Главные вкладки

    Картотека осенних прогулок для детей старшего дошкольного возраста
    картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему

    картотека прогулок

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_osennih_progulok.docx255.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека осенних прогулок

    для детей старшего дошкольного возраста

    Воспитатель Ткаченко С.М.

    Сентябрь

    D:\лена\публикации 16-17-18 год\сент.jpg

    Прогулка 1

    Наблюдение за сезонными изменениями

    Задачи:-  закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

    • учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;

    —        формировать представление об осенних месяцах. Ход наблюдения

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Какое сейчас время года?
    • Как вы догадались, что осень?
    • Перечислите характерные признаки осени.
    • Почему осенью стало холоднее?
    • Что делает человек осенью?

    ♦        Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?

    Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.

    Трудовая деятельность

    Уборка участка детского сада от опавших листьев.

    Задачи:

    —        учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;

    —        воспитывать экологическую культуру.

    Подвижные игры

    «Третий  лишний». Цели:

    • учить соблюдать правила игры;
    • развивать ловкость и быстроту бега.
    • «Совушка».

    Задачи:

    • учить ориентироваться в пространстве;
    • развивать интерес к игре.

    Подвижные игры

    «Кто самый меткий?».

    Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость. «Чье звено скорее соберется?».

    Цель: учить бегать на скорость.

    Индивидуальная работа

    Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.

    Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Сентябрь

    Прогулка 2

    Наблюдение за разными видами транспорта

    Задачи:- расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении;

    • формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.

    Ход наблюдения

    Дом по улице идет,

    На работу всех везет.

    Не на курьих тонких ножках,

    А в резиновых сапожках.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Как выглядит автобус?
    • Что находится внутри автобуса?
    • Для чего нужны поручни?
    • Какие автобусы ездят по нашему городу?
    • Как едет автобус?

    Через определенные отрезки пути автобус останавливается. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки.

    На остановке столпотворенье:

    Люди автобуса ждут с нетерпеньем,

    Надо народу успеть на работу —

    Всем поместиться в автобус охота.

    Только обидно,

    Что в транспорт бензиновый,

    Все не войдут: он, увы, не резиновый!

    Трудовая деятельность

    Коллективная работа на огороде по уборке мусора. Цель: формировать навыки коллективного труда.

    Подвижные игры

    «Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок». Цели:

    • учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил;
    • развивать быстроту и реакцию;

    —        воспитывать смелость.

    Индивидуальная работа Развитие прыжков.

    Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.

    Сентябрь

    Прогулка 3

     Наблюдение за муравьем

    Задачи:

            расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях;

    —        вызывать интерес к окружающему миру.

    Ход наблюдения

    Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

    Он — работник настоящий,

    Очень-очень работящий.

    Под сосной в лесу густом

    Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

    Сладко пахнут сосновой смолой Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои Строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой Ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, Будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети Мирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей.

    • Как выглядят муравьи?
    • Как они передвигаются?
    • Чем питаются?
    • Как называется муравьиный дом?
    • Из чего муравьи строят свой дом?
    • Какие враги есть у муравьев?
    • ♦        Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете?
    • ♦        Как готовятся муравьи к зиме?
    • Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.
    • Трудовая деятельность
    • Сбор урожая кабачков на огороде.
    • Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доставлять радость от собранного урожая не только себе, но и другим детям.
    • Подвижные игры
    • «Один — двое», «Пройди бесшумно».
    • Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).
    • Индивидуальная работа
    • Развитие движений.
    • Цель: воспитывать выносливость.

    Октябрь

    D:\лена\публикации 16-17-18 год\окт.jpg

    Прогулка 1

    Наблюдение за грузовым автомобилем

    Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового.

    Ход наблюдения

    Мощный транспорт — грузовик Тяжести возить привык. Для чего машине кузов? Чтобы в нем возили грузы!

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Для чего нужны грузовые автомобили?
    • Что они перевозят?
    • Назовите некоторые виды грузовых автомобилей и объясните, для чего они нужны?
    • Каким автомобилем сложнее управлять — грузовым или легковым?

