Проект "Осенний лес"
проект по окружающему миру на тему

Хваджаева Евгения Александровна

Помочь детям познать окружающий мир, углубить представления об осенних изменениях в природе, осенних месяцах, познакомить с основами безопасности жизнедеятельности в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_osenniy_les.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект

Путешествие в сказочно  - осенний лес

                                                                                                    Правило друзей  леса        

                                                                                                   много леса – не губи,

                                                          мало леса – береги,

                                                                        нет леса – посади.  

Подготовили и провели воспитатели:

Марчук Е.С, Хваджаева Е.А, Щербакова Н.Л, Ходня П.В, Ганиева Н.Н,  Рассказова Т.А.

Участники проекта:  воспитанники младших, средних, старших, подготовительных групп, воспитатели групп, родители воспитанников детского сада МКОУ «Синявинская СОШ».

Вид проекта:  познавательно – творческий.

 

Продолжительность проекта: 1 месяц.  

Направление проекта:

социализация,  познание,  коммуникация,  чтение художественной литературы,  художественное творчество,  музыка,  культурно – досуговая деятельность,  физическая культура.  

Актуальность темы -  заключается в том, что помогает в познании окружающего мира (лес: растительность леса, животный мир, лес, как эко – система), познание детей об осенних изменениях в природе, осенних месяцах,  основы безопасности и жизнедеятельности   в лесу.

Цели  проекта: 

  • объединить взрослых и детей в добровольный союз для добрых и полезных дел;
  • каждому утвердить себя для людей: заботиться о тех, кто слабее, меньше нас, о своих близких, о самом себе;
  • помочь  стремлению взрослых и детей сделать мир лучше, добрее, справедливее, научить слушать и понимать друг друга, действовать вместе;
  • помочь самим себе жить интереснее через сказку и игру, песню и экскурсию, сюрприз и тайну, секрет и выдумку, мечту и фантазию;
  • изучить природу во всех её проявлениях в осенний период времени.  
  • формировать у детей экологические знания.

 Задачи проекта:  

  • Образовательные:  
  • формировать  основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность;
  • формировать знания о значении живой и неживой природы в жизни человека;
  • воспитывать интерес к изучению и сохранению живой природы, окружающего мира.

  • Воспитательные:

  • привлекать внимания к окружающим природным объектам, развивать умения, видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;
  • воспитывать желания и умения сохранять окружающий мир природы;  
  • воспитывать чувство ответственности за состояния окружающей среды;  
  • воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь друг к другу;
  • воспитывать любовь к малой Родине.

  • Развивающие:  

 

  • развивать кратковременную память при помощи запоминания и воспроизведения слов;
  • знакомить с русским народным творчеством: скороговорки, загадки, сказки;
  • закреплять звукопроизношение трудных звуков в чистоговорках, скороговорках, поговорках;
  • формировать физическую культуру детей и взрослых.

Предварительная работа:  

Знакомство со временем года – осень: природа, животные, птицы, погода, хлопоты людей в осенний период.

Демонстрация иллюстраций леса, рассматривание картинок с изображением разных деревьев, кустов ягод, грибов, заготовка природного материала, чтение литературы, наблюдение за изменениями в природе.  

Привлечение родителей к совместному с детьми изготовлению поделок из природного материала.

Ожидаемый результат работы с детьми:

У детей появится интерес к изучению окружающего мира, будет формироваться ценностное, ответственное  отношение к сохранению родной природы, представление о том, что каждый человек, в том числе ребёнок, может сделать для сохранения природы.

Повысится уровень развития творческих, коммуникативных способностей.

Повысится уровень компетентности родителей к изучаемой проблеме, умение детей составлять поделки из природного материала.  Ребята познакомятся с подвижными играми на свежем воздухе.

Появится уверенность при выступлении, свободное выполнение простейших действий.

Познакомятся с правилами безопасного поведения в природе, овладеют трудовыми навыками.

Ожидаемый результат работы с родителями:

Удастся установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия психического развития детей, создать атмосферу общности интересов.  

Повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах экологического воспитания и развития ребёнка.

У родителей сформируется активная позиция в вопросах развития и воспитания ребёнка, эмоционального контакта родителей с детьми, а также их личного участия в жизни ДОУ.  

Ожидаемый результат работы с педагогами:

Повысится профессиональная компетентность педагогов в разработке и реализации детско-взрослых проектов.

Процесс способствует интеграции усилий всех участников воспитательно-образовательного проекта.  

Установятся доверительные отношения педагогов с родителями.

Итог проекта:  

       

Поход в сказочно – осенний лес. Оформление выставок совместных работ детей и родителей «дары осени» - природный материал, овощи и фрукты. Статья в местной газете. Выпуск стенгазеты с фотоматериалами из похода.

Программное содержание:

Материалы и оборудование:

 Спортивный инвентарь: канат, обручи, мячи и шишки для метания, резиновые мячи, мешок с одежной и аксессуарами.  

Прочие материалы:  сундук с подарками, самовар, резиновый сапог, шатёр сказочный, воздушные разноцветные шары, ленточки, плакат с надписью, музыкальные народные шумелки, костюмы для персонажей, свистки.

 

Ход образовательной деятельности

Встреча детей, родителей, педагогов состоялась в 10 утра на территории детского сада. Гостей встретила заведующая с письмом от Бабы Яги.  

Ведущая (в лице зам. директора по ВР в  ДО):  

- «Ребята, ко мне заходила Осень и оставила для вас подарки, я хотела их отдать вам, но сегодня зайдя в кабинет, обнаружила вот это письмо!»  

Ведущая зачитывает текст письма.

Письмо Бабы Яги:  

Я забрала подарок и спрятала. Вы его найдёте, если пойдёте в сказочный лес, пройдете, все испытания и ответите на все вопросы.  Прилагаю схему дороги, по которой вам нужно следовать.  Будьте внимательны!  Там есть подсказки. Найдут подарки только -  дружные, смелые, внимательные, добрые и весёлые путешественники!  

Все отправляются дружной компанией в лес.

юбуясь природой, проходят по лесной дорожке,  дышат свежим воздухом. Беседуют друг с другом  и вдруг  доносятся,  из леса переливистые звуки. Это очень насторожило всех идущих по лесной дорожке.  

Пройдя, немного вперёд навстречу им, выбегают сказочные персонажи (Лешие), которые охраняют лес. Они свистят, руками машут, что - то говорят:  

Первый леший: 

- Вы кто такие? Куда идёте?

Второй леший: 

- Я вас сейчас схвачу, в лес не пущу, под землю утащу!

Первый леший: 

- Ребята! Мы в лес пускаем только добрых, смелых и дружных! А вы такие?  

 Дети: - Да!

Второй  леший: 

- А кто мы такие вы знаете?  

Дети: - Нет!  

Второй  леший: 

- Тогда отгадайте загадку:

Лес, животных охраняет,

Следы путает, петляет.

То лохматый старичок,

То от дерева сучок!

На коне ты или пеший,

Страх нагонит. Кто он? 

Дети:  Леший

Второй  леший: 

- Правильно!

Первый  леший:

- Ладно, так и быть, если ответите на наши вопросы, отгадаете загадки, расскажете о приметах осени, тогда мы вас в лес пустим:

        

  • Какое сейчас время года? А месяц, какой?
  • А в каком месяце лето кончается, а осень начинается?
  • Осенью дни короткие или длинные?
  • Перелётные птицы на юг улетают или остаются зимовать?
  • Листья меняют цвет? А что ещё происходят с листьями?  

- Ой, какие вы  Молодцы ребята! Так много знаете об осени!

Второй  леший:

-  А теперь попробуйте отгадать наши  загадки:

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто…

 Дети:  Листопад! 

Первый  леший:

 Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный…

Дети:  Дождь!

Второй  леший:  

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

Дети:  Ветер!

Первый  леший: 

Ууууу вы какие!!!!! Ну, хорошо, справились, все задания выполнили, молодцы! А в лес, зачем идёте!  

Дети:

-  Осень принесла нам подарки, а Баба Яга их украла и спрятала в лесу.

 

Лешие:

Оооо! Тогда  мы с вами пойдём да посмотрим, как вы себя в лесу вести будете, а подарки  Осени так и быть поможем вам отыскать!

Дружная весёлая компания  отправляется дальше в путь. Все поют осеннюю песню «Падают, падают листья!»  

Вдалеке  ходит по дороге туда – сюда сказочный персонаж (Кикимора - в руках у неё котелок с поварешкой  готовит похлёбку из мухоморов). 

Путешественники  подходят ближе и ближе к Кикиморе.

Кикимора:  

         

- Тьфу, тьфу, человеческими детёнышами  запахло!

- Вы, кто такие? Зачем в мой лес пожаловали? Куда путь дорожку держите?

 Дети:

 

 -  Осень принесла нам подарки, а Баба Яга их украла и спрятала в лесу.

Кикимора:  

 - Вот оно, какое дело! А вы моему лесу не навредите, знаете как нужно себя вести в лесу?  Ладно, тогда давайте я вам вопросы буду задавать, а вы на них  отвечать. Справитесь, с моим заданием тогда пропущу вас в лес!  

