Проект "Рождество"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Духовно-нравственное воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Понедельник 09.01.2017г

Тема: «Волшебство»

Задачи: продолжать учить воспитанников заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнением других воспитанников. Развивать творческую индивидуальность. Развивать воображение, восприятие, мышление. Воспитывать уважение к сверстникам.

Образовательная деятельность в режимных моментах

1 половина дня

2 половина дня

Сюрпризный момент общение детей после продолжительного отдыха, рассказы о проведённых Новогодних праздниках и зимних каникулах с родителями; совместные игры детей.

Задачи: развивать коммуникабельность посредством бесед и общения друг с другом, умение рассказывать из личного опыта, передавать в рассказе свои впечатления и настроения; умение

слушать рассказы сверстников.

«Кто такие волшебники», Игра – перевоплощение «Волшебники»

Подвижная игра «Накинь кольцо»

Задачи: развивать глазомер, зрительно-моторную координацию

Подвижная игра «Если правильно пойдешь, сюрприз найдешь»

Задачи: закрепить умение ориентироваться в окружающей обстановке

Игры на развитие речи (грамматический строй речи): «Закончи предложение»

Задачи: совершенствовать умение согласовывать слова по смыслу, звучанию

Самостоятельная деятельность детей, конструктивная деятельность, работа в тетрадях

Чтение художественной литературы

«Падают снежинки»

Задачи: раскрыть тайну появления снега, сугроба, наста и других зимних явлений. Ввести в речь новые слова – наст, хруст,

«Разноцветная вода»

Задача: познакомить с получение нового цвета путем смешивания красок.

Трудовые поручения: развивающая ситуация «Встреча комнатных цветов, после долгих каникул»

Задачи: учить делать умозаключения, на основе наблюдений

«Мастерская юных волшебников»

Задачи: расширить кругозор. Развивать

творческие способности, мелкую моторику

пальцев рук, воображение, связную речь

Экологические игры: «Найди необычное, интересное, волшебное \, чудесное в камне, веточке, песке»

Задачи: развивать познавательный интерес, воображение

Сюжетно-ролевая игра: «Мы – волшебники»

Задачи: развивать воображение, творческие способности. Показать несколько опытов (волшебство) и научить детей их проводить самостоятельно. Воспитывать интерес к познанию нового

Итоговое мероприятие

Развлечение «Волшебный сундучок», совместно с музыкальным руководителем

Прогулка

Изготовление цветных льдинок

Задачи: Закрепить знания свойств воды замерзать на морозе, приобретая форму ёмкости, развивать воображение, фантазию.

Подвижная игра «Два Мороза»

Задачи: развивать ловкость, учить распределять роли.

Игра «Сказочная фигура, замри»

Задачи: развивать фантазию, творчество в придумывании сказочных фигур.

«Сказочный лес». Украшение цветными льдинками деревьев на участке.

Задачи: развивать творческие способности, эстетический вкус; закрепить знания детей формы и

цвета, качества льда; активизировать словарь.

Вторник 10.01.2017г

Тема: «Рождество»

Задачи: Дать представление о Святках, колядках, Рождестве. Развивать быстроту, ловкость. Поддерживать интерес к чтению, художественному творчеству. Воспитывать уважение к народным традициям.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Сюрпризный момент «Что вы знаете о Рождестве?»

Задачи: познакомить воспитанников с традициями празднования Рождества.

Рассказ «Что такое Рождество, сочельник святки»

1половина дня

2 половина дня

Подвижная игра (равновесие)

«Эй, ребята, выходите»

Задачи: развивать быстроту, ловкость.

Подвижная игра (прыжки)

Допрыгай до флажка» (5.6.102)

Задачи: развивать умение прыгать на двух ногах вперед, соблюдая технику прыжка (взмах руками, легкое раскачивание, толчок)

Чтение художественной литературыразучивание колядок, распевок о Рождестве (3,3…)

Задачи: развивать память, внимание, речевое дыхание.

Приобщение к изобразительному искусству (декоративно - прикладное): рассматривание картины «Народные гулянья. Рождество»

Изготовление атрибута «Звезда» для проведения праздника

Опытно-экспериментальная деятельность:

Рисование «Снегопад»

Задачи: развивать творческие способности;закрепить умение работать красками.

Физическое развитие (здоровье) Развивающая ситуация «Как вести себя, если ты простудился»

Задачи: закрепить знание детей о том, что нужно делать, если простудился сам или близкий

человек. Отработать навык самоконтроля и здоровье сберегающего поведения

Самостоятельная деятельность детей, конструктивная деятельность, работа в тетрадях

Игра малой подвижности «Колечко».

Шуточные гадания

Задачи: научить играть в новую народную игру. Показать как играли наши бабушки накануне Рождества в шуточные гадания

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»

Задачи: продолжать организованно играть в сюжетную игру, наполняя знакомый сюжет новыми элементами

Итоговое мероприятие

Развлечение «Рождественские посиделки», совместно с педагогом-организатором по художественно-эстетическому направлению, хореография

Прогулка

Наблюдение за ветром

Задачи: развивать наблюдательность, интерес к явлениям неживой природы, их особенности в

зимний период года, активизировать словарь.

