Методическая разработка Игра-квест «В гостях у Зайки-Сосчитайки» (для детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Улина Наталья Викторовна

В данной методической разработке предлагается организовать на площадке познавательный поисково-исследовательский маршрут «В гостях у Зайки-Сосчитайки». В различных местах располагаются несколько пун­ктов (или станций), на каждом из которых детям приготовлено определенное задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_zayki-soschitayki.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 44 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

Красносельского района Санкт-Петербурга 

Методическая разработка

Игра-квест

«В гостях у Зайки-Сосчитайки»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Автор-составитель:

Воспитатель

Улина Наталья Викторовна

Санкт-Петербург

2017

Методическая разработка

Игра-квест

«В гостях у Зайки-Сосчитайки»

(для детей старшего дошкольного возраста)

  1. Введение

Наступает долгожданное лето. Детский сад наполняется новыми радостями и заботами.

Дети много времени проводят на свежем воздухе. Перед педагогом встает вопрос, как же сделать прогулку приятной и полезной, поучительной и развивающей?

Важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием. Чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Именно для этого была разработана игра-квест, целью которой стала организация интересного и познавательного досуга детей.

В данной методической разработке предлагается организовать на площадке познавательный поисково-исследовательский маршрут «В гостях у Зайки-Сосчитайки». В различных местах располагаются несколько пунктов (или станций), на каждом из которых детям приготовлено определенное задание.

В начале игры ребенок получает план площадки с нанесенными на него станциями. Движение участников осуществляется поэтапно, т. е. дети выполняют поставленную перед ними задачу последовательно: сначала на одной, затем на другой станции.

Дети могут проходить маршрут самостоятельно, небольшими группами в сопровождении воспитателя, а также совместно с родителями в вечерний период.  

Для создания оборудования используется бросовый материал, пластмассовые и резиновые игрушки. В создании пособий активное участие принимают дети и родители. Все оборудование безопасно, располагается в доступном для детей месте.

Станции маршрута не обязательно располагать на одной отдельно взятой площадке. При наличии возможности можно использовать территорию соседних площадок, а также общую территорию. Оборудование не устанавливается стационарно -  его легко можно перемещать по территории детского сада, что дает возможность изменять условия игры для разных возрастных групп.

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям ДОУ и родителям.

  1. Цели и задачи методической разработки.

Целью данной методической разработки является анализ и обобщение методических особенностей совместной образовательной деятельности детей и взрослых на примере игры-квеста «В гостях у Зайки-Сосчитайки»

Задачи:

  • Описать организацию работы, в ходе которой ребенок поставлен в условия поиска, заблуждений и радостных открытий.
  • Привести серию примеров совместной образовательной деятельности, продуманной таким образом, что поставленные цели подразделяются на ряд образовательных задач, решаемых детьми самостоятельно и совместно со сверстниками и взрослыми.

     2. Условия эффективности использования данной методической разработки.

        Для эффективного использования данной методической разработки необходимо выполнение определенных условий. А именно:

  • Необходимо провести предварительную работу, включающую в себя тематическое оформление площадки; подбор методической и художественной литературы, иллюстрированных материалов.
  • Необходимо провести предварительную работу с детьми, включающую дидактические игры, рассматривание иллюстраций (насекомые, лекарственные и ядовитые растения, птицы, съедобные и ядовитые грибы), чтение рассказов, сказок.
  • Необходимо поставить задачу, которая позволяет не только получать новые знания, но и развивать познавательную и творческую активность детей.
  • Возможно применение совместной с взрослым и самостоятельной деятельности детей.

Описание игры – квеста «В гостях у Заика-Сосчитайки»

Цель: Организация интересного и познавательного досуга детей.

Задачи: 

Познавательное развитие:

  1. Закреплять навыки счета в пределах 10.
  2. Закреплять умение сравнивать независимые множества предметов, устанавливать соответствие между числом и цифрой, числом и количеством предметов, раскладывать число на два меньшие, составлять число из двух меньших.
  3. Закреплять знания о геометрических фигурах.
  4. Закреплять представления о насекомых, цветах, лекарственных растениях, травах, съедобных и ядовитых грибах.

