Методические разработки: по познавательному и физическому развитию
методическая разработка

Лущева Зинаида Михайловна

"Ознакомление детей раннего возраста"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 общеразвивающего вида с деятельностью по познавательно-речевому развитию детей Фрунзенского района Санкт-Петербурга. « Ознакомление детей раннего возраста группы Гномики, с художественной литературой» Воспитатель: Макеева Зинаида Михайловна Санкт – Петербург 2018г .

Слайд 2

Задачи . Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений. Развитие литературной речи. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Вводить в повседневную жизнь детей потешки , песенки, небольшие авторские стихи. вызывать у детей интерес к книгам, их рассматриванию как вместе со взрослыми, так и самостоятельно. Не отказывать детям в многократном повторении одного и того же хорошо знакомого произведения. Привлекать детей к посильному участию в рассказывании взрослого (жесты, мимика, действия, звукоподражания, отдельные слова в соответ­ствии с контекстом). Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями; предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых произведений. Поощрять попытки прочесть наизусть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Вводить детей в мир художественного слова.

Слайд 3

Методические рекомендации Содержание книжного уголка в дошкольном учреждении Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребёнка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой, должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель — не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной. В книжных уголках в групповых комнат, где находятся дети раннего возраста, должно быть как можно больше книжек-игрушек.

Слайд 4

Наполнения уголка Выставляется, как правило, немного 4-5 книги. Могут быть представлены два - три экземпляра одинаковых книг. Размещают те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями. Отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др. Особое предпочтение книжкам - картинкам. Иллюстрации книг должны шаг за шагом следовать тексту, подробно раскрывать ребенку художественный мир произведения. Могут быть представлены книжки-вырубки, книжки - игрушки и др. Иллюстрации по различным тематикам: • Родина • Труд людей • Родная природа • Игры детей • Предметные картинки и др. по программе.

Слайд 5

Педагогическая работа с детьми. Воспитатель учит: Внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия. Побуждать пересказывать отдельные эпизоды. Обращать внимание на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.). Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать творческую радость, которую приносит встреча с искусством. Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью. .

Слайд 6

Правила поведения в уголке книги В группе раннего возраста воспитатель дает первые уроки самостоятельного общения с книгой. Знакомит с уголком книги, его устройством и назначением. Приучает рассматривать книги и картинки только там. Сообщает правила, которые нужно соблюдать: - брать книги только чистыми руками; - перелистывать осторожно, не рвать, не портить, не использовать для игр; - после просмотра ставить на место. Детям показывают способы ухода за книгой, привлекают к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей раннего возраста.

Тема: «Ведёрки для Зайки и Мишки»

Программные задачи: 

учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства

Материал: 

два ведёрка (большое-красное, маленькое-зелёное), шары, кубики, круги, квадраты (большие и маленькие красного и зелёного цвета), чудесный мешочек, Зайка и Мишки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам пришёл сегодня в гости – Зайка и Мишка. (Дети здороваются с ними), Они принесли с собой … ведёрки. Одно ведёрко маленькое – это Зайки, так как Зайка сам маленький.
- Какого цвета ведёрко?
(Ответы детей)
Правильно зелёного.
- А другое ведёрко большое – это Мишки, так как Мишка сам большой.
- Какого цвета большое ведро?
(Ответы детей)
- Правильно, ведёрко большое красного цвета. Но почему-то ведёрки пустые. Сейчас мы спросим у Зайки и Мишки.
(Воспитатель спрашивает и имитирует ответы детей)
- Дети, оказывается нам нужно помочь Зайке и Мишке наполнить ведёрки тем, что лежит в этом чудесном мешочке. Давайте заглянем в него.

Воспитатель заглядывает в мешочек.
- Ой, сколько тут всего интересного, дети! Сейчас я достану
(Достаёт маленький зелёный шарик)
- Что это? Правильно шарик.
- А какой он большой или маленький?
- А какого цвета маленький шарик?
- Как вы думаете, к кому и в какое ведёрко нужно его положить?
(Кто нибудь из детей кладут).

Аналогичные вопросы и действия проводятся с другими предметами. Можно детям предложить самим достать тот или другой предмет из чудесного мешочка.

Когда мешочек окажется пустым – ведёрки заполнены правильно. Мишка и Зайка благодарят детей за помощь и предлагают с ними поиграть. Игра выбирается по желанию.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию речи детей раннего возраста.

Тема: «Кот Вася  к нам в гости пришёл»

 

Программные задачи.

Формирующие задачи:

1.Закреплять знания детей о  новой игрушке (кошка);

2.Формировать активный и пассивный словарь детей;

3.Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.

Развивающие задачи:

1.Развивать память, внимание, мышление детей;

2.Развивать эстетическое восприятие, творческие способности.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать доброжелательное отношение к игрушке.

2.Воспитывать умение играть совместно с другими детьми.

Практические задачи:

1.Учить детей по просьбе взрослого показывать на игрушке части тела (уши, глазки, лапки, хвост);

2.Побуждать детей к активным действиям с игрушкой и диалогу.

Предварительная работа:

1.Наблюдение за кошкой на улице во время прогулок

2.Создание предметно- развивающей среды в группе

3.Просмотр мультипликационного фильма «Кто сказал, Мяу?»

4.Чтение потешек «Кот на печку пошёл», «Пошел котик на торжок».

5.Рассматривание картинок с изображением кошки

6.Работа над развитием артикуляционного аппарата.

7. Подвижная игра «Догони киску».

Словарная работа:

Звукоподражательные слова: мяу, кс-кс, бух.

Существительные: киска, котик, ушки, хвост.

Глаголы: иди, дай

Прилагательные: гладкий, пушистый.                            

Материал: игрушка - пушистая кошка, блюдце, игрушка - грузовая машина. Ход игры: 

Воспитатель подходит к мешочку на полу и говорит: «Посмотрите, ребята, что это лежит у нас на полу? Мешочек, ой, он шевелится (из мешочка раздается мяуканье)».

«Кто же это там мяукает? Ребята сядем на стульчики, посмотрим, кто же туда забрался?»

(Дети садятся на стульчики, из мешочка появляется голова игрушки-котика).

«Я коток -серый  хвосток, в гости к вам шёл, мешочек нашёл, влез в мешок, а вылезти не смог».

Воспитатель берет в руки мешочек с игрушкой:

«Давайте, ребята поможем котику выбраться из мешочка.

Позовем его, иди к нам котик, кис-кис-кис»

(Дети подзывают котика,  используется пальчиковая гимнастика и звукоподражание).

Воспитатель:

«Вот и вышел наш котик, ребята, посмотрите, какой красивый котик в гости к нам пришёл».

Предлагает детям  повторить: «Скажи, Артем, кто это?»

Артем: «киса».

Воспитатель: « Правильно, это киса».

«Вова, назови, кто это?»

Вова: «котик».

Воспитатель: «Правильно, это котик».

  Воспитатель побуждает детей называть игрушку разными словами: киса, котик, котя, вместе с детьми рассматривает игрушку: «Какой красивый котик, мягкий, пушистый».

  Предлагает его потрогать, погладить. Затем берет котика в руки и играет с ним:   лапками дотрагивается то  до одного, то до другого ребенка.

 «Котик лапками играет, у него лапки-царапки». (Показывает).

«Это лапки, лапки-царапки. Что это? Это лапки.

(Обращается к ребенку)

Василиса, покажи  и назови, что это?»

(Василиса показывает и называет)

Воспитатель: «Молодец».

(Гладит ушки, называет)

 «Это уши, ушки. Что это?

Артем, скажи, что это?»

Артем: «Ушки».

Воспитатель: «Молодец!»

(Дети по очереди показывают ушки, называют)

Воспитатель играет его хвостиком, говорит: «Какой хвостик красивый у котика, котик хвостиком играет, ребятишек забавляет. (Дотрагивается по очереди до детей, щекочет их хвостиком) Вот хвостик!» (Действия повторяются несколько раз) Какой красивый котик к нам пришел в гости! (Подносит игрушку к своему уху) Мяу-мяу, котик просит молочка, его надо покормить. Ребята, давайте нальем ему молоко в блюдце и покормим котика» (Игровая ситуация вместе с ребенком).

Воспитатель читает потешку:

«Котя, котенька, коток

(произносит выразительно)

Котя, серенький хвосток

(поглаживает игрушку)

Приди, Котя в гости к нам

Молочка тебе я дам

Кушай, Котя не спеши

Больше нету не проси,

Мяу! Мур!

Котик говорит спасибо вам за угощение, а теперь он хочет поиграть с вами. Давайте, ребята покатаем котика в машине.

(Воспитатель достает грузовую  машину, усаживает в неё кота и вместе с детьми катит грузовик по группе, затем незаметно опрокидывает  его  на пол и читает стихотворение А.Барто).

«Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине

Кот кататься не привык,

Опрокинул грузовик».

(Игра повторяется). Игрушку опять сажают в машину. Когда машина переворачивается, дети произносят слова: «бух», «упал»

Воспитатель:

«Ребята, котику пора домой, его мама кошка ждет его дома:

Серенькая кошечка

Села у окошечка

Хвостиком виляла

Кота поджидала.

Иди котик домой, а завтра снова к нам приходи, поиграть с детками. Пока, пока котик».

Игра доставляет детям много радости.



Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению детей 2-3 лет с художественной литературой по сказке «Маша и Медведь»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Цель: создание у детей радостного настроения и желания играть вместе с воспитателем.

Задачи:

  1. Познакомить детей со сказкой, помочь понять произведение, опираясь на иллюстрации;
  2. Активизация словаря: медведь, Машенька, большой, умная, сяду на пенек.
  3. Побуждать к использованию в речи простых предложений; воспитывать интерес к художественной литературе.

Материалы: зонтик, игрушка медведь, сказка «Маша и медведь» с иллюстрациями.

Ход занятия

В группу приходит мишка и приглашает детей к нему в гости.

Воспитатель: Ребята, а где живет мишка? Верно, в лесу. Значит, мы с вами сейчас в лес пойдем. (Дети приходят к месту занятия.)

Воспитатель: Посмотрите, какое яркое солнышко в мишкином лесу. Как солнышко улыбается? (Дети улыбаются.) Давайте погуляем с вами по солнышку. (Дети гуляют.)

По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой, по солнышку, по солнышку Гуляем мы с тобой.

Воспитатель: Ой, что это? Тучка набежала, солнышко закрыла. Сердитая тучка. Покажите, как она сердится. (Дети хмурятся.) Кап-кап-кап. (Воспитатель делает вид, что ловит капельки дождя.) Это дождик! (Раскрывает зонтик) Прячьтесь скорее! (Дети прячутся.)

Дождик, дождик,

Кап, кап, кап,

Мокрые дорожки,

Нам нельзя идти гулять —

Мы промочим ножки.

Воспитатель: Посмотрите, кончился дождик или нет? Дети вытягивают ручки из-под зонта, проверяют.) (Игру можно повторить два раза.)

Воспитатель: Ну вот, дождик кончился, можно погулять по мишкиному лесу, грибы, ягоды пособирать. (Дети собирают ягоды, грибы)

Воспитатель: Не надо, мишенька, рычать на нас. Мы тебя кашкой угостим. (Дети садятся.) Приготовьте тарелочки (ладошку) и ложечку (пальчик). Давайте вместе с сорокой кашку варить.

Пальчиковая игра «Сорока-сорока».

Воспитатель: Понравилась мишеньке ваша кашка. Хочет он вам сказку рассказать. Далее воспитатель рассказывает сказку «Маша и медведь» и показывает иллюстрации. По ходу сказки дети «помогают» Маше кричать «ау!», медведю рычать, говорят слова: «Сяду на пенек — съем пирожок», лают, как собачки. По окончании сказки дети приглашают мишку к себе поиграть, чтобы он не скучал без Машеньки.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста «Смотрит солнышко в окошко»

Образовательная область: "Познавательное развитие".

Цель: Создание у детей радостного настроения, желания играть вместе с воспитателем.

Задачи:

  1. Создавать эмоциональное настроение, активизировать речевое развитие ребенка и словарный запас;
  2. Формировать представление о форме, величине и цвете;
  3. Вызывать и поддерживать чувство открытия: (чешуйки от лука можно использовать в качестве «одежды»);
  4. Развивать познавательный интерес, закрепить сенсорные эталоны;
  5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование:

Игрушка мишка, корзина с луком, контур изображения лука, бутылки с манной крупой, луковая шелуха, картонные солнышки, которые подвешены наверху, шнурки, мыльные пузыри.

Ход занятия:

Воспитатель:

Детки, рада вас всех видеть, поздоровайтесь друг с другом, обнимите своих друзей. Скажите своим глазкам:

«Доброе утро, глазки»!

Доброе утр, глазки, вы проснулись?

(Дети поглаживают веки).

Доброе утро, ушки, вы проснулись?

(Дети поглаживают ушки).

Доброе утро, щечки, вы проснулись?

(Дети поглаживают щечки).

Доброе утро, ручки, вы проснулись?

(Дети поглаживают ручки).

Доброе утро, ножки, вы проснулись?

(Дети поглаживают ножки).

Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись!

(Протягивают руки вверх и широко улыбаются).

Воспитатель:

Детки, посмотрите сколько у нас в группе солнышек. («Солнышки» подвешены в верху под потолком). Мы сейчас нашим солнышкам стишок расскажем и поздороваемся с ними.

Стихотворение Агнии Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Смотрит солнышко в окошко.

Греет нашу комнату

Мы захлопали в ладошки

Очень рады солнышку.

(Дети хлопают в ладошки).

Воспитатель:

Протяните свои ручки вверх, давайте еще раз поздороваемся с солнышком. Ой, какие вы молодцы! Нам стало тепло, радостно и уютно.

Воспитатель:

Детки, я вижу что вы дружные между собой и любите друг друга, так давайте мы с вами друг другу сделаем подарок. (Воспитатель на темный пол высыпает из бутылок манную крупу и предлагает детям пальчиком нарисовать солнышко с лучиками).

(Дети выполняют задание. В ходе занятия воспитатель детям задает вопросы)

На какую геометрическую фигуру похожее солнышко? (Ответы детей. Круг). Что еще есть у солнышка? (ответы детей). Какие лучики у солнышка? (ответы детей)

Воспитатель:

Молодцы! Вот, какие хорошие подарки вы сделали друг другу.

Воспитатель:

Ой, ребята, слышите, кто-то плачет. Это плачет солнышко. Ему грустно без своих лучиков. Давайте ему поможем. (Дети садятся на коврике около солнышка, каждый из детей берет лучик и пристегивает пуговицами к солнышку, потом пристегивают глазки, носик, ротик и украшают лучики разноцветными шнурками). Молодцы! Теперь солнышко радостное, веселое и улыбается нам с вами. А какого же цвета наше солнышко? (Ответы детей).

Воспитатель:

Детки пока мы с вами солнышко радовали, к нам в гости пожаловал мишка. А он что-то нам принес. (Воспитатель берет у мишки корзину с луком). Давайте посмотрим, что же принес нам мишка. Ой, и это же лучок! Подойдите все ко мне, я вам дам лучок в руки. (Воспитатель раздает детям по маленькой луковице).

Воспитатель:

И у меня есть луковка. Сколько у меня луковок? (Ответ детей. Одна). А теперь вы все протяните руки из луком. Сколько луковок у вас? (Ответы детей. Много).

Воспитатель:

Теперь сравним лучок по величине. У меня, какая луковка? (Ответы детей. Большая). А у вас во всех, какая луковка? (Ответы детей. Маленькая). Какого цвета лучок? (Ответы детей).

Воспитатель:

Детки, посмотрите сколько у моей луковки чешуек «одёжек». Я сейчас ее раздену и пошуршу ими, вот так. (Воспитатель измельчает чешуйки луковки и шуршит ими). А теперь мы с вами пошуршим как чешуйки луковки.

Имитация шуршащих чешуек. (Дети трут ладошку о ладошку и говорят «шур, шур, шур»).

Воспитатель:

Детки, пока мы с вами шуршали, наш мишка опечалился. Он хочет, чтобы мы ему тоже подарили большую луковку. Вот, посмотрите у нас с вами есть большая луковка, но эту луковку надо «одеть». Я сейчас намажу клеем луковку, а вы ее оденете. (Воспитатель предлагает детям измельчить чешуйки, и посыпать ими покрытый клеем силуэт луковицы нарисован на ватмане. Дети вместе с воспитателем выполняют работу).

Воспитатель:

Посмотрите, дети, какую чудесную большую луковку мы сделали. Это для тебя, мишка, мы так старались.

Воспитатель:

Мишке так понравился подарок и он предлагает с ним поиграться.

Звучит веселая музыка. Проводится игра «Мыльные пузыри».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД в направлении физическое развитие: "Совместное с родителями физкультурное занятие по сказке Колобок".

Данная методическая разработка - совместная деятельность родителей, детей и педагогов на физкультурном занятии. Возраст детей - младшая группа....

Методическая разработка Рабочая программа по физическому развитию для детей старшей группы(от 5 до 6 лет)

В данной разработке представлены цели и задачи по реализации программы, принрципы и подходы к формированию программы. Формы работы с детьми и родителями. Перспективное планирование. Также представлены...

Методическая разработка по образовательной области физическое развитие "Олимпийский огонь"

План-сценарий был разработан в рамках проведения мероприятий, посвященных Олимпийским играм 2014....

Методическая разработка по образовательной области «Физическое развитие» «Здоровый ребенок- это здорово»

Забота о развитии и здоровье ребёнка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье.Здоровый образ жизни - это благоприятный климат в семье, дружеское, доброже...

Методическая разработка конспекта ООД по физическому развитию " Погремушки от мишки"

Конспект организованной образовательной деятельности по  физическому развитию  формирует коллективное взаимоотношение  и  индивидуальные способности воспитанников....

Методическая разработка " Дидактические игры по физическому развитию"

Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольниковОписание дидактических игр«Спортивный инвентарь»Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить д...