"Путешествие в мир предметов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Нуриманшина Лиля Амиряновна

              

Цель: Расширить представления о предметах рукотворного мира.

Образовательные задачи:

  1. Закреплять умения детей группировать предметы по назначению: посуда, инструменты, техника, предметы одежды.
  2. Углубить знания детей об истории бытовых приборов: пылесос, утюг.
  3. Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.
  4. Учить в ходе экспериментирования выявлять свойства и качества металла;  учить делать выводы;

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение свободного общения между взрослыми и детьми.
  2. Развивать познавательную активность, интерес к предметам рукотворного мира.
  3. Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между свойствами и качествами материала и способом использования.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Методическое и дидактическое обеспечение:

Конверт красочный, письмо от Незнайки; панно-рюкзак, к нему предметные картинки: тарелка, ложка, кружка; топор, пила, игла; магнитофон, фотоаппарат, видеокамера; свитер, спортивный костюм, носки.

Музыка на диске «Езда на паровозике»; имитация ворот (из мягких модулей) с надписью «Цветочный город», вывески «Лаборатория необычных экспериментов», «Музей говорящих предметов».

Предметы бытовой техники (картинки): пылесос, утюг, чайник, кофемолка, тостер, холодильник, стиральная машина и др.

Истории эволюции утюга и пылесоса (в картинках).

Для детей: на каждого предмет из металла (болт); салфетка; емкость с водой; деревянные бруски.

Воспитателю:  предметы из металла, предметы из дерева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knspekt_ood_po_ftskm_v_starshey_gruppe.docx86.1 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 г.Туймазы муниципального  района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной    образовательной   деятельности

образовательная область: «Познавательное»

раздел: «Ознакомление с предметным окружением»

тема: «Путешествие в мир предметов »

возрастная группа: старшая №1

                                                               

                                                                Выполнил:

                                                                воспитатель МАДОУ

                                                                детского сада №13 г.Туймазы

                                                                Нуриманшина Лилия Амиряновна

                                                                первая категория

                                                                Стаж работы: 30 лет

                                                                Дата проведения: 11.12.2017г.

 

Цель: Расширить представления о предметах рукотворного мира.

Образовательные задачи:

  1. Закреплять умения детей группировать предметы по назначению: посуда, инструменты, техника, предметы одежды.
  2. Углубить знания детей об истории бытовых приборов: пылесос, утюг.
  3. Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.
  4. Учить в ходе экспериментирования выявлять свойства и качества металла;  учить делать выводы;

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение свободного общения между взрослыми и детьми.
  2. Развивать познавательную активность, интерес к предметам рукотворного мира.
  3. Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между свойствами и качествами материала и способом использования.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Методическое и дидактическое обеспечение:

Конверт красочный, письмо от Незнайки; панно-рюкзак, к нему предметные картинки: тарелка, ложка, кружка; топор, пила, игла; магнитофон, фотоаппарат, видеокамера; свитер, спортивный костюм, носки.

Музыка на диске «Езда на паровозике»; имитация ворот (из мягких модулей) с надписью «Цветочный город», вывески «Лаборатория необычных экспериментов», «Музей говорящих предметов».

Предметы бытовой техники (картинки): пылесос, утюг, чайник, кофемолка, тостер, холодильник, стиральная машина и др.

Истории эволюции утюга и пылесоса (в картинках).

Для детей: на каждого предмет из металла (болт); салфетка; емкость с водой; деревянные бруски.

Воспитателю:  предметы из металла, предметы из дерева.

 

Ход:

1часть:  Сообщаю детям, что на адрес нашей группы прислали конверт. Рассматриваю его, восхищаюсь какой он большой, красочный, даю рассмотреть детям.

Воспитатель: - Как вы думаете, что в конверте?

Дети: Сюрприз, письмо.

Воспитатель :- Кто нам может написать письмо?  

Дети: Карлсон, Незнайка

Воспитатель: - Вы хотите узнать от кого письмо?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте прочитаем!

Открываю конверт, читаю письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я узнал от Карлсона, что вы интересуетесь разными предметами! В нашем Цветочном городе мы любим придумывать предметы и будем рады, если вы поделитесь своими находками. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в мир вещей. Желаю успеха. Ваш друг... Незнайка!»

Воспитатель: - Дети, что вы знаете о Цветочном городе? 

