Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Вода - источник жизни"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рамазанова Наталья Евгеньевна

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Вода - источник жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda.doc456.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром

«Вода – источник жизни»

                                                                        Автор-составитель:

                                                                                     Воспитатель

                                                                         Рамазанова Наталья Евгеньевна.

                                                                         

Введение.

Предлагаемые вниманию разработки посвящены актуальной теме экологического воспитания дошкольников – «Природа – наше богатство». Они направлены на формирование начал экологической культуры у детей с позиции усвоения на конкретных примерах знаний о закономерных явлениях природы, способности понимать причинно-следственные связи, запоминать интересные факты из неживой природы. Этот подход вполне обоснован, так как проблемы, созданные человеком в результате интенсивной эксплуатации природы, настоятельно требуют пропаганды экологических знаний у всех людей, особенно детей.

Формирование экологических знаний у дошкольников является важным разделом воспитательной работы в детском учреждении. Формирование такого рода представлений о природе вносит огромный вклад в систему знаний детей об окружающем мире, готовит их к будущей жизни, способствует овладению навыками по охране окружающей среды, оказывает на психические процессы и познавательную деятельность детей.

Программа экологического воспитания детей возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием  современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе.

В современной дошкольной педагогике уделяется большое внимание данной проблеме. Достаточно хорошо и полно освещены вопросы, касающиеся содержания и методов работы.

В данной методической разработке рассматриваются наиболее эффективные формы и методы работы с детьми по ознакомлению с закономерностями, существующими в природе, которые являются средством умственного воспитания детей дошкольного возраста. Освещаются приемы формирования первоначальных знаний о воде. Большое внимание уделяется при этом  воспитанию умственной активности, стремлению к познанию окружающей действительности.

Предлагаемые материалы рассчитаны на 5-6-летних детей. Особенность этих разработок – это взаимосвязь с имеющимся у детей опытом, предполагающая последующую деятельность вне занятий. Данные материалы позволяют интегрировать полученную информацию в различные виды деятельности (игровую, продуктивную, трудовую и т.д.), дают возможность общаться между собой и со взрослыми.

Методические разработки – это своеобразный экскурс в мир природы с целью помочь детям узнать и полюбить природное разнообразие нашей планеты. Работы включают в себя природоведческий материал, который тесно связан между собой, взаимно обобщает друг друга, что позволяет рационально организовать учебно-воспитательный процесс.

Знания, полученные в ходе изучения данного материала, помогут детям правильно строить свои отношения с природными богатствами, по-новому взглянуть на знакомые явления в природе.

Занятие по ознакомлению с миром природы

в старшей группе «Царица – водица»

                                                                                                 

Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, музыкальная, коммуникативная.

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о воде.

Задачи: 

образовательные - расширять знания о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки);

- познакомить с круговоротом воды в природе;

развивающие - развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

- обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

- активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, быт, круговорот воды, пресная вода;

воспитательные - формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды.

Наблюдения в природе.

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

Проведение отдельных опытов с водой  «Картотека опытов».

Игры «Ручеек», «Мы капельки», «Земля, вода, воздух, огонь»

Отгадывание загадок.

Материалы и оборудование: глобус, настольная лампа, схема с изображением круговорота воды в природе, карточки – иллюстрации «Кому нужна вода», «Как человек использует воду», «Где в природе есть вода», «Состояния воды», «Вода в природных явлениях», загадки, мольберт, аудиозапись «Вальс дождя», аудиоколонка, мяч.

Ход занятия

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

 - Сегодня мы с вами поговорим о воде.

Узнаем много нового, а так же повторим то, что знаем.

- Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Кто знает, что это за предмет? (Глобус)

- А что такое глобус?

  (Глобус - это  модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

II часть: Основная

1. Считается, что наша планета появилась 4,5 миллиарда лет назад – хотя, конечно, никто не присутствовал при ее рождении. Космонавтам, которые видят Землю из космоса, она кажется гигантским шаром.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки (показать на глобусе)

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

- А, что обозначено желтым цветом?

(Это суша.)

- А чего больше на Земле: воды или суши? (воды)

- Правильно, вода занимает большую часть на Земле, ¾ всей поверхности нашей планеты и окрашивает ее в синий цвет.

- Посмотрим, что это означает на примере круга. (Воспитатель берет круг, сгибает его два раза пополам, разворачивает и показывает детям, объясняя, что круг поделен на 4 части. Затем отрезает одну часть.)

2. Поисковая деятельность «Почему на планете есть белые участки земли».

 - На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают?

(Это тоже вода, но в виде льда)

- Как вы думаете, почему белый цвет присутствует только наверху и внизу глобуса?

(Дети затрудняются ответить)

- Ребята, давайте пройдем в нашу мини - лабораторию

Воспитатель показывает опыт – вращения земли вокруг Солнца (в качестве Солнца настольная лампа, в качестве Земли – глобус). Детям предстоит определить разницу в освещенности и нагретости глобуса под воздействием Солнца (лампы) и подумать, где и почему на Земле всегда жарко, а где холодно.

Делается вывод.

3. Отгадывание загадок.

Ребята, скажите, в каких состояниях встречается вода в природе?

 (Жидкая, твердая, газообразная). Выставляется картинка «Состояния воды» - Это свойства воды.

А теперь отгадайте загадки о различных состояниях воды.

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без парусов летят. (Облака)

- Какое это состояние воды.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Молоко над речкой плыло

Ничего не видно было

растворилось молоко

Стало видно далеко. (Туман)

Целый день он шлепал, шлепал

Ямы лужами заштопал (Дождь)

Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

Мы согреем самовар,

А над крышкой вьется (пар)

(Прикрепляются картинки на магнитной доске, и называется агрегатное состояние воды).

- Ребята, вы молодцы, правильно отгадали все загадки и определили состояния воды. А сейчас давайте немного отдохнем, поиграем в игру «Земля, вода, воздух, огонь»

4. Игра «Земля, вода, воздух, огонь»

Цель. Уточнить знания детей об обитателях земной, водной и воздушной среды.

        Играющие становятся в круг, в центре водящий – воспитатель. Он бросает мяч кому – нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать обитателей этой среды; на слово «вода» играющий называет рыб; на слово «воздух» - птиц или летающих насекомых; на слово «огнь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками, изображая языки пламя.

 5. Работа по картинке.

- Ребята, скажите, может ли человек жить без воды? (Нет).

- Кому еще нужна вода? (Дети перечисляют)

Выставляется карточка – иллюстрация «Кому нужна вода»

- Ребята, давайте проверим себя, всех ли мы назвали, кому еще нужна вода?

- А для чего человеку  нужна вода?

- Правильно, вода используется в быту. (Выставляется карточка – иллюстрация «Как человек использует воду».

- Ребята, скажите, где в природе есть вода? (Выставляется карточка – иллюстрация «Где в природе есть вода»

- Можно ли пить воду из моря, океана? (Нет).

- Какую воду можно пить?

 (Дети объясняют, делают выводы).

- А какая это вода - пресная? Может вы знаете о ней? (Это вода без солей).

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно.  

- Откуда берется пресная вода?

(Ответы детей)

- Поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

- Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

6. Рассматривание схемы «Круговорот воды в природе».

А как вода поступает в реку?

(Предполагаемые ответы детей)

- Ребята, сегодня я вам расскажу о том, как вода поступает реку, озера, моря, океаны. Я расскажу вам сказку о путешествии капельки в природе.

Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе.

«Жила – была капелька. Как – то сидела она на тучке со своими подружками, ей стало скучно, и она решила отправиться в путешествие. Капелька  спрыгнула с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали ручейки, там были и другие капельки из соседних тучек, вместе стали одной большой рекой. Затем они отправились дальше и попали в океан. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в нем. Выглянуло солнышко, стало пригревать, вода стала превращаться в пар и подниматься в воздух. Высоко вверху, насыщенный воздух влагой охлаждается, образуются вновь облака».  

Так происходит круговорот воды в природе.