 

- Знаете ребята как надо себя в лесу вести надо?  

Дети:

- не шуметь, не бегать, не мусорить, костры разжигать в отведённых местах, деревья не губить…  

Кикимора:

- А почему нельзя шуметь в лесу?        

 Дети:  

- Чтобы зверей не будить тех, кто залёг в спячку.  

Кикимора:  

- А почему нельзя одному ходить в лес?  

Дети:

- можно заблудиться.

Кикимора:

- А мусор куда девать?  

Дети:

- Уносить с собой.  

 

Кикимора:  

- А костры разводить, где можно, а где нельзя разводить?  

Дети:

- Под деревьями нельзя, нужно разводить костры на открытой полянке.  

Кикимора:  

- Ребята, в лесу у меня растёт очень много ягод и грибов.  Назовите, какие можно есть, а какие нельзя: черника, голубика, брусника, земляника, клюква, малина, белый гриб, сыроежка, подосиновик, подберёзовик, белый гриб и т.д.? 

Дети:

- Да! Нет!

Кикимора:

 

- Ребята, а мухоморы кушать будете, я их очень люблю.

Дети:

- Нет, это грибы ядовитые!

Кикимора:  

- Ой, ребятки, очень вы мне понравились, знаете как надо себя в моём  лесу вести. Так и быть пропущу вас. А чтобы проследить, как вы  в лесу будете себя вести, пойду - ка я с вами, а заодно  отнесу, похлёбку из мухоморов Бабе Яге очень уж она её любит!  Глядишь, раздобрится и расскажет, где ваши подарочки спрятала!  

Все дружно отправляются дальше  в путь дорожку!  

Долго ли коротко ли шли наши путешественники, снова их ждали сказочные персонажи  (Старушки - веселушки) 

Встретили они  ребят с песней,  играли на музыкальных инструментах (ложки, бубен, трещётки).

Старушки – веселушки  (поют песню)

 

- Мы старушки – веселушки,

Мы негде не пропадём,

Там где надо и не надо

Мы станцуем и споём!

Нам года не беда

Лучше всех мы всегда,

Мы красивы и прекрасны,

Коль душа молода.  

Старушки – веселушки:  

- А вы, куда путь держите?  

Дети:

-  Осень принесла нам подарки, а Баба Яга их украла и спрятала в лесу.  

1 старушка – веселушка:  

- А вы весёлые?  

Дети: - Да!

2 старушка – веселушка:  

- Вы добрые?  

Дети: - Да!

3 старушка – веселушка:  

 

- Вы дружные?

Дети: - Да!

1 старушка – веселушка:  

- Вот мы и посмотрим, какие вы есть!  

- Ну – ка, повторяйте за мной, без запинки, без сучка и задоринки!

1. «От топота копыт пыль по полю летит!»

Дети все хором  повторяют скороговорку, взрослые помогают.

2. « На дворе трава, на траве дрова, дрова вдоль двора? Дрова вширь двора!»  

 

Дети все хором  повторяют скороговорку, взрослые помогают.

3. «Съел молодец 33 пирога, да все с творогом!»  

Дети все хором  повторяют скороговорку, взрослые помогают.

2 старушка – веселушка:  

- Ой, да, молодцы – удальцы! А теперь и меня уважьте!

Со мной сыграйте в игру «Доскажи словечко». Я начинаю, а вы заканчивайте!  

- Ор – ор – ор  - сорвали красный …  

Дети: помидор!  

- Ец – ец – ец – съели вкусный ….  

Дети: огурец!  

- Жан – жан – жан – лежит на грядке ….  

Дети: баклажан!

- Бус – бус – бус, мы разрезали…

Дети: арбуз!

 

- Ай да какие вы Молодцы!  

- А теперь вам ещё одно задание. Нужно назвать обобщающее слово, родители отвечают вместе с детьми.  

1. калина, малина, земляника – это?  

Ответы: ягоды.  

2. огурец, помидор, кабачок – это?  

Ответы: овощи.  

3. берёза, дуб, клён -  это  

Ответы: деревья.

4. белка, лиса, заяц – это.

 

Ответы: животные.  

- Все Молодцы – удальцы! Справились на отлично!  Ураааа!

3 старушка – веселушка:  

- Ну что же вы детишечки и рослые взрослые застоялись. Ну – ка  повторяем вместе со мной:

- Раз, два, три, четыре, пять.  (хлопают в ладоши)

 Это каждый должен знать:

Лето, осень и зима, а потом придёт весна,  (загибают пальцы)

А теперь друг друга спросим:

Что настало нынче – Осень!

От времени года зависит погода! (поднимают вверх указательный палец) 

- Вот мы и размялись, погрелись немножко!

А скажите ка мне, мои дорогие, какая же сегодня погода?  

Дети:  пасмурная, грустная, унылая…  

- Да именно так и писал наш великий русский поэт А.С.Пушкин.

- Сейчас я начинаю стихотворение, а вы его продолжаете. Ну что, готовы?  

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я …….»

 (дальше все вместе хором продолжают читать стихотворение дети)

- А вот ещё известные строки:  

« Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало

Короче ….»

(дальше все вместе хором продолжают читать стихотворение дети)  

- Молодцы! Вы прошли все наши  испытания и можете продолжать путь дальше.

Весёлая компания продолжает своё  путешествие.

Они видят большой плакат, на котором написано

Прямо пойдёшь – в болоте завязнешь,

Налево пойдёшь – транспорт потеряешь,

Направо пойдёшь – что – то обретёшь! 

   

Все решили идти направо. Но пройдя, немного вперёд сбились с пути.

Лешие:  

- Мы, знаем, куда идти надо сделать 50 шагов прямо.

Все идут и считают шаги.

Лешие:

- А дальше мы не знаем куда идти.

Кикимора:

- Я, я я знаю, нужно сделать 20 шагов прямо!  

Все идут и  считают шаги.  

Кикимора:

- А дальше я не знаю куда идти.

Старушки – веселушки показывают дорогу то влево, то вправо, то назад, то вперёд.

Следуя подсказкам старушек – веселушек  дружная компания вышла на полянку и остановилась,  в недоумении,  не зная куда дальше идти. Старушки – веселушки их окончательно запутали.  Тут в разговор вступила ведующая, решив исправить ситуацию и предложила чётко следовать схеме вложенной в конверт.  (смотреть приложение)  

Внимательно изучив, схему все устремились на поиски сундука с подарками и вскоре обнаружили его  вверху на ветвях раскидистой сосне.

Открыв сундук и обнаружив там видимо не видимо разноцветных конфет, лесные жители с большим удовольствие стали раздавать сладости путешественникам. Все были в восторге!  Настроение было у всех отличное!

На сказочной поляне утомившихся путешественников ожидал потрескивающий костёр, кипящий самовар, а в красиво – украшенном шатре  скатерть - самобранка.

Немного отдохнув и перекусив всех ожидали спортивные состязания на свежем воздухе и эстафеты. Хоровод с песнями вокруг костра.  

Игры и развлечения

1. «Какая группа самая дружная».

Нужно построиться, группами взявться за руки и образовать цепочку (чья цепочка самая длинная). 

2. «Мешок, или игра с  одеванием». 

Из цепочек был организован большой круг из всех гостей.

(водящий бежит внутри круга под музыку, как только музыка заканчивается он достаёт вещь из мешка и  надевает на человека, возле которого остановился). Как только мешок опустел, все ряженные выходят в центр круга и танцуют, под музыку остальные хлопают им в ладоши.

3. «Волна» (мяч над головой).

Проводилась эстафета среди детей и среди взрослых.

Команды становятся колоннами, мячи в руках у капитанов. По сигналу начинается передача над головой, через руки стоящих, как только мяч доходит, до последнего игрока тот бежит и становится в начале колонны. Эстафета продолжается до тех пор, пока капитаны не окажутся снова первыми в колонне.  

4. «Попади в цель». 

(эстафета проводилась среди детей и среди взрослых)  

На разной высоте были подвешены обручи.

Команды выстраивались в колонну, у каждого участника была сосновая шишка. Шишку нужно было метать в обруч. Участник, который попадёт, в обруч, зарабатывает 1 очко. Затем проводится подсчёт заброшенных шишек. Побеждает команда, которая наберёт больше очков.

5. «Перетягивание каната».

 (среди взрослых, а затем мамы - воспитатели)

Все спортивные состязания проводились с чайными паузами, песнями и хороводами возле костра. Дети с удовольствием и любопытством наблюдали как растапливали настоящий самовар на дровах. 

Вот и подошло время прощаться.

Все лесные жители (Лешие, Кикимора и Старушки – веселушки) – хором:  

- До свидания друзья, нам пора прощаться

Было здорово и радостно вместе прогуляться!

Но пришла, увы, пора с вами расставаться

Приглашаем вас зимой по снегу покататься!

Ребятами, педагогами и родителями была убрана полянка, затушен костёр. Все ушли домой довольные и счастливые.