Дети: Там живут коротышки. 

 Воспитатель: Верно, дети там живут знаменитые выдумщики и известные изобретатели.

Воспитатель: - Дети, вам бы хотелось бы принять приглашение от Незнайки? 

Дети: Да.

Воспитатель:  Чтобы отправиться в путешествие, нам надо собраться в дорогу и положить в рюкзак вещи, которые могут пригодиться в пути.

Игровое упражнение:  «Собери рюкзак в дорогу».

Воспитатель: - Возьмите   со стола по одной картинке, на которой изображены разные предметы и разместить их по группам. Подходите, располагайте! Будьте внимательны!

Дети раскладывают предметы на панно - рюкзак по группам:

Посуда - тарелка, ложка, кружка.

Инструменты - топор, пила, игла.

Техника - магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

Предметы одежды – свитер, костюм спортивный, носки.

  Воспитатель: Проверьте  правильно ли всё дети разложили, если есть ошибки, то исправите.

Воспитатель: - Какие предметы вы положили в рюкзак один ряд? Почему? Как назвать одним словом? Для чего нужны эти предметы в дороге?  

 Дети отвечают

Воспитатель:

- Аделина , какой предмет ты положила в рюкзак? Для чего он нужен? Почему ты его разместила рядом с...?

- Молодец, Лера, ты сейчас постаралась и всё сделала правильно!

Воспитатель:

- Дети, теперь мы готовы отправляться в дорогу! Возьмём с собой пустой конверт и всё, что нового и интересного узнаем в путешествии будем складывать в этот конверт! На чём же мы поедем... (слышится паровозный гудок)... на паровозике!

Физминутка «Езда на паровозике» (дети становятся друг за другом, руки кладут на плечи друг другу, делают круг, останавливаются)

2часть:

 Обращаю  внимание на ворота с надписью «Цветочный город».

Воспитатель: - Ну, вот, мы прибыли в Цветочный город! Проходите.

 Дети, это же «Лаборатория необычных экспериментов»). Здесь самый умный коротышка - Знайка, должно быть трудиться над испытанием своего нового изобретения!

- Давайте подойдём и посмотрим!

 Воспитатель: -Дети , посмотрите здесь  стоят 2 корзины. Выберите себя по одному предмету из любой корзины.

Дети выбирают предметы.

 Воспитатель - А теперь назовите свой предмет и материал, из которого он сделан.

Дети по очереди называют.

 Воспитатель: - А теперь, ребята, давайте в одну корзину сложим только те предметы, которые сделаны из дерева, а в другую – только те, которые сделаны из металла.

Воспитатель: - Дети, давайте скажем, как одним словом назвать предметы из дерева?

Дети: - Деревянные.

Воспитатель: - а из металла?

Дети: - Металлические.

Воспитатель - Дети,  Незнайка  хочет построить дом, но не знает, какой выбрать материал. Что больше подойдёт для постройки дома – дерево или металл?

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Незнайке определить?

Дети: - Давайте, а как?

Воспитатель:

- Давайте, ребята, сядем за столы и ближе познакомимся с металлом. Дети садятся за стол. Напоминаю детям о технике безопасности.

Воспитатель:  Дети, будьте осторожны в обращении с металлическими предметами: об острые края можно порезаться!  

Воспитатель: - Посмотрите, у вас на столах лежат деревянные бруски и металлические болты. Попробуйте болтом провести по бруску. Что получилось?

Дети:  - Остался след.

Воспитатель: - А если сделать наоборот? Попробуйте.

Дети: - Ничего.

Воспитатель: - Что мы можем сказать о качествах дерева и металла?

Дети: - Металл твёрже дерева, а дерево мягче металла.

 .Воспитатель: - Как вы думаете, как можно использовать эти свойства?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: - Если нужно сделать нож, какой материал мы возьмём?

Дети: - Металл.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Он твёрдый, прочный, им можно резать дерево.

Воспитатель: - А теперь в левую руку возьмите брусок, а в правую – болт. Что теплее?

Дети: - Диск.

Воспитатель: - Что можно сказать о таком свойстве?

Дети: - Дерево теплее металла, металл холоднее дерева.

 

Воспитатель:  -  Как вы думаете, ребята, что станет с диском, если опустить его в воду?

Дети рассуждают.

Воспитатель:  - А с болтом?

Дети рассуждают.

Воспитатель: - Давайте проверим?.. Опустите в стаканчик болт. (дети опускают болт в стакан)

- А теперь опустите брусок. (дети опускают диск в стакан)

- Что вы можете сказать о своих наблюдениях?

Дети: - Дерево легче металла, а металл тяжелее дерева.

Воспитатель: - Дерево легче, потому, что оно пористое, металл тяжелее, потому, что он плотный. Давайте подумаем: если нам нужно сделать лодку, из какого материала станем её мастерить?

Дети: - Из дерева, из металла лодка утонет.

Воспитатель: - А как вы думаете: почему спички делают из дерева, а кастрюлю - из металла?

Дети рассуждают.

Воспитатель: - Да, верно. Есть у дерева ещё и такое свойство, оно горит, а металл – нет.

Давайте теперь поможем Незнайке определить, из какого материала нужно построить дом?

Дети:  - Из дерева, потому, что оно теплее металла, с металлической крышей, чтобы не промокал дом.

Воспитатель:  Теперь Незнайка точно построит  хороший, тёплый дом.

3часть:

 Подвожу  детей к вывеске «Музей «говорящих» предметов».

Воспитатель: - Здесь, хранятся изобретения известных механиков Цветочного города - Винтика и Шпунтика. Эти предметы могут рассказать о себе много интересного. Давайте подойдём и рассмотрим.

Воспитатель: - Какую чудо - технику вы узнали? 

Дети: Стиральная машина, пылесос, утюг, тостер и др.

Воспитатель : Посмотрите, что общего между этими предметами?  

Дети:  Эти предметы облегчают домашний труд, их нужно включать в электросеть, это электроприборы.

Воспитатель:

- Дети , а вы знаете, что бытовые приборы не всегда так выглядели? Хотите узнать, как человек прибирал своё жилище и разлаживал бельё в древние времена?  

Дети: Хотим.

 Предлагаю взять со стола по одной картинке, рассмотреть её, вспомнить историю этого предмета, объединиться с теми ребятами, у кого такая же история, встать по порядку от самого древнего до самого современного.  

Пылесос. Пучок веток - веник (метла) - щётка - хлопушка - первый валиковый пылесос беспроводной - современный пылесос, который чистит не только ковры, но и воздух.

Утюг. Камень - наматывали на скалку и проводили «рубелем» (ребристой доской) - первый утюг нагревали на печи - «Жаровня с углями» (в утюг засыпали угольки из печи) - современный утюг с регуляторами температуры, обдаёт паром и опрыскивает.

Воспитатель: - Молодцы все ребята, верно показали и рассказали истории предметов, ничего не упустили!

- Понравилась вам история пылесоса (утюга)?

-  Как вы думаете, предметы со временем менялись или оставались прежними?

Дети:     

Воспитатель:  Человек стремился улучшить их, сделать более удобными и красивыми.

Истории пылесоса и утюга  положим  в конверт. Сообщаю детям, что путешествие походит к концу и пора возвращаться обратно. Предлагаю занять свои места в вагонах. Под музыку «Езда на паровозике» дети возвращаются обратно.

Итог:

Воспитатель:

- Дети, как быть с этим конвертом? Что вы предлагаете?

Дети: Отправить Незнайке

 Воспитатель: - Что бы вам хотелось рассказать Незнайке о металле и дереве ?

Дети перечисляют свойства металла, дерева.

https://madou7.edumsko.ru/uploads/7000/24228/information_portal/.thumbs/neznaika1.jpg?1471860116


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Познание» « Путешествие в прошлое предмета» (счётные устройства) ( подготовительная логопедическая группа)

познакомить детей с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную...

Презентация "Путешествие в прошлое предметов"

Формирование представлений об истории создания предметного мира....

Конспект НОД с дошкольниками по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие в мир предметов"

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»....

"Путешествие в мир предметов"

Конспект непосредственной организованной деятельности детей со взрослым...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром: "Путешествие в мир предметов"

Цель:1.  Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об окружающих предметах (мебель, одежда, инструменты, игрушки, посуда );2. Расширять знания детей о растительном  и  жи...

Образовательная ситуация по познавательному развитию для детей старшей группы "Путешествие в мир предметов"

Цель: Расширить представления о предметах рукотворного мира.Образовательные задачи:1.                 Закреплять умения ...