 

Ребята! А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Поиграем в игру «Ходят капельки по кругу».

7. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

- Я мама-Тучка, а вы ребятки, мои детки-капельки.
(Дети окружают маму-тучку, прыгают вокруг нее, водят хоровод).
-
 Мама, отпусти нас погулять на Землю.
-
 Хорошо, мои Капельки, я отпущу вас погулять на Землю. Обещайте мне, что будете вести себя хорошо, не баловаться. Прошу вас полить растения, умыть Землю и вернуться обратно домой – Капельками дождя, вам пора отправляться в путь.

Звучит музыка: «Вальс дождя»

(Дети разбегаются в разные стороны, танцуют, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя - пары ручейки.) Ручейков должно быть несколько. Затем, по команде воспитателя, ручейки соединяются вместе, и становятся одной большой рекой. Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан. (Дети делают широкий круг). Плавали – плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-Тучка наказывала им домой вернуться.
Появляется солнышко. Стали Капельки легкими,
 потянулись вверх.
(Присевшие дети, поднимаются,  кружатся по - одному и вытягивают руки вверх, возвращаются к тучке). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме – Тучке.

Тучка просит рассказать о том, что они сделали на Земле. Мама - Тучка выслушивает все ответы детей:
— Я полил леса, поля, луга.
— Я умыл землю.
— Я полил растения и цветы.
— Я полил деток, которые гуляли по улице.
— Я напоил животных.
— Я нечаянно попал в лужу…

- Ребята, как мы можем назвать путешествие Капельки по кругу? (Круговорот воды в природе).

- Молоды, садитесь, пожалуйста, на свои места.

III часть. Итог.

    Подводятся итоги занятия, беседа по вопросам:

- Что вы интересного узнали?

- Что понравилось больше всего?

- Что хотели бы рассказать?

    

       Обобщающая беседа о снеге с элементами ТРИЗ – технологии.

Цель: помочь детям систематизировать знания о трёх состояниях воды.

Задачи:

- учить способам распознающего наблюдения;

- закрепить знания о свойствах твердых, жидких и газообразных веществ, используя метод маленьких человечков;

- развивать у детей творческое воображение;

- развивать речь.

Материалы и оборудование: баночка со снегом, схема «Маленькие человечки, изображающие агрегатное состояние воды», рисунок – снежинки.

Ход беседы.

1.Отгадывание загадки о воде.

Её льют, её пьют, её берегут. (Вода)

2.Беседа с детьми о снеге.

- Ребята, сегодня мы побеседуем о том, в каких состояниях встречается вода в природе (воспитатель достает баночку со снегом).

- Посмотрите и скажите, что находится у меня в баночке? (Снег).

- Как можно красиво сказать о снеге? (Белый, пушистый, искристый).

- Какой снег бывает в морозную погоду?  (Сухой, из него плохо лепить).

- А когда снег бывает мокрым? (В оттепель, из него хорошо делать снеговика, крепость).

- Как вы думаете, снег твердый или жидкий? (Твердый).

3.Отгадывание загадки о снежинках.

- Отгадайте новую загадку.

С неба звезды падают,

Лягут на поля,

Пусть под ними скроется

Чёрная земля.

Много – много звездочек

Тонких, как стекло!

Звездочки холодные,

А земле тепло!  (Снежинки)

4. Рассматривание иллюстрации «Снежинки».

- Давайте рассмотрим, какие бывают снежинки (вспомним). Каждая из них по  своему красива, но у всех есть шесть концов (граней), они очень похожи на звездочки. (Рассматривают рисунок).

5. Решение логической задачи.

Однажды девочка Леночка долго любовалась снежинками по дороге в детский сад. Она решила порадовать детей и воспитателей – поймала снежинки на рукавичку и принесла в группу. Но вместо снежинок на рукавичке остались капельки воды. Где же снежинки? (Ответы детей).

- Ребята, скажите, снежинка – это какое состояние воды? (Твердое).

- А сама вода какая? (Жидкая).

