Тренинг – одна из форм работы с детьми по экологическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Гаянова Лилия Фадисовна
Тренинг – одна из форм работы с детьми
по экологическому воспитанию
Тренинги бывают разные. И темы обсуждаются всякие. И формы
предлагаются неожиданные. Тренинг давно стал ведущим форматом в работе
педагогов «дошкольников».
Что такое эколого-психологический тренинг?
Эколого-психологический тренинг помогает решить следующие задачи:
 формирование, развитие экологических установок у детей (например, нет
«вредных» и «полезных» насекомых), преодоление прагматического
отношения к природным объектам;
 коррекция целей взаимодействия ребенка с природой (например, дерево
ценно не потому, что из него можно что-то сделать, а само по себе);
 обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой (например, не
кричу в лесу, потому что это чужой дом);
 развитие восприятия ребенка при контакте с природой (например, обследуя
ракушки, воздействуем на все сенсорные анализаторы ребенка; трогаем,
смотрим, нюхаем, слушаем, взвешиваем);
 расширение индивидуального экологического пространства ребенка
(например, живые не только я , и мама, папа, но и подорожник, жужелица,
сорока).
Особенности занятий:
 группа детей должна быть не более 12 человек;
 проведение занятия не требует специальных знаний у детей;
 в группе могут присутствовать дети разного возраста;
 занятия можно использовать в работе с семьями;
 все упражнения взрослый выполняет вместе с детьми;
 занятия продолжительностью 25-30 минут проводятся 1-2 раза в неделю.
Кто может участвовать в тренинге?
В тренингах могут участвовать дети разного возраста, даже двухлетние
малыши, особенно в разновозрастных группах. Хорошо, если в работу
включаются младшие воспитатели, педагоги, заведующая, родители, братья и
сестры воспитанников. Занятие может быть организовано только для родителей,
двух-четырех семей сразу, а также для коллектива ДОУ.
Где можно проводить тренинг?
Лучше всего – в экологической комнате, цветочной галерее или в зимнем саду.
Вполне подойдет и природный уголок группы, лес, парк, фруктовый сад.
Взрослому нужно быть готовым к тому, что на улице много отвлекающих
факторов. Поэтому одни части тренинга можно проводить на воздухе, другие – в
помещении.
Вот примеры тренингов.
МЫ - ГУСИНИЦЫ.
Для этого упражнения необходимо приготовить:
 детские гольфы разных цветов (по одному на каждого участника);
 питьевую воду в стаканах или блюдцах;
 кусочки капусты на подносе;
 небольшие покрывала или полотенца.
Каждый участник, надев гольф на руку, «превращается в гусеницу», которые
знакомятся друг с другом: «Я зеленая гусеница. Я желтая гусеница. Я полосатая
гусеница. Я пестрая…» (в зависимости от цвета гольфа). Воспитатель
сопровождает игру комментариями, при этом он сам выполняет различные
действия: «Гусеницы сидят на дереве, ползают по веткам, едят листья, они очень
вкусные (участники игры пытаются съесть капустные листья без помощи рук). А
вот капли воды на ветках, их можно пить, очень вкусно! (дети должны выпить
воду из блюдец без помощи рук). Хорошо дышать гусеницам свежим воздухом.
Но вот спустилась ночь, нужно найти дом для ночлега. Забролись гусеницы на
листья и заснули, (дети прячутся под покрывалами по 2-3 человека). Пришло
утро и наши гусеницы проснулись. Приятно погреться на солнце. Наконец ,
наступает пора превращаться в бабочку. Гусеница делает кокон-домик (дети
заворачиваются в покрывала), спяи, а через некоторое время кокон раскрывается,
и появляется бабочка. Бабочка улетает».
В конце занятия можно сделать на одежде значки гусениц из колючек
репейника.
ЖУК ВВЕРХ НОГАМИ.
Для этой игры необходимо приготовить изображение жуков размером 1-2 см.
(впоследствии их размер можно уменьшить, усложняя таким образом задания) ;
картонные круги, овалы, на одной стороне которых нарисованы разные жуки
(возможный вариант – гусеницы).
Воспитатель раскладывает «перевернутых» жуков по всей группе. Затем
предлагает детям превратиться в различных насекомых и поползать: «Вдруг жуки
упали на спину, дергают ножками, брыкаются (дети лежа на спине, имитируют
движения), хотят перевернуться, но никак не могут. Как же плохо лежать вверх
ногами – неудобно, страшно! Неужели они так и будут мучиться? Я помогу им.
Возьму листок бумаги или листок дерева, лежащий на земле, и переверну
