Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.

Регулировщик — светофор, как дирижер в оркестре,

Укажет он кому идти, кому стоять на месте.

Наезда можно избежать и столкновенья тоже —

На перекрестках всех дорог наш светофор поможет.

Со светофором я дружу, внимательным бываю,

На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю.

Какой общественный транспорт вы знаете? Как называется место, где останавливаются автобусы? (Остановка.) Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такси.)В какую дверь автобуса нужно входить? (В переднюю.)

Из какой двери надо выходить? (Из задней.) С какой стороны надо обходить автобус? (Сзади.) Почему? (Хорошо видно движущийся по дороге транспорт.) Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему? Как нужно переходить дорогу? (Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо.) На какой свет светофора? (На зеленый.)

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега - воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

Подвижные игры

«Лиса в курятнике», «Самолеты» - упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.

«Составь картинку» - из палочек выложить машину - развитие мелкой моторики.

Индивидуальная работа

«Донеси мешочек» - упражнять в равновесии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека наблюдений

картотека наблюдений  на прогулке для старших дошкольников...

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...

картотека наблюдений

Педагогам для проведения прогулок....

Картотека наблюдений за погодой

В своей работе я стараюсь упорядочить знания и накопленный материал и упростить работу, поэтому создаю разные "шпаргалки"...

картотека наблюдений на прогулке старшая и подготовительная группа

картотека по всем временам года, художественное слово и дидактическая игра...

Картотека наблюдений 2 младшая Осень

Здесь размещен материал наблюдений на прогулках на 3 месяца осени...