Главные вкладки

    Консультация для воспитателей Огород на подоконнике
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Адарченко Наталья Анатольевна

    Статья  поможет правильно и поэтапно организовать работу с дошколятами по экологическому воспитанию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ogorod_na_podokonnike.docx21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей «Огород на подоконнике»

             Закончилась зима. Весело шагает  весна-красна. Солнышко с  каждым днём всё  выше и выше, а день всё  длиннее и теплее. Пришло время посадок.

    Организация огорода  на подоконнике  не только безумно весёлое дело, этот процесс развивает ребёнка во многих направлениях:

    • Ребёнок видит, как формируется растение, усваивает логическую последовательность: семечко, росток, цветок, плод.
    • Малыш учится ухаживать за растениями, выполнять определённые обязанности каждый день, нести ответственность: поливать, рыхлить, собирать.
    • Мини-грядка помогает развить наблюдательность, т.к. ребёнок замечает мельчайшие изменения в посадках.
    • Малыш выполняет полезное взрослое дело с мамой – сам делает бороздки, сам раскладывает семена, сам зарывает и поливает, это повышает его самооценку.
    • Происходит развитие речи, т.к. мама рассказывает про новые растения и при посадке и всё комментирует и мотивирует ребёнка описывать свои действия.

    Подготовка  мини-огорода

    Чтобы начать огородничать с дошколятами нужно подготовиться:

    • Придумайте вместе с ребенком, каким вы хотите видеть свой огород на окошке: классический огород с чучелом, птицами и бабочками; домик в деревне, а вокруг грядки, курочки, поросята; городок из лего с клубами и скверами; настоящую ферму... Вариантов множество. Потом можно предложить ребенку воплотить идею на бумаге - нарисовать будущий огород. Так ребенок яснее представит общую композицию и детали.
    • Подготовите подходящую землю и семена
    • Подберите горшочки для посадки или сохраните несколько молочных пакетов (в них нужно проделать дырочки и найти поддончики). Горшочки можно украсить – приклеить глазки, носики и ротики, тогда сверху отрастёт зелёная шевелюра;
    • Освободите безопасное место на подоконнике, чтобы ребёнок имел к нему доступ;
    • Не забудьте  про маленькие инструменты и леечку;
    • Приготовить строительный скотч и маркер для того, чтобы подписать горшки, или специальные таблички.

    Какие растения выбрать для посадки?

    Для детского мини-огорода нужно правильно выбрать растения, это ключевой момент мероприятия:

    1. Это должны быть представители флоры, у которых быстро появляются всходы, т.к. ребёнок не будет наблюдать за пустым горшком две недели.  Одновременно нельзя посадить, например, редиску, т.к. плодов на подоконнике она не даст, хоть и взойдёт в короткие сроки.
    2. Растения не должны нести потенциальную опасность для ребёнка – не вызывать аллергию и не быть ядовитыми (например, всеми любимая рассада томатов имеет острый запах и может вызвать сильную аллергическую реакцию; сажать с малышом бархатцы тоже не стоит, т.к. у них ядовитый сок).
    3. Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями.
    4. Огород на подоконнике прежде всего должен помогать в развитии детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5. Предлагаю примерный перечень растений для посадки: лук-репку, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.
    5. Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне). Для старших и подготовительных – ветки нескольких пород (растущих на территории детского сада).
    6. Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

    1.  За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.

          Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить поэтапно.

    1. Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.

    2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.

    3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Огород на подоконнике в домашних условиях"

    Консультация для родителей "Огород на подоконнике в домашних условиях"....

    Консультация для воспитателей "Огород на окне"

    Консультация для воспитателей "Огород на окне"...

    Консультация для воспитателей "Огород в детском саду"

    Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. Он начинает ориентироваться в окружающем мире. В этот период закладывается любовь и позитивное отношение к природе, к «рукотвор...

    Консультация для родителей "Огород на окне"

    В наших краях нет земледелия, и  дети не имеют возможности наблюдать за ростом растений и участвовать в посадке и уходе за ними. Но есть простой выход – огород на подоконнике! Это не только возмо...

    Консультация для родителей «Огород на окошке»

    Консультация для родителей«Огород на окошке»   Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые ...

    Консультация для родителей "Огород на подоконнике"

    Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, расширять знания детей о культурных и дикорастущих растениях.3накомить детей с особенностями выращивания культурных растений (кабачок, лук, од...

    Консультация для родителей "Аптека на подоконнике" для старшего дошкольного возраста

    вокруг нас много растений, красивых. нежных и полезных. Одни радуют глаз , поднимают настроение, а есть растения которые нам помогают сохранить и укрепить наше здоровье. Они рядом - на нашем окне....