картотека опытов для дошкольников
картотека по окружающему миру (старшая группа) по теме

Моисеева Ольга Борисовна

В этой картотеке представлены опыты,которые может сделать ребёнок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek1.docx_konspekty_vseh_starshih_grupp.docx49.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Конспект №1

                  Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

 Цель: Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.

      Оборудование:

1.     Пустая стеклянная банка 1,0 литр.

2.     Бумажные салфетки – 2 штуки.

3.     Маленький кусочек пластилина.

4.     Кастрюля с водой.

      Воспитатель: что будет, если попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку.

Дети: она намокнет.

Воспитатель: а теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды.

Воспитатель: почему же салфетка осталась сухой?

Дети: потому что в ней воздух, он не пускает воду.

Воспитатель: как это можно увидеть?

 Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.

      Вывод: Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.

                                                    Конспект №2

                                           Окрашивание воды

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Ход: Ребята, давайте в стакан с водой опустим монету. Что произошло?  

(Монета хорошо видна, потому что вода прозрачная).

- Как мы можем окрасить воду? (Красками).

-Возьмем стакан с холодной и с теплой водой. Добавьте краску в два стакана.

-В каком стакане краска растворилась быстрее? (в стакане с теплой водой)

- Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

                                                      Конспект №3

                                      «Почему песок хорошо сыплется?».

Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Оборудование:

1.        Емкости с песком и глиной.

2.        Ёмкости для пересыпания.

3.        Микроскоп.

4.         Ширма.

5.        Сито.  

Опыт:

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сегодня стать исследователями. Всё необходимое для исследования у нас с вами есть. Предлагаю вам наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ.

Дети выполняют действие.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что лучше всего сыпалось?

Дети: Песок.

Воспитатель: а теперь высыпаем песок в большую емкость горкой и посмотрим, что происходит (песок остается в виде горки с ровными краями).  А теперь, таким же образом высыпаем глину и определим, одинаковые ли получились горки. Ребята, горка из глины ровная или нет?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Почему горки разные?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Верно, ребята, частички песка все одинаковые, глины — все разной формы, размера. Предлагаю рассмотреть песок и глину через микроскоп.

Дети с помощью микроскопа рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнивают их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу).

Воспитатель: а теперь, давайте просеем песок и глину через сито и выясним, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины. Почему?

Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыпется, прилипают друг к другу).

                                              Конспект №4

                                          «Чудо-причёска».

 Цель: познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов. 

  Оборудование:

  1. Пластмассовая расческа.
  2. Воздушный шарик.
  3.  Зеркало.
  4. Ткань.

      Опыт: Взрослый предлагает детям выяснить, почему иногда волосы становятся непослушными (торчат в разные стороны). Предположения детей обсуждаются с помощью вопросов: бывают ли волосы такими, если они мокрые, если они сухие? Взрослый предлагает детям перед зеркалом причесать волосы, энергично проводя расческой, поднять расческу на некоторое расстояние над головой. Выяснить, что происходит с волосами (они электризуются и поднимаются вверх). Повторяют опыт, предварительно натирая расческу кусочком ткани. Выясняют, почему одежда иногда прилипает к телу (она трется о тело, получает «электричество» при глажении, становится наэлектризованной).

                                                     

                                               Конспект №5

                       

               «Что нужно для питания растения?»

Цель: установить, как растение ищет свет.

Оборудование:

  1.         Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера).
  2. Лейкопластырь.

Опыт: Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет? (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом; часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.

     Итог: без света питание растений не образуется.        

                                           Конспект №6

                                      «Как устроены перья у птиц».

Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Оборудование:

1. Перья куриные, гусиные.

2.Микроскоп.

3.Замок молния.

4. Свеча.

5. Волос.

6.Пинцет.

Опыт:

Воспитатель: Ребята, мы с вами каждый день видим птиц на прогулке. Предлагаю вам изучить наших пернатых друзей более тщательно. Давайте рассмотрим перо птицы и выскажем свои предположения, перо какой птицы мы наблюдаем.

Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленные к нему опахало.

                                           Конспект №7

                  «Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель:        определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Оборудование:

  1.         Прозрачная емкость с водой.
  2. Лист на длинном черешке или стебельке.
  3. Трубочка для коктейля.
  4. Микроскоп.

Опыт:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько комнатных растений у нас в группе! Мы с вами за ними ухаживаем и ежедневно наблюдаем за ними. И сегодня предлагаю вам узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения? Как вы думаете?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Предлагаю вам, рассмотреть срез стебля через микроскоп! Посмотрите, есть отверстия в стебле? А теперь, погрузим стебель в воду и понаблюдаем выделение пузырьков из стебля. Следуем по схеме: а) наливаем в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см; б) вставляем лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазываем пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделываем отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляем соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасываем из бутылки воздух.  

Дети выполняют действие.

Воспитатель: Ребята, мы можем увидеть с вами, что из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Можем сделать вывод, что воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

                                             Конспект №8

                                       Играем с красками

Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

Ход:

Краски, словно радуга,

Красотой своей детей радуют

Оранжевые, жёлтые, красные,

Синие, зелёные – разные!

Ребята, в баночку с водой добавьте немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).

В другую баночку с водой добавьте немного синей краски, размешайте. Что происходит? (краска растворится равномерно).

Смешайте воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).

Вывод: Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

                                     Конспект № 9

                    Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

 Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.

      Оборудование:

1.     Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.

2.     Мелкие игрушки.

      Воспитатель: что будет если наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками.

Дети: мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки.

Воспитатель: давайте выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем.

Дети: мешок кажется пустым.

Воспитатель: начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему?

Дети: Его заполняет невидимый воздух.

      Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.

                                                 Конспект №10

                 «Соль выпаривается и кристаллизуется»

Цель: показать кристаллизацию соли в солевом растворе.

Ход:

Воспитатель: рассмотрите воду.

Воспитатель: какая она?  

Дети: жидкая, прозрачная, без запаха, не имеет формы, пресная, бесцветная

Воспитатель: рассмотрите вещество в чашечке.

Воспитатель: что это?  

Воспитатель: Загадка – подсказка: Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. Дети: Соль.  

Воспитатель: какая соль? Можно попробовать.  

Дети: белая, кристаллы.

 Воспитатель: соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная), крупная и мелкая, морская.

-воспитатель: где мы встречаемся с солью?

Дети: на кухне, на море

Воспитатель: правильно. В море, океане вода соленая. В мире есть и озера с соленой водой, соленые озера, в них вода еще более соленая, чем в море. Посмотрите. Вот соленые озера.

Воспитатель:а теперь проводим опыт. Высыпите соль в воду. Что получилось? (соль растворилась)

Воспитатель: какая стала вода?

Дети: соленая

Воспитатель: куда делась соль?  

Дети: она растворилась

Воспитатель: осталась ли соль в воде?        

Дети: да, соль изменила свое состояние

Воспитатель: а теперь главный вопрос.

Дети, а как вы думаете можно ли отделить соль от воды?

Дети: как?

(выпарить)

Воспитатель: поставим стакан на солнце и оставим на некоторое время.

Что же произошло?

Дети: вода испарилась, а кристаллы соли осели на стенках стакана.

                                Конспект №11

                         «Рассеянный песок».

Цель: установить свойство рассеянного песка.

Оборудование:

  1.         Сито.
  2. Карандаш.
  3.  Ключ.
  4.  Песок.
  5. Лоток.

Опыт:

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами побудем археологами. А исследовать мы будем песок. Согласны? Ну, тогда приступим. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ).

Дети выполняют действие.

Воспитатель: Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия.  Одинаковая ли глубина следа?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Действительно, в набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном. Подведём итог, что рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

                                         Конспект №12

                                     «Живые камни».

Цель: познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.        

Оборудование:

  1. Мел.
  2. Известняк.
  3.  Жемчуг.
  4.  Каменный уголь.
  5. Разные ракушки, кораллы.
  6. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.    

Опыт:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами лежат разные камни. Чем они похожи или чем отличаются между собой?

Дети отвечают.

Воспитатель: Да, ребята, все ваши ответы верны и интересны. А теперь, давайте проверим, что будет, если выдавить на камень сок лимона? Поместим камешек в жужжащий стаканчик, послушайте.

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Можно сделать вывод, что некоторые камни “шипят” (мел - известняк).

                                                                Конспект № 13

                   Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

 

      Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

      Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

      Воспитатель: аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему?

Дети: мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску Воспитатель: давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

      Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

                                                    Конспект 14                                                                          

                                         Ходит капелька по кругу

Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Ход: Ребята, возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее.

Куда же делась вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых, когда – то пришли на землю в виде дождя.)

                                                       

                                              Конспект №15

                                    «Нужен ли корням воздух?».

Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.

