Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие Капитошки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Афлеева Кадрия Расыховна

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие Капитошки" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_kapitoshki.docx128.29 КБ

Предварительный просмотр:

     

Конспект по познавательному развитию

для средней группы

«Путешествие капельки Капитошки»

с использованием

познавательно-исследовательской

деятельности.

Тема: «Путешествие капельки Капитошки».

Задачи:

Обучающие:

ознакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; обобщить  знания детей о воде: состояниях и свойствах воды с помощью опытов, ее значении в жизни растений, животных и человека; формировать представление детей о том, что воду надо беречь.

развивающие:

развивать любознательность, мышление и речь детей;

воспитывающие:

воспитывать бережное отношение к воде, стремление к новым открытиям.

Материал: стаканчики с чистой водой для каждого ребенка, бутылочка с грязной водой, стаканы с водой и молоком, презентация, маски для подвижной игры (капельки), игрушка – Капитошка, воронки разной величины, большие тазики с водой с мусором и игрушками(рыбки, лягушки),    сочки каждому ребенку.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

В.: Ребята, недавно мы с вами прочитали сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Про кого эта сказка?

Д.: Про сестрицу Аленушку и братца Иванушку.

В.: Что случилось с Иванушкой?

Д.: Он пил водицу из копытца и превратился в козленочка.

В.: Ребята, скажите,  пожалуйста, можно ли пить из копытца? Почему нельзя?

Д.: Воду из копытца пить нельзя, потому что она грязная.

В.:А воду из крана можно пить? А какую воду можно пить?

Д.: Из крана воду пить нельзя. Можно пить только чистую, очищенную и кипяченую воду.

Опыт «Очистка воды».

В.: Правильно. Ребята, я сегодня принесла вам воду из копытца. Может кто-то хочет пить воду? (Нет, вода грязная). Давайте мы с вами очистим эту бутылку с водой. Для этого каждый берет воронку, положите туда с диск, марлю (сложим их слоями), пропускаем воду через этот фильтр (дети вместе с воспитателем очищают воду).

В.: Теперь – то можно воду пить?

Д.: Да, вода чистая.

Воспитатель предлагает детям по стаканчику воды  в прозрачной посуде.

Опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха»

 https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/30/s_5865e6c26b58c/img_s517044_0_32.jpg

Опыт 1.  «Вода не имеет цвета».

Материал: стакан кипяченой водой, стакан молока, две чайные ложки.

Ход эксперимента:  

Какого цвета вода? Положите в стакан  с кипяченой водой чайную ложку. Вода прозрачная, сквозь нее видна чайная ложка, дно и стенки стакана. Затем положите чайную ложку в стакан молока. Молоко белое и чайная  ложка не видна.

Вывод: вода не имеет цвета, вода прозрачная.

Мы в стакан воды налили,

Опыт  провели удачный!

Мы с тобой установили –

Чистая вода – прозрачна!

Опыт 2. «Вода не имеет запаха».

Материал: кипяченая вода, лимон.

Ход экспериментирования: Чем пахнет вода? Предложить детям понюхать кипяченую воду, затем лимон (закрытыми глазами).

Вывод: вода не имеет запаха.

Есть ли запах у воды? Нет.

А какой у воды цвет?

Красный или голубой?

Синий или золотой?

Кто даст правильный ответ?

У воды и цвета нет!

Тем вода приметна,

Что совсем бесцветна!

Опыт 3. «У воды нет вкуса».

Материал: стаканы,  воды, соль, сахар, лимон.

Ход экспериментирования:

Какого вкуса вода? Предложить детям попробовать воду на вкус. Потом предложить попробовать кусочки лимона, соль и сахар. Сахар – сладкий, соль – соленый, а лимон кислый. Вода без вкуса.

Вывод: вода не имеет вкуса.

В.: У воды нет запаха. Какой вкус воды? (нет вкуса). Скажите, пожалуйста, какого цвета вода? (ответы детей: бесцветная, прозрачная). А какого цвета молоко? (белое)

Значит, вода прозрачная, у воды нет вкуса и запаха (обозначить свойства воды схемами – картинками).

Чтобы вода стала чистой и безопасной для нас, воду специально очищают, фильтруют на очистительной станции, потом она поступает к нам в дом. У нас каждого дома из крана течет чистая, очищенная вода.

В.: Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Ребята, к нам в гости пришла Капитошка, давайте поздороваемся (дети здороваются). Капитошка приготовила вам загадку:

Мною можно умываться.

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда.

Ну, конечно, я…(вода).

В.: Капитошка хочет спросить, знаете ли вы о том, где можно встретить воду? Где живет вода?

Д.: Вода есть в луже, в море, в океане, в дожде, в кране…

(В.: Для чего нужна вода людям?

Д.: Люди умываются, варят еду, пьют воду, моют посуду, стирают белье, поливают растения и т.д.)

Показ презентации «Водоемы».

В.: Да, ребята, но водоемы бывают и чистые, и грязные. Что же делать, если водоем грязный? (ответы детей).

Игра «Очищаем водоем».

Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и увидели, что водоем грязный. Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. У нас на столах маленькие водоемы (тазики с водой. Это – водоемы(с мусором, с рыбками, лягушками, лотосами). Давайте  мы с вами очистим наши водоемы от мусора. Мы – санитары водоемов! Но вы должны быть внимательными, потому что в водоемах есть кроме мусора и рыбки, и лягушки, и цветы. Мы должны ловить сочками только мусор (дети ловят мусор из тазиков).

В.: Молодцы, дети, наши водоемы очищены. Вы уже знаете, что загрязнять  водоем нельзя. Почему нельзя загрязнять водоем? (потому что гибнут рыбы, лягушка, растения – живые организмы, нельзя купаться) А если водоем чистый? А в чистом водоеме живут рыбы, лягушки,  растения, можно купаться и просто любоваться красотой природы).

В.: Ребята, Капитошка хочет с вами поиграть и  вас превращает в  капельки.

1,2,3 – станем капельками мы!

Игра «Ходят капельки по кругу».

В.: Молодцы, ребята. Вы очень порадовали Капитошку. Ему грустно с вами расставаться, но его ждут сестрички – капельки, пора прощаться (дети прощаются).

В.: Мы путешествовали с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называется – круговорот воды. Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на землю.

Подумайте и скажите: надо ли беречь воду? Почему?

Проведем опыт (тонкая и толстая струя воды через разные воронки, бутылки с разной шириной горловины).

В.: Из какой воронки быстрее вытекает вода?

Д.: Толстой струей наберем больше воды.

В.: Поэтому, ребята, воду включаем маленькой тонкой струей. Наш город большой и чистой воды нужно много. А, представьте, что вы забыли закрыть кран. Из – за такого пустяка может «исчезнуть» целая река. Надо беречь воду, не оставлять открытым кран. Капитошка оставляла вам вот такие рисунки. Как вы думаете, что  означает этот рисунок? (таблички «Береги воду» с краном, включенным и краном выключенным).

Воспитатель раздает рисунки и предлагает их раскрасить. Забрать домой и провести беседу с родителями (братьями и сестрами), как  надо беречь воду.

Приложение.

Игра «Ходят капельки по кругу».

Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Дидактический материал: сопроводительный текст, маски «капельки» и костюм «тучка».

Метод проведения: для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя (звучит музыка, напоминающая дождь). Воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а ребята – ее детки капельки, им пора отправляться в путь (музыка). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

- Полетели капельки на землю (попрыгаем, поиграем). Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составят ручей, взявшись за руки). Встретились  ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама наказывала им домой  вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротниками не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Литература:

1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2014.

2.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.

3. Н.В.Нищева  Познавательно -  исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры -  СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2015.

4. Знакомим с окружающим миром детей 3-5лет  - М. ТЦ « Сфера». 2011.

5.С.Н.Николаева  Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред.  и  ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет.сада – М.: Просвещение, 2004.

6. Т.А.Шорыгина  Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. -  М.:ТЦ Сфера, 2011.

7.Т.А.Шорыгина Беседа о воде в природе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты