Интегрированное занятие для детей подготовительного возраста с элементами сказкотерапии: «Путешествие Капельки»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Уголькова Екатерина Юрьевна

Цель:

Обеспечить атмосферу доверия, снять эмоциональное напряжение посредством сказкотерапии.

Задачи:

  1. Установить положительный, эмоциональный контакт детей между собой
  2. Сформировать интерес к явлениям живой и неживой природы, уточнить и расширять знания о состоянии воды, ее роли для природы и человека;
  3. Поупражнять в умении решать проблемные вопросы, высказывать свое мнение, уметь отстоять свое суждение;
  4. Развить логическое мышление, память, творческое воображение, наблюдательность, умение сосредотачиваться;
  5. Воспитать любовь и бережное отношение к воде, и к природе в целом.

Материал к занятию: фланелеграф, спокойная музыка, цветные карандаши, разноцветные ленты, карточки со схематичными рисунками, стаканчики, молоко, вода, лед, соломинки, термос с кипятком, духи, зеркальце, волшебная шкатулка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие  для детей подготовительного возраста с элементами сказкотерапии: «Путешествие Капельки ».

Цель: 

Обеспечить атмосферу доверия, снять эмоциональное напряжение посредством сказкотерапии.

Задачи:

  1. Установить положительный, эмоциональный контакт детей между собой
  2. Сформировать интерес к явлениям живой и неживой природы, уточнить и расширять знания о состоянии воды, ее роли для природы и человека;
  3. Поупражнять в умении решать проблемные вопросы, высказывать свое мнение, уметь отстоять свое суждение;
  4. Развить логическое мышление, память, творческое воображение, наблюдательность, умение сосредотачиваться;
  5. Воспитать любовь и бережное отношение к воде, и к природе в целом.

Материал к занятию: фланелеграф, спокойная музыка, цветные карандаши, разноцветные ленты, карточки со схематичными рисунками, стаканчики, молоко, вода, лед, соломинки, термос с кипятком, духи, зеркальце, волшебная шкатулка.

Структура НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Вводная часть

Упражнение «Приветствие»

Психогимнастика

Воспитатель:

Станем вместе мы в круг,

Сколько друзей, посмотри вокруг.

Руку дружбы подниму,

С другом в ссору не вступлю.

Будем все дружно играть,

Правила игры не забывать

Упражнение «Приветствие»

Психолог приседает по очереди перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые вверх ладони с ладошками ребенка и говорит слова: «Добрый день, Антон».

Психогимнастика

Влево - вправо, влево - вправо,

Повернитесь - посмотрите,

Друг - другу улыбнитесь.

Воспитатель:

Детки вам нравится, когда у вас хорошее настроение?

Воспитатель:

Ведь хорошее настроение помогает любое дело выполнять легко.

.

Дети стоят в кругу.

Ребенок отвечает: «Добрый день, Елена Вячеславовна».

Ответы детей

Дети: да, конечно, легко.

2. Основная часть

Чтение книги.

Психологическая сказка о Капельке.

Игра «Ласковые слова для капельки»

Опыты с водой.

Пальчиковая гимнастика «Дружеские пальчики»

Упражнение «Дорисуй»

Психологический этюд «Цветочный бал»

Упражнение «Интервью мы-артисты»

Воспитатель:

Детки сегодня к нам принесли книгу Сказок.

Чтение книги: Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада встрече с вами, и сегодня хочу рассказать вам интересную сказку.:

Ну, что, дети, хотите послушать сказку?

Ну, тогда, садитесь уютно и слушайте.

Психологическая сказка о Капельке.

Однажды на дворе из облака пошел дождь со снегом и в небе встретились Капелька и Снежинка.

- В какое время года может такое случиться?

Капелька посмотрела на Снежинку и подумала: она такая красивая, нежная, резная, а я такая серая, неуклюжая.

Снежинка приветливо улыбнулась и сказала: «Добрый день, сестричка!»

Капелька удивленно посмотрела и не поняла, почему Снежинка назвала ее сестричкой.

Воспитатель:

- Почему Снежинка назвала Капельку сестричкой?

Взошло теплое солнышко, и Капелька засияла в радуге различными красками, и стала очень красивой.