Подвижная игра «Сказочные ловишки»

Задачи: упражнять детей в беге в разных направлениях; развивать

Подвижная игра «Зайцы, ёлочки, пенёчки»

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, умение действовать по сигналу, развивать

внимание, ловкость.

Среда 11.01.2017г

Тема: «Всемирный день спасибо»

Задачи: Формировать у представление о том, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека. Воспитывать уважение к друг другу, к старшим, к посторонним.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Сюрпризный момент Этюд «Скажи доброе слово, комплимент другому»

Задачи: упражнять детей в употреблении вежливых слов, используя выражения, мимику, позу.

Воспитатель вносит клубок ниток, говорит детям, что он необычный, в нем спрятано много добрых, ласковых, нежных слов. Предлагает детям сесть в кружок. Дети передают друг другу клубок,

наматывая нить на палец и говоря рядом сидящему что-то доброе.

1половина дня

2 половина дня

Подвижная игра (с мячом)

«Летучий мяч» (5,8,113)

Задачи: закрепить владение мячом.

Подвижная игра (с элементами спорта)

«Веселый мячик» (5.6.137)

Задачи: совершенствовать умение ловить и бросать мяч двумя руками.

Ситуации (этикет, культура поведения):

«Зачем человеку вежливые слова?»

Задачи: формировать представление о том, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека.

Самостоятельная деятельность детей, конструктивная деятельность, работа в тетрадях

Игры на развитие речи (рассматривание сюжетных картин и картинок):

Рассматривание иллюстраций и выборочное чтение книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задачи: вызвать доброжелательное отношение к хорошим поступкам и негативное к плохим; сформировать интерес к произведению, желание рассматривать иллюстрации; развить речь.

Чтение художественной литературы (сказки)

В. Овсеева «Вежливое слово»

Задачи: продолжать воспитывать культуру поведения через художественное слово

Приобщение к изобразительному искусству (декоративно - прикладное): Создание открытки «Доброе сердце»

Задачи: продолжать развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук. Учить создавать открытку. Воспитывать желание порадовать близких подарком, сделанным своими руками

Словесная игра: «Скажи по-другому»

Вы уже знаете, что об одном и том же можно сказать по-разному, разными словами. Подберите слова, близкие по смыслу к выражениям: «явился как снег на голову» (неожиданно), «с него как с

гуся вода» (ничего на него не действует), «держи язык за зубами» (молчи), «не задирай нос» (будь скромнее).

Итоговое мероприятие

Развлечение «Весёлое Рождество»

Прогулка

Игра - драматизация по стихотворению Э. Мошковской «Вежливое слово»

Игра «Вершки и корешки» (Денис К, Дима К, Настя Ф, Рома Б)

Подвижная игра: По ровненькой дорожке» Задачи: упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности, удерживая равновесие.

Подвижная игра: «Ловишки» Задачи: Развивать скоростные навыки, умение ориентироваться на площадке, двигаться, не наталкиваясь друг на друга.

Четверг 12.01.2017г

Тема: «Зимние узоры»

Задачи: расширить и конкретизировать представления о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Сюрпризный момент Показ слайдов «Зимняя сказка» под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Тройка»

1половина дня

2 половина дня

Подвижная игра (народная) «Сделай фигуру» (5.8.83)

Задачи: продолжать организованной играть в любимые народные игры. Развивать фантазию и воображение. Умение сохранять статическую позу

Игры на развитие речи (развитие словаря):

Игра «Назови одним словом»

Задачи: обогащать активный словарь детей, развивать умение классифицировать и объединять группы предметов, находить сходства и различия

Чтение художественной литературы (стихотворение)

«В необъятном государстве нашей Матушки - зимы» (3,3, 297)

Задачи: развивать внимание, умение выделять главную мысль произведения

Подвижная игра «Пролезь в обруч» (5.6.182)

Задачи: продолжать совершенствовать умение в подлезании в обруч. Развивать координацию.

Развитие мелкой моторики:

Создание коллажа «В царстве матушки зимы»

Задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук. Продолжать учить создавать коллективный коллаж, объединенный одной темой, умение работать в команде

Краеведение: Чтение сказки «Песец и Олень» (проект)

Задачи: Расширить представление о жизни животных севера зимой. Активизировать словарь детей. Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы полными предложениями. Развивать логическое мышление. Воспитывать внимание, наблюдательность

Самостоятельная деятельность детей, конструктивная деятельность, работа в тетрадях

Сюжетно-ролевая игра: «Кабы не было зимы…»

Задачи: развивать творческие способности, умение фантазировать и прогнозировать результат при определенных условиях

Безопасность игра «Не замерзнем в холода»

Задачи: продолжать формировать осознанное отношение к своему здоровью, умению его беречь, соблюдать правила безопасного поведения в зимнюю погоду

Итоговое мероприятие

Развлечение «Фея Красок»

Совместно с педагогом-организатором по художественно-эстетическому направлению Изобразительное искусство

Прогулка

Наблюдение «Морозный солнечный день»

Задачи: закрепить представление о зиме, о том, что зимой солнце светит, но не греет. День короче ночи. На Севере – полярная ночь.