Речевое развитие:

  1. Активизировать пассивный словарь.
  2. Формировать умение аргументировать свои высказывания

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Объединить детей, доставить им удовольствие, способствовать сближению и организованности группы.
  2. Способствовать укреплению детско-родительских отношений на основе совместной деятельности.

Физическое развитие:

Развитие ловкости, быстроты реакции, умения ориентироваться на открытой местности.

Художественно-эстетическое развитие:

           Развивать воображение, фантазию, творческие способности.

Участники:

        Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Оборудование:

  1. План-маршрут игры.
  2. Макет «Сова»
  3. 3 колокольчика, изготовленные из бросового материала.
  4. 4 мухоморчика
  5. Набор божьих коровок с различным количеством крапинок.
  6. Улей и 5 пчел
  7. Игрушка Винни-Пух и 6 шариков
  8. Гусеница, сделанная из 7 кругов
  9. Ромашка (8 лепестков)
  10.  Земляника – 9 ягод
  11.  Бабочки (10 штук)
  12.  Карточки с изображением цифр от 1до 10.
  13. Корзинка

Все оборудование изготавливается из бросового материала

Ход игры:

Вначале игры дети получают план-маршрут площадки, определяют откуда начинается путешествие.

Дети подходят к площадке со стороны детского сада.

Встречают Зайца.

  1. Станция «Встреча с Зайкой-Сосчитайкой»  

- Здравствуйте, я Зайка-Сосчитайка. А вы кто? (Дети здороваются с Зайцем).  

Я очень люблю считать и все в нашем лесу сосчитал. Я знаю сколько орехов поспело, сколько птенцов вылупилось, сколько морковок растет на огороде. Поэтому меня и зовут Зайка-Сосчитайка. Хотите погулять в моем лесу? А считать вы умеете?

 Тогда скажите: Что в природе может только одно? (Солнце, Луна)

Найдите в корзинке цифру 1. (Дети находят карточку с изображением цифры 1)

  1. Станция «Мудрая Сова»    

Задание:

  • А теперь скажите: Кто сидит на ветке? (Сова). Правильно. Знакомьтесь – это Мудрая Сова.
  • Сколько у нее крыльев? А глаз? А ножек? ( 2 ).
  • Что можно сказать о количестве крыльев, глаз, ножек (одинаково).
  • Найдите в корзинке цифру 2. (Дети находят карточку с изображением цифры 2)

Молодцы, правильно. Ну, а теперь отправляйтесь дальше на тропинку колокольчиков.

  1. Станция «Тропинка Колокольчиков»    

Задание:

  • Какие полевые цветы ты знаешь?
  • Чем отличаются полевые цветы от садовых?
  • Сосчитай, сколько здесь колокольчиков?
  • Найди цифру, соответствующую количеству колокольчиков.

  1. Станция «Грибная опушка»      

Задание:

  • Какие грибы растут на опушке? (Мухоморы) 
  • Как ты догадался? (Ответы детей)
  • Съедобные они или ядовитые? (Ядовитые)
  • Какие съедобные грибы ты знаешь? (Ответы детей)
  • Найди божьих коровок. Посади на каждый мухомор божью коровку с таким же количеством крапинок, что и у мухомора.
  • Найди цифру, соответствующую количеству грибов. (Дети находят карточку с изображением цифры 4)

  1. Станция «Царство лесных пчел»

Задание:

  • Кто такие пчелы? (Насекомые)
  • По каким признакам можно узнать насекомых? (Ответы детей)
  • Каких насекомых ты знаешь? (Ответы детей)
  • Сколько пчелок около улья? (5)
  • Чем полезны пчелы? (Ответы детей)
  • Почему люди боятся пчел? (Ответы детей)
  • Найди цифру, соответствующую количеству пчел. (Дети находят карточку с изображением цифры 5)

  1. Станция «Приключения Винни-Пуха»    

Задание:

  • Из какой сказки этот герой? (Ответы детей)
  • Зачем Винни-Пух полетел не воздушных шариках? (Ответы детей)
  • Как звали друга Винни-Пуха? (Пятачок)
  • В каких сказках герои – медведи? (Ответы детей)
  • В названии какой сказки содержится число? («Три медведя», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Два жадных медвежонка»)
  • Сосчитай, сколько шариков у Винни-Пуха? (6)
  • Сравни количество пчел и шариков. (Ответы детей)
  • Найди цифру, соответствующую количеству шариков.