- В каком еще состоянии встречается вод в природе? (Газообразном).

6. Рассматривание схемы «Маленькие человечки».

- Ребята, давайте вспомним, с помощью кого мы изображаем твердые, жидкие и газообразные вещества? (С помощью маленьких человечков).

Выставляется схема «Маленькие человечки».

- Что обозначают человечки с зацепленными руками? (Твердые вещества).

- Что обозначают человечки, у которых руки на поясе? (Жидкие вещества).

- Что обозначают бегающие человечки? (Газообразные вещества).

7.Игра – имитация «Снег».

- Ребята, давайте и мы с вами сейчас с помощью маленьких человечков изобразим снег в банке.

- Посмотрите на наш снег в банке – он тоже тает, только гораздо медленнее, чем снежинки. А когда он весь растает, что же случится с нашими веселыми человечками? (Они расцепятся и опустят руки на пояс).

- Правильно, они превратятся в синих человечков, так как в баночке у нас будет вода.

- Давайте и мы с вами сейчас изобразим баночку со снегом. Сначала делаем круг – баночка из стекла твердая, внутри снег – твердый, крепко держимся за руки, но вот мы внесли баночку в группу. У нас тепло, снег тает, и в баночке остается вода.  (Дети разцепаются и кладут руки  на пояс). А давайте представим, что мы вынесли нашу баночку на мороз, на улицу. Что случится с водой? (Превратится в лед). (Дети снова зацепаются за руки).

- Ребята, скажите какой лед? Расскажите мне о нём. (Холодный, прозрачный и т.д.).

- А где ещё можно получить лед, если на улице тепло? (В холодильнике).

-А теперь давайте представим, что нашу баночку я поставила на огонь. Что станет со льдом в баночке? (Превратится в воду. Дети изображают жидких человечков).

- Вода нагревается- нагревается и  превращается во что? (В пар). (Дети изображают газообразных человечков. Бегают в разные стороны – одна рука поднята вверх, другая – опущена вниз).

8. Подведение итога.

- Ребята, вы очень хорошо отвечали на все вопросы! Молодцы! Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).

- На этом наша беседа окончена.

Дидактическая игра «Круговорот воды в природе».

Задачи:

  1. Обучающая: сформировать у детей представление о круговороте воды в природе, как важнейшем явлении природы.
  2. Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас; формировать знания об экологической целостности природы;
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к природе.

Описание изготовления пособия.  Распечатать крупные цветные картинки, вырезать их без каких – либо элементов, приклеить на картон.

Описание. Игра проводится как индивидуально, так и в подгруппе. Детям раздаются конверты, в которых находятся элементы схемы круговорота воды в природе. Дети должны самостоятельно воспроизвести изображение круговорота воды.

Дидактическая игра «Кому нужна вода».

Задачи: способствовать развитию представлений о воде; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду.

Описание изготовления пособия. Сделать круг с изображением воды, от него отходят стрелки, распечатываются цветные картинки с изображением живых и неживых объектов (например – стул, дерево).

Описание. На каждого ребенка раздается конверт с картинками, нужно выбрать нужную и прикрепить к стрелке. Объяснить почему.

Заключение.

Экологические знания раскрывают зависимости, существующие в природе, и этим способствуют формированию осознанного отношения к природным объектам. Формирование у детей знаний о природе и любви к ней возможно при взаимодействии трех компонентов: использования эмоционального фактора, сообщения и закрепления знаний о природе и организации полезной деятельности.

Заявленная тема полностью соответствовала содержанию разработанного материала. В ходе занятия, беседы и игр дети  получили представление о круговороте воды в природе и превращениях воды (переходе из одного состояния в другое), как важнейших явлениях природы. Дети учатся рассуждать, логично излагать свои мысли, беречь воду – как источник жизни на Земле.

Список использованных источников.

1. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Ярославль, 2002.

2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.

3. Смирнова В.В. Тропинка в природу: Экологическое образование в детском саду. – СПб., 2003.

4. Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей. – М.: Прометей, 2003.

5. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе: Методические рекомендации. М., 2002.