Статья на тему: "Детское экспериментирование"
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ушакова Кристина Сергеевна

Мария Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_experimentirovanie.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование.

Мария Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком». Таким образом, такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенка.

В результате работы с родителями, я выяснила, что современные родители недостаточно организуют совместную познавательную экспериментальную деятельность с детьми. Чаще всего совместной деятельностью становятся развлекательные мероприятия (походы в торговые центры, посещение кинотеатров, активных развлечений, анимация и пр). К сожалению, в современном мире ребенок, в основном, исследует мир гаджетов, потому что родителям, в силу своей занятости, лени и привычки, гораздо проще предложить ребенку телефон с играми и куда сложнее организовать элементарный опыт с детьми дома.

Такая ситуация в семьях моих воспитанников побудила меня к пересмотру форм работы с родителями. Я стала уточнять – почему родители не экспериментируют с детьми дома?

Выяснилось, что родители воспитанников не имели представления КАК проводить эксперименты и опыты в домашних условиях.

Так родилась идея провести мастер-класс для родителей и детей «Медуза в бутылке», где я продемонстрировала опыты – «Салют в банке», «Буря в стакане», «Дождь из облака». Родители и дети были в восторге, увидев простоту этих опытов, где были использованы всего лишь банка, растительное масло, пищевые красители, пена для бритья и палочка для размешивания.

Спустя время я стала замечать, что ребята стали делиться между собой опытами и экспериментами, которые проводили дома.

Развитие детского экспериментирования в группе требовало обновления соответствующей предметно-развивающей среды, с привлечением родителей, появляется уголок экспериментирования. Здесь ребята знакомятся с различными сыпучими веществами (песок, мука, крахмал и пр), измерительными приборами и оборудованием (линейки, шприцы, пипетки, мерные стаканы и пр), различными материалами (искусственные и минеральные камни, земля, песок, глина и пр). Уголок регулярно пополняется новыми объектами исследования. Благодаря появлению микроскопа, ребятам стал доступен микромир. Так мы сами увидели - как выглядит клетка лука, из чего растет волос и из чего состоит пыль. В уголке экспериментирования оживилась самостоятельная деятельность детей. Ребята активно играют в ученых.

В организации совместной деятельности были проведены интересные опыты («Забери радугу с собой», «Замерзает ли мыльный пузырь?» и пр).

В результате совместной познавательно-исследовательской деятельности детей – педагога и детей - родителей стало очевидно: совершенствуется умение детей работать в коллективе, самостоятельно отстаивать свою точку зрения и делать элементарные выводы. Дети стали более любознательны, выросла потребность в новых знаниях и впечатлениях. В группе поддерживается  интерес детей познавать окружающий мир, как педагогом, так и родителями. Мы вместе направляем  стремление детей познавать окружающий мир.

На данный момент  в уголке экспериментирования появляются интересные сюжетно-ролевые игры. Ребята готовятся   провести  детскую научную конференцию для воспитанников других групп, где бы рассказывали о своих открытиях и изобретениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: «Детское экспериментирование». Конспект НОД по теме: «Освобождение капельки из ледяного плена».

    Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности.      В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исс...

Статья на тему «Детское экспериментирование – как способ познавательной активности дошкольников»

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?-Почему в дырках ничего нет?-Отчего ветер дует?-...

Статья на тему:«Детское экспериментирование как одна из форм работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности».

Данная статья будет полезна молодым специалистам, воспитателям и студентам педагогических колледжей....

Статья по теме: "Детское экспериментирование дома"

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Через эксперименты ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить отв...

Статья на тему: «Детское экспериментирование»

laquo;Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.» ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...