Заучивание скороговорки «Зимой поле белое, промерзло – заледенелое»

Подвижная игра «Салочки - выручалочки»

Задачи: развивать быстроту и ловкость, умение играть сообща.

Пятница 13.01.2017г

Тема: «Пришла коляда, отворяй ворота»

Задачи: познакомить детей с традиционными русскими народными гуляньями накануне Рождество –колядками. Раскрыть историю и значение праздника. Научить играть в соответствующие народные игры. Приобщать к культуре и традициям русского народа (своим корням0. Воспитывать любовь и уважение к России.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Сюрпризный момент: Рассказ о праздниках: Новый год, Рождество, Старый Новый год в России и других странах мира.

Задачи: развитие интеллекта, познавательных интересов и коммуникативных способностей детей; воспитание художественно-эстетических и духовно-нравственных чувств у дошкольников.

1половина дня

2 половина дня

Подвижная игра «Дорожки»

Задачи: продолжать учить бегать друг за другом, делая сложные повороты, сохраняя равновесие, не мешая друг другу и не толкая впереди бегущего

Подвижная игра (эстафета) «Взятие снежной крепости»

Задачи: научить играть в новую народную игру, в которую традиционно игра во время святочных гуляний

Общение

Беседа «Как зимуют растения и животные зимой»

Задачи: закрепить и систематизировать знания детей о способах приспособления живого мира к изменению неживой природы

Игра – сценка «Импровизированная сказка»

Задачи: продолжать учить придумывать действие и героев на слова песни «Шел по лесу Дед Мороз»

Самостоятельная деятельность детей, конструктивная деятельность, работа в тетрадях

Игры на развитие речи

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Задачи: разучить новую пальчиковую гимнастику. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, связной речи – умению четко произносить слова стихотворения

Чтение художественной литературы (повести, рассказы) «Накануне Рождества»

Задачи: продолжать знакомить с народными гуляньями и традиционными праздниками через художественное чтение

Хозяйственно - бытовой труд: Труд взрослых

Д.игра «Техника на службе у человека зимой»

Задачи: закрепить знания о том, чем отличаются машины, которые используют в зимнее время

Сюжетно-ролевая игра: «Семья. Новогодние гулянья»

Задачи: проиграть с детьми ситуацию колядования в семье, между семьями: подготовка и встреча гостей накануне Рождества.

Итоговое мероприятие

Развлечение «Колядки», совместно с музыкальным руководителем

Прогулка

Наблюдение из окна «За окном мороз»

Задачи: закрепить знания детей о зимнем явлении – морозе.

Загадывание загадок о морозе. Чтение стихов о зиме.

Задачи: развивать память и мышление.

Подвижная игра 2Два Мороза»

Задачи: развивать навыки пространственной ориентировки, быстроту и ловкость.

Игры с формочками и снегом

«Метание снежков в цель2

Информационная карта проекта.

Цель проекта:

  1. Формирование коммуникативных компетентностей через участие детей в совместной деятельности — Рождественской мистерии.
  2. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.

Срок реализации: краткосрочный, 1 неделя.

Количество участников: воспитатель и 25 человек детей разновозрастной группы.

Возраст детей: 4-7 лет.

Форма проведения: фронтальная, подгрупповая.

Тип проекта: познавательно-творческий, игровой, ролевой.

Продукт проекта: Пещера и праздник.

Проблема проекта: отправной точкой для начала проекта стали интерес и желание детей самим поучаствовать в подготовкепраздника, выполнить роли.

Задачи проекта:

1.Развивать умения детей работать в группе сверстников.

Создавать условия для позитивных доброжелательных отношений между детьми.

Развивать коммуникативные способности детей.

2.Познакомить детей с историей возникновения праздника Рождество Христово.

Отражать детские переживания в поделках, рисунках, оформлении рождественского дизайна в группе.

Учить проживать полученный опыт и знания при участии в рождественской мистерии.

Форма презентации: показ праздника Рождества для родителей группы.

Актуальность проекта: Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой вселенной душа русского народа.

Наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, выполнять роли в рождественских историях, ходить ряжеными в Святки, устраивать веселые игрища и забавы, хорошо знать традиции православных праздников, обычаи русского народа.

Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком должно быть гармоничным. Душевный отклик к искусству, литературе, православным праздникам — это важнейшие аспекты, которые формируют личность ребенка с позитивным взглядом на жизнь. Обратим внимание детей, то светлое, доброе, красивое, чем проникнут мир и лучшие произведения искусства. Настроенный на эту волну ребенок, сам потянется к совершенствованию, оздоровлению себя, чтобы гармонично вписаться в этот прекрасный мир.

Ожидание Рождества неслучайно. В это время нужно постепенно «зажечь» свет в душе каждого ребенка в ожидании радостного события — рождения младенца. Трепетное настроение детей мы поддерживаем в течение предрождественских событий, когда через добро, добрые дела постепенно загорается свет внутри детской души в ожидании самого светлого и чудного — рождения младенца.

В этом году в нашей группе проходит проживание детьми рождественской эпохи. В завершении эпохи дети побывают в путешествии «Рождество». Их будут сопровождать персонажи, костюмы которых с любовью шьют родители детей.

Но в этот год наши выпускники выдвинули предположение: «А что, если мы сами попросим мам сшить костюмы, оформим красиво группу, выучим много красивых песен, стихов. проведем путешествие для детей других групп.

Ожидаемые результаты:

1.Установка партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами,  посредством совместной деятельности: изготовлении подарков, проведения  репетиций, поиска различных атрибутов для дизайна (ракушек, камней, шишек, красивых иллюстраций, витражей и т. д.).

2.Создание фильма «Рождество в детском саду».

 

Подготовительный этап:

  • Составление тематического планирования по теме  «Рождество Христово».
  • Пополнение развивающей среды в группе.
  • Подбор художественной литературы, беседы, рассказы.
  • Подбор иллюстраций, музыкальных произведений, песен.
  • Материал для информации  родителям: стенд «Рождество Христово».
  • Подбор материалов для продуктивной деятельности детей.
  • Составление педагогом сценария фильма.

 

Практический этап.

  • Беседа: «Чем пахнет Рождество?»
  • Чтение книг: «Вифлиемская звезда» (С. Нурдквист), «Рождественская каша» (С. Нурдквист), «Маленький ослик Марии» (З. Гунхильд ), «Истории к праздникам года» (И. Йохансон), «Кукла рождественской девочки» (Ю.Несветова, Л.Авилова).
  • Драмматизация сказки Б. Гримм «Звездные таллеры».
  • Разучивание отдельных отрывков, песенок из рождественской мистерии.
  • Организация и проведение праздника «Ожидание Рождества» (прохождение рождественской спирали).
  • Заучивание стихов рождественской тематики:

– «Серебристый колокольчик рождества» (О. Першина),

–  «Девочка и розы» (православные сборники),

– «В яслях спал на свежем сене» (С. Черный).

  • Помощь родителей в изготовлении костюмов.
  • Поделки различных ангелов, рождественских открыток, рождественской елочки в подарок родителям.
  • Изготовление витражей рождественской тематики для украшения группы.
  • Участие детей в оформлении стола времен года, использование раскрасок «Рождество Христово».
  • Семейные клубы: совместное изготовление кукол — статуэток для оформления стола.
  • Подготовка воспитателями сказки «Елочка на столе».
  • Создание восковой сказки «Рождество»

 

Заключительный этап:

  1. Показ рождественской мистерии на празднике Рождества Христова детьми и педагогами.
  2. Создание фильма «Рождество в группе №6 детского сада».

Срок реализации:

3-я неделя января 

Время в режиме дня :

  • НОД — утренний круг,
  • Музыкально-ритмическая игра,
  • Вторая половина дня,
  • Утром еженедельно по вторникам — изготовление продуктов художественной деятельности для оформления дизайна группы, подарков родителям.

 Место проведения: группа.

 

Тематический план по подготовке к Рождеству.

На столе времен года пейзаж царства минералов: камешки, ракушки. Оформление рождественского венка с четырьмя свечами, рождественского календаря. Разучивание рождественских песен, стихов, чтение рождественских книг.

Праздник «Ожидания Рождества» На столе времен года добавляется растительный пейзаж: хвойные веточки, шишки, кора.

Ежедневно зажигаются две свечи.

Поем песни рождественской мистерии.

Начало изготовления рождественских подарков.

Оформление группы витражами, снежинками, звездами.

На столе времен года появляются пастухи с овечками.

Ежедневно зажигаются три свечи.

Начинаются ежедневные рассказы о Марии и Иосифе.

Разучивание рождественской мистерии.

На столе времен года появляются Мария и Иосиф (куклы), люлечка из шерсти.

Ежедневно зажигается четыре свечи.

Продолжаются истории о Марии и Иосифе.

Семейные клубы по изготовлению рождественских подарков детям.

7 января — праздник Рождества Христова.

На столе времен года в люлечке появляется младенец.

Деятельность педагога, детей, родителей в течение проекта

Педагог

Дети

Родители

Оформляет рождественский венок, стол времен года, рождественский календарь из символизирующих каждый день красочных мешочков.

Приносят в группу камешки, ракушки. Разучивают рождественские песни, стихи, беседуют по книгам рождественской тематики. Участвуют в празднике «Ожидание Рождества»

Приносят в группу книги рождественской тематики. Участвуют в празднике «Ожидания Рождества». Помощь в изготовлении костюмов для мистерии. Шитье рождественских кукол.

Оформляет растительный пейзаж на столе времен года. Музыкально-ритмическая игра «Пастушки». Пение и разучивание с детьми песен рождественской мистерии. Изготавливает с детьми рождественские подарки родителям.

Участвует в оформлении дизайна группы.

Приносят в группу: мох, шишки, веточки, хвою, кору.

Уверенно поют рождественские песни. Участвуют в изготовлении рождественской елочки. Вырезают снежинки, звезды, делают маленькие витражи на окна.