    Трудовая деятельность

    Уборка опавших листьев.

    Цели:

    —        приучать доводить начатое дело до конца;

    —        воспитывать аккуратность, ответственность.

     Подвижные игры

    «Горелки», «Волк во рву». Цели:

    —        учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя;

    —        развивать ловкость.

     Индивидуальная работа

    Ходьба по бревну.

    Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие.

    Октябрь

    Прогулка 2

    Наблюдение за работой дворника

    Задачи:

    • расширять знания о труде взрослых осенью;
    • воспитывать уважение к труду.

    Ход наблюдения

    Ветер с листьями играет,

    Листья с веток обрывает,

    Листья желтые летят

     Прямо на руки ребят.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Какие орудия труда нужны дворнику для работы?
    • Какую работу выполняет дворник осенью?
    • Для чего нужна работа дворника?
    • Как мы можем помочь дворнику?

    Трудовая деятельность

    Пересадка цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки).

    Цели:

    —        учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки;

    —        воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки.

    Подвижные игры

    «Кот и мыши».

    Цели:

    • продолжать учить соблюдать правила игры;
    • активизировать двигательную активность.

    «Уголки».

    Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель: развивать навыки бросания мяча в цель.

    Октябрь

    Прогулка 3

    Наблюдение за рябиной

    Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.

    Ход наблюдения

    Улетели птицы разные,

    Смолк их звонкий перепев,

    А рябина осень празднует,

    Бусы красные надев.          О. Высотская

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Как выглядит рябина?
    • Где она растет?
    • Какие звери любят ягоды рябины?
    • Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
    • Что дает рябина людям?

    Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские

    дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

    Трудовая деятельность

    Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок.

    Цель: учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев.

    Подвижные игры

    «Коршун и наседка», «Кто дальше?».

    Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.

    Индивидуальная работа

     Развитие движений.

    Цель: учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге.

    Октябрь

    Прогулка 4

     Наблюдение за самосвалом

    Цели:  

            формировать представления о видах грузовых машин; учить рассказывать о них.

    Ход наблюдения

    Предложить детям рассмотреть машину — самосвал.

    Эта машина с железным открытым кузовом.

    Вот машина,

    Так машина —

     Высотою с дом кабина

    И колеса высотою

    Выше нас с тобою вдвое.

    Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

    * Для каких грузов предназначен самосвал?

    • Как происходит разгрузка машины?
    • Как машина помогает человеку?
    • Может ли самосвал работать без человека?
    • Трудовая деятельность

    Сбор семян, уборка сухой травы, листьев.

    Цели:

    • учить правильно собирать семена;
    • воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе.
    • Подвижная игра

    «Ловишки с приседаниями».

    Цель: учить соблюдать правила игры.

    Индивидуальная работа Бег, прыжки.

    Цель: упражнять в беге с заданием на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направления), в прыжках (подскок на двух ногах).

    Ноябрь

    D:\лена\публикации 16-17-18 год\ноябрь.jpg

    Прогулка 1

    Наблюдение за перелетными птицами

    Задачи:

    • закреплять знания о перелетных птицах;
    • воспитывать интерес и любовь к пернатым;
    • уметь выделять признаки живого организма.

    Ход наблюдения

    Листья осенью облетают,

    Высыхает трава на болотах.

    Собираются птицы в стаи

    И уже готовы к отлету.

    И, прощаясь с родными местами,

    С золотыми березками, ивами,

    Долго кружат они над лесами,        

    Над крутыми речными обрывами.        

    Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы перелетные.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Каких птиц называют перелетными?
    • Почему птицы выводят птенцов летом?

    ♦        Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые страны?

    ♦        Каких перелетных птиц вы знаете?

    Трудовая деятельность

    Сбор листьев на участке.

    Цель: учить работать дружно, помогая друг другу.

    Подвижные игры «Шишка-камешек».

    Цель: учить четко и быстро выполнять повороты, не останавливаясь.

     «Часовой».

    Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений.

    Индивидуальная работа

     Развитие движений.

    Задачи:

    • улучшать технику ходьбы (переход с пятки на носок, активные движения рук);
    • воспитывать выносливость.

    Ноябрь

    Прогулка 2

    Наблюдение за собакой

    Задачи:

    • закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде;
    • воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

    Ход наблюдения

    Я хозяину служу —

    Дом хозяйский сторожу.

    Я рычу и громко лаю,

    И чужих я прогоняю.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Почему собака домашнее животное?
    • Как выглядит собака?
    • Чем питается?
    • Какие породы собак вы знаете?
    • Как называются детеныши собаки?
    • Какую пользу людям приносят собаки?
    • Как готовятся собаки к зиме?

    К зиме шерсть у собак меняется.  Летняя линяет, и животные покрываются более густой и темной.

    Трудовая деятельность

    Сбор и заготовка семян календулы.

    Задачи:

    —        воспитывать ответственность за порученное дело;

    —        формировать экологическое сознание.

     Подвижные игры    

    «Дружные пары», «Разойдись — не упади».

    Цель: учить при ходьбе соблюдать непринужденность движений и хорошую осанку.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель: закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжков.

    Ноябрь

    Прогулка 3

    Наблюдение заберезой

    Задачи:

    • продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
    • воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

    Ход наблюдения

    Лишь осень золотая

    Лист опалит огнем —

    Березка облетает,

    Тоскует под дождем.

    Воспитатель проводит с детьми беседу.

    • Почему листья на березе стали желтые?
    • Что происходит с деревьями осенью?
    • Как деревья готовятся к зиме?

    Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

    Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

    Трудовая деятельность

    Подметание дорожек, уборка мусора.

    Цели:

            воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща;

    —        убирать инвентарь после труда в определенное место.

    Подвижные игры

    «Мы — веселые ребята», «Затейники».

    Задачи:

    —        учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко;

    • упражняться в беге.

    Индивидуальная работа

    «Удочка», «С кочки на кочку».

    Задачи:

    • упражнять в прыжках;

    воспитывать уверенность в своих силах.

    Использованная литература и источники:

    Дедулевич М. Н. Играй -- не зевай : подвижные игры с дошкольниками : пособие для воспитателей дошк. образовав учреждений. -- М. : Просвещение, 2007. -- 64 с.

    .Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. - 82 с.

    Пензулаева Л.И.: Подвижные игры для детей дошкольного возраста (3- 5 лет).- М.: Гуманитизд. Центр ВЛАДОС, 2003

    Ушакова Е.В.: Подвижные игры.- Белгород: БелГу. 2011

    Адреса источников:

    Картинка «Осень»-

    https://cdn.wallpapersafari.com/89/44/gMH8CV.jpg

    Картинка «Сентябрь»-

    http://hitfon.com/wallpapers/201306/01ac69879c4bb6f70586f950bdf18197.jpg

    Картинка «Октябрь»-

    http://www.wallpaperbetter.com/wallpaper/977/660/837/forest-trees-autumn-path-trail-hd-1080P-wallpaper-middle-size.jpg

    Картинка «Ноябрь»-

    http://os1.i.ua/3/1/10102021_1532e899.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека летних прогулок для детей старшего дошкольного возраста

    Картотека летних прогулок, выполнена на основе Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендациипо организации и проведению прогулокдля детей старшего дошкольного  возраста, будет ...

    Картотека проведения прогулок для детей старшего дошкольного возраста

    Картотека проведения прогулок для детей старшего дошкольного возраста...

    Картотека летних прогулок для детей старшего дошкольного возраста

    Наблюдения, дидактические и  подвижные игры, труд, индивидуальная работа на прогулке летом....

    Картотека летних прогулок для детей старшего дошкольного возраста

    Картотека летних прогулок в старшей группе...

    Картотека развивающих прогулок для детей старшего дошкольного возраста. Зима.

    Уникальность настоящей картотеки состоит в возможности не только оздоровить детей во время запланированных прогулок, но и обогатить новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет ...