Проект "Воздух"
проект по окружающему миру на тему

Науменко Людмила Николаевна

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект «Воздух»

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проектной группы: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.

Заявитель: дети 2 младшей группы.

Автор: воспитатель Науменко Людмила Николаевна.

Проблема: вопрос ребенка: «Что такое воздух?»

Актуальность.

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельности подход к личности ребенка. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует всестороннему развитию личности: любознательность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.  Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели.

Детская познавательно - исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развитию личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность, потребность в впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей.

Цель. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

        Задачи.

1. Развивать элементарные представления о воздухе и его свойствах, о значении воздуха в живой природе.

2. Развивать у детей умственные и мыслительные способности: сравнение, обобщение, анализ.

3. Учить пользоваться оборудованием при проведении игр-экспериментов.

4. Развивать личностные качества детей: целеустремленность, настойчивость, любознательность, коммуникативность.

5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, к себе.

Этапы проекта.

I этап. Организационный.

Воспитатель. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы. Подобрать методическую литературу по теме. Донести до участников проекта (родителей) важность данной темы.  Создание технической базы для детского экспериментирования.

Дети. Вхождение в проект.

Родители. Вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему.

II этап. Планирование деятельности.

        1.Педагог. Беседы с детьми и родителями, продумывание деятельности детей, консультации для родителей,  подбор игр, подбор оборудования, обучение через опытно-экспериментальную деятельность, оформление фотоотчетов, папок-передвижек, выставки.

        2. Дети.

Экспериментальная деятельность. Дидактические игры. Заучивание стихотворений. Отгадывание загадок. Подвижные игры. Физкультминутки. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.

        3. Родители. Поиск наглядной информации на тему: «Воздух». Сочинение с детьми загадок о воздухе. Подбор художественного слова о воздухе. Рисунки для выставки: «Где живет воздух». Беседы с детьми.

IIIэтап. Заключительный.

1. Ожидаемые результаты. В результате проделанной работы дошкольники смогут:

- получить знания о воздухе и его свойствах, расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми);

- осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми);

 - собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).

2. Продукт проекта. База для детского экспериментирования. Картотека опытов с воздухом. Наглядно-дидактические пособия по теме «Воздух», дидактические игры, альбом фотографий «Юные экспериментаторы».

Реализация проекта.

Режимные моменты

Совместная работа воспитателя с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Утренние беседы

1.Упражнение на дыхание «Воздушные шары», «Разноцветные шары».

2. Беседа «Для чего нужен воздух?»;  «Что загрязняет воздух»;  «Что мы узнали про воздух?»; «Кому нужен воздух?»

3. Опыты «Где спрятался воздух?»; «Надувание шаров»; «Волшебные пузырьки».

Пальчиковая гимнастика.

1. Консультация «Познавательно - исследовательская деятельность детей дома»

2. Создание домашней лаборатории

1.Надувание воздушных шаров, игра с шарами.

2.Игра с веерами.

Наблюдения на прогулке

1.Наблюдение за облаками, ветром: «Откуда берется ветер?» Что такое ветер»

2.Художественное слово: загадки стихи пословицы.

3.Опыты «Поймай ветер», Куда дует ветер?».  

4. Подвижные игры: «Пузырь», «Воздушный шар», «Ветер».

1. Опыт «Домик для воздуха», «Где бывает воздух?».

2. Фотографии, иллюстрации

1.Игры с шарами

2. Игра «Ветер-ветерок»

Образовательная деятельность детей 

1. Познание: «Воздух».

2. Аппликация: «Праздничные шары».

3.Рисование: «Праздничные шары».

4. Заучивание стихотворения: Я. Аким. «Ветер»

5. Физкультминутки.

1. Игры- эксперименты

«Как спрятать воздух?»; «Надувание мыльных пузырей»

1.Игры с мыльными пузырями

2. Игры с соломинками.

3. Игры с веерами.

Вечер

1.Чтение художественной литературы:

2. Дидактические игры: «Поставь на место», «Собери картинку».

3. Фотовыставка «Юные экспериментаторы»;

3.Оформление папок – передвижек

1. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

2. Загадки, игры. 3.Рисунки для выставки: «Где живет воздух».

1. Игры с трубочками  для коктейля.

2. Игры с веерами.

3. Дидактические игры: «Поставь на место»,

«Собери картинку».

Результат проекта.

• Дети могут самостоятельно проводить эксперименты по обнаружению воздуха.