Помогают в оформлении дизайна группы, продолжают шить рождественских костюмов.

Продолжает оформление рождественской картинки на столе времен года, добавляет пастухов с овечками, ослика, бычка. Ежедневно рассказывает истории  о Марии и Иосифе из книги «Маленький ослик Марии». Готовит с детьми драмматизацию сказки Б. Гримм «Звездные таллеры»

Участвуют в обсуждении рассказов из книги «Маленький ослик Марии». Проигрывают роли рождественской мистерии. Драмматизируют сказку Б. Гримм «Звездные таллеры»

Дополняют стол времен года животными из шерсти: овечки, бычок, ослик.

Оформляет на столе времен года целостную рождественскую историю. Завершает разучивание рождественской мистерии, проводит семейные клубы по обговариванию рождественских подарков детям.

Участвуют в заключительных репетициях мистерии. Окончание знакомства с книгой «Маленький ослик Марии» Чтение книг «Кукла рождественской девочки», «Рождественская каша» Свен Нурдквист. Заучивание стихов «В яслях спал на свежем сене» С.Черный, «Серебристый колокольчик Рождества»

Изготавливают или приобретают рождественские подарки детям, дарят их на празднике детям

7 января «Праздник Рождества Христова»дома.

 

Примечание:

Если все сделано правильно, последовательно и с любовью, вы услышите восторженное восклицание : «Посмотрите, Мария родила сына!»  Ради этого стоило пройти весь этот путь.

 

Результат проекта:

  1. Установились партнерские взаимоотношения между детьми, родителями, воспитателями в результате совместной деятельности.
  2. Создан фильм «Проживание эпохи Рождества детьми группы при подготовке постановки рождественской мистерии.

3.Изготовление пещеры с яслями рождения Христа.

Воспитательно-образовательная деятельность.

«Народные праздники. Рождество».

Цель. Помочь детям осмыслить религию, как факт культурного развития общества и религиозное воспитание дает высший нравственный идеал. Познакомить с образом Христа, как личности любящей и самоотверженной. Подвести детей к народным традициям, познакомить детей с тем, как на Руси отмечалось Рождество. А весь новогодний рождественский цикл – это традиции святок, святых вечеров, праздновании рождества, ряженье, колядование. Рассказать, что коляда – круговая еда о добрых пожеланиях родным и близким.

Развивать творческую активность детей в театральной деятельности. Закреплять представление детей о различных видах театра. Знакомить детей с р. нар. традициями, играми, фольклором, развивать представление об истории цивилизации.

Художественная литература: Детская Библия с. 290-298, А. Мень «Свет миру», К. Ушинский «Рождество» (из детских воспоминаний), «Коляда под рождество», «Крещенский вечер», «Коляда под Новый год», «Сретенье господние», «Крещенские сказания»,

Сказки: «Ермилка и лесной боров». Фольклор: «Уж я золото храню», «Колядки», «Сейся, родися»

10 января среда.

Утренний прием детей.

  1. Труд в уголке природы: Закреплять умение ухаживать за растениями, поливать, мыть поддоны, протирать широкие листья у лилии, аккуратно рыхлить землю у растений. Формировать экологический опыт в общении с растениями.
  2. Беседа на тему «Как мы ходили на Ёлку». Дети делятся впечатлениями о прошедших новогодних праздниках: куда ходили, чем занимались, что запомнилось, понравилось.
  3. Инд/р. Активизировать речь, закреплять грамматический строй речи, упражнять Богдану, Диану в составлении рассказа, развивать связную речь.
  4. Игровая деятельность. Д/игры. «Кто пришел на ёлку», «Опиши ёлочные игрушки», «Назови и опиши сказочных персонажей». «Сложи слово» Цель: формировать грамматический строй речи.
  5. Изобразительная деятельность. Инд/р. учить рисовать контуры деревьев (елки) и придавать им нужную форму с помощью штриховки.
  6. Утренняя гимнастика
  7. Подготовка к завтраку. Завтрак.

НОД Познавательное развитие (ФМЦК)

Тема. «Как отмечали Рождество в старину»

Цель. Расширять кругозор детей. Приобщение к корням народной культуры через обыгрывание и импровизацию рождественских сюжетов. Закреплять представление детей о русских народных праздниках, обогащать и активизировать словарь детей. Знакомить детей с русскими народными традициями, фольклором, развивать представление об истории цивилизации.

Мет/пр. Познакомить детей с Библией, рассматривание иллюстраций, худ. лит-ра «Уж я золото храню», игры, гадания, колядки, дразнилки и загадки, аттракционы, итог.

План НОД.

  1. Познакомить детей с Детской Библией.
  2. Чтение главы «Христос родился»
  3. Пословицы и поговорки.
  4. Игры «Где звенит колокольчик», «Маленький мальчик»
  5. Коляда под Рождество.
  6. «Рождественская песня»,
  7. К. Ушинский чтение рассказа «Рождество» из детских воспоминании

Социально-коммуникативное

ППД. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта». Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов светофора (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый —готовятся к движению, на зеленый —двигаются).