насекомых, пусть бегут своей дорогой (воспитатель берет листок и помогает
воспитанникам перевернуться). Как обрадовались жуки помощи! Побежали по
траве к своим детям, к маме, папе. Молодцы, ребята, превращайтесь обратно в
людей! Посмотрите перед вами лежат перевернутые жуки (картонные). Поищите
их по всей комнате, помогите им перевернуться, а затем отнесите в «траву,
кусты» (например, на подоконник, где стоят комнатные цветы, или на зеленый
лист бумаги – «поляну».)
ЛЮДИ БОЖЬИ КОРОВКИ.
Воспитатель и дети разрисовывают заранее приготовленные эмблемы с
контурным изображением божьих коровок, закрепляют их на своей одежде.
Взрослый предлагает поиграть в игру «Привет, божья коровка!» Все обнимаются
друг с другом, «шевелят» усиками (пальцами, приставленными ко лбу) и говорят
«Привет, божья коровка Лариса! Привет божья коровка Саша!» Дети делятся на
две команды, например: девочки и мальчики. Воспитатель руководит игрой,
давая задания, и сам демонстрирует игровые действия: «Сейчас божьи коровки –
девочки присядут на куст (ковер, траву…) . А божьи коровки-мальчики
превратятся в людей. Божьи коровки-девочки ползают по веткам, едят тлю, пьют
росу с листьев, греются на солнце, наслаждаются свежим воздухом. Вот проехала
машина, оставив после себя выхлопные газы. Божьим коровкам стало трудно
дышать, и они вновь почувствовали себя хорошо! Всем захотелось спать:
заползли под листочки (под покрывала, большие платки), поспим, отдохнем. А
вот гуляют люди-мальчики. Вдруг они заметили на ветках куста божьих коровок,
подошли к ним поближе. А божьи коровки-девочки испугались: «Кто это такой
большой к нам приближается? Страшно! Это люди». А люди говорят: «Не
бойтесь, божьи коровки, мы вас не тронем, только посмотрим, какие вы , и
пойдем по своим делам, а вы занимайтесь своими!» (пусть дети повторяют эти
слова) И люди ушли, а жуки почувствовали себя весело и спокойно. А теперь
девочки превращаются в людей, а мальчики - в божьих коровок (игра
повторяется со сменой ролей). Можно провести аналогичную игру «Люди и
дождевые черви», «Люди и воробьи».
«ПРИРОДНЫЕ» ЧЕЛОВЕЧКИ.
Понадобится разнообразный природный материал:
 семена, плоды, камни, палочки, сучки, листья и т п.;
 небольшие банки или коробки (для каждого участника);
 кусочки пластилина.
Воспитатель предлагает детям выложить на полу или на стене человечка из
любого природного материала. Его части тела можно соединить при помощи
пластилина. Вариант задания: использовать только один вид плодов. (получается
Каштановый человечек, Тыквенный, Арбузный) . Далее педагог спрашивает: «А
как зовут человечков? Сообщите им ваше имя. Что бы вы сделали, если бы
превратились в такое маленькое существо? Как вы думаете, что ему нравится?
(не нравится) в людях? Попробуйте дать жизнь Травяному человечку, человечку
из коры, Песочному, Каменному человечку».
Пусть дети поселят человечка в любое место природного или животного
уголка, в ландшафтном садике.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с детьми по экологическому воспитанию. Схема.

Формы работы с детьми по экологическому воспитанию. Схема....

Природоохранная акция – как одна из действенных форм работы с детьми по экологическому воспитанию

Jчень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, т...

Природоохранная акция – как одна из действенных форм работы с детьми по экологическому воспитанию

Jчень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, т...

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного  осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с при...

Консультация для педагогов Формы работы с детьми по экологическому воспитанию

1.Организованная образовательная деятельность (занятия)2 Экскурсии3 Экологические праздники и досуги4 Экологические акции5Ознакомление детей с природой в повседневной жизни6 Труд детей в природе7 Рабо...

Активные формы работы с детьми по экологическому воспитанию «Организация природоохранных акций «Защити птиц и животных»

Формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных....

Активные формы работы с детьми по экологическому воспитанию «Организация праздников»

Воспитание любви к природе – одна из главных задач современной дошкольной образовательной организации.Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются осн...