Экологические игры для дошкольников младшего возраста при ознакомлении с птицами
картотека по окружающему миру (младшая группа) на тему

Прима Ольга Юрьевна

Представленную подборку игрового материала можно использовать как картотеку при ознакомлении с птицами. Каждая игра имеет дидактическую задачу, игровое правило и игровые действия направленные на развитие ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологические игры для дошкольников младшего возраста
при ознакомлении с птицами.

  • Хохлатка

 Дидактическая задача.

Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения; закрепить знания о повадках курицы-наседки.

 Игровое правило.

 Дети прибегают к воспитателю только после сигнала — слов: «Куда» куда? Вернитесь! Не смейте убегать!»

 Игровые действия.

Имитация гуляющих цыплят; звукоподражание; бег по сигналу в одном направления.

 Ход игры.

 Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков.

— Послушайте, дети, я вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому ее и называют хохлаткой.

                                   По дворику хохлатка,

                                   По дворику мохнатка

                                   С цыплятами идет.

                                   Чуть дети зазеваются,

                                   Шалят и разбегаются,

                                   Сейчас к себе зовет:

                                  «Куда? Остановитесь!

                                   Куда, куда? Вернитесь!

                                   Не смейте убегать!»

 Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдем гулять. Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» — вы все прибежите ко мне.

 Курочка с цыплятками гуляют по двору; ходят, собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны.

 Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и, обращаясь к ним, произносит:

Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!

 

  • Какая это птица

 Цель.

Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить четко произносить звук «Р».
Оборудование.

Красочные изображения птиц.

 Ход игры.

Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно. Например;

—   Кто кричит «кар-кар»?  Подойди, Оля, покажи эту птицу.

—   Все покричим, как ворона.

—   Кто кричит «чик-чирик»?

—   Покричим, как воробей.

  • В зимней столовой

 

 Цель.

Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

 Оборудование.

Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка,

 Ход игры.

Воспитатель закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

  • Сова

 Дидактическая задача.

Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.

 Игровое правило.

Дети убегают от совы только после слов «как полетит!».

 Игровые действия.

 Имитация движений совы, птиц, спящих и летающих; ловля птиц.

 Ход игры.

Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.

  Слова воспитателя                          Движения.

  и детей.

В лесу темно,                                   Дети ходят по кругу.

Вое спят давно.                                Остановившись, изображают спя-

Вое птицы спят,                               их птиц.

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка - сова,                                 Сова   показывает,   какая   у   нее

Большая голова,                              большая голова. Вертит головой,

На суку сидит,                                 смотрит по сторонам.

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг — как полетит!

 

 Услышав слова «как полетит!», дети убегают, а сова их догоняет.

Желательно, чтобы до игры воспитатель показал картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.

 

                                                

 

  • Вороны

 

 Цель.

Развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами; упражнять в правильном произношении звука «Р»; учить говорить то громко, то тихо.

 Ход игры.

Дети - вороны стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит воспитатель нараспев. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

 

Вот под елкой зеленой                                     Дети бегают по комнате, раз-

Скачут весело вороны:                                     махивая руками, как крылья-

                                                                                ми.

«Кар-кар-кар!» (Громко)                                  Дети громко произносят, пов-

Целый день они кричали,                                 торяя за воспитателем.

Спать ребятам не давали:

 

«Кар-кар-кар!» (Громко)                                  То же.

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

 

«Кар-кар-кар!» (Тихо)                                      Дети тихо  произносят.  Садятся

                                                                                на корточки, руки под щёку — засыпают.

 

Игра проводится после наблюдения за вороной.

 

                                            

  • Уточка

 Цель.

Закреплять знания о повадках утки. Учить имитировать движения утят,

Ход игры.

Воспитатель показывает игрушки - большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята. Читает стихотворение про уточку:

                                                   Уточка луговая,

                                                   Серая, полевая

                                                   Где ты ночку ночевала?

                                                   Под кустиком, под березкой.

                                                   Сама, утя, хожу,

                                                   Детей своих вожу,

                                                   Сама, утя, поплыву,

                                                   Детей своих поведу.

 После этих слов детки - утята встают за уточкой в колонну и, переваливаясь с ноги на ногу, плывут по комнате.

                                 

  • Воробушки и автомобиль

 Цель. 
Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.

Оборудование: игрушечный руль.

 Ход игры.
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы — птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке».

 

                                           Прилетели птички,

                                           Птички - невелички,

                                           Весело скакали,

                                           Зернышки клевали.

 

Дети - птички летают и прыгают - садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит: «Тра-та-та, берегись, посторонись».

  • Птички

 Цель. 
Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

Ход игры. 
Воспитатель рассказывает стихотворение:

 

                                          Летели две птички,

                                          Собой невелички.

                                          Как они летели,     

                                          Вес люди глядели.

                                          Как они садились 

                                          Вес люди дивились.

 Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.
Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется.

  • Воробышки и кот

 Цель.

Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место. Приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкаться.

 Ход игры.

Дети становятся на высокие скамеечки или кубики (высотой 10—12 см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты, — это воробышки на крыше, В другой стороне площадки, подальше от детей, сидит хитрый кот — он спит.

  «Воробышки вылетают на дорогу!» — говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, разлетаются в разные стороны.

Просыпается кот — он потягивается, — произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом.

Примечания. Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать.

 

                                                 

  • Птички в гнездышках

 

Цель.

Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать их действовать быстро, по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

 

Ход игры.

Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам группы— это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя «Птички в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.

 

Примечания. Воспитатель следит за тем, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко.

Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на улице это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточках. Воспитатель учит детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущему навстречу, чтобы не столкнуться.

 

 

  • Сокол и лиса

 

 Ход игры.

Выбираются «сокол» и «лиса». Остальные дети — «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление   лисы    определяется   сигналом    ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

 

  • На птичьем дворе

 Дидактическая задача.

Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.
Игровое правило.
Все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «у пруда», «посреди двора», «вверху» и др.
Игровое действие: звукоподражание.
Ход игры. 
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси
куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га», «ко-ко-ко» и др.
Воспитатель говорит:

— Вот хорошо, вы все вспомнили, как по - разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?

 Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «грру - грру - у - грру - грру».

— А сейчас послушайте стихотворение,- продолжает воспитатель.

— Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они. Будьте внимательны!

                   Воспитатель                                Дети

 

               Наши уточки с утра …                Кря-яря-кря!     Кря-кря-кря!

               Наши гуси у пруда ...                  Га-га-га! Га-га-га!

               А индюк среди двора ...              Бал-бал-бал!     Балды-бая!

               Наши гуленьки вверху ...            Грру-грру-у-грру-грру-у!

               Наши курочки в окно ...              Кко-кко-кко-ко-ко-ко!

               А как Петя-петушок

               Ранним-рано поутру

               Нам споет …                               Ку-ка-ре-ку!

 В следующий раз воспитатель, проводя эту игру, делит всех детей на группы, давая им названия: «уточки», «гуси», «индюки», «курочки», «гуленьки» и «петушки».

 «Наши уточки с утра», говорит воспитатель, а дети-уточки отвечают; «Кря-кря-кря!» и т. д. Петушок в конце громко поет: «Ку-ка-ре-ку!» И на этом игра кончается.

Не следует делать большой перерыв между первым и вторым вариантом игры, чтобы дети не забыла слова к звуки.

В процессе этой игры у ребят воспитывают выдержку. Всем хочется покричать и как уточки, и как гуленьки, но, согласно правилам, крикнуть можно только один раз вместе со своей, подгруппой.

 

  • Петушок

 

 Дидактическая задача.

Развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; закрепить знания о петушке.

 Игровое правило.

Петушок кричит только после слов «детям спать не даешь».

 Игровые действия.

Выбор петушка короткой считалочкой, звукоподражание, имитация движений.

 Ход игры.

Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям:

— Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.)

Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком.

Выбирают при помощи считалки петушка. Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит ему тихо (на ухо), что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть «ку-ка-ре-ку!», как петушок.

 Петушок садится на стул и громко кукарекает. 

 Воспитатель и дети произносят слова:

                                 

                                    Петушок, петушок,

                                    Золотой гребешок,

                                    Масляна головушка,

                                    Шелкова бородушка,

                                    Что ты рано встаешь?

                                    Что ты громко поешь?

 

 После слов «что ты громко поешь?» воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.

Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, а также вопрос по содержанию текста стихотворения, громко и певуче произносить «ку-ка-ре-ку1». Игра повторяется 3—4 раза.

  • Птицелов

 

 Ход игры.

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре птицелов с завязанными глазами. Птицы кружатся вокруг птицелова и нараспев произносят:

                          

                             В лесу, во лесочке,

                             На зеленом дубочке

                             Птички весело поют.

                             Ай! Птицелов идет!

                             Он в неволю нас возьмет,

                             Птицы, улетайте!

 

Птицелов хлопает в ладошки.  Играющие останавливаются и  водящий  начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Тот, кого он угадал, становится птицеловом.

 

 Примечания. 1) Играющие не должны прятаться и обязаны останавливаться на месте сразу по сигналу. 2) До начала игры ведущий разучивает с детьми голоса птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические игры и упражнения младший возраст

Цель:  развивать диалогическую  монологическую формы речи,мышление,использование моделей....

Экологические игры и упражнения младший возраст

Цель:  развивать диалогическую  монологическую формы речи,мышление,использование моделей....

Экологические игры для детей младшего возраста

Актуальность экологического воспитания детей в наше время высока как никогда, ведь каждый человек, который сегодня наносит вред природе, когда-то был ребенком. Потому так важно с самых ранних лет...

Экологические игры для детей младшего возраста

Экологические игры для детей младшего возраста...