Прогулка 1. Наблюдения в неживой природе: обратить внимание детей на погоду. Середина зимы. Стоят самые длинные ночи, короткие дни. Солнце светит слабо, сумрачные дни.

Цель. Продолжить знакомить с сезонными изменениями в природе, закрепить знание зимних месяцев, знакомить с народными приметами, развивать умение замечать красоту природы, восхищаться ею, бережно относиться к объектам природы. Расширять представление детей о природных явлениях.

2. Трудовая деятельность. Разгрести снег на участке, приготовить место для игр, расчистить горку от снега. Ц. воспитывать трудовые навыки, желание трудиться сообща.

3. Инд. Работа. «Попади в круг». Цель. Учить бросать снежки правой и левой рукой.

4. Катание детей с горки – напоминать о правилах поведения на горке (не толкаться, ждать своей очереди).

5. Игры по замыслу с в/м и снегом «Снежная крепость» Цель: прививать умение договариваться, делится, совместно планировать и играть.

6. Подв. игры «Снежный городок», «Гонки с шайбой» /бег/, «Кто дальше» / катание с горки/.

Прогулка Наблюдение за снегом.

Цель. Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Расширять кругозор, развивать память, внимание, речь.

= Белые снежинки,

Легкие пушинки,

Словно искорки горят

На ладонях у ребят.

И мгновенно тают,

Но не улетают.

2. Труд. Разгребание снега на участке. Предложить сделать снеговые дорожки на участке, воспитывать желание трудиться.

3. Игры с в/м. и снегом. С/р игра «Магазин». Лепим из снега и формочек предметы для обыгрывания сюжета. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.

4. Подв. игры «Дорожка препятствий», «Перемени предмет» /ловкость/.

«Рисуем дорожку» Ходьба по снегу змейкой друг за другом.

«Забей снежок в ворота». В ворота из снега, отбивая снежок хоккейной клюшкой.

Вечер. Нравственное воспитание.

Продолжать знакомить детей с празднованием Рождества и Нового года на Руси. Познакомить детей с волшебным образом Деда Мороза и Снегурочки в русском фольклоре.

Оркестр на ложках, на дудочке, на бубне, колокольчике и др. самодельных музыкальных инструментах. Разучивание с детьми дразнилок, частушки, колядки.

  1. Строит. игры «Здания» .
  2. Цель. Учить детей выделять основные части /опору, спуск, лесенку, перила/, их пространственное расположение, устанавливать практическое назначение каждой из них.
  3. Свободная игровая деятельность детей в центрах активности.

Взаимодействие с родителями

Раздать для заучивания стихи, дразнилки и частушки о Рождестве.

Предложить родителям принять участие в постройке снежного городка на участке.

Беседа о рождественских праздниках. Цель. Развивать познавательный интерес к празднику Рождество. Продолжать знакомство с "Детской Библией".

- Из какого города была Дева Мария? (Из маленького города Назарета на севере Израиля.)

- Кто принес Деве Марии благую весть о том, что она родит сына и имя его будет Иисус? (Архангел Гавриил.)

- Зачем Мария и Иосиф отправились в Вифлеем? (Римский кесарь Август повелел сделать перепись населения, и для этого каждый должен был прийти в город своих предков, а Иосиф и Мария были из дома и рода царя Давида. Родным же городом Давида был Вифлеем.)

- Где был рожден Спаситель? (Из-за большого скопления народа Иосиф и Мария не смогли найти себе места ни в гостинице, ни в каком-либо ложе, и им пришлось остановиться в пещере, куда пастухи загоняли скот, поэтому Мария родила младенца в пещере и положила в ясли.)

- Кто первым узнал о рождении младенца Иисуса? (Вифлеемские пастухи первыми узнали о рождении Спасателя от ангела, явившегося им.)

- Зачем поспешили пастухи в Вифлеем? (Пастухи поспешили в Вифлеем, чтобы

НОД Художественное творчество.

Конструирование из бумаги. «Ангел»

Цель. Развивать у детей умение делать поделки из бумаги конической формы, делать заготовку из шаблона, дополнять основу заготовками из цветной бумаги. Развивать творческие способности.

План НОД.

  1. Беседа с детьми на рождественскую тематику.
  2. Рассматривание иллюстраций
  3. Рассматривание заготовок к предстоящей работе. Обсуждение с детьми, как можно использовать их в работе.
  4. Показ образца работы.
  5. Работы детей.
  6. Выставка детских работ.

Кружок «Баскетбол»

10 января. Вторник.

Утро. Прием детей.

1. ВКП Беседа. Как обратиться с просьбой? Закреплять навыки культуры поведения, вежливо обращаться с просьбой - попроси игрушку; - передай игрушку. Словарь: спасибо, пожалуйста, благодарю.

2. Социализация: «Собрались все дети в круг. Я твой друг, и ты мой друг» Цель. Сближение детей друг к другу. Приучать детей доброму отношению к долго отсутствующим детям.

3. ЗКР Инд/р. Сл. игра «Звукоедик» на развитие фонематического слуха. Упражнять Вику. Богдану в четком проговаривании звуков – ш - в словах и фразах.