Оборудование:

  1.         Ёмкость с водой.
  2. Почва уплотненная и рыхлая.
  3. Две прозрачные емкости с проростками фасоли.
  4.  Пульверизатор.
  5. Растительное масло.
  6.  Два одинаковых растения в горшочках.

Опыт:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на растения, которые растут в нашей группе. Как вы думаете, почему одно растение растет лучше другого?

Дети рассматривают растения.

Воспитатель: в одном горшке почва плотная, в другом — рыхлая. Почему плотная почва — хуже? Давайте проверим.

Дети погружают одинаковые комочки в воду.

Воспитатель: Можно сделать вывод, что хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха. Как вы думаете, нужен ли воздух корешкам? Что бы это выяснить, возьмем три одинаковых проростка фасоли и поместим в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетаем воздух к корешкам, вторую оставляем без изменения, в треть — на поверхность воды наливаем тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет), делают   выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.                                                            

                                               Конспект №16

                      В какую бутылку нальётся вода быстрее?

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Ход: Ребята, какую песенку поёт вода?

Дети: Буль, буль, буль.

Воспитатель: давайте послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?

Мы с вами возьмем две бутылки и сравним их по величине, рассмотрим форму горлышка у каждой из них;

Погрузим в воду бутылку с широким горлышком. Глядя на часы отметим, за какое время она наполнится водой;

Погрузим в воду бутылку с узким горлышком, отметим, за сколько минут она наполнится.

А сейчас давайте проверим, из какой бутылки вода выльется быстрее

Дети: из бутылки с широким горлышком

Воспитатель: если опустим сразу две бутылки, вода наберется равномерно быстро?

Дети: нет

                                                  Конспект № 17

                             Воздух может перемещаться

 

Цель: Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

Оборудование:

1.     Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

2.     Сдутый воздушный шарик.

3.     Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

Воспитатель: давайте рассмотрим воронку. Как вы думаете, есть ли здесь воздух?

Дети: да

Воспитатель: а можно ли его переместить? Как это сделать?

Воспитатель: наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается.

Воспитатель: Почему?

Дети: Мы видим, что вода заполняет воронку.

Воспитатель: Куда же делся воздух?

Дети: Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик.

Воспитатель: Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.

Вывод: Воздух может перемещаться.

                                                   Конспект №18

                                                Замёрзшая вода

Оборудование: Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Воспитатель: дети, перед вами тарелочка с водой, какая вода, какой она формы.

Дети: Вода жидкая, прозрачная.

Воспитатель: Может ли вода быть твёрдой?

Дети: да

Воспитатель: что произойдет с водой, если её сильно охладить?

Дети: вода превратится в лёд.

Воспитатель: молодцы, правильно.

 Воспитатель кладёт лёд на тарелочку, дети рассматривают кусочки льда. Воспитатель: Чем лёд отличается от воды?

Дети: лёд твёрдый.

 Воспитатель: можно ли лёд лить, как воду? Дети пробуют это сделать.

Воспитатель: Какой формы лёд?

 Дети: он похож на кубики.

Воспитатель: лёд сохраняет форму. Всё, что сохраняет свою форму, как лёд, называется твердым веществом.

 • Плавает ли лёд? Воспитатель кладёт кусок льда в миску, и дети наблюдают. Воспитатель: Какая часть льда плавает?

Дети: верхняя  

Воспитатель: правильно. В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнётся на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

Воспитатель: дети посмотрите, что произошло со льдом, который лежал в тарелке.

Дети: он растаял.

Воспитатель: почему лёд растаял?

Дети: в комнате тепло.

Воспитатель: во что превратился лёд?

Дети: в воду.

 Воспитатель: из чего состоит лёд?

 Дети: из воды.

Воспитатель: давайте подведём итог: вода при замерзании превращается в лёд, а лёд в тепле превращается в воду.

                                                    Конспект №19

                                                 Почему снег греет?

 Оборудование: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Воспитатель: дети, вспомните, как родители в саду, на даче защищают растения от морозов.

Дети: укрывают их снегом.

 Воспитатель: надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев?

Дети: нет.

 Воспитатель: а почему? Дети затрудняются с ответом

Воспитатель: в рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло.

 Это можно проверить. Перед прогулкой нам надо налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их.

На прогулке предложить детям потрогать бутылки и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на прогулке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают

Воспитатель: в какой бутылке вода остыла больше?

Дети: вода остыла больше в бутылке, которая стояла на улице, в ней появился ледок.

Воспитатель: давайте потрогаем бутылку, которая была закопана в снегу, какая вода в бутылке?

Дети: вода в бутылке тёплая.

Вывод: в бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

                                                      Конспект № 20

                       Из закрытого пространства воздух не перемещается

  Цель: Доказать, что из закрытого пространства воздух не может переместиться.

      Оборудование:

1.     Пустая стеклянная банка 1,0 литр.

2.     Стеклянная кастрюля с водой.

3.     Устойчивый кораблик из пенопласта с мачтой и парусом из бумаги или ткани.

4.     Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

5.     Сдутый воздушный шарик.

Воспитатель: Посмотрите, кораблик плавает на воде. Парус сухой?

Дети: сухой

Воспитатель: Можем ли мы опустить кораблик на дно кастрюли и не замочить парус? Как это сделать?

Воспитатель: возьмём банку, держим ее строго вертикально отверстием вниз и накрываем банкой кораблик. Как вы думаете, есть ли в банке воздух?

Дети: да воздух в банке есть.

 Воспитатель: правильно, поэтому парус останется сухим. Аккуратно поднимем банку и проверим это. Опять накроем кораблик банкой, и медленно будем опускать ее вниз. Мы видим, как кораблик опускается на дно кастрюли. Так же медленно поднимаем банку, кораблик возвращается на место. Парус остался сухим!

Воспитатель: почему?

Дети: в банке был воздух, он вытеснил воду.

Воспитатель: Кораблик находился в банке, поэтому парус не смог намокнуть. В воронке тоже воздух. Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается.

Воспитатель: что мы видим?

Дети: вода заполняет воронку.

Воспитатель: куда же делся воздух?

Дети: вода его вытеснила, воздух переместился в шарик.

Воспитатель: почему из воронки вода вытеснила воду, а из банки нет?

Дети: у воронки есть отверстие, через которое воздух может выйти, а у банки нет.

Воспитатель: Правильно, из закрытого пространства воздух не может выходить.

       Вывод: Из закрытого пространства воздух не может перемещаться.

                                                         Конспект №21

                                                               «Почва».

Цель: показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.        

Оборудование:

  1. Две стеклянные банки с почвенными образцами.
  2. Две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).

Опыт:

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим воду в обеих емкостях. Чем они отличаются?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: в одной чистая дождевая вода, в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Как вы думаете, что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставим банки рядом и сравним образцы почв после полива.

Дети выполняют действие.

Воспитатель: Ребята, если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома? Что бы вы почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?  Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Можно сделать выводы, что в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто.

                                            Конспект №22

                                                 «Вкус».

Цель: выявить, как язык определяет вкус.        

Оборудование:

  1. Зеркала.
  2.  4 блюдца (с сахаром, солью, горчицей, кусочком лимона).
  3. Деревянные палочки (с ваткой на конце).
  4. Стаканы с водой (для смачивания палочек) по количеству детей.

Опыт:

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем маленькими поварятами, и помогут нам с вами наши язычки. Предлагаю вам ребята, выполнить опыт: смочить палочку в воде, обмакнуть в содержимое блюдца и приложить палочку поочередно к средней части языка, к основанию, к боковым частям, к кончику языка.

Дети выполняют действия.

Воспитатель: Какие ощущения вы испытывали, когда пробовали разные продукты?

Дети высказывают ответы.

Воспитатель: На нашем языке живут «сладкие сосочки», «соленные» и каждая часть языка определяет, какой вкус лучше воспринимает.

                                         Конспект №23

                                «Разноцветные шарики».

Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Оборудование:

  1.         Палитра.
  2. Гуашевые краски: синяя, красная, желая.
  3. Тряпочки, вода в стаканах.
  4.  Листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка).
  5.  Фланелеграф.
  6.  Модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

Опыт:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях Зайчик и он принёс нам листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики, какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить?

Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски.

Потом полученной краской дети раскрашивают шарик.

Воспитатель: Можно сделать вывод, что, смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый, красную с синей — фиолетовый, синюю с белой — голубой.

Результаты опыта фиксируются в рабочем листе.

                                        Конспект№ 24

                       Воздух всегда в движении

 

      Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.

      Оборудование:

1.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.

3.     Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

      воспитатель: Возьмите аккуратно за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему?

Дети: мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Воспитатель: подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее?

Дети: да

Воспитатель: Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха.  В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед. Как называется сильный ветер? (показ иллюстраций).

Дети: ураган

Воспитатель: Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы ощущаем движения воздуха?

Дети: нет

Воспитатель: Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен?

Дети: не знаем.

Воспитатель: давайте рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы чувствуем запах?

Дети: нет, потому что банка закрыта.

 Воспитатель: правильно и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается).

 А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас?

Дети: нет

 Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку.

 Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов.

 Воспитатель: Почему мы чувствуем запах апельсинов?

Дети: Воздух из банки движется по комнате.

      Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк. 

                                        Конспект №25

                                      Куда делась вода?

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.

Воспитатель: дети, давайте понаблюдаем за водой. для этого нам потребуется два мерных стаканчика.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости.

 Воспитатель: давайте сделаем на стаканчиках отметку уровня воды. чтобы убедиться, что воды в стаканчиках одинаковое количество одну банку закроем плотно крышкой, другую - оставим открытой; обе банки ставим на подоконник.

В течение недели наблюдаем процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Воспитатель: изменилось ли количество воды

Дети: уровень воды стал ниже отметки в банке, которая стояла открытой.

Воспитатель: куда исчезла вода с открытой банки? Дети затрудняются с ответом.

Воспитатель: частицы воды поднялись с поверхности в воздух. А что произошло с уровнем воды в закрытой банке?

Дети: он почти не изменился.

Воспитатель: подведём итог: когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

                                      Конспект №26                                      

                                         Тающий лёд

Оборудование: Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда.

 Воспитатель: сегодня мы с вами будем наблюдать за льдом.

Воспитатель выкладывает лёд на тарелку

Воспитатель: какой формы лёд?

 Дети: он твёрдый и похож на кубики

Воспитатель: как вы думаете, где быстрее растает лёд, - в миске с холодной водой или в миске с горячей водой?

Дети: наверное, в миске с горячей водой

 Воспитатель: давайте проверим.

Дети берут лёд ложечкой и кладут его в миски с холодной и горячей водой.

Воспитатель: Чтобы нам увидеть процесс таянья льда, нам нужно зафиксировать время. Время фиксируем с помощью цифр.

 Воспитатель: в какой миске лёд растаял быстрее, с холодной или горячей водой?

Дети: лёд растаял быстрее в миске с горячей водой.

Воспитатель: какой можно сделать вывод?

Дети: чем выше температура воды, тем быстрее лёд тает и наоборот, чем вода холоднее, лёд тает медленнее.

                                         Конспект № 27              

           Воздух содержится в различных предметах

  Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

      Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Стеклянная кастрюля с водой.

4.     Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.

      Воспитатель: возьмите стакан с водой и выдохните в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Что это?

Дети: Это выдыхаемый нами воздух.

Воспитатель: в воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх.

Интересно, есть ли воздух в разных предметах?

Дети: есть.

Воспитатель: Давайте рассмотрим губку. В ней есть отверстия. Как вы думаете есть в отверстиях воздух.

Дети: да

Воспитатель: давайте проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Что это?

Дети: это – воздух.

 Воспитатель: рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух?

Дети: да

Воспитатель: давайте опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Что это выходит?

Дети: это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

      Вывод: Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

                                                Конспект №28                                                                                  

                                                        Друзья

Цель: Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.

Ход: поставим стакан с водой на несколько минут на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород).

Потрясем бутылку с водой изо всех сил. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)

Вывод: в состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.

                                                 Конспект №29

                                                       Разная вода

Воспитатель: Ребята, возьмем стакан насыплем в нее песок. Что произошло? Можно ли пить такую воду?

Дети: Нет. Она грязная и неприятная на вид.

Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от грязи.

Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.

Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами при помощи марли. Посмотрите, как я это сделаю (показываю, как сделать фильтр, затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить грязную воду в стакан с фильтром.

Идет самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: Куда же делся песок?

Дети: Весь песок остался на фильтре.

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но даже после фильтрации воду сразу пить нельзя, её нужно прокипятить.

                                           Конспект №30

                                           Живая вода

Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.

Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Воспитатель: ребята какое наступило время года?

Дети: весна.

 Воспитатель: а какие признаки весны вы знаете?

Дети: становится тепло, птицы прилетают, распускаются почки на деревьях. Воспитатель: всё верно и сегодня мы с вами на прогулке проведём эксперимент с веточками тополя и выясним, какое значение имеет вода для всего живого. Для опыта нам нужно взять банку с водой и наклеить на неё этикетку «Живая вода». На прогулке с детьми срываем веточки тополя. Воспитатель: посмотрите на веточки и скажите почки уже набухли?

Дети: да, набухли

 Вместе с детьми рассматриваем веточки

. Воспитатель: а корешки есть у веточек?

Дети: нету.

Воспитатель: сейчас мы эти веточки занесём в группу и поставим в нашу банку с живой водой и будем наблюдать. Как вы думаете, что произойдёт с нашими веточками?

Дети: набухнут почки.

Воспитатель: а корешки веточки выпустят?

Дети: наверное, да.

Заходим в группу, ставим банку с веточками на видное место и наблюдаем. Через некоторое время веточки тополя дают корешки.

Воспитатель: давайте подведём итог нашего наблюдения.

Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

                                 Конспект №31

                            Воздух имеет объем

 Цель: Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.

      Оборудование:

1.         Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном).

2.         Два одинаковых сдутых воздушных шарика.

3.         Кастрюля с водой.

      Воспитатель: возьмите две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду.

Дети: шарики надулись не одинаково.

Воспитатель: почему?

Дети: в одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький.

Воспитатель: в этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой.

      Вывод: Если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т.д.), то

можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине. 

                                                    Конспект №32

                     Как увидеть движение воды через корешки

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Материалы. Черенок герани c корешками, вода с пищевым красителем

Процесс. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков Воспитатель: скажите, а для чего нужны корни растениям?

Дети: они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу.

 Воспитатель: а что еще могут брать корешки из земли?

 Предположения детей обсуждаются

Воспитатель: посмотрите, у вас на столе лежит пищевой краситель. Дети рассматривают его.

Воспитатель: это будет питание для нашего корешка.

Дети добавляют краситель в воду, размешивают.

 Воспитатель: что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду?

 Дети: корешок должен окраситься в другой цвет.

 Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений.

Воспитатель: что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества?

Дети: растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

 Дети: корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.

                                           Конспект №33

                            «Из чего птицы строят гнезда?»

Цель: выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.        

Оборудование:

  1. Нитки.
  2. Лоскутки.
  3. Вата.
  4. Кусочки меха.
  5. Тонкие веточки, палочки, камешки.

Опыт:

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим гнездо на дереве. Что птице надо для его постройки?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот мы и проверим все ваши предположения! Вынесем самый разнообразный материал, поместим его вблизи гнезда. В течение нескольких дней будем наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.

                                                Конспект №34

            Воздух имеет вес, который зависит от его объема

 Цель: Доказать, что воздух имеет вес, который зависит от его объема.

  Оборудование:

1.     Два одинаковых сдутых воздушных шарика.

2.     Весы с двумя чашами.

      Воспитатель: положим на чаши весов по не надутому одинаковому воздушному шарику. Весы уравновесились.

Воспитатель: Почему?

Дети: Шарики весят одинаково!

Воспитатель: надуем один из шариков.

Воспитатель: почему шарик раздулся, что находится в шарике?

Дети: Воздух!

Воспитатель: положим этот шарик обратно на чашку весов. Оказалось, что теперь он перевесил не надутый шарик.

Воспитатель: почему?

Дети: потому что более тяжелый шарик наполнен воздухом.

 Воспитатель: значит, воздух тоже имеет вес. Надуем второй шарик тоже, но меньше, чем первый. Положим шарики на чаши весов. Большой шарик перевесил маленький.

Воспитатель: почему?

Дети: в нем объем воздуха больше!

      Вывод: Воздух имеет вес. Вес воздуха зависит от его объема: чем больше объем воздуха, тем больше его вес.

                                         

                                                  Конспект №35                                

                             Какая лужа высохнет быстрее?

Ребята, вы помните, что остаётся после дождя?

Дети: Лужи

Воспитатель: дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают?

Дети: маленькими.

Воспитатель предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее - большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи).

Воспитатель: Почему маленькая лужа высохла быстрее?

Дети: Там воды меньше.

Воспитатель: а большие лужи иногда высыхают целый день.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее - большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).

                               Конспект №36

                «Как влияет солнце на растение».

Цель: установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.        

Оборудование:

1.Лук.

2.  Ёмкость.

3.  Колпак.

Опыт: 1) Посадить лук в емкости. Поставить на солнце, под колпак и в тень. Что произойдет с растениями?

                2) Убрать колпак с растениями. Какой лук? Почему светлый? Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет.

                3) Лук в тени тянется к солнцу, он вытягивается в ту сторону, где солнце. Почему?

Вывод: Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофитум, который дает зеленую окраску растениям и для образования питания.

                                Конспект №37

                          «Когда магнит вреден».

Цель: познакомить с тем, как магнит действует на окружающее.        

Оборудование:

1.Магнит.

2. Компас.

Опыт:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдет, если к компасу поднести магнит? Что будет со стрелкой? Изменит ли она свое положение?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: а давайте проверим предположения. Поднесём магнит к компасу. Что произошло?

Ответы детей.

Воспитатель: Магнит, который приблизился к магнитной стрелке, влияет на нее сильнее, чем земной магнетизм; стрелка-магнит притягивается к магниту, более сильно действующему на нее по сравнению с Землей.

А теперь, уберем магнит и сравним показания того компаса, с которым проводили все эти эксперименты, с показаниями других: он стал показывать стороны горизонта неверно. Такие «фокусы» с магнитом вредны для компаса – его показания «сбиваются» (поэтому лучше для этого эксперимента взять только один компас). Магнит вреден и для многих приборов, железо или сталь которых могут намагнититься и начать притягивать разные железные предметы. Из-за этого показания таких приборов становятся неверными. Магнит вреден для аудио- и видеокассет: и звук, и изображение на них могут испортиться, исказиться. Оказывается, и для человека тоже вреден очень сильный магнит, поскольку и у человека, и у животных в крови есть железо, на которое магнит действует, хотя этого и не чувствуется.

                                              Конспект№ 38

                     Объем воздуха зависит от температуры.

  Цель: Доказать, что объем воздуха зависит от температуры.

      Оборудование:

1.     Стеклянная пробирка, герметично закрытая тонкой резиновой пленкой (от воздушного шарика). Пробирка закрывается в присутствии детей.

2.     Стакан с горячей водой.

3.     Стакан со льдом.

      воспитатель: рассмотрим пробирку. Что в ней находится?

Дети: воздух.

Воспитатель: правильно, у него есть определенный объем и вес. Закроем пробирку резиновой пленкой, не очень сильно ее натягивая. Можем ли мы изменить объем воздуха в пробирке? Как это сделать?

Дети: нет

Воспитатель: оказывается, можем!

Воспитатель: опустим пробирку в стакан с горячей водой. Через некоторое время резиновая пленка станет заметно выпуклой.

Воспитатель: Почему?

Дети: из-за воздуха

Воспитатель: ведь мы не добавляли воздух в пробирку, количество воздуха не изменилось, но объем воздуха увеличился. Это значит, что при нагревании (увеличении температуры) объем воздуха увеличивается.

 Достанем пробирку из горячей воды и поместим ее в стакан со льдом. Что мы видим?

Дети: резиновая пленка втянулась.

Воспитатель: почему?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: ведь мы не выпускали воздух, его количество опять не изменялось, но объем уменьшился. Это значит, что при охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается.  

      Вывод: Объем воздуха зависит от температуры. При нагревании (увеличении температуры) объем воздуха увеличивается. При охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается. 

                                          Конспект №39

                               Как вытолкнуть воду?

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Ход: Ребята, достаньте предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

                                              Конспект №40

                   Опыт «Из чего состоят песок и глина?».

Цель: познакомить со свойством песка и глины.        

Оборудование:

  1. Глина.
  2. Песок.
  3. Лупа.

Опыт:

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим песчинки и глину с помощью увеличительного стекла.  Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

Ответы детей.

Воспитатель: Как они выглядят?   Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

Воспитатель: Можно сделать вывод, что песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

                                                Конспект №41

                               «Выращивание сталактитов».

 Цель: уточнить знания с опорой на опыты. Вызвать радость открытий, полученных из опытов.

Оборудование:

  1.         Сода.
  2. Горячая вода.
  3.  Пищевой краситель.
  4. Две стеклянные баночки.
  5.  Толстая шерстяная нитка.

Опыт:

Воспитатель: Сегодня мы будем с вами выращивать сталактиты.  Итак, у нас в двух одинаковых банках приготовлен раствор. Мы ставим банки в тихое тёплое место, потому что для выращивания сталактитов и сталагмитов нужны тишина и покой. Банки раздвигаем, и между ними ставим тарелку. В банки отпускаем концы шерстяной нитки так, чтобы нитка провисла над тарелкой. Концы нитки должны опускаться до середины банок. Получится такой подвесной мостик из шерстяной нитки, дорога из банки в банку. Сначала ничего интересного происходить не будет. Нитка должна пропитаться водой. Но через несколько дней с нитки на тарелку постепенно начнёт капать раствор. Капля за каплей, неторопливо, так же, как это происходит в таинственных пещерах. Сначала появится маленький бугорок. Он вырастет в маленькую сосульку, потом сосулька будет становиться всё больше и больше. А внизу, на тарелке появится бугорок, который будет расти вверх. Если вы, когда – нибудь строили замки из песка, то поймёте, как это происходит. Сталактиты будут расти сверху вниз, а сталагмиты – снизу-вверх.

                                   Конспект № 42

                      Воздух помогает рыбам плавать.

 

      Цель: Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

      Оборудование:

1.     Бутылка газированной воды.

2.     Стакан.

3.     Несколько некрупных виноградин.

4.     Иллюстрации рыб.

      Воспитатель: нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется?

Дети: в ней много маленьких воздушных пузырьков.

Воспитатель: пузырьки- это воздух. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Что будет, если бросим в воду виноградинку?

Дети: она утонет

Воспитатель: она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет.

Воспитатель: как долго будет так продолжаться?

Дети: так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется".

Воспитатель: По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.

      Вывод: Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.  

                                            Конспект №43                                    

                                             Вкус воды

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Воспитатель: Дети, скажите, какого вкуса вода? 

Дети: Она без вкуса.

Воспитатель: давайте проверим. Дети пробуют простую кипячённую воду. Воспитатель: какой вкус у простой воды?

 Дети: она без вкуса.

Воспитатель: правильно, простая вода не имеет вкуса, а сейчас давайте поэкспериментируем с водой. Как вы думаете, какого вкуса будет вода, если в неё положить соль?

Дети: вода будет солёной.

 Воспитатель: давайте попробуем. Дети берут соль в ложечку, насыпают в стакан, размешивают и пробуют.

 Воспитатель: какой вкус приобрела вода?

Дети: вода стала солёной.

  Воспитатель: а какого вкуса будет вода, если в неё положить сахар?

 Дети: вода станет сладкой. Воспитатель: давайте попробуем. Дети берут сахар в ложечку, насыпают в стакан, размешивают и пробуют воду. . Воспитатель: какой вкус приобрела вода?

 Дети: вода стала сладкой.

 Воспитатель: подведём итог: вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

                               Конспект №44

                              «Бабочка летит».

Цель: выяснить, действует ли притяжение магнита через картон.

Оборудование:

  1.         Магнит.
  2.  Бабочка из картона.

Опыт:

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, может ли бумажная бабочка летать?

Ответы детей.

Воспитатель: Я положу на лист картона бабочку, магнит под картон. Буду двигать бабочку по нарисованным дорожкам. Приступайте к проведению опыта.

Дети выполняют действия.

Воспитатель: Расскажите, что вы сделали и что получили?

Дети: Бабочка летит.

Воспитатель: а почему?

Дети: Внизу у бабочки тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.

Воспитатель: Что двигает бабочку? (магнитная сила). Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие. Какой мы можем сделать вывод?

Ответы детей.

Воспитатель: Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

-Какой же вывод можно сделать? Через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?

Вывод - Магнитная сила проходит через картон.

-Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества.

                                       Конспект № 45

                                    Плавающий апельсин.

  Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

      Оборудование:

1.     2 апельсина.

2.     Большая миска с водой.

Воспитатель: возьмите один апельсин положите в миску с водой.

Воспитатель: Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не получиться. Давайте очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так?

Воспитатель: два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?

Ответы детей

Воспитатель: в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

                                     Конспект №46

                           «Солнечная лаборатория».

Цель: показать предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.        

Оборудование:

  1. Различные предметы.
  2. Листы белого и чёрного цвета.

Опыт:

Воспитатель: Сегодня мы с вами попали в Солнечную лабораторию. Давайте приступим к исследованиям! Разложим на окне, на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке.

Дети выполняют действие.

Воспитатель: а теперь ребята, потрогайте эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?

Ответы детей.

 Воспитатель: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его.

                                               

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов, экспериментов для дошкольников

Картотека опытов, экспериментов для дошкольников...

Картотека опытов и экспериментов для детей-дошкольников.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Предлагаю...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников с водой

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7391213","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]...

Картотека опытов с водой для дошкольников

Картотека опытов с водой для дошкольников...

Картотека опытов с воздухом для дошкольников

Картотека опытов с воздухом для дошкольников...

Картотека опытов для дошкольников

Картотека предназначена для проведения различных опытов совместно с детьми в условиях ДОУ...

картотека опытов для дошкольников старшего возраста

картотека опытов для детей старшего дошкольного возрастаопыты для исследования свойств воздуха...