  1. Станция «Веселая гусеница»    

Задание:

  • Кто получится со временем из гусеницы? (Ответы детей)
  • Из каких геометрических фигур состоит гусеница? (Ответы детей)
  • Сосчитай, сколько кругов у гусеницы? (7)
  • Где еще встречается число 7? (Радуга, Дни недели).
  • Найди цифру 7.

  1. Станция «Ромашковый лужок»

Задание:

  • Как называется это растение? (Ромашка)
  • Как люди используют ромашку? (Ответы детей)
  • Какие лекарственные растения ты знаешь? (Ответы детей)
  • Сосчитай лепестки у ромашки. (8)
  • Найди цифру, соответствующую количеству лепестков.

  1. Станция «Земляничная поляна»        

Задание:

  • Какие ягоды растут на поляне? Объясни свой выбор.
  • Какие лесные ягоды ты знаешь? (Ответы детей) 
  • Какие ягоды съедобны, а какие ядовиты? (Ответы детей)
  • Как отличить чернику от вороньего глаза? (Ответы детей)
  • Что можно приготовить из ягод? (Ответы детей)
  • Сосчитай, сколько земляничек на поляне? (Ответы детей)
  • Найди цифру, соответствующую количеству ягодок. (Ответы детей)

  1. Станция «Танцующие бабочки»

Задание:

  • Сколько бабочек кружится в хороводе? (10)
  • Найди двух одинаковых бабочек. (Ответы детей)
  • Какая бабочка кружится ниже (выше) всех. (Ответы детей)
  • Из каких цифр состоит число 10.

Зайка-Сосчитайка хвалит детей, предлагает им попрыгать на Волшебном Скачке.

Заключение

В результате игры

  • У детей формируется устойчивый интерес к данному виду деятельности.
  • Развивается желание узнать больше о растениях, насекомых.
  • Закладываются основы экологической культуры.
  • Развивается речь детей, умение вести беседу, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению товарищей.
  • Улучшается сплоченность детей и организованность группы
  • Укрепляются детско-родительские отношения.

Данная методическая разработка может быть использована в практике работы воспитателей, может быть дополнена или изменена в зависимости от целей и возможностей.

Список использованных источников

  • Кобзева Т. Г. и др. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. - Волгоград: Учитель, 2012. -287 с.
  • Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-192 с.
  • Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
  • Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208
  • Бородина Т.Г. Конспект руководства деятельностью детей в первой половине дня на прогулке в летний период на неделю в старшей группе [электронный источник] / http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-genadevna-borodina/konspekt-rukovodstva-dejatelnostyu-detei-v-pervoi-polovine-dnja-na-progulke-v-letnii-period-v-starshei-grupe.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Развитие элементарных естественно- научных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

В представленной методической  разработке отражены:- пояснительная записка, в которой  отражены основные принципы работы с детьми : обучающий и развивающий; поисково- исследовательский; ...

Методическая разработка "Нетрадиционные способы изображения, как средство развития художественного творчество детей старшего дошкольного возраста"

Нетрадиционные способы рисования занимают важное место в обучении детей изобразительному искусству, так как воспитывают их нравственно, формируют эстетический вкус, оказывают огромное влияние на разви...

Методическая разработка «Здоровье - это жизнь» по здоровье сберегающей методике для детей старшего дошкольного возраста

Цель здоровье сберегающих методик в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры....

Методическая разработка. Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка Использование проектного метода при формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста

Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам дорожного движения, физическое, интеллектуальное, нравственно – эстетическое, ...

Методическая разработка на тему: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы: «  Формирование основ здорового образа жизни у детей  5-7 лет» не вызывает сомнений. Эпиграфом данной работы хотелось бы выбрать слова В.А. Сухомлинского : « Я не боюсь ещ...