16.09.2018 Памятка «Как оформить лабораторию в детском саду»
консультация по окружающему миру

Гиззатуллина Лариса Петровна

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому большое внимание уделяется опытам и наблюдениям. Важно, чтобы дети учились размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обогащать результаты опытов, строить гипотезы проверять их. Задача педагога - связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимся  у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_kak_oformit_laboratoriyu_v_ds.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ    
«ДЕТСКИЙ САД №1 «МАМОНТЁНОК»

Памятка

«Как оформить лабораторию в детском  саду»

Воспитатель:

Лариса Петровна Гиззатуллина

г. Салехард

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому большое внимание уделяется опытам и наблюдениям. Важно, чтобы дети учились размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обогащать результаты опытов, строить гипотезы проверять их. Задача педагога - связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимся  у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Как оформить лабораторию.

 Для этого нужно отвести специальное место в группе, желательно не далеко от источника воды.

В лаборатории должны храниться разные различные материалы и оборудование:

  • Лабораторная посуда, лупы, образцы песка, глины.
  • Прозрачные емкости для коллекции песка, глины, земли.
  • Микроскоп, градусники, линейки, рулетки, весы
  • Компас,  большие и маленькие магниты.
  • Пробирки, мерные стаканчики.
  • Баночки, пипетки, шпателя, воронки, фильтрованная бумага, шприцы, ситечки и т. п

В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из- под йогуртов, упаковки из- под мороженного, пластиковые бутылки соломинки для коктейлей и т. п  Тем самым вы не только сэкономите средства, но и наглядно покажите детям возможность вторично использование материалов, которые в огромном количестве выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. В лаборатории необходимо создать условия для проведения опытов с водой и почвой, чтобы во время работы дети не боялись пролить или рассыпать песок для этого можно использовать пластиковые подносы  или  клеенку,  а также клеенчатые фартуки на каждого ребенка.

  • В лаборатории также целесообразно иметь природный материал: камешки, шишки, семена, ракушки, веточки, спилы деревьев, перья птиц и т. п.
  • Бросовый материал: катушки, пробки, кусочки проволоки, кожи, пластик, акварель, гуашь, бумага разного вида, спички т. п.
  • Керамические изделия: (тарелки, вазы, кувшины), образцы дымковской игрушки гжели, другие глиняные игрушки, изделия из декоративных камней.

Для фиксирования результатов наблюдений оформляются «Дневники ученых» (папки, тетради,  альбомы). Такие дневники могут быт как индивидуальными, так и коллективными. К каждому эксперименту можно подготовить комплекты рисунков- символов, изображающих последовательность проведения эксперимента и его задачи. Особенно такие рисунки помогают ребенку в самостоятельной работе

В группе желательно иметь коллекцию камней. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно. Он может сортировать камни по цвету, размеру, тяжести, подбрасывать их, стучать ими друг о друга, сжимать в ладошке, бросать в воду. Образцы коллекций помогают дошкольникам познакомиться с неживой природой. Кроме того, детям очень интерес сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем вам сделать  собственную коллекцию.

Как собрать коллекцию.

Предложите детям во время прогулки найти как можно больше разных камешков (отличающихся по цвету, форме, размеру). Можно представить, что вы ищите старинный клад, и тогда любой камень для ребенка станет драгоценным, стоит лишь немного разбудить воображение.

Вполне вероятно, что во время поисков вы найдете не только природные, но и искусственные камешки - керамзит, кусочек асфальта, кирпича, бетонной плиты. Кто- то из детей может привезти с берега моря окатанный непрозрачный кусочек стекла, похожий скорее на камешек, чем на стекло. Такие находки составляют основу коллекции искусственных камней. Это позволит вам сравнить разные камни и на их примере объяснить детям значение термина «природа» и «неприрода» (искусственный объект). Для экспериментирования лучше  всего подойдут камешки, которые удобно помещаются в ладошке ребенка.

Как оформить коллекцию.

Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейках конфетных коробок. Если названия камней вам не известны, приклейте на каждый образец бумажку с номером. Пронумерованный список камней поместите на обратной стороне крышки. Если не знаете названий, не беда,- главное, чтобы камни хорошо отличались друг от друга. Ребенок даже ожжет придумать для них «имена», учитывающие те или иные особенности образцов

В отдельную коробку можно поместить коллекцию окатанной морской гальки. В не войдут образцы, отличающиеся размером, цветом, степенью окатанности. Названия таких камней определить сложно, поэтому дети могут дать им условные названия.

Какие камни могут входить в состав коллекций.

Если вы собрали большое количество камней, вместе с детьми разделите их на несколько групп (каждую из них разместите, а отдельной коробке). Принципы классификации могут быть разными: природные камни (горные породы и минералы): гранит, мрамор, песчаник, мел, каменный уголь, известняк и другие.

  • Искусственные материалы: керамзит, стекло, асфальт, керамическая плитка и другие.
  • Декоративные: малахит, агат, янтарь и другие.
  • Морские или речные камни.
  • Полезные ископаемые.

Очень важно увязать исследовательскую работу с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, занятиями изобразительной деятельности; предлагать детям творческие задания, предполагающие осмысление результатов экспериментов. Дети старшего возраста могут пригласить в лабораторию малышей, показать им самые простые опыты, оборудование, познакомить с результатами своих наблюдений. Такие совместные занятия дают большой воспитательный эффект.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как оформить альбом "Моя семья"памятка для родителей

Как оформить творческую работу "Моя семья".Памятка для родителей...

Памятка для педагогов "Как оформить свой проект"

Памятка для педагогов "Как оформить свой проект"...

Театральная неделя в детскомсаду

Театральная неделя в детскомсаду...

Памятки для воспитателей "Как оформить стенд для родителей"

Памятки для воспитателей "Как оформить стенд для родителей"...