Воспитатель:

- Какими красками засияла Капелька?

Капелька побежала дальше и видит, стоит пышный, зеленый, могучий дуб. Залюбовалась она красотой дуба. На дворе светило солнце. Был жаркий, знойный день.

Воспитатель:

- В какое время года это было?

Капелька видит, на елке сидит птичка и грустно поет.

Воспитатель:

- Почему птичка такая грустная?

- Как Капелька может ей помочь?

Напоила Капелька птичку, а та ее поблагодарила и весело запела. И здесь Капелька заметила, что стала немного меньше.

Воспитатель:

- Почему она уменьшилась?

Проходя через лес, Капелька вышла на маленькую поляну, на которой рос Цветок. Она решила подойти и познакомиться. Увидела, что цветочку очень плохо: лепестки опустились к земле.

Воспитатель:

- Почему Цветочек себя так чувствовал, как вы думаете?

Напоила Капелька Цветочек, умыла, освежила и предложила дружить. И с тех пор стали Капелька и Цветочек лучшими друзьями на свете.

Побежала капля дальше и видит: стоит мельница с опущенными крыльями и не крутится. А люди ждут молотить муку и не могут дождаться.

Воспитатель:

- Дети, по каким причинам не крутится мельница, как вы думаете?

Мельница, которая стоит на реке называется водяной и кружится благодаря силе воды.

Воспитатель:

- Как вы думаете, одна капля может пополнить воду в реке?

Капелька вспомнила о своих друзьях и решила позвать их.

Воспитатель:

- А кого могла позвать Капелька?

 

Вот Капельки взялись за руки и образовали сильный поток, от которого мельница закрутилась. Зерно начало молотиться, и мука посыпалась в мешки. Капелька поблагодарила своих друзей и попрощалась с ними.

Последние дни лета были жаркими, Капелька много работала и с каждым днем ​​становилась все меньше и меньше.

Воспитатель:

- Какой работой занималась Капелька летом?

 Кому еще Капелька могла помочь?

Вдруг Капелька начала подниматься вверх.

Воспитатель:

- Почему такое случилось?

Наступила осень подул холодный ветер, листья начали опадать с деревьев, пошел осенний холодный дождь. И снова Капелька упала на землю.

Воспитатель:

- Во что может превратиться Капелька осенью?

 

Воспитатель:

Дети, понравилась вам сказка?

Игра «Ласковые слова для капельки»

Воспитатель:

Давайте найдем лучшие слова для водички - капельки.

Воспитатель:

Посмотрите, у нас появилась улыбающаяся капля.

Почему у нее хорошее настроение?

А какому слову капелька обрадовалась больше всего?

А давайте проверим все, что вы сказали.

Опыты с водой

1.Вода прозрачная.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить соломинки.

Вопрос:

- В каком из стаканчиков видно соломинку, а в каком нет? Почему?

Воспитатель:

Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим соломинку, а в стаканчике с молоком - нет

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

2. У воды нет вкуса.

Воспитатель:

- Дети, давайте попробуем водичку через соломинку.

- Есть ли у нее вкус?

Воспитатель:

А сейчас попробуем молоко. Отличаются по вкусу молоко и водичка?

3. У воды нет запаха

Воспитатель:

- Дети, давайте мы с вами понюхаем воду.

- Чем она пахнет или совсем не пахнет?

Для сравнения можно предложить понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).

4. Лед - твердая вода.

Воспитатель:

Берем кубики льда. Надо поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый наблюдал за своим кусочком льда.

Вывод: лед - это тоже вода.

5. Пар - это тоже вода.

Воспитатель:

Я беру термос с кипятком. Надо открыть его, чтобы вы увидели пар.

Сейчас я поднесу над ним зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.

- Что вы увидели на зеркальце?

Какой вывод можно сделать?

- Молодцы дети. Вот такая волшебница водичка-капля.

Воспитатель:

Дети, давайте посмотрим в конверт, может еще что-то, там увидим. Да, вот еще один маленький конверт, на котором написано: «Друзья Капельки». А вы хотите посмотреть, с кем дружит Капелька.

 (Воспитатель достает схематические рисунки).

Воспитатель:

Дети, вы поняли, что здесь нарисовано?

Как вы думаете, что это?