С/р игра «Секреты», Сюжет «Что в шкатулке». Развивать у детей воображение, внимание, память, связную речь. Учить детей строить ролевые отношения между детьми. Прививать культуру поведения во время диалога, дружеские взаимоотношения, симпатию.

Муз. игра «Веселые мячики», /подпрыгивание/, «Музыкальные ладошки» формировать навыки ритмичного движения с характером музыки.

Утренняя гимнастика

4. Подготовка к завтраку, завтрак. КГН Культура поведения за столом: локти на стол не ставить, тарелку далеко от себя не отодвигать, по просьбе товарища подавать хлеб.

Чтение Рождественских стихов. Цель. Расширять кругозор детей, обогащать представления детей рус. нар. традициями, играми, фольклором, формировать представление об истории цивилизации.

Наст. игры «Шашки», «Домино», «Лото», «Логический домик». Цель. Закреплять умение соблюдать правила игры, вызвать радость от совместных игр с детьми.

Свободная игровая деятельность.

Муз. Игра «Игрушки из шкатулки». Цель. Вовлечь детей в игровую ситуацию, пробуждать двигательную активность в свободных играх на музыкальных инструментах.

Оркестр на ложках, на бубнах и др. самодельных музыкальных инструментах. Частушки, дразнилки, рождественские песенки, колядки, загадки, гадания.

Конструирование по замыслу. Цель. Закреплять умение строить разные варианты построек. Уточнить последовательность работы. Развивать мышление, конструкторские способности.

Подготовка к обеду. КГН. Сервировка стола. Цель. Учить аккуратно сервировать стол к обеду, накрывать последовательно, начиная с кружки.

Беседа о рождественских праздниках. Цель. Развивать познавательный интерес к празднику Рождество. Продолжать знакомство с "Детской Библией".

- Из какого города была Дева Мария? (Из маленького города Назарета на севере Израиля.)

- Кто принес Деве Марии благую весть о том, что она родит сына и имя его будет Иисус? (Архангел Гавриил.)

- Зачем Мария и Иосиф отправились в Вифлеем? (Римский кесарь Август повелел сделать перепись населения, и для этого каждый должен был прийти в город своих предков, а Иосиф и Мария были из дома и рода царя Давида. Родным же городом Давида был Вифлеем.)

- Где был рожден Спаситель? (Из-за большого скопления народа Иосиф и Мария не смогли найти себе места ни в гостинице, ни в каком-либо ложе, и им пришлось остановиться в пещере, куда пастухи загоняли скот, поэтому Мария родила младенца в пещере и положила в ясли.)

- Кто первым узнал о рождении младенца Иисуса? (Вифлеемские пастухи первыми узнали о рождении Спасателя от ангела, явившегося им.)

- Зачем поспешили пастухи в Вифлеем? (Пастухи поспешили в Вифлеем, чтобы

Чтение стихотворения (заучивание стихов, песен о рождестве) Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

2. Хороводные игры «Ёлочка», «Ой мороз», «Водяной» учить детей водить плавный хоровод, сочетать движения со словами.

Прогулка

Наблюдения за ветром. Цель. Обобщать и систематизировать знания детей о воздушных потоках, их направлении в соответствии со сторонами света. Учить детей делать самостоятельные выводы за погодными явлениями природы.

Опыт: вынести на улицу вертушки и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья. По компасу определить направление ветра. Цель: учить детей пользоваться компасом во время наблюдений.

2. Игра «Следопыты». Цель: рассматривать следы, определять чьи они (птицы, собаки и т.д.)

3. Игры с выносным материалом. Развивать умение во время игр соблюдать правила игры.

4. Подв. игры «Охотники и зайцы» /метание/, «Гуси-лебеди» /бег/, «Стоп» /внимание/.

5. Труд на участке. Расчищаем ступеньки на веранде от снега. Цель. Формировать трудовые навыки.

6. Катание детей с горки – воспитывать дружелюбные отношение детей друг к другу, доставить детям удовольствие.

Инд. работа Игра «Великаны и карлики». Цель. Учить чередовать ходьбу мелкими и широкими шагами.

Вечер. 1. С/р игра «Магазин», сюжет «Вежливый продавец». Ц. Выявлять уровень самостоятельности детей при постановке игровых задач. Воспитывать уважение к людям этой профессии.

Игра «Кто на каком транспорте поедет, полетит, поплывет». Закреплять знания о специальных видах транспорта.

ИЗО: предложить раскраски на тему дня, предложить раскрасить картинки, вырезать для создания театра – вертепа. Цель. Привлечь детей к изготовлению рисунков - поделок по данной теме.

- Конструктивная деятельность. Изготовление волшебных палочек с монетами для игры «Маленький мальчик».

Содержание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Внесение иллюстраций на тему «Рождественские дни». Рассматривание иллюстраций, худ. литературы, чтение и обсуждение материала.

Взаимодействие с семьями

Беседа с родителями: «Вы спрашиваете, мы отвечаем»

- Рекомендации родителям по теме недели: повторить с детьми времена года, части суток, дни недели, зимние месяцы.

