СТАТЬЯ "БИБЛИОТЕКА"
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Арефьева Ирина Валентиновна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья52 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 72»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ





Сотрудничество библиотеки и детского сада






подготовила: воспитатель I категории

 Арефьева  И.В.                                    

2018г

"Книга нужна ребенку не вместо взрослого, а вместе со взрослым"

Детский поэт, учитель и психолог Вадим Левин

В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст - время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. (Слайд3)

Сотрудничество библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению.

Чтобы посещение библиотеки не стало для ребят скучной «обязаловкой», знакомство с ней должно проходить в форме интересных экскурсий и презентаций(слайд 4).

В начале учебного года для эффективного решения задачи приобщения дошкольников к чтению (восприятию) книг был заключен договор о взаимодействии ДОУ с  филиалом библиотеки № 4, руководством библиотеки был составлен  план работы с дошкольниками из детского сада

На основе выработанной программы  заключили  договор, в котором прописано творческое сотрудничество библиотеки и детского сада на ближайший год и включены разнообразные формы работы. Сотрудничество библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению.

Целью данного взаимодействия является освоение детьми базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством совместной деятельности с педагогами и родителями в пространстве детской библиотеки.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

• развитие у детей познавательного интереса к объектам и явлениям окружающей действительности, формирование целостной картины мира;

• формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;

• развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса, расширение кругозора детей;

• формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства с культурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств;

• повышение педагогической компетентности родителей.

Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Чтобы приучить детей к чтению, бережному отношению к книгам с малых лет, важно подбирать качественную литературу. Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.

В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения.

Сегодня в обществе чтение перестает быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему.

Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем оригинальнее, глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке "талант читателя" целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.

Наши дети, посещая библиотеку, познакомились с абонементным и читальным залом, с новинками в мире книг, с профессиональными действиями работников и правилами поведения в библиотеке. В читальном зале дети не только знакомятся с книгами и их героями, но и читают любимые стихотворения, смотрят мультфильмы по мотивам знакомых произведений, активно участвуют в викторинах: «Знаток русских народных сказок», «Сказки Братьев Гримм», «По сказкам Г. Х. Андерсена». К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне мы вместе с библиотекой подготовили и провели цикл мероприятий: мультлекторий «Животные на войне», выставка детских работ «День Победы глазами детей», конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава», создание музейной экспозиции «Помнить, чтоб жизнь продолжалась», праздник «Дню Победы посвящается». Эти мероприятия вызвали эмоциональный отклик у всех детей.

Знакомство с устройством и работой библиотеки вызвало у детей желание записаться в нее. Наши воспитанники являются активными слушателями и читателями абонемента и читального зала (слайды №5,6,7,8,9,10,11)

 

В детском саду действует передвижная библиотека, когда сотрудники библиотеки один раз в месяц приносят нам в детский сад книги для чтения, а мы в свою очередь возвращаем в библиотеку те, которые уже прочитали, рассмотрели.

Особое внимание отводили консультациям и круглым столам. Проводили совместные конкурсы «Папа, мама и я – читающая семья», посвященные прочитанным книгам и творчеству писателей.

Родители отмечают, что у детей значительно повысился интерес к книгам

Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки.

          Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, им интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась, её творческий путь (слайды №12, 13, 14).    

        

 Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце(слайд №15).

Многие родители поддержали наше начинание и приняли участие в акциях, более того, они решили подарить детям группы интересные увлекательные книги. Так появилась групповая библиотека. Дети стали чаще обращаться к книгам, рассматривать иллюстрации, интересоваться сюжетами произведений и обсуждать их.

Традиционным является оформление уголков чтения в группах детского сада. В них представлена литература, соответствующая возрасту детей.

Это стало предпосылкой для проведения акций «Книги - верные друзья, нам без них никак нельзя», «Моя любимая книга», «Почитаем перед сном». «День Космонавтики» (слайд № 16,17).

Дети с большим желанием играют в сюжетно - ролевую игру «Библиотека».

Без книг прожить никак нельзя

Любому человеку,

Мы приглашаем Вас друзья,

Зайти в библиотеку!

Задачи, которой: познакомить детей с библиотечной терминологией, с правилами поведения в библиотеке; формировать понимание значимости книги в жизни; развивать самостоятельность, коммуникативные навыки и творческие способности; умение анализировать и сравнивать; воспитывать интерес и бережное отношение к книге.

Дети выступают инициаторами игры, договариваются о ролях, меняются ими, постоянно развивают и обогащают сюжет. Каждому хочется взять на себя роль библиотекаря и выдавать «читателям» книги. Игра ли это, сложно сказать, потому что все в ней по-настоящему: настоящие книги, настоящие дети - читатели и даже настоящие библиотечные формуляры(слайды №18,19)

Так же у  нас в детском саду есть мини-музей книги. Где дети с удовольствием  его посещают. В нашем музее проходят тематические мероприятия посвященные авторам юбилярам, викторины, КВН(слайды № 20,21,22,23).

Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений

 (слайд № 24)

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дала ощутимые результаты: пополнился литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, считалками, скороговорками.

Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой можно ожидать высокое качество образования, его доступности, открытости и привлекательности для детей, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие в воспитании детей.