• Умеют рассказывать о способах обнаружения воздуха.

• Имеют представление о свойствах воздуха, делают элементарные выводы.

• Знают о необходимости воздуха людям, растениям, животным.

• Знают и умеют рассказывать, как люди используют воздух.

• Знают, что воздух нужно беречь от загрязнения.

Литература

1. «Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова, Е.А., Сучкова, И.М.

2. «Экспериментальная деятельность в ДОУ». Одинцова Л.

3. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Прохорова Л.Н.

4. «Методика детского экспериментирования». Рыжова Л.В.

5. Энциклопедия «Мир вокруг нас»

Приложение№1

Опыт 1. «Где спрятался воздух» Покажите ребенку пустой прозрачный пакет (удобно использовать пакеты для завтраков) и спросите малыша: «Что в пакете?». Конечно же, он скажет, что в пакете ничего нет. Тогда отвернитесь и раскройте пакет, наберите в него воздух и закрутите край пакета так, чтобы воздух из него не мог выйти. Пакет станет упругим. Повернитесь к малышу и покажите ему, что стало с пакетом, спросите, что в пакете. Пусть малыш потрогает пакет. Поставьте большой палец вниз, а остальные пальцы вверх и сожмите пакет — станет понятно, что в нем что-то есть. Пусть и малыш попробует так сжимать пакет. После этого вместе с ребенком откройте пакет. Воздух выйдет, и пакет перестанет быть упругим. Что же такое было в пакете? Это был воздух. А почему же его было не видно? Потому что воздух прозрачный, невидимый, бесцветный. Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.

Опыт 2. «Как увидеть воздух?» Дайте ребенку трубочку для коктейля и стаканчик с водой. Попросите подуть через трубочку на свою ладошку. Что почувствовала ладошка? Ребенок почувствует движение воздуха – ветерок. Расскажите, что воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем. Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем.

Пусть малыш погрузит трубочку в стакан с водой и подует. На воде появились пузырьки. Откуда взялись пузырьки? Это воздух, который мы выдыхали. Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? Воздушные пузырьки плывут вверх, потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. Вывод. Воздух невидимый, его можно почувствовать, он легче воды.

Опыт 3. «Где бывает воздух?»  Спросите ребенка, где есть воздух. Расскажите, что в воздух окружает нас всюду, но мы его не видим. Спросите, а в земле есть воздух? В глине? В пластилине? Выслушав ответы малыша, предложите проверить.

Для этого возьмите одноразовые стаканчики. Налейте в них воды. В один стаканчик бросьте кусочек пластилина. В другой – глину. В третий – землю. В четвертый – кусочек поролоновой губки. Посмотрите с ребенком на пузырьки, которые появились в воде. Что изменилось? Откуда взялись пузырьки воздуха в стаканчике, куда мы бросили землю? В каких еще стаканчиках появились пузырьки? Ребенок уже знает из предыдущего опыта, что это воздух выходит с пузырьками. Вывод: в земле есть воздух. Очень нравится детям и такой «фокус с воздухом». Надуйте воздушный шарик и опустите его отверстием в воду. Шарик будет сдуваться, а воздух начнет выходить пузырьками на поверхность воды.

Опыт 4. «Сколько места занимает воздух?» Спросите, что будет,  если в воду бросить бумагу? Она размокнет. А можно ли достать бумагу сухую из воды?

Покажите вот такой фокус – эксперимент с воздухом и бумагой.
• Возьмите обычный стеклянный стакан или чашку и прикрепите ко дну кусочек салфетки. Удобно прикрепить его обычным или двусторонним скотчем. Ребенок должен обязательно убедиться, что бумага сухая!

• Возьмите таз с водой, воды в тазу должно быть много, чтобы Ваш стаканчик в нее погрузился.

• Быстро переверните стакан вверх дном и опустите его полностью в воду. Достаньте. Бумага сухая! Как это получилось? Воды не было в стакане? Что же в нем было? В стакане был воздух, и он не дал возможности воде намочить бумагу.

• Проверяем, действительно ли воздух был в стакане. Снова погружаем стакан в воду и чуть приподнимаем один его край. На поверхность воды вышел большой пузырь. Это выходит воздух.

Вывод. Оказывается, воздух – это не пустота! Воздух хотя и невидим, но занимает место!

Опыт 5. «В воздухе есть кислород» Зажгите небольшую свечку. Спросите, можно ли ее погасить, не дуя на пламя. Закройте свечку банкой. Через некоторое время свечка сама погаснет. Объясните ребенку, что для пламени нужен кислород, который есть в воздухе. Кислород в банке закончился, свеча и погасла.

Поэтому пламя на пожарах засыпают песком или заливают водой, чтобы не было доступа кислорода.

1. Мыльные пузыри.

Когда будете пускать мыльные пузыри, спросите, что находится внутри них? Откуда в мыльных пузырях берется воздух? (Мы его выдыхаем). Почему мыльные пузыри получаются разного размера — то больше, то меньше? (Чем больше воздуха попало вовнутрь мыльного пузыря, тем больше сам пузырь). Понаблюдайте, отчего лопается мыльный пузырь. 1) Летящий мыльный пузырь лопается, когда задеваешь его. Оболочка пузыря рвется, и воздух из него выходит. 2) Когда надуваешь пузырь, он тоже может лопнуть, если воздух не помещается в капле.

2. Пипетка.

Дайте малышу пипетку и спросите, что в ней находится. Пусть ребенок попробует набрать сок или другую жидкость в пипетку. В пипетке теперь не только воздух, но и сок. Воздух в пипетке сжался, его так и называют «сжатый воздух». Затем пусть малыш нажмет на резиновый колпачок. Жидкость капает из пипетки. Почему? Оказывается, сжатый воздух сильный, и он может выполнять разную работу! Например, он может выталкивать жидкость и передвигать ее.

3. Реактивный двигатель.

Надуваем шарик, отпускаем его и следим за траекторией его полета. Попробуем надуть шарик чуть-чуть, а в следующий раз надуть его большим. Сравним, в каком случае шарик дольше летал. Этот принцип используется в реактивных двигателях.

Если Вы уже посмотрели мультик, то Вы знаете, как дома сделать с помощью воздушного шарика и воздуха настоящую ракету!

4.Воздушный шар для полетов.

Нагретый воздух становится легче и расширяется, холодный воздух становится тяжелее и уменьшается в объеме (см. опыт 5). В воздушном шаре для полетов воздух специально нагревается, и поэтому шар взлетает и летит все выше и выше.

5. Другие предметы.

С помощью воздуха работают такие полезные вещи, как компрессор для аквариума (это можно показать в зоомагазине), велосипедный насос, фен, пылесос.

 

Приложение №2

Художественное слово.

Загадки о воздухе. Чем мы дышим? Что мы не видим? (Воздух) Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем. (Воздух) Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь? (Воздух)

        Стих о воздухе.

С. Маршак. «Дуйте, дуйте, ветры, в поле, Чтобы мельницы мололи, Чтобы завтра из муки, Испекли нами пирожки!»

Е. Елова. «Ветерок»

«Ветерок к нам в окошко влетел,

По шуршал, позвенел, поскрипел.

Лист бумаги смахнул, Рядом с кошкой уснул.

За секунду все сразу успел». (Е. Елова)

И. Токмакова. «Ветрено»

«Ветрено, ветрено, Вся земля Проветрена!

Ветер листья с веток, Разогнал по свету.»

Я. Аким. «Ветер»

«Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети,

Или мельницы крути».

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…».

Г. Ладзынь. «Ветерок»

«Видел я, как ветерок, К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой, повозился и уснул».

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»

 «…Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах…».

Приложение№3.

Подвижные игры. Игра «Ветер-ветерок»

Цель: развивать координацию, учить четко, произносить звук (ш).

Ход проведения: Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков. На слово «Ветер» дети поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону (как деревья качаются от ветра) и громко петь песенку ветра — ш-ш-ш. На слово «Ветерок» дети приседают, тихонько поют песенку ветерка — ш-ш-ш, слегка покачивают руками (как качается травка от слабого ветерка). «Воздушный шар» Цель: развивать координацию, умение ходить по кругу. Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога. «С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу) Шар воздушный там купили. Будем шар там надувать, Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку») Шар воздушный надувайся, Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар) Надувайся большой Да не лопайся! Шар летел, летел, летел, Да за веточку задел, И лопнул!» (Хлопают в ладоши) Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).

«Пузырь» 

Цель: учить детей вставать в круг, водить хоровод. Все берутся за руки и встают в маленький круг. Воспитатель рассказывает стишок и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним. «Надувайся пузырь, Надувайся большой. Оставайся такой.  Да не лопайся». Круг расширяется. Пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь». Все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп». Сходятся в узкий круг



Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект «Воздух»

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проектной группы: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.

Заявитель: дети 2 младшей группы.

Автор: воспитатель Науменко Людмила Николаевна.

Проблема: вопрос ребенка: «Что такое воздух?»

Актуальность.

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельности подход к личности ребенка. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует всестороннему развитию личности: любознательность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.  Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели.

Детская познавательно - исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развитию личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность, потребность в впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей.

Цель. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

        Задачи.

1. Развивать элементарные представления о воздухе и его свойствах, о значении воздуха в живой природе.

2. Развивать у детей умственные и мыслительные способности: сравнение, обобщение, анализ.

3. Учить пользоваться оборудованием при проведении игр-экспериментов.

4. Развивать личностные качества детей: целеустремленность, настойчивость, любознательность, коммуникативность.

5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, к себе.

Этапы проекта.

I этап. Организационный.

Воспитатель. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы. Подобрать методическую литературу по теме. Донести до участников проекта (родителей) важность данной темы.  Создание технической базы для детского экспериментирования.

Дети. Вхождение в проект.

Родители. Вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему.

II этап. Планирование деятельности.

        1.Педагог. Беседы с детьми и родителями, продумывание деятельности детей, консультации для родителей,  подбор игр, подбор оборудования, обучение через опытно-экспериментальную деятельность, оформление фотоотчетов, папок-передвижек, выставки.

        2. Дети.

Экспериментальная деятельность. Дидактические игры. Заучивание стихотворений. Отгадывание загадок. Подвижные игры. Физкультминутки. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.

        3. Родители. Поиск наглядной информации на тему: «Воздух». Сочинение с детьми загадок о воздухе. Подбор художественного слова о воздухе. Рисунки для выставки: «Где живет воздух». Беседы с детьми.

IIIэтап. Заключительный.

1. Ожидаемые результаты. В результате проделанной работы дошкольники смогут:

- получить знания о воздухе и его свойствах, расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми);

- осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми);

 - собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).

2. Продукт проекта. База для детского экспериментирования. Картотека опытов с воздухом. Наглядно-дидактические пособия по теме «Воздух», дидактические игры, альбом фотографий «Юные экспериментаторы».

Реализация проекта.

Режимные моменты

Совместная работа воспитателя с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Утренние беседы

1.Упражнение на дыхание «Воздушные шары», «Разноцветные шары».

2. Беседа «Для чего нужен воздух?»;  «Что загрязняет воздух»;  «Что мы узнали про воздух?»; «Кому нужен воздух?»

3. Опыты «Где спрятался воздух?»; «Надувание шаров»; «Волшебные пузырьки».

Пальчиковая гимнастика.

1. Консультация «Познавательно - исследовательская деятельность детей дома»

2. Создание домашней лаборатории

1.Надувание воздушных шаров, игра с шарами.

2.Игра с веерами.

Наблюдения на прогулке

1.Наблюдение за облаками, ветром: «Откуда берется ветер?» Что такое ветер»

2.Художественное слово: загадки стихи пословицы.

3.Опыты «Поймай ветер», Куда дует ветер?».  

4. Подвижные игры: «Пузырь», «Воздушный шар», «Ветер».

1. Опыт «Домик для воздуха», «Где бывает воздух?».

2. Фотографии, иллюстрации

1.Игры с шарами

2. Игра «Ветер-ветерок»

Образовательная деятельность детей 

1. Познание: «Воздух».

2. Аппликация: «Праздничные шары».

3.Рисование: «Праздничные шары».

4. Заучивание стихотворения: Я. Аким. «Ветер»

5. Физкультминутки.

1. Игры- эксперименты

«Как спрятать воздух?»; «Надувание мыльных пузырей»

1.Игры с мыльными пузырями

2. Игры с соломинками.

3. Игры с веерами.

Вечер

1.Чтение художественной литературы:

2. Дидактические игры: «Поставь на место», «Собери картинку».

3. Фотовыставка «Юные экспериментаторы»;

3.Оформление папок – передвижек

1. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

2. Загадки, игры. 3.Рисунки для выставки: «Где живет воздух».

1. Игры с трубочками  для коктейля.

2. Игры с веерами.

3. Дидактические игры: «Поставь на место»,

«Собери картинку».

Результат проекта.

• Дети могут самостоятельно проводить эксперименты по обнаружению воздуха.