09 января. Вторник

ОБЖ. ОБЖ. «Опасные ситуации». Беседа с детьми о предметах, требующих осторожного обращения. Побеседовать с детьми, почему нельзя есть снег – заболит горлышко, прикасаться руками к железным предметам на морозе – теплое тело прилипнет к железу и может сорвать кожу, уточнить к чему может привести беспечность. Цель. Воспитывать у детей самостоятельность, осторожность, чувство самосохранения.

Беседа «Как доктор лечит людей». Цель. Дать представление о труде медиков, , показать общественную значимость этой профессии.

Игровая деятельность. Д/игры «Как помочь болному», «Что для чего» (для чего доктору шприц, градусник…), «Как поддержать больного друга?»

Чтение рассказа А. Седугина «Речные камешки». Цель. Донести детям, что заботой о больном товарище можно помочь править здоровье друга.

НОД  Речевое развитие

Викторина "Кто лучше знает историю Рождества"

Конкурс стихов на Рождественскую тему

Цель: Углублять, систематизировать, обобщать полученные знания о Рождестве. Развивать познавательный интерес, чувство гордости, любви к народным традициям . Учить детей выразительно читать стихи, передавая интонацией своё отношение к содержанию; понимать образные выражения.

План НОД

  1. Рассказы о событиях, предшествующих празднованию Рождества.
  2. Рассматривание иллюстрации.
  3. Д/игры: «Вифлеемская Звезда», «Дары волохов», «Каким символом являются подарки под ёлкой?» «Подбери признаки»
  4. Вопросы – ответы.
  5. Вертеп. (Показ сценок из картонного театра, изготовленного детьми)
  6. Конкурс стихов детей.
  7. Итог.

НОД Художественно-эстетическое развитие

Рисование. Тема. «Ангелы-хранители»

Цель: Учить рисовать фигуры, придуманные детьми, соблюдая соотношения частей тела. Учить изображать простые движения; побуждать детей к образной оценке изображения.

План НОД

  1. Чтение стихотворения Иоанна Рутенина «Зима. Рождество» (Мама ёлку украшала…)
  2. Рассматривание иллюстраций
  3. Беседа по теме
  4. Показ образца работы
  5. Работы детей
  6. Анализ детских работ.

В группе.

Игровое творчество. «Играем сказку»

Цель. Учить детей играть в знакомую сказку, самостоятельно импровизируя в театре смешанного типа. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.

Учить придумывать диалоги, сценки встречи, расставания и знакомства, умение подражать, выполнять простейшие образные движения.

Игра «Противопоставления – антонимы» (Веселый – грустный, богатый – бедный, щедрый – скупой). Цель. Учить детей видеть в сказках противоположных героев.

Организовать оформление декораций, сцены: ярмарка, театр игрушек: Петрушки, скоморохов,

2-я половина дня.

РТВ Игровое творчество. «Играй!»

Цель. Закреплять в играх и развлечениях полученные знания. Уметь их применять в играх, упражнениях и заданиях. Продолжать разыгрывать с игрушкой Петрушкой небольшие сценки и сюжеты сказок.

Загадка. - С погремушкою в руке, В ярком длинном колпаке.

Всех дразню и веселю, сказки очень я люблю.

В театре, цирке выступаю, на представленье зазываю.

Игры «Повтори, как я», «Эхо», «Простучи, как я», «Телеграф».

Упражнения на развитие эмоций: «Нам грустно», «Слушаем музыку» «Чередование звуков»,

«Волшебные слова» /весело, грустно, утешение/, «Поправь Петрушку».

Упражнения под музыку: «Чередование движений», «Что изобразили?», «По замыслу».

Учимся понимать эмоции и чувства»: - Отгадай: о чём думают дети? Какое настроение подходит к тебе.

Прогулка 2. Наблюдение за воробьями. Цель. Формировать экологическое представление о птицах, воспитывать желание заботиться, ухаживать за ними.

Загадка: = Маленький мальчишка в сером армячишке. В поле ночует, крошки ворует.

Наблюдаем за воробьями. Рассмотреть внешний вид. Покормим птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми подлетят к кормушке. Обратить внимание на внешний вид, сравнить с синичкой, снегирем, найти отличия.

2. Труд. Подметаем дорожки от снега. Воспитание трудолюбия у Алёши, Семена.

3. Сам. игровая деятельность. Игры с выносным материалом по желанию детей. Закреплять навыки поведения у Ромы, Тани во время игр, соблюдать правила, очередность.

4. Игра «Сбей кеглю». Совершенствовать технику метания в цель.

5. Подв. игры «Два Мороза», «Самый быстрый», /бег/, «Лиса и зайцы» /прыжки/.

1. Благоустройство участка. Расчищаем участок от снега. Прививать трудолюбие и добросовестность.

2. С/р игры «Семья», «Магазин». Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений между девочками.

3. Инд/р. Упражнять Максима, Макара в прыжках на двух ногах. Развивать технику прыжков, координацию движения.

Вечер. Сенсорное воспитание: Д/игры: «Мозаика», «Лего», «Кубики-вкладыши».

Цