Мастер-класс «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Михайлова Люция Владиславовна

Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания  детей дошкольного возраста. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей.  Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_pechat.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Романовская школа ДО-6

                                      МАСТЕР – КЛАСС

«Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»

Воспитатель Михайлова Л.В.

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса, в процессе по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания  дошкольников.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.


1. Вводная часть

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

            Что и как? Почему и зачем?

     Как ответить успеть детям всем?

     И родителям знания дать -

     Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

           И в солнце, и в дождь,

        И в любую погоду

     Изучаем мы все неживую природу.

          Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания  детей дошкольного возраста.

Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Природа - открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов.

Ведь экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество детей, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют детям возможность самим найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».

 И, конечно,  знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

         Сегодня мы с вами попробуем провести интересные опыты с различными материалами. Возможно, они вам пригодятся для работы с детьми.

                                     2.  Основная часть

Опыт № 1

Предлагаю вам провести эксперимент «Сухой из воды»

Будем определять, занимает ли воздух место?
Для этого нам потребуется ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой.

Ход работы.

Я вам сейчас загадаю загадку:
                              «Через нос проходит в грудь,
                                И обратный держит путь.
                               Он не видим, но и все же,
                               Без него мы жить не можем».

                                                                    Это «воздух»

Детям можно задать очень много вопросов:

-  Может ли человек жить без воздуха? Почему?
- Почему мы не можем увидеть воздух?
- Как мы можем обнаружить, что воздух существует?
- Что означает «выйти сухим из воды»?
- Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?
-Возможно ли это?  Давайте выясним:

Убедитесь, пожалуйста, что салфетка на дне стакана сухая.
- А теперь, переворачиваем стакан вверх дном и погружаем осторожно в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости.
- Далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан.
- Определите, намокла ли салфетка или не намокла, и объясните, что помешало воде намочить её (воздух в стакане).
- А, что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?
- Давайте попробуем.
- И так, что же произошло? (Пузырьки воздуха вышли, а их место заняла вода, салфетка намокла).

         Для того, чтобы детям было ещё интереснее познавать неживую природу, экспериментировать, можно придумать сказку с любимыми персонажами детей, которые тоже хотят узнавать что-то новое, интересное.

                             

                           Сказка называется

Путешествие Лунтика и его друга Кузи».


       Лунтик и Кузя были очень любознательными и решили посмотреть, что же интересного происходит вокруг.

Сначала друзья попали в сказочное царство. А там перед ними было  таинственное молочное озеро…

Опыт №2

Взрыв цвета в молоке

Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него пищевых красителей разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства!

Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ею в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Вывод: Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

        А рядом с молочным озером было еще одно, где росли красивые цветы. Это были  кувшинки.

 С восходом солнца она распускалась. И наши друзья ими любовались.

Опыт № 3

«Цветы кувшинки».

          Нам понадобятся вырезанные из бумаги цветы, с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

         Вдруг друзья увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт №4

«Рыбки»

Оборудование: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина (изюм).

Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки.

Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).

Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?

Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

 

       Друзьям было всё очень интересно. И захотелось им посмотреть, что же там за озером. Вышли они на берег, а берег тот был сказочно красивый.

Опыт № 5

Сейчас мы сделаем «Красивый берег». 

Натрите мел на терке и перемешайте его с сухим сыпучим песком на подносе.

        Гуляя по красивому берегу,  друзья решили сделать куличики из песка, но песок был очень сухим,  и куличики рассыпались. Ничего у друзей не получилось.

Опыт № 6

«Живой песок»

Высыпаем песок в контейнер, добавляем в него крахмал. Постепенно добавляя воду, очень тщательно перемешиваем. Лучше мешать медленными движениями. Дадим песку немного подсохнуть, а затем хорошо раскрошим (если песок слишком сухой и из него трудно лепить, добавьте ещё воды.)

«Живой песок не рассыпается в руках и из него можно лепить.

Вывод: при добавлении крахмала в воду она перестаёт быть обычной жидкостью, а приобретает некоторые свойства твёрдого тела, поэтому смешанный с крахмалом песок ведёт себя не так, как обычный.

        Пока друзья  лепили куличики, на небе появились тучи,  и пошёл дождь.

Опыт № 7  

«Дождь» из пены для бритья»

Возьмите банку и налейте в него холодной воды больше половины

Встряхните пену для бритья и заполните ею остальной объём банки.

Затем очень осторожно капните небольшое количество пищевого красителя сверху на пену и наблюдайте за тем, что происходит в банке.

Окрашенные капли начинают просачиваться через слой пены и падать на дно банки.

Вывод: Капли начинают капать на дно банки, т.к. плотность красителя гораздо выше и он тяжелее, чем пена для бритья. То же самое  происходит и с дождевыми тучами. Как только краситель разрывает поверхность пены, он тут же падает на дно банки. Так же ведут себя и капли дождя в туче.

Опыт № 8

«Мандарин»

Когда дождь закончился, друзья вышли опять гулять  по разноцветному песку, и вдруг  увидели мандарин. Им очень захотелось его попробовать. Но Лунтик вспомнил, как мама говорила, что  надо  мыть фрукты перед едой. Друзья  решил помыть мандарин и опустили его в воду. И тут они обратили внимание на то, что мандарин не тонет. Как бы они не пытались,  мандарин - не тонул.

Уважаемые коллеги!  Как вы думаете, почему мандарин не тонет?

Вывод:  в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды.

 А теперь я предлагаю мандарин очистить и посмотреть: будет ли очищенный мандарин плавать? Давайте попробуем. К сожалению, он тонет. Как вы думаете, почему?

Вывод:  Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.

      Друзьям очень понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у них еще осталось очень много вопрос, на которые теперь они будут искать ответы. А мы с вами, ребята, поможем  им в этом.

Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес детей к исследованиям и открытиям!

Проведение опытов, организация экспериментирования- один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с детьми по познавательной деятельноси Тема"Детское экспериментироывание - как метод экологического воспитания."

Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок нач...

Мастер-класс для педагогов: "Проектная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста."

Предлагаю вашему вниманию работу по разделу «Почему птицы зимой прилетают к жилью человека»....

МАСТЕР – КЛАСС Тема: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...

Детское экспериментирование как метод экологического воспитания

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка является важнейшей задачей.Только здоровый ребёнок весел, активен и любознателен.В экспериментальной деятельности ребёнок учится безопасному поведению в окружа...

Презентация "Детское экспериментирование как метод экологического воспитания дошкольников"

В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. Детский сад является главным звеном системы непрерывного экологического образования.  У детей до...