Главные вкладки

    Кружок "Эко-умники"
    рабочая программа по окружающему миру по теме

    Бояркина Людмила Константиновна

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_kruzhka_eko_umniki.docx49.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дополнительная общеобразовательная программа «Эко-умники»

    Направленность: научно-техническая

    Возраст детей: 6-7 лет

    Срок реализации: 1 год

    Автор:

    педагог высшей категории

    Л.К. Бояркина

    Содержание

    Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

    1.1.    Пояснительная записка - 3

    1.2.    Цель и задачи программы - 4

    1.3.    Учебно-тематический план - 5

    1.4.    Особенности методики обучения - 10

    Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

    2.1.    Условия реализации программы - 12

    1.  Формы аттестации - 13
    2.  Календарный учебный график - 14
    3.  Список литературы -14

    1. Пояснительная записка

    Введение

    В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

    Нормативно-правовая основа программы.

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эко-умники» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

    Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) от 01.01.2014г.

    Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

    СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности, но дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).

    Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от29 мая2015г.N996-р)

    Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).

    Программа имеет научно-техническую направленность и направлена на создание условий для самостоятельного экспериментирования и развитие поисковой активности детей. Позволяет развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами жизни в обществе.

    Актуальность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эко-умники» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования в округе и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует воспитанию человека творческого, самостоятельного, инициативного, умеющего учиться, ставить цели и задачи, реализовывать их и отвечать за свои действия.

    Отличительная особенность данной программы в том, что в работе с дошкольниками используется цифровая лаборатория, позволяющая в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести простейшие понятия, описывающие эти явления.

    Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предполагаемый в программе комплекс занятий, включает в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближенные к реальной обстановке.

    Новизна программы состоит в применении метода экспериментирования для познания закономерностей и явлений окружающего мира и поэтапного развития умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний.    

    Данная программа является образовательной, развивающей.

    Уровень освоения программы — базовый.

    Возраст обучающихся: 5 - 6 лет.

    Вид группы - профильный.

    Состав группы - постоянный.

    Наполняемость группы: 10-12 человек. Набор детей в группу осуществляется на основании медицинской справки о состоянии здоровья.

    Форма обучения- очная.

    Форма занятий - групповая.

    Срок реализации программы – 1 год.

    Количество учебных часов в год - 28 часов.

    Режим занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю.

    Продолжительность занятия – 25 минут

    Место проведения занятий – кабинет.

    1.2. Цель программы развитие познавательной активности и любознательности, социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

    Задачи:

    Обучающие:

    • способствовать формированию начальных представлений из области живой природы, естествознания, математики;
    • о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

    Развивающие:

    • способствовать развитию детской познавательной инициативы;
    • развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения при решении проблемных вопросов, делать выводы, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
    • развивать мыслительные операции, связную речь, память; создать условия для становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей старшего дошкольного возраста.

    Воспитательные:

    • создать условия для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности со сверстниками;
    • создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
    • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых;
    • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

    Планируемые результаты

    К концу обучения учащиеся будет знать:

    • иметь первоначальные представления о природных явлениях об их изменчивости и влиянии на живые объекты.

    Будут уметь:

    • определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно;
    • сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями;
    • придумывать способы, как повлиять на окружающую среду, чтобы сделать ее комфортнее.

    Учащиеся должны приобрести навыки:

    • проведения опытов и экспериментов с различными материалами;
    • фиксирования полученных результатов проведенных исследований.

    Должны быть сформированы и выражены следующие метапредметные качества:

    • умение планировать свою деятельность;
    • умение находить нужную информацию для решения поставленной цели;
    • использование полученных знаний в жизни.

    1.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    п/п

    Раздел, тема

    Всего часов

    В том числе

    Формы аттестации

    Теория

    Практика

    Раздел №1 Пульс  2 часа

    1.

    Вводное занятие. Стук сердца.

    1

    0,5

    0,5

    Входной контроль. Наблюдение.

    2.

    Пульс и упражнения.

    1

    1

    Раздел №2 Температура  5 часов

    3.

    Температура. Градус.

    1

    0,5

    0,5

    4.

    Температура воздуха в комнате.

    1

    1

    5.

    Лед и пламя

    1

    1

    6.

    Как можно влиять на температуру

    1

    1

    7.

    Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта.

    1

    1

    Раздел №3 Звук  4 часа

    8.

    Что такое звук?

    1

    0,5

    0,5

    9.

    Звук по воздуху.

    1

    1

    10.

    Звук и расстояние.

    1

    1

    11.

    Задания на измерения звуков.

    1

    1

    Промежуточный контроль.

    Наблюдение за самостоятельным выполнением

    заданий.

    Раздел №4 Свет – 4 часа

    12.

    Что такое свет. Измерение силы света.

    1

    0,5

    0,5

    13.

    Яркий и комфортный свет.

    1

    1

    14.

    Прохождение света через объекты.

    1

    1

    15.

    Создать темноту, яркий и комфортный свет.

    1

    1

    Раздел №5 Электричество – 3 часа

    16.

    Что такое электричество. Химические источники тока.

    1

    0,5

    0,5

    17.

    Источники тока.

    1

    1

    18.

    Как создать и убрать напряжение.

    1

    1

    Раздел № 6 Кислотность -3 часа

    19.

    Что такое кислотность. Измерение кислотности продуктов.

    1

    0,5

    0,5

    20.

    Сравнительные измерения кислотности.

    1

    1

    21.

    Создай разный вкус.

    1

    1

    Раздел №7 Магнитное поле - 4 часа

    22.

    Магнитное поле. Полюсы магнита. Исследование кольцевого и плоского магнита. Измерение полей на разных полюсах магнита.

    1

    0,5

    0,5

    23.

    Земля – это магнит. Магнитные и немагнитные материалы. Сравнительные измерения силы полей магнитов.

    1

    1

    24.

    Остаточный магнетизм. Слабое и сильное магнитное поле.

    1

    1

    25.

    Создание разных магнитных полей.

    1

    1

    Раздел №8 Сила – 3 часа

    26.

     Что такое сила. Что такое вес. Измерение силы, веса, силы удара, силы пальцев.

    1

    0,5

    0,5

    27.

    Давление под колесами. Сравнительные измерения силы.

    1

    1

    28.

    Задания на закрепление изученного материала.

    1

    1

    Итоговый контроль.

    Самостоятельные игровые измерения.

    Выполнение заданий.

    Итого

    28

    4

    24

    №п/п

    Тема и задачи

    Название

    Дата проведения

    По факту

    Материалы

    1

    Познакомить с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии»

    Пульс

    Обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма.

    Знакомить с органами кровообращения.

    Учить измерять пульс человека.

    Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни.

    Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

    Вводное занятие. Стук сердца.

    11.10.18г

    Состав комплекта.

    Пульс и упражнения.

    15.10.18г.

    2

    Температура

    Познакомить детей с понятиями «температура», «градус», «ноль градусов», «температура тела человека», «Комфортная температура», «кипение и замерзание воды».

    Обучать детей измерять температуру различных объектов.

    Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

    Температура. Градус.

    25.10.18г.

    Состав комплекта.

    Дополнительные материалы: кубики льда, по 2 одноразовых пластиковых стакана, емкости с горячей и холодной водой, мороженое или снег, по листу бумаги, ватные диски или салфетки.

    Для дополнительных измерений: свеча, настольная лампа с лампой накаливания.

    Температура воздуха в комнате.

    29.10.18г.

    Лед и пламя

    08.11.18г.

    Как можно влиять на температуру

    12.11.18г.

    Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта.

    22.11.18г.

    3

    Звук

    Обогащать и уточнять представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма.

    Знакомить детей с органом слуха.

    Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении.

    Познакомить с понятиями: «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки».

    Объяснить детям вред громких звуков, рассказать о плохом воздействии длительного шума на организм человека.

    Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

    Что такое звук?

    26.11.18г.

    Состав комплекта.

    Дополнительные материалы: различные предметы, издающие шумовые и музыкальные звуки; фрагменты записи голосов живой природы; схема строения органов слуха.

    Звук по воздуху.

    06.12.18г.

    Звук и расстояние.

    10.12.18г.

    Задания на измерения звуков.

    20.12.18г.

    4

    Свет

    Познакомить детей с понятиями «свет», «фотоны», «скорость света», «освещенность».

    Учить сравнивать освещенность различных объектов.

    Объяснить, как освещенность влияет на жизнь живых организмов.

    Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

    Что такое свет. Измерение силы света.

    24.12.18г.

    Состав комплекта.

    Яркий и комфортный свет.

    10.01.19г.

    Прохождение света через объекты.

    14.01.19г.

    Создать темноту, яркий и комфортный свет.

    24.01.19г.

    5

    Электричество

    Дать детям общее понятие об электричестве.

    Познакомить с понятиями: «электрический ток», «напряжение», «электроны», «электроды».

    Учить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

    Что такое электричество. Химические источники тока.

    28.01.19г.

    Состав комплекта.

    Дополнительные материалы: яблоко, лимон, клубень картофеля, емкость с соленой водой (половина чайной ложки на стакан), емкость с водой для промыва электродов, по 1 батарейке.

    Источники тока.

    07.02.19г.

    Как создать и убрать напряжение.

    11.02.19г.

    6

    Кислотность

    Познакомить с понятие «кислотность».

    Научить измерять кислотность разных продуктов.

    Познакомить детей с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты.

    Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

    Что такое кислотность. Измерение кислотности продуктов.

    21.02.19г.

    Состав комплекта.

    Дополнительные материалы: плоская емкость до 1 литра для промывки датчика, соки (апельсиновый, яблочный, лимонный или раствор лимонной кислоты), вода, сладкая газированная вода.

    Сравнительные измерения кислотности.

    25.02.19г.

    Создай разный вкус.

    07.03.19г.

    7

    Магнитное поле

    Познакомить детей с понятиями: «магнитное поле», «кольцевой и плоский магниты», «магнитные полюсы», «магнитное поле Земли», «магнитные и немагнитные материалы».

    Учить измерять поле различных магнитов.

    Показать на примерах взаимодействие магнитов.

    Способствовать развитию интереса детей к экспериментам и исследованиям.

    Магнитное поле. Полюсы магнита. Исследование кольцевого и плоского магнита. Измерение полей на разных полюсах магнита.

    11.03.19г.

    Состав комплекта.

    Дополнительные предметы: пластмассовая или мягкая игрушка, различные бытовые магнитные предметы (магнит на холодильник, магнитные буквы и т.п.), глобус.

    Земля – это магнит. Магнитные и немагнитные материалы. Сравнительные измерения силы полей магнитов.

    21.03.19г.

    Остаточный магнетизм. Слабое и сильное магнитное поле.

    25.03.19г.

    Создание разных магнитных полей.

    04.04.19г.

    8

    Сила

    Познакомить детей с понятием силы как физической величины.

    Познакомить с понятием «вес предмета».

    Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора.

    Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

    Что такое сила. Что такое вес. Измерение силы, веса, силы удара, силы пальцев.

    08.04.19г.

    Состав комплекта.

    Дополнительно подготовить небольшой игрушечный автомобиль.

    Давление под колесами. Сравнительные измерения силы.

    18.04.19г.

    Задания на закрепление изученного материала.

    22.04.19г.

    28

    1.4. Особенности методики обучения.

    Занятие проводятся с использованием очной формы обучения в старшей группе.

    Процесс обучения построен на реализации следующих дидактических принципов:

    • принцип научности, обеспечивающий объективность предлагаемой вниманию детей информации;
    • принцип комплексности, предполагающий наличие компонентов содержания, обеспечивающих становление субъективного отношения к исследовательской деятельности;
    • принцип адекватности возрастным особенностям (уровень восприятия, самостоятельности, направленность интересов и т.д.) на каждом этапе развития детей;
    • субъект-субъектный характер взаимодействия всех участников образовательных отношений, выбор приемов, методов и форм организации детских видов деятельности, обеспечивающих интеллектуальную, эмоциональную, личностную активность детей, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников;
    • обеспечение индивидуальной комфортности для всех субъектов образовательных отношений. 

    В процессе реализации программы используются следующие методы обучения:

    • информационно-рецептивный – (наблюдение, обследование предметов, рассматривание иллюстраций и слайдов, показ способов действий, объяснение, рассказ педагога) позволяет сформировать у дошкольников важнейшее качество личности, характеризующее её познавательную сферу – наблюдательность;
    • репродуктивный – беседа, вопросы, поощрение, совет, художественное слово, напоминание;
    • исследовательский – исследовательский и эвристический методы -направлены на поиск детьми самостоятельного решения поставленной задачи, поиск возможных вариантов, развитие мышления, воображения;
    • метод проблемного изложения, включаем дошкольника в поиск решения не целостной задачи, а отдельных её элементов.
    • игровые методы: мотивация (игровая, личная), использование цифровых датчиков.

    В основу обучения положена игровая технология. Которая дает возможность ребенку - исследователю очутиться в детской цифровой лаборатории и провести ряд увлекательных экспериментов с датчиками, обладающими способностью чувствовать окружающую среду.

    Основной формой организации образовательной деятельности является проведение групповых занятий по экспериментированию.

    Программой предусмотрены теоретические и практические формы проведения занятий.

    Теоретическая часть занятия включает в себя объяснение нового материала (информация познавательного характера, беседы, просмотр иллюстраций, презентаций и видео).

         Практическая часть занятий включает задания:

    • на измерения;
    • на сравнительные измерения;
    • игровые измерения;
    • измерения в свободном режиме.

    Структура проведения занятий:

    Первая часть занятия – мотивация к деятельности, постановка проблемы (длительность – 2-4 минуты).

    Цель: мотивировать ребенка на выполнение заданий.

    Задачи:

    • способствовать развитию интереса детей к исследовательской деятельности;
    • создать условия для проявления креативности и инициативности детей.

    Вторая часть занятия - планирование деятельности и выполнение плана (измерительные действия, проведение опытов с использованием измерительных приборов цифровой лаборатории (15-20 минут).

    Цель: развитие способностей к экспериментально-исследовательской деятельности. Задачи:

    • способствовать развитию самостоятельности и саморегуляции, принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
    • содействовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора;
    • способствовать освоению общепринятых норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе деятельности;
    • освоение правил безопасного поведения в лаборатории.

    Третья часть занятия – рефлексия (длительность 2-4 минуты).

    Цель: развитие коммуникативных способностей, умение выразить свои мысли, выслушать мнение сверстников.

    Задачи:

    • развитие речи и коммуникативных способностей;
    • развитие умения адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности других участников образовательных отношений.

    2.1. Условия реализации программы

    Для успешной реализации данной программы необходимы:

    • рабочий кабинет на 12 посадочных мест;
    • необходимое количество часов.

    Материально-техническое оснащение:

    • компьютер;
    • мультимедийный проектор;
    • научная цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии».

    Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8 лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме:

    • температура;
    • свет;
    • звук;
    • сила;
    • электричество;
    • кислотность;
    • пульс;
    • магнитное поле.

    Инструменты, приспособления и оборудование.

    В составе комплектов по всем темам имеются:

    • датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;
    • набор вспомогательных предметов для измерений;
    • сопутствующая компьютерная программа.

    Возможности настроек предусматривают:

    • последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми сцен;
    • переключение между сценами;
    • ручную настройку выбора заданий;
    • свободный режим;
    • повторение заданий.

    Кроме того, материально-технические условия реализации программы предполагают соблюдение норм противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических требований.

    Материалы:

    • для выполнения работ учащийся должен иметь набор необходимых материалов в соответствии с темой занятия.

    Методическое обеспечение:

    • брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен для каждого набора.
    • наглядно-иллюстративные материалы: презентации, иллюстрации, видеоматериалы;
    • методическое руководство для педагогов по работе с цифровой лабораторией.

    Кадровое обеспечение:

    • Реализовать программу может педагог дошкольного образования вне зависимости от стажа работы и квалификации.
    • Педагогам, реализующим парциальную программу «Наураша» не требуется проходить специальную курсовую переподготовку. Достаточно ознакомиться с методическими рекомендациями «Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов» (автор Е.А.Шутяева), и пройти инструктаж по технике безопасности при работе с цифровой лабораторией.

    2.2. Формы аттестации

    Целью аттестации является установление соответствия образовательного уровня обучающихся требованиям данной дополнительной общеразвивающей программы, установления фактического уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся, их учебных компетенций.

    Для достижения цели и задач аттестации обучающихся, в рамках реализации данной программы, осуществляются вводная, промежуточная и итоговая аттестация.

    Аттестации подлежат все обучающиеся творческого коллектива.

    Формы аттестации: практическая работа, беседы.

    Форма фиксации образовательных результатов по данной программе: карта успешности.

    Отслеживание развития ребенка и результативности его деятельности осуществляется методами: наблюдения, заданий практического и теоретического характера.

         

    В содержании программы «Наураша» планируемые результаты освоения программы представлены в виде базисных качеств личности.

    Базисные качества личности

    Дифференцированные показатели

    Что нас радует

    Вызывает озабоченность

    Познавательная компетентность

    -проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи;  

    -склонен наблюдать, экспериментировать, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

    -снижена познавательная активность, познавательный интерес не проявляется;

    -кругозор ограничен, представления бедны и примитивны

    Социальная компетентность

    -ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, -способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, -сопереживать неудачам и радоваться успехам других, -адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя

    -в поведении ребенка часто повторяются негативные действия по отношению к объектам ближайшего окружения.

    -ребенок не проявляет интереса к людям и к их действиям

    Коммуникативная компетентность

    -ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями

    -ребенок имеет скудный объем представлений о себе, своих близких, с неохотой отвечает на вопросы о них

    Самостоятельность

    -организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с замыслом

    -пассивен в организации познавательно-исследовательской деятельности

    Креативность

    -способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, способен к вариативности, гибкости, импровизации

    -у ребенка отсутствует интерес к исследованию новых, незнакомых предметов

    Инициативность  

    -проявляет инициативу в решении проблемных ситуаций

    -не проявляет инициативу в решении проблемных ситуаций

    Карта индивидуального развития

    № п/п

    Ф.И. ребенка

    Базисные качества личности

    Познавательная компетентность

    Социальная компетентность

    Коммуникативная компетентность

    Самостоятельность

    Креативность

    Индивидуальность

    2.3. Календарный учебный график

    Дата начала обучения по программе

    Дата

    окончания обучения по программе

    Всего

    учебных

    недель

    Количество

    учебных

    часов

    Режим занятий

    11 октября

    22 апреля

    28

    28

    1 раз в неделю по 1 часу

    2.4. Литература:

    • Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
    • Е.А. Шутяева «Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов»-М.: издательство «Ювента», 2016.
    • Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
    • Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы составители: З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
    •  Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – Спб.: ООО «Издательство «Детство Пресс», 2015.  9
    • О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
    • С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". - М - 2011. - С.224
    • З.М. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина «Развитие познавательных умений у старших дошкольников»

    Электронные образовательные ресурсы:

    • Научная цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»