• Умеют рассказывать о способах обнаружения воздуха.

• Имеют представление о свойствах воздуха, делают элементарные выводы.

• Знают о необходимости воздуха людям, растениям, животным.

• Знают и умеют рассказывать, как люди используют воздух.

• Знают, что воздух нужно беречь от загрязнения.

Литература

1. «Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова, Е.А., Сучкова, И.М.

2. «Экспериментальная деятельность в ДОУ». Одинцова Л.

3. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Прохорова Л.Н.

4. «Методика детского экспериментирования». Рыжова Л.В.

5. Энциклопедия «Мир вокруг нас»

Приложение№1

Опыт 1. «Где спрятался воздух» Покажите ребенку пустой прозрачный пакет (удобно использовать пакеты для завтраков) и спросите малыша: «Что в пакете?». Конечно же, он скажет, что в пакете ничего нет. Тогда отвернитесь и раскройте пакет, наберите в него воздух и закрутите край пакета так, чтобы воздух из него не мог выйти. Пакет станет упругим. Повернитесь к малышу и покажите ему, что стало с пакетом, спросите, что в пакете. Пусть малыш потрогает пакет. Поставьте большой палец вниз, а остальные пальцы вверх и сожмите пакет — станет понятно, что в нем что-то есть. Пусть и малыш попробует так сжимать пакет. После этого вместе с ребенком откройте пакет. Воздух выйдет, и пакет перестанет быть упругим. Что же такое было в пакете? Это был воздух. А почему же его было не видно? Потому что воздух прозрачный, невидимый, бесцветный. Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.

Опыт 2. «Как увидеть воздух?» Дайте ребенку трубочку для коктейля и стаканчик с водой. Попросите подуть через трубочку на свою ладошку. Что почувствовала ладошка? Ребенок почувствует движение воздуха – ветерок. Расскажите, что воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем. Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем.

Пусть малыш погрузит трубочку в стакан с водой и подует. На воде появились пузырьки. Откуда взялись пузырьки? Это воздух, который мы выдыхали. Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? Воздушные пузырьки плывут вверх, потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. Вывод. Воздух невидимый, его можно почувствовать, он легче воды.

Опыт 3. «Где бывает воздух?»  Спросите ребенка, где есть воздух. Расскажите, что в воздух окружает нас всюду, но мы его не видим. Спросите, а в земле есть воздух? В глине? В пластилине? Выслушав ответы малыша, предложите проверить.

Для этого возьмите одноразовые стаканчики. Налейте в них воды. В один стаканчик бросьте кусочек пластилина. В другой – глину. В третий – землю. В четвертый – кусочек поролоновой губки. Посмотрите с ребенком на пузырьки, которые появились в воде. Что изменилось? Откуда взялись пузырьки воздуха в стаканчике, куда мы бросили землю? В каких еще стаканчиках появились пузырьки? Ребенок уже знает из предыдущего опыта, что это воздух выходит с пузырьками. Вывод: в земле есть воздух. Очень нравится детям и такой «фокус с воздухом». Надуйте воздушный шарик и опустите его отверстием в воду. Шарик будет сдуваться, а воздух начнет выходить пузырьками на поверхность воды.

Опыт 4. «Сколько места занимает воздух?» Спросите, что будет,  если в воду бросить бумагу? Она размокнет. А можно ли достать бумагу сухую из воды?

Покажите вот такой фокус – эксперимент с воздухом и бумагой.
• Возьмите обычный стеклянный стакан или чашку и прикрепите ко дну кусочек салфетки. Удобно прикрепить его обычным или двусторонним скотчем. Ребенок должен обязательно убедиться, что бумага сухая!

• Возьмите таз с водой, воды в тазу должно быть много, чтобы Ваш стаканчик в нее погрузился.

• Быстро переверните стакан вверх дном и опустите его полностью в воду. Достаньте. Бумага сухая! Как это получилось? Воды не было в стакане? Что же в нем было? В стакане был воздух, и он не дал возможности воде намочить бумагу.

• Проверяем, действительно ли воздух был в стакане. Снова погружаем стакан в воду и чуть приподнимаем один его край. На поверхность воды вышел большой пузырь. Это выходит воздух.

Вывод. Оказывается, воздух – это не пустота! Воздух хотя и невидим, но занимает место!

Опыт 5. «В воздухе есть кислород» Зажгите небольшую свечку. Спросите, можно ли ее погасить, не дуя на пламя. Закройте свечку банкой. Через некоторое время свечка сама погаснет. Объясните ребенку, что для пламени нужен кислород, который есть в воздухе. Кислород в банке закончился, свеча и погасла.

Поэтому пламя на пожарах засыпают песком или заливают водой, чтобы не было доступа кислорода.

1. Мыльные пузыри.

Когда будете пускать мыльные пузыри, спросите, что находится внутри них? Откуда в мыльных пузырях берется воздух? (Мы его выдыхаем). Почему мыльные пузыри получаются разного размера — то больше, то меньше? (Чем больше воздуха попало вовнутрь мыльного пузыря, тем больше сам пузырь). Понаблюдайте, отчего лопается мыльный пузырь. 1) Летящий мыльный пузырь лопается, когда задеваешь его. Оболочка пузыря рвется, и воздух из него выходит. 2) Когда надуваешь пузырь, он тоже может лопнуть, если воздух не помещается в капле.

2. Пипетка.

Дайте малышу пипетку и спросите, что в ней находится. Пусть ребенок попробует набрать сок или другую жидкость в пипетку. В пипетке теперь не только воздух, но и сок. Воздух в пипетке сжался, его так и называют «сжатый воздух». Затем пусть малыш нажмет на резиновый колпачок. Жидкость капает из пипетки. Почему? Оказывается, сжатый воздух сильный, и он может выполнять разную работу! Например, он может выталкивать жидкость и передвигать ее.

3. Реактивный двигатель.

Надуваем шарик, отпускаем его и следим за траекторией его полета. Попробуем надуть шарик чуть-чуть, а в следующий раз надуть его большим. Сравним, в каком случае шарик дольше летал. Этот принцип используется в реактивных двигателях.

Если Вы уже посмотрели мультик, то Вы знаете, как дома сделать с помощью воздушного шарика и воздуха настоящую ракету!

4.Воздушный шар для полетов.

Нагретый воздух становится легче и расширяется, холодный воздух становится тяжелее и уменьшается в объеме (см. опыт 5). В воздушном шаре для полетов воздух специально нагревается, и поэтому шар взлетает и летит все выше и выше.

5. Другие предметы.

С помощью воздуха работают такие полезные вещи, как компрессор для аквариума (это можно показать в зоомагазине), велосипедный насос, фен, пылесос.

 

Приложение №2

Художественное слово.

Загадки о воздухе. Чем мы дышим? Что мы не видим? (Воздух) Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем. (Воздух) Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь? (Воздух)

        Стих о воздухе.

С. Маршак. «Дуйте, дуйте, ветры, в поле, Чтобы мельницы мололи, Чтобы завтра из муки, Испекли нами пирожки!»

Е. Елова. «Ветерок»

«Ветерок к нам в окошко влетел,

По шуршал, позвенел, поскрипел.

Лист бумаги смахнул, Рядом с кошкой уснул.

За секунду все сразу успел». (Е. Елова)

И. Токмакова. «Ветрено»

«Ветрено, ветрено, Вся земля Проветрена!

Ветер листья с веток, Разогнал по свету.»

Я. Аким. «Ветер»

«Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети,

Или мельницы крути».

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…».

Г. Ладзынь. «Ветерок»

«Видел я, как ветерок, К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой, повозился и уснул».

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»

 «…Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах…».

Приложение№3.

Подвижные игры. Игра «Ветер-ветерок»

Цель: развивать координацию, учить четко, произносить звук (ш).

Ход проведения: Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков. На слово «Ветер» дети поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону (как деревья качаются от ветра) и громко петь песенку ветра — ш-ш-ш. На слово «Ветерок» дети приседают, тихонько поют песенку ветерка — ш-ш-ш, слегка покачивают руками (как качается травка от слабого ветерка). «Воздушный шар» Цель: развивать координацию, умение ходить по кругу. Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога. «С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу) Шар воздушный там купили. Будем шар там надувать, Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку») Шар воздушный надувайся, Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар) Надувайся большой Да не лопайся! Шар летел, летел, летел, Да за веточку задел, И лопнул!» (Хлопают в ладоши) Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).

«Пузырь» 

Цель: учить детей вставать в круг, водить хоровод. Все берутся за руки и встают в маленький круг. Воспитатель рассказывает стишок и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним. «Надувайся пузырь, Надувайся большой. Оставайся такой.  Да не лопайся». Круг расширяется. Пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь». Все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп». Сходятся в узкий круг