"Нет ничего краше, чем Родина наша" - описание проекта
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тарасенко  Виктория  Александровна

«Самое действенное воспитание патриотизма, гражданственности основано на героических примерах. Героика непременно должна присутствовать в жизни и воспитании ребенка. Вера в идеалы – один из главных корней духовной стойкости, мужества, любви к своей Родине. Любовь к своей стране начинается с желания сделать окружающий мир, то место, где ты родился и живешь краше; с формирования чувства ответственности за все, что происходит. Надо помнить, что  воспитание – это тонкая работа ума и сердца»

                                          В.В.Сухомлинский  « Письмо к сыну»

 

История возникновения проекта

            В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании уже в  дошкольном возрасте стал особо актуален. Хотя, на наш взгляд, этот вопрос был актуален всегда, так как воспитание человека начинается с малых лет.   Этот год стал особенным для нашей страны в связи с 70 – летием  победы в ВОВ.  Так у нас возникла идея о создании проекта  по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе. Мы очень долго рассуждали о названии это проекта, так как по времени он занимал три месяца – с начала февраля по   апрель включительно. Из-за сроков и большого объема информации мы разделили его на две части. Совместно родителями было принято решение   назвать проект «Моя Родина – Россия».   

Все мы знаем об особенностях проявления нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста – скоротечности и ситуативности. Но  несколько раз убеждались на личном опыте, что ничего не проходит даром. То, что ребенка взволновало не угаснет, хотя и на эти чувства и эмоции накладываются другие впечатления. Постоянно развивая это чувство (от первого впечатления) сопереживания, у ребенка появляется интерес к познанию своей страны – истории, природы, людей и даже животных, которые работают, трудятся во благо своей Родины (иногда и не осознавая этого), тем самым приумножая  богатства и защищая ее.  А развитие интереса к труду людей многих профессий нашей Родины есть задача воспитания желания сделать что-то для других. А это ли не есть воспитание любви и патриотизма к своей Отчизне. Мы считаем крайне необходимым формирование и развитие желания добросовестно относиться к любой деятельности, добиваться поставленной цели, воспитание бережного отношения к природе родного края, всей России, к людям, создающим нашу страну. Ведь детство – это особенный этап, с него начинается длительный процесс познания и саморазвития «умом и сердцем» (из высказываний о воспитании В.В. Сухомлинского).   А воспитание опыта сопереживания и сочувствия - это понимание мысли и чувств другого человека (и не только), переживания того, что чувствует и воспринимает он. На различных    нравственных идеалах мы развиваем способность к сопереживанию и переживанию вообще. Восхищение просторами нашей огромной страны, ее красотой и богатством, возникает тогда, когда мы каждый день развиваем способность замечать красоту вокруг себя и беречь, защищать ее. Ведь для каждого из нас образ  России свой, «но все-таки для всех она одна» (из песни «Своя Россия»).

Красота родного края подобна чуду

И она живет повсюду:

Рядом с нами, вдалеке,

В каждом маленьком цветке,

И в березе во дворе;

И в улыбке, и в привете,

И в закате, и в рассвете,

И в глазах родной нам мамы –

Доброй и любимой самой.

                                                                                    М. Скребцова

 

Итак, мы вместе с родителями и детьми нашей группы решили начать  совместный проект, посвященный родной стране.

 

Цель:  приобщить детей к прошлому и настоящему своей культуры; приобщение родителей к работе по воспитанию у детей нравственных чувств к животному миру, к своей Родине, при необходимости умения защитить свою Отчизну.

 

Задачи:

 

1. Создать  развивающую среду, позволяющую осуществлять наши различные идеи, знакомить детей с родной страной;  Способствовать созданию  в группе атмосферы увлеченности, эмоционального воздействия, саморазвития, сотворчества воспитателя и детей,  родителей и ребенка;

2.  Познакомить  детей с понятием  служебные  собаки; Расширять   представления о том, что собаки – это помощники и верные друзья человека, которые тоже  имеют разные профессии;

3. Знакомить детей с историей России  и  с тем какую лепту внесли в нее собаки;Познакомить детей с собаками - защитниками Родины в ВОВ;

4.  Формировать  чувство собственного достоинства, верности, гордости за свою Родину и народ;

5.  Продолжать развивать   способность удивляться при соприкосновении с Природой, воспринимать красоту и разнообразие России;

 6.   Воспитывать любовь, доброе, бережное отношение к Родине, к родным краям, дому, природе, окружающему миру, людям; Воспитывать такие качества как сочувствие, уважение друг к другу, сопереживание

7. Формировать представление о России, как родной стране; Знакомить с понятиями Родина, Отчизна; Дать представление о том, что Родина начинается с дома и  двора, что  каждый в ответе за то место, в котором он живет;

8. Познакомить детей с картой, с государственными (флаг, герб) и национальными символами  России ( наши столицы – Москва, Санкт-Петербург, стили искусства – хохлома,  предметы обихода – русская печка и самовар, игрушки – матрешка и ванька-встанька, музыкальные инструменты – гусли и балалайка, растения и животные – березка, ромашка, клюква, бурый медведь и амурский тигр, сказочные и былинные существа и герои -  жар-птица, чебурашка, Иван-царевич и русские богатыри Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, национальные герои России – Юрий Гагарин, символы военной мощи – царь пушка, царь колокол);

9.  Познакомить детей с красотой русской березки, как символа  нашей Родины через поэзию, творчество русских художников, фотографии и музыку;                                   

10. Познакомить с представлениями о  России в деятельности людей разных профессий (как видят нашу страну в песнях, живописи и стихах);

11. Формировать у детей такие качества как сердечность, бережность, добролюбие, смелость, храбрость, дружелюбие и сотрудничество;

12. Расширять представления о защитниках  Родины – богатырях;

13. Развитие познавательного интереса и творческой активности;14. Обогащать речь детей, развивать внимание, способность рассуждать и делать выводы;

15. Развивать интерес к самовыражению и  вовлечь родителей в совместную работу с ребенком.

Тип проекта:  информационный, развивающий, познавательный, творческий

Участники проекта: дети средней группы №1 «Колокольчик», родители, воспитатели

Продолжительность проекта: долгосрочный

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

 «ДЕТСКИЙ САД №356 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Проект

«Моя Родина – Россия»

материалы предоставлены

Тарасенко Викторией Александровной

воспитателем детского сада № 356

возраст детей 5-6 лет

продолжительность проекта 3 месяца

«Нельзя пробудить чувство родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины»

                                                                   В.В. Сухомлинский

«Самое действенное воспитание патриотизма, гражданственности основано на героических примерах. Героика непременно должна присутствовать в жизни и воспитании ребенка. Вера в идеалы – один из главных корней духовной стойкости, мужества, любви к своей Родине. Любовь к своей стране начинается с желания сделать окружающий мир, то место, где ты родился и живешь краше; с формирования чувства ответственности за все, что происходит. Надо помнить, что  воспитание – это тонкая работа ума и сердца»

                                          В.В.Сухомлинский  « Письмо к сыну»

История возникновения проекта

           В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании уже в  дошкольном возрасте стал особо актуален. Хотя, на наш взгляд, этот вопрос был актуален всегда, так как воспитание человека начинается с малых лет.   Этот год стал особенным для нашей страны в связи с 70 – летием  победы в ВОВ.  Так у нас возникла идея о создании проекта  по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе. Мы очень долго рассуждали о названии это проекта, так как по времени он занимал три месяца – с начала февраля по   апрель включительно. Из-за сроков и большого объема информации мы разделили его на две части. Совместно родителями было принято решение   назвать проект «Моя Родина – Россия».  

Все мы знаем об особенностях проявления нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста – скоротечности и ситуативности. Но  несколько раз убеждались на личном опыте, что ничего не проходит даром. То, что ребенка взволновало не угаснет, хотя и на эти чувства и эмоции накладываются другие впечатления. Постоянно развивая это чувство (от первого впечатления) сопереживания, у ребенка появляется интерес к познанию своей страны – истории, природы, людей и даже животных, которые работают, трудятся во благо своей Родины (иногда и не осознавая этого), тем самым приумножая  богатства и защищая ее.  А развитие интереса к труду людей многих профессий нашей Родины есть задача воспитания желания сделать что-то для других. А это ли не есть воспитание любви и патриотизма к своей Отчизне. Мы считаем крайне необходимым формирование и развитие желания добросовестно относиться к любой деятельности, добиваться поставленной цели, воспитание бережного отношения к природе родного края, всей России, к людям, создающим нашу страну. Ведь детство – это особенный этап, с него начинается длительный процесс познания и саморазвития «умом и сердцем» (из высказываний о воспитании В.В. Сухомлинского).   А воспитание опыта сопереживания и сочувствия - это понимание мысли и чувств другого человека (и не только), переживания того, что чувствует и воспринимает он. На различных    нравственных идеалах мы развиваем способность к сопереживанию и переживанию вообще. Восхищение просторами нашей огромной страны, ее красотой и богатством, возникает тогда, когда мы каждый день развиваем способность замечать красоту вокруг себя и беречь, защищать ее. Ведь для каждого из нас образ  России свой, «но все-таки для всех она одна» (из песни «Своя Россия»).

Красота родного края подобна чуду

И она живет повсюду:

Рядом с нами, вдалеке,

В каждом маленьком цветке,

И в березе во дворе;

И в улыбке, и в привете,

И в закате, и в рассвете,

И в глазах родной нам мамы –

Доброй и любимой самой.

                                                                                    М. Скребцова

Итак, мы вместе с родителями и детьми нашей группы решили начать  совместный проект, посвященный родной стране.

Цель:  приобщить детей к прошлому и настоящему своей культуры; приобщение родителей к работе по воспитанию у детей нравственных чувств к животному миру, к своей Родине, при необходимости умения защитить свою Отчизну.

Задачи:

1. Создать  развивающую среду, позволяющую осуществлять наши различные идеи, знакомить детей с родной страной;  Способствовать созданию  в группе атмосферы увлеченности, эмоционального воздействия, саморазвития, сотворчества воспитателя и детей,  родителей и ребенка;

2.  Познакомить  детей с понятием  служебные  собаки; Расширять   представления о том, что собаки – это помощники и верные друзья человека, которые тоже  имеют разные профессии;

3. Знакомить детей с историей России  и  с тем какую лепту внесли в нее собаки;Познакомить детей с собаками - защитниками Родины в ВОВ;

4.  Формировать  чувство собственного достоинства, верности, гордости за свою Родину и народ;

5.  Продолжать развивать   способность удивляться при соприкосновении с Природой, воспринимать красоту и разнообразие России;          6.   Воспитывать любовь, доброе, бережное отношение к Родине, к родным краям, дому, природе, окружающему миру, людям; Воспитывать такие качества как сочувствие, уважение друг к другу, сопереживание

7. Формировать представление о России, как родной стране; Знакомить с понятиями Родина, Отчизна; Дать представление о том, что Родина начинается с дома и  двора, что  каждый в ответе за то место, в котором он живет;

8. Познакомить детей с картой, с государственными (флаг, герб) и национальными символами  России ( наши столицы – Москва, Санкт-Петербург, стили искусства – хохлома,  предметы обихода – русская печка и самовар, игрушки – матрешка и ванька-встанька, музыкальные инструменты – гусли и балалайка, растения и животные – березка, ромашка, клюква, бурый медведь и амурский тигр, сказочные и былинные существа и герои -  жар-птица, чебурашка, Иван-царевич и русские богатыри Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, национальные герои России – Юрий Гагарин, символы военной мощи – царь пушка, царь колокол);

9.  Познакомить детей с красотой русской березки, как символа  нашей Родины через поэзию, творчество русских художников, фотографии и музыку;                                    

10. Познакомить с представлениями о  России в деятельности людей разных профессий (как видят нашу страну в песнях, живописи и стихах);

11. Формировать у детей такие качества как сердечность, бережность, добролюбие, смелость, храбрость, дружелюбие и сотрудничество;

12. Расширять представления о защитниках  Родины – богатырях;

13. Развитие познавательного интереса и творческой активности;14. Обогащать речь детей, развивать внимание, способность рассуждать и делать выводы;

15. Развивать интерес к самовыражению и  вовлечь родителей в совместную работу с ребенком.

Тип проекта:  информационный, развивающий, познавательный, творческий

Участники проекта: дети средней группы №1 «Колокольчик», родители, воспитатели

Продолжительность проекта: долгосрочный

          Этап реализации проекта

     Задача  воспитателя -  помочь детям и  родителям в осуществлении проекта и создать для этого условия. Такие условия нами и были созданы.  С огромной радостью , интересом откликнулись не только  родители, но и дети. Каждый ребенок в  группе хотел что-то сам сделать для организации уголка «Моя Родина». Дети упрашивали родителей приобрести  книги, сделать фотографии своих любимцев, приносили мягкие игрушки,  журналы с наклейками     и украшали ими на свое усмотрение уголок, посвященный именно  нашим друзьям – собакам. Вместе с детьми мы создавали домик для четвероногих  друзей из коробки, искали камни, веточки, похожие по форме на голову собаки, подбирали иллюстрации. Нами был также создан уголок народных промыслов, материал для которого собирался в течении всего времени работы в  детском саду. Таким образом, совместными усилиями было организовано два уголка: «Моя Родина» и Собаки- помощники и друзья».

       

 

Содержание деятельности

 

Направление

деятельности

   Содержание деятельности

           (формы работы)

Сроки

Информационно-

методическое

обеспечение  

1.Изучение методической литературы;

2.Подбор художественной литературы (стихи, рассказы);

Подбор песен о Родине, России, единстве, дружбе, о родных просторах, бережном отношении к животным, птицам, цветам, людям  нашей страны;

Подбор иллюстративного материала (картины, фотографии, народные промыслы, игрушки);

3.Подбор познавательной

Литературы для детей (энциклопедии: «Наша Родина – Россия», «Беседы о русском  лесе», «Под сенью зеленых крон» -  о деревьях родного края; «О любви к Родине», «Русская история для дошкольников», «Герои России», «Народные промыслы и игрушки» и др.)                            

4.Создание в группе уголков и библиотеки по данному проекту.

Конец января- начало февраля

  Работа с детьми

  1. Беседы  о родной стране – России;
  2. Рассматривание энциклопедий (как в совместной, так и самостоятельной деятельности);
  3. Знакомство детей с государственными символами России – их значение для страны, толкование;
  4. Чтение  и рассказывание стихов   «Флаг России» Владимира Степанова и И. Агеевой (дети выбирают сами стихотворение, которое им больше  понравилось) с последующим обсуждением и  рисованием;
  5.  Чтение стихов  о Родине, Земле М. Скребцовой, В. Степанова, М. Исаковского, В. Орлова и обсуждение;
  6. Знакомство детей с глобусом, рассматривание на нем разных материков,  стран и нахождении своей , через лупу и фотографиями земли из космоса;
  7. Знакомство  с картой России;
  8. Просмотр советских мультфильмов, в которых главные герои обладают храбростью, смелостью, отвагой, защищают слабых, приходят на выручку друг другу, проявляют добролюбие, защищают тех, кого они любят, Родину: «Мальчик с уздечкой», «Крепыш», «Пожарные собаки», «Дед Мазай и зайцы», «Приключения пингвиненка  Лоло», «Тигренок на подсолнухе», «Грибной дождик», «Храбрый олененок»,  «Большой Ух», «Сармико», «Верните Рекса», «Рекс-пожарник»;  мультфильм  «Служебные собаки. Истории Фиксиков» и детский фильм «Как мы искали Тишку»;
  9. Беседы о таких качествах героев, защитников, как смелость, отвага, воля к победе, мужество, храбрость, преодоление страха, любовь  к родным местам;
  10. Работа над пониманием смысла  пословиц о  Родине: - Дружба – великая сила,;

- Не бросай друга в несчастье;

- Кто за Родину горой, тот истинный герой;

   -Нет в мире краше Родины нашей;

- Дома и стены помогают;

-Береги землю любимую как мать родимую;

     11. Чтение былин в перессказе и рассматривание картин и иллюстраций Афанасьева «Битва богатырей за Землю Русскую», «Добрыня и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей»;

    12.  Рассматривание  и знакомство  с национальными символами России (береза, ромашка, бурый медведь,  амурский тигр, матрешка, ванька-встанька, хохлома, гусли, балалайка, царь-пушка и царь-колокол и др);

     13. Знакомство  детей с красотой русской березки через поэзию Л. Коваленко «За окном березки», С. Есенина «Белая береза», А. Кулагиной «Березка осенью», И. Агеевой « Белоствольная березка символ Родины моей», музыку, картины русских художников  И. Шишкина «Березовая роща»,  «Ручей в березовом лесу», А. Куинджи «Березовая роща», И. Грабарь «Иней», Ю. Панцырев «Летний день в березовой роще»,  «Березовый лес в сентябре», А. Рылов «В лесу» и др., фотографии и личные наблюдения на прогулке;

       14. Конструирование из бумаги «Сердце», «Собака»;

       15.   Изображение русской березки в разные времена года по выбору детей;

       16. Рисование  на тему «Профессии  собак» -  пастушья, сторожевая и пожарная;

      17. Сюжетно-ролевые игры «Собачки в цирке», «Собаки на службе», «Собаки на пожаре»;

      18. Чтение  поэмы для детей «Сосновая застава» Торопкина Павла и стихотворения А. Барто «Лесная застава» и беседа о собаках пограничниках с рассматриванием иллюстраций;

       19. Знакомство детей с профессией кинолога и пограничника;

       20. НОД Тема: Собака – друг и помощник человека

      Расширение представлений о домашних животных, о истории их приручения с рассматриванием иллюстраций; Знакомство с предками собаки;

  Беседа с детьми о  качествах и умениях человека для общения    с  собакой;

 Беседа о значении собаки в жизни человека;

 Знакомство с профессиями собак с рассматриванием иллюстраций и просмотром мультфильма «Служебные собаки. Фиксики истории»;

Знакомство детей с  эмоциями собак  с помощью  иллюстраций;

  21  Экскурсия на станцию МЧС – Спас-001;

  22.  Знакомство детей с  профессией пожарной собаки, просмотр аудио мультфильма по  рассказу Л. Толстого, беседа и пересказывание с использованием опорных схем;

   23. Слушание песен о собаках, о родине, о России, о  единстве : «Собака бывает кусачей», «Это знает всякий», «Пропала собака»,  «Ты живи моя Россия», «Мы вместе», (песни Антонова для детей: «Не рвите цветы», «Родные места», «Пусть вечным будет Мир», «Две волшебные  Буквы. Мы»),  «Не поется птицам без гнезда», «У моей России длинные косички», «Лети туда, где солнца свет», «Радость», «Вместе весело шагать», «Я, ты, он, она»(С. Ротару), «Песня о Родине» Валентины Рябковой, «Все что сердцу дорого», «Вместе вся Россия», «Мы дети твои Россия», «Нам Мир завещано беречь», «Раненая птица. Просьба», «Солнечный круг», «Спасем наш Мир», «У каждого из нас своя Россия», «Служить  России» (в исполнении хор мальчиков), « От героев былых времен», «Мы армия народа»;

     24. Создание  тематической выставки «Профессии собак» (рисование, лепка), «Моя Родина», «Флаг России», «Русская березка в разные времена года», «Собачье сердце», «Наши друзья собаки», портреты собак из камня;

      25. Расписывание на камне и конструирование с помощью пластилина  «Портреты собак»;

      26. Изготовление медалей из соленого теста и  раскрашивание;

      27. Сюжетно-ролевые игры «Ярмарка», «В русской горнице хозяюшка».

      28     Слушание народной музыки из цикла «Хоровод» и узнавание музыкальных инструментов на слух.

     29.  Беседы  о ВОВ с иллюстрациями ;

   30 . Беседа и рассуждение на тему кого можно назвать защитником Родины (с рассматриванием илллюстраций «Профессии» и «Хорошо», «Плохо»; Д/и  «Светофор».

Согласно плану работы, в течении всех трех месяцев (февраль- апрель)

Работа

с родителями

  1. Оснащение необходимыми материалами;
  2.  Участие  в изготовлении  рисунков и составлении рассказов о профессиях собак (Любая на выбор  родителей и ребенка);
  3.  Помощь  в организации экскурсии  в СПАС-001;
  4. Анкетирование родителей о желании принять участие в проекте и поездке на станцию  СПАС-001;
  5.  Составление рассказов с презентацией совместно с ребенком о собаках, участницах ВОВ по выбору родителей  с последующим выступлением на открытом  тематическом мероприятии «Собаки войны»

Февраль, март, апрель

                                                         Презентация проекта

Задача этого этапа – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, показать  и  осмыслить результаты своей деятельности. Презентация проекта проходила в виде выставок  работ, сделанных совместно с родителями и воспитателями и открытых мероприятий, на которых дети и  особенно родители (по признаниям которых) узнавали много нового  о истории своей страны . Родители были  рады поучаствовать в этом проекте и  рекомендовали его продолжить. В презентации  тематического мероприятия, посвященного собакам войны  бла родителями был снят фильм, который  был просмотрен вместе с детьми в последующие дни. Дети  были рады взглянуть на себя со стороны и охотно  делились впечатлениями друг с другом, рассказывали о том, что узнали, что  было им интересно, пели  песни так полюбившиеся им за время проведения данного проекта.

     Результаты проекта «Моя Родина – Россия»

В результате реализации данного проекта мы добились следующих результатов:

  • ребята нашей группы стали  сплочённее, дружнее, рады всегда оказать друг другу помощь, прийти на выручку;
  •  в самостоятельных играх стали чаще объединяться в группы, делая все вместе;
  •  ребята много интересного узнали о истории собаки, значении в жизни человека, им стали интересны такие понятия как  сочувствие, ответственность, отзывчивость, сердечность, которые  они стараются применять в своей речи, задавая много  вопросов об этих качествах;
  •  ребята стали более внимательными друг к другу, наблюдательными; в- пятых, детей очень впечатлило то, что у собак, так же как и у  человека есть много профессий. Но больше всего им запало в душу то, что собаки тоже получают медали, утверждая «Мы также  защищаем Родину!»;
  •   ребята стали наблюдательнее к родной природе, ответственнее за жизнь растений и животных, стали очень  любить рассматривать картины и беседовать друг с другом по их содержанию. А главное, они  поняли, что Родина начинается  с их дома, друзей, с любимых мест. Родина – это то, что находится в нашем сердце. Поэтому, мы считаем, что  основная цель проекта  нами достигнута.  Данный проект вызвал большой интерес среди детей и родителей, у них появилось желание узнавать новое и реализовывать это в самостоятельной деятельности.   По просьбе родителей и  устойчивому желанию детей и конечно нас, воспитателей, мы решили продолжить   проектную деятельность и  увлеклись  новыми идеями, которые в скором времени надеемся реализовать.
  •  

            Библиографический список

  1.  Маханова  М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание. / Дошкольное воспитание. Методика дошкольного учреждения. – Образовательный портал «Слово»;
  2. Литовченко Г. Верные спутники войны. // Свирель, 2005 , №5 – С. 8-11
  3. Собака- солдат // Юный натуралист 1977, №6 –С. 33-36;
  4. Корабельников В.А. Легенды и были о собаках. Первые прирученные человеком. М.: Просвещение 1993 – 225с. Ил.;
  5.  Нравственно-патриотическое воспитание. / Пед. Опыт. Консультация. // Сивкова Н.  detsad klub. Ru;
  6. Кинолог. Описание профессии. Военные собаки – гордость армии / Мое образование  - animal.ru