Опыты в средней группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Сердюкова Анна Григорьевна

Ознакомление дошкольников с природой, требует постоянного непосредственного общения с ней. Организация интересной, совместной деятельности способствуют установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми.Знания, полученные опытным путем, являются болеее осознанными и прочными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

1.Воздух повсюду

Задачи-обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

        Материалы, воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

        Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе. Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же.

Без него мы жить не можем.

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего нужен он? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

-Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего листа. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

-Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядит пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

2.Замерзшая вода

Задача: выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает состоит из воды.

Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Описание: перед детьми – миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому-то она жидкость. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить?(вода превратиться в лед). Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

-Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя) в холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (в комнате тепло) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

-«Играем с льдинками» - свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.

                        3.«Определяем температуру воды».
Задачи :Выявить с детьми способы изменения температуры воды. Способствовать расширению представлений о жизни природных объектов в водной стихии. Активизировать словарь детей ( гейзер, пар, температура, водоросли), развивать любознательность и мышление. Поддерживать интерес к миру природы.

Оборудование. Мячик, стаканчики пустые, с горячей и холодной водой, кусочки льда, иллюстрации рек, озёр, морей, гейзера.

Описание: Домовой Кузя предлагает детям поиграть в игру «Холодный, тёплый, горячий». Воспитатель: «Если я бросаю вам мяч и говорю «холодный мяч», вы должны назвать предмет, который всегда бывает холодным. На фразу «горячий мяч» надо назвать предметы, которые бывают горячими».

Кузя: «Ребята, а что может быть и холодным, и горячим, и тёплым? (ответы детей). Давайте сегодня поиграем с водой и узнаем, как вода изменяет свою температуру».

-Игровое задание «Определи температуру воды». Воспитатель: «Вода может иметь разную температуру и бывает горячей, тёплой и холодной. Как узнать, в каком стаканчике вода холодная, в каком горячая? (Нужно потрогать стаканчик или воду руками).Как получить тёплую воду? Давайте смешаем горячую и холодную воду. Какой стала вода? (Тёплой). А теперь в тёплую воду положим кубики льда. Как вы думаете, какой станет вода? Потрогайте воду руками. Почему вода стала холодной? (В воду добавили лёд, он холодный)».

-Рассматривание иллюстраций: «В реках, озёрах, морях вода разной температуры- тёплая и холодная. Некоторые животные, рыбы и растения живут только в тёплой воде, другие только в холодной. В природе есть места, где горячая вода выходит из-под земли. Их называют гейзерами. От них идёт пар. В гейзерах живут одни только водоросли».

Вывод. «Вода бывает тёплой, холодной и горячей. При переливании разной воды изменяется её температура».

                                      4. «Почему исчезает вода?»
Задачи:. Показать детям, как под воздействием тепла испаряется вода. Развивать умение сравнивать, анализировать. Поддерживать интерес к опытнической деятельности.

Оборудование. Два одинаковых стакана, блюдце, фломастер, вода.

Описание: 1этап. Домовой Кузя рассказывает детям стихотворение о воде.

Воспитатель: « Ребята, мы с вами познакомились с разными свойствами воды. Сегодня давайте узнаем, как может исчезать вода. Наполним два стакана водой до одинакового уровня, отметим фломастером, где заканчивается вода. Один стакан закроем блюдцем. Поставим оба стакана к батарее. Завтра посмотрим, сколько воды будет в стаканах».

2 этап. На следующий день рассмотреть с детьми стаканы с водой. Вопросы: « Какие изменения вы заметили? Одинаковое ли количество воды в стаканах? В каком стакане воды меньше? В каком больше?»

Объяснение: « В открытом стакане воды стало меньше, в закрытом стакане воды осталось столько же. В открытом стакане вода испаряется и превращается в частички пара. Вода уменьшается из- за тепла батареи».

Вывод. «Вода может испаряться, превращаясь в пар».

                                                5.«Что такое пар?»
Задачи: Формировать представления детей о таком состоянии воды как пар; показать, как образуется пар. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать простейшие выводы. Содействовать развитию интереса к миру природы.

Оборудование. Термос, стекло или зеркальце, мячик.

Описание: Домовой Кузя приходит к ребятам с мячиком и предлагает поиграть в игру «Что я знаю о воде?».

«Я бросаю вам мячик, а вы должны поймать мячик и сказать что-то интересное про воду» (Вода- прозрачная, но может менять цвет, без собственного запаха и вкуса, но может иметь вкус и запах растворимых в ней веществ, превращается в лёд, важна для жизни растений, принимает форму сосуда, в который её наливают и т.п.»

Воспитатель выставляет на стол термос: «Вода- волшебница, у неё есть ещё один секрет. Я принесла термос. Это такой предмет, который помогает воде оставаться всегда горячей. Давайте откроем термос. Что вы заметили? Из термоса выходит пар. На что похож пар? Почему он горячий? Пар- это такая же вода. Водяной пар прозрачный и бесцветный. Теперь поместим над паром зеркальце. Посмотрите, что образуется на зеркальце? Это капельки воды. Пар превращается в капельки и падает вниз.

Вывод. «Пар- это тоже вода».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов для средней группы

Картотека опытов для средней группы - включает в себя разделы: экспериментирова­ние с песком, глиной,экспериментирова­ние с водой, экспериментирова­ние с воздухом, наблюдение за жизнью растений, челов...

Конспект проведения опыта в средней группе «Свойства песка».

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунков из песка....

картотека опытов в средней группе

картотека опытов в средней группе...

"Опыты в средней группе".

Данная публикация поможет педагогам и родителям расширить представления об опытно -  экспериментальной деятельности средних дошкольников....

КАРТОТЕКА опытов для средней группы

ПОИСКОВО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕЖИВАЯ ПРИРОДАРАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ:РОСТ, ПОТРЕБНОСТИ, РАЗМНОЖЕНИЕ...

картотека опытов для средней группы

картотека опытов где собраны опыты с водой,песком, глиной,землей. А так же игрысо звуками, со светом, тенями, с камешками,льдом и водой, воздухом...

картотека опытов для средней группы

В помощь молодому воспитателю детского сада  в работе по экспериментированию...