Роль природы в духовно - нравственном воспитании детей
презентация по окружающему миру по теме

Обухова Елена Викторовна

Доклад "Роль природы в духовно - нравственном воспитании детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_prirody_v_duhovno_2.docx24.75 КБ
Файл prezentatsiya1_2.pptx766.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль природы в духовно – нравственном воспитании».

«Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства»   Альфред Брем

Проблема духовно - нравственного воспитания дошкольника является одной из самых актуальных в современном образовании. Вызвано это, прежде всего тем, что современное общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи. В современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера.

Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда родители и воспитатели могут внести значительный вклад в становление нравственных компонентов базовой культуры ребенка. Ребенок дошкольного возраста испытывает нравственное влияние в семье, в дошкольном учреждении, на улице, в кругу сверстников.

Духовно-нравственное воспитание – проблема комплексная, и решать ее нужно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка трудно переоценить. Природа постоянно окружает детей, очень рано входит в их жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею ещё до того, как произнесёт первые слова, сделает первые шаги, откроет первую книгу. Ознакомление дошкольников с природой – это первые шаги в познании родного края, а значит и воспитании любви к Родине. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки, лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется эмоционально-ценностное отношение к природе. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства. Действенная любовь, настоящая забота о природе, возникает у детей лишь тогда, когда у ребёнка сформирована культурная и духовная база, эмоциональная отзывчивость. Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если воспитатель, которому подражают дети, бездумно сломал ветку, не восхитился красотой деревца, не умилился первой весенней травке, - то пользы от этого не будет

Нравственное отношение человека по отношению к природе подразумевает сформированность его экологической культуры. Экологическая культура включает в себя:
· соответствующие идеалы и ценности;
· нормы поведения;
· экологическую ответственность;
· чувство «гражданина планеты Земля».

Нравственно-экологическое воспитание в семье и в детском саду должно привести к такой перестройке сознания, когда нормы нравственного отношения к природе станут внутренней потребностью личности. Достичь этого можно при условии, что упомянутые нормы не насильственно навязываются извне, а под воздействием особых условий и воспитательной среды формируются в каждом ребёнке, который станет взрослым с развитым экологическим сознанием. Если человек ощущает себя в гармонии с внутренним и внешним миром, он испытывает позитивные чувства и хочет их продлить. Радость и ощущение счастья, а так же удовлетворённость творчеством, выступают главными мотиваторами человеческой личности. Они стимулируют и познание, и наслаждение красотой, и постоянное созидание её сфер, побуждают к тем действиям, которые не причиняют вреда никому и ничему, потому что человеку хочется сохранить всё, что вызывает позитивные чувства. Это мы и называем нравственностью.

Когда дело касается ребенка дошкольного возраста нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с понимание относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и может быть, не совсем в той форме и не в том качестве каких мы ожидаем.  Более подробно остановимся на средствах и методах эколого –нравственного воспитания детей.

1.В народной педагогике с помощью устного народного творчества детям передавали опыт познания мира, накопленный в течение тысячелетий. Сегодня, используя красочные наглядные пособия, схемы и научные термины, мы можем познакомить ребят с круговоротом воды в природе, или  детям рассказать  сказку о девочке Снегурочке. И ребёнок, слушая эту поэтичную историю, не только знакомится со сложным природным явлением, но и учится сочувствовать, сопереживать людям, бережно относиться к природе, развивается не только интеллектуально, но и нравственно. Кроме представлений об окружающем мире, воспитания бережного отношения к природе народная педагогика сказками и былинами, например,  вооружает  детей правилами поведения в лесу, на воде. Особенность использования средств народной педагогики в работе по духовно-нравственному воспитанию через общение с природой:
·Приобщение к устному народному творчеству: ознакомление со сказками, былями, легендами, малыми фольклорными жанрами (загадки, пословицы, поговорки, заклички, потешки и т.д.)
· Ознакомление с народным фенологическим календарём
· Составление картотеки примет по итогам собственных наблюдений 
· Участие в фольклорных праздниках, посвящённых сезонным изменениям в природе


2. Большое значение в воспитании осознанного, эмоционально- ценностного отношения к природе, играет использование художественной литературы. Произведения художественной литературы знакомят детей с жизнью животных в природе, помогают детям увидеть и прочувствовать красоту окружающего мира, учат на примере литературных героев и персонажей различать добро и зло, правильные и неправильные поступки, сочувствовать, сопереживать. Чрезвычайно важно, чтобы воспитатели понимали те метафоры и сравнения, которыми изобилуют эти произведения.

 Особенность использования: 
· Отбор произведений художественной литературы о мире природы нравственно-ориентированной направленности 
· Проведение литературных композиций, праздников, конкурсов чтецов 
· Создание детьми иллюстраций к прочитанным книгам 
· Игровая мотивация детей с помощью литературных персонажей


3. Особенность использования наблюдений за миром природы в целях нравственного и духовного развития ребёнка заключается также в нравственно-ориентированной направленности этого метода. Организуя наблюдения за растениями и животными, необходимо обращать внимание детей на их характерные и отличительные признаки с учётом нравственного и эмоционального критерия. Например, отмечать такие признаки, как трудолюбие пчёлки, ласковость кошки, преданность собаки, трогательную хрупкость первого весеннего росточка, стройность берёзки, крепость и основательность дуба. В наблюдении за явлениями природы активнее использовать эмоционально окрашенные эпитеты, метафоры и сравнения, объясняя детям их значение.

 Особенность использования: 
· Отбор содержания, форм и способов наблюдений нравственно- ориентированной и эмоциональной направленности 
· Преобладание визуального источника наблюдений
 · Использование двигательной активности детей


4. В работе по нравственному и духовному развитию детей через экологическое воспитание также актуален метод использования трудовых действий в природе. Труд доставляет много радости, воспитывает бережное отношение к природе, формирует у детей осознание причастности к миру природы. Труд в природе, как созидательный процесс, побуждает детей к тем действиям, которые не причиняют вреда никому и ничему, и соответственно формирует нравственную позицию по отношении к миру.


5. Большое значение для развития духовного мира ребёнка оказывает непосредственное общение его со взрослым, с воспитателем. Поэтому нужно уделять большое внимание организации бесед, как групповых, так и индивидуальных. Особенность этой работы заключается в том, что необходимо организовать взаимодействие педагога с ребёнком так, чтобы они оказались друзьями, сотрудниками, спутниками на дороге познания. А это, в свою очередь, предъявляет высокие требования к личности самого педагога. В работу по наведению порядка в душе надо включать и себя самих, и родителей воспитанников. Если педагог удивляется тому, что открывает в самом себе с помощью своих воспитанников, он продолжает развиваться, а не функционирует по схеме «подготовил-рассказал-выслушал-оценил». И общение с таким педагогом поможет ребёнку вырасти в духовно богатую, творческую, саморазвивающуюся личность, характеризующуюся нравственным отношением к миру.

Особенность использования:
· Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми 
· Осуществление тактичной коррекции в поиске и выборе ребёнком нравственного пути 
· Высокие требования к личности педагога


6. Использование игровых обучающих ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Через игровую деятельность ребёнок упражняется в умении анализировать ситуацию, решать проблемные вопросы.

Особенность использования:

 Использование игрушек-аналогов. Сопоставление живого объекта с неживым аналогом помогает ребёнку осознать специфику живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом.
· Использование сюжетных игрушек, с помощью которых, педагог может создать различные игровые ситуации, позволяющие уточнить и расширить представления детей, вызвать добрые чувства к живой природе.
· Игры-путешествия


7. Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие праздников на ребёнка велико. Праздники, развлечения, театрализованные занятия пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Принимая участие в постановке спектакля, ребёнок имеет возможность выражать в игре своё представление о мире.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А
есть ещё природы храм.
С лесами, тянувшими
руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое
время суток.
Открыт
для нас в жару и стынь,
Входи сюда.
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй её святынь.

У полюбившего природу ребенка не возникнет желание бездумно рвать цветы, обижать животных, разрушать гнезда птиц.

Именно природа способствует формированию не только нравственности, но и духовности ребенка, способного к сопереживанию и пониманию добра и зла. Чтобы научить ребенка видеть красоту природы, педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, таким образом, дети будут брать с него пример.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания....

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жи...

Доклад «Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей» (выступление для родителей)

Дошкольный период  детства – пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. По мнению ученых исследователей в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст - име...

"Роль игры в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

В материале рассказывается о формирование духовно-нравственного воспитания детей через различные виды игр....

Роль сказкатерапии в духовно –нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей

Воспитание духовных ценностей в семье играет важную роль в жизни ребёнка. Это поможет непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой будет формироват...

презентация к семинару "Роль сказки в духовно - нравственном воспитании детей"

материал представлен в виде воспросов и викторины с мастер классом по лепке из соленого теста....