Воспитатель:

Это, пожалуй, забыли дорисовать рисунки.

Попробуем рисунки исправить?

Садитесь, пожалуйста, на стульчики за столы.

А чтобы лучше выполнить задание, сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дружеские пальчики»

Вот эти пальчики щиплют,

(Большим и указательным пальцем щипать ладонь другой руки).

А эти пальчики гуляют.

(Указательный и средний «ходят» по второй руке).

Эти два всегда говорят,

(Средний и безымянный шевелятся, трутся друг о друга).

Эти - тихо дремлют,

(Безымянный и мизинец прижимать к ладони).

А большой с мизинцем

Могут весело умыться.

(Крутить большим пальцем вокруг мизинца).

Упражнение «Дорисуй»

Воспитатель:

- Посмотрите, пожалуйста, на рисунки, подумайте, с кем дружит Капелька и попробуйте дорисовать.

Анализ выполненных работ.

Воспитатель:

- С кем же дружит Капелька?

Итак, вода нужна всем: и растениям, и животным, и птицам, и насекомым, и рыбам, и нам, людям. И всем вода нужна чистая, прозрачная. Поэтому мы должны ее беречь, не загрязнять сами и не позволять загрязнять другим.

Воспитатель:

- Детки, предлагаю, все ваши рисуночки собрать и сохранить.

Воспитатель:

Ну что, вы устали немножко?

 Тогда я вас приглашаю на цветочный бал, потому что в ваших рисунках много красивых цветов. Но для этого нам нужно превратиться в цветочки, ведь на цветочном балу присутствовали только цветы. А поможет нам в этом волшебная шкатулка, в которой находятся разноцветные цветочные лепестки.

Психологический этюд «Цветочный бал»

(Под спокойную музыку дети исполняют танец)

Воспитатель:

А теперь, представьте себя волшебными цветами.

Какие же вы красивые цветочки?

А вот и наша зеленая лужайка.

Мы маленькие цветочки. Растем на прекрасной поляне. Утром просыпаемся после сна, раскрываем свои лепестки, возвращаемся к солнышку, набираемся от него сил и тепла, танцуем под звуки птиц. Мы дружим с капелькой, которая радует нас свеженькой водичкой. Нам весело и радостно. Вокруг нас замечательные ароматы. А когда солнышко садится за горизонт, мы также прекращаем свой танец.

Воспитатель:

Пожалуй, сейчас мы с вами были похожи не только на цветы, но и на настоящих артистов. И как у настоящих артистов я хочу взять у вас интервью.

Упражнение «Интервью мы-артисты»

Воспитатель:

- Что сегодня вам больше всего понравилось?

- А что было трудно сделать?

Ответы детей.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети: в туман, мокрый снег, дождь

Дети: чистенькая, прозрачная, маленькая, свеженькая...

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети: Вода - это пар

Дети: линии, кружочки ...

Ответы детей.

Действия детей

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети надевают на руки разноцветные ленты

Ответы детей.

Действия детей.

Ответы детей.

3.Заключительная часть

Сюрпризный момент.

 

Упражнение «Всем, всем, до свидания»

Сюрпризный момент.

Воспитатель:

Дети, вы были сегодня так внимательны, сообразительны, умны. Я хочу подарить вас вот такими «Улыбками». Они будут всегда дарить вам хорошее настроение и уверенность. Ведь когда у человека хорошее настроение он легко сможет преодолевать любые препятствия. Будьте всегда радостными и добрыми и свое добро несите своим родным и друзьям.

Упражнение «Всем, всем, до свидания»

Станем вместе мы в круг,

Сколько друзей - погляди вокруг.

Попрощаться не забудем,

Дружно играть мы вместе будем.

Попрощаться не забудем,

Дружно играть мы вместе будем.

Дети: спасибо.

Действия детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.

Конспект занятия по развитию речи с использованием  интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через элементы сказкотерапии»

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: «Как ёжик выручил зайца».

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии.Путешествие по сказочному осеннему лесу.Сочинение сказки на тему: «Как ёжик в...

Конспекты занятий для детей старшего возраста с элементами сказкотерапии.

Сказкотерапия — это метод, использующий сказочную форму интеграции лично-сти, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаи-модействия с окружающим...