Опыты малышам
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Сивизьянова Нина Ивановна

Картотека опытов для познавательно-исследовательской деятельности в младшем-дошкольном возрастею

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty_malysham.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Камушки

Дает сведения о твердом и мягком

  • Это  хорошая и быстрая игра, которую прекрасно проводить на свежем воздухе.
  • Она дает детям возможность испытать разные текстуры.
  • Найдите три или четыре камня.
  • Попробуйте поцарапать камни ногтями.
  • Решите сами, твердые эти камни или мягкие.
  • Попросите, что бы дети нашли камни потверже и помягче.

 Почему тает снег?

  • Установить зависимость изменений в природе от сезона.
  • Емкости для снега.
  • Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с разной температурой  (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т.д.). Через некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними и  почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился с воду).

Где быстрее наступит весна?

  • Установить зависимость изменений в природе от сезона.
  • Емкости со снегом, льдом.
  • Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой. Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в течение 1-2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше. Выясняют, где быстрее наступит весна: на реке или на полянке (на полянке солнце быстрее растопит снег).

Как развивается растение?

  • Выделить циклы развития растения: семя → росток → растение → цветок → плод → семя.
  • Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа.
  • Младшие дети не знают, как из маленького семечка появляется плод (например, помидор или перец), просят ребят из средней группы рассказать. Дети рассматривают семена, доказывают, что из них может вырасти растение (есть ядрышко), высаживают в почву после предварительного замачивания, делают зарисовки по ходу наблюдений до появления плодов, отправляют малышам.

Что любят растения?

  • Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.
  • Два-три одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности (приложение, рис. 1).  
  • Дети ухаживают за тремя одинаковыми растениями по-разному: первое- своевременно пропалывают, поливают, рыхлят; второе- своевременно поливают, пропалывают без рыхления; третье- только поливают. Длительно наблюдают за ростом, состоянием, плодоношением с зарисовкой каждого результата, делают выводы о необходимости ухода для роста и состояния растений.

Посадите семечки

   Дает сведения о растениях и их росте        

  • Имитируйте  выполнение всех действий, описанных в следующем стихотворении.

                           Ямку для семечка рой,

                           Землёю его прикрой,                    

                           Не забудь водой поливать,

                           Не забудь сорняки вырывать,

                           Пусть солнце немного погреет,

                           И ты не успеешь понять,

                           Как семечко станет побегом,

                           И будет еще подрастать.

                           Цветочки, цветочки, цветочки,

                           Спешите, спешите, спешите.

                           Цветочки, цветочки, цветочки,

                           Растите, растите, растите.

Игры с кубиком льда

                                         

Дает сведения о таянии

  • Попробуйте растопить кубик льда несколькими способами.
  • Поместите три кубика льда в отдельные сосуды.
  • Позвольте одному из них таять самому по себе, над вторым включите фен для сушки волос, на третий налейте горячую воду.
  • Проследите, как долго будет таять каждый их кубиков.
  • Дети могут попросить, чтобы им предоставили понаблюдать за указанным экспериментом несколько раз в течение одного дня.
  • Понаблюдайте за кубиками под лупой.


Ловите падающие снежинки

Дает сведения о таянии

  • В снежный день установите снаружи небольшую кастрюльку, чтобы в нее мог падать снег. Потом принесите кастрюльку в помещение и наблюдайте, как снег тает и превращается в воду.
  • Ловите также снежинки на темную оберточную бумагу.

Трюк с соком

Дает сведения о воздухе

  • Эта игра - хорошее занятие во время легкого перекуса или полдника.
  • Проткните в пакете с соком одно отверстие.
  • Покажите детям, как трудно наливать в стакан сок через единственное отверстие.
  • Проткните в пакете с соком второе отверстие.
  • Покажите детям, что сок теперь льется намного легче, и объясните, что так происходит, поскольку вы позволяете попадать в пакет большому количеству воздуха.

Загадочная пища

Дает сведения о текстуре предметов

  • Положите яблоко на дно небольшой кастрюльки или другой подходящей посуды.
  • Прикройте кастрюльку, натянув на нее сверху носок.
  • Теперь позвольте детям засунуть руку в кастрюльку, но только так, чтобы они могли пощупать фрукт через носок.
  • Попросите их на ощупь опознать фрукт или овощ, находящихся в кастрюльке.
  • Задавайте вопросы типа: «Это шершавое?», «Это гладкое?».
  • Попросите каждого ребенка высказаться по поводу того, что он думает об указанном предмете, и предоставьте такую возможность всем детям без исключения.
  • Используйте для данного эксперимента апельсины, перцы, цуккини или другую мелкую разновидность кабачка, а также бананы.

Горячее и холодное

Дает сведения о горячем и холодном

  • Заполните два бумажных стаканчика водой: один - горячий, другой - холодной.
  • Позвольте детям потрогать руками наружную сторону обоих стаканов.
  • Попросите их выбрать, какой из них является горячим, а какой- холодным.
  • С помощью фломастера поставьте на обоих стаканах точки: красную на стакане с горячей водой и синюю - с холодной.

Семена

Дает сведения о росте

  • Используйте это стихотворение как средство покрепить дискуссию о выращивание растений.

Я в своем саду работаю,

Семена сажаю тут.

В дождь и в солнышко с охотою

Семена мои растут.

Иногда погода здесь

Жаркою бывает,

И тогда я сад свой весь

Лейкой поливаю.

Корни мне окучить надо,

Но прольется теплый дождь на росток, (двигайте пальцы вверх и вниз, словно падает дождь)

И откроется дождинкам цветок. (Откройте сложенные чашечкой руки)

Будет пить, не прекращая, днем и ночью,

Ведь цветок в жару напиться хочет.

Потому он будет пить, не уставая,

Ну, а дождик пусть его поливает!

Сделаем радугу


Дает сведения об отражении света

  • Заполните водой большую, глубокую и обязательно чистую миску, блюдо либо стеклянный стакан.
  • Убедитесь, что вода неподвижна.
  • Поместите зеркало в воду под углом таким образом, чтобы солнечный свет проходил через воду и отражался от зеркала.
  • Посмотрите на стену, куда зеркало отбросило луч солнечного света. Там образовалась радуга!

Искусственный гром

Способствует развитию научного подхода к явлениям

  • Надуйте бумажный мешок воздухом.
  • Крепко завяжите этот мешок ниткой.
  • Положите одну руку на верхнюю часть мешка, а другую – под его дно.
  • Быстро сдвиньте руки вместе, в результате чего мешок лопнет и раздастся сильный хлопок.
  • Это стремительно выходящий воздух породит столь сильный звук, напоминающий гром.
  • Подкрепите эти свои действия каким-либо стихотворением о дожде.

Где вода?

Дает сведения об испарении

  • Наполните стеклянный стакан водой.
  • Объясните детям, что они будут каждый день отмечать уровень воды в стакане.
  • С течением времени обсудите с детьми, почему отметка уровня воды опускается все ниже и ниже.
  • Что происходит с водой и куда она девается?

Тепло - холодно

  • Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.
  • А) цветы с клумбы, емкость для растений, предметы ухода; б) веточки разных деревьев, емкость с водой (весной и зимой); в) семена овощей (огурцов, гороха, фасоли), емкость для замачивания, ткань.
  • 1. Дети наблюдают за вянущими растениями на клумбе. Выясняют, почему они вянут, если воды достаточно для роста (вянут, потому что не могут питаться на холоде). Пересаживают растение вместе с почвой в подходящую емкость, вносят в помещение, наблюдают за изменениями, происходящими с цветами в помещении и на клумбе. Взрослый предлагает зарисовать результаты в дневнике наблюдений.

2. Дети рассматривают веточки голых деревьев. Выясняют, почему нет листочков (холодно) и как сделать, чтобы они появились (растениям для роста нужно тепло). Вносят веточки в помещение, рассматривают почки, помещают в воду, наблюдают за ростом почек, появлением листьев. Зарисовывают наблюдения в дневнике в сравнении: на участке – в помещении.

2. Дети рассматривают семена. Выясняют, можно ли высаживать их на грядку в апреле (нет, холодно, они погибнут). Замачивают семена – «будят» их. Помещают семена во влажную ткань, ставят в разные по температуре места, поддерживают во влажном состоянии. Через 2-3 дня проверяют результаты: выясняют, что помешало «проснуться» одним семенам и помогло – другим (семена в тепле и влаге проросли, остальные - лишь набухли от воды). Высаживают проросшие семена в ящички для получения рассады.

Где снег не тает?

  • Выявить зависимость изменений в природе от сезона.
  • Емкости с водой, снегом, льдом.
  • Ранней весной взрослый вместе с детьми наполняет одинаковые по размеру емкости и расставляет их по всему участку. Через определенное время емкости рассматривают и выясняют: почему в некоторых из них снег почти не растаял (они стояли в тени) , где и почему быстрее наступит весна – на полянке или в лесу (на полянке; в лесу больше тени от деревьев, снег лежит дольше).

Где будут первые проталинки?

  • Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
  • Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона.
  • Ранней весной взрослый вместе с детьми наполняет снегом одинаковые по размеру, но окрашенные в темные и светлые тона емкости, ставит их на солнце и наблюдает за изменениями. Дети сравнивают результаты (в темных емкостях снег тает быстрее). В яркий солнечный день взрослый предлагает детям потрогать кору березы и рябины и сравнить ощущения (кора рябины горячая, березы – прохладная). Выясняют, возле какого дерева раньше появятся проталины (вокруг деревьев с темными стволами).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты с водой для малышей.

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляеи неограниченные возможности позновать мир и се...

Развитие чувственного опыта малышей в процессе сенсорного воспитания

Игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста....

Мягкая педагогика как средство развития сенсорного опыта малышей

Технология «Textile-fun» («Досуг с тканью») Технология «Textile-fun» /«Досуг с тканью»/ разработана Е. Д. Файзуллаевой и Т. Д. Фицнер и основана на мног...

Мягкая педагогика как средство развития сенсорного опыта малышей

Поступление малыша в детский сад – это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко и просто. Развивающие игры «Мягкой педагогики» – это сенсорно...

Методическая разработка Развивающие игры мягкой педагогики как средство развития сенсорного опыта малышей

Сенсорное развитие в раннем детстве служит основой для формирования всех линий развития ребёнка, поэтому сенсорному воспитанию уделяется приоритетное внимание.Малыш рождается на свет с готовыми органа...

Развивающие игры мягкой педагогики как средство развития сенсорного опыта малышей

Аннотация В статье представлен практический материал по использованию игр мягкой педагогики (вязаная графика) в развитии сенсорики малышей.В разработке раскрывается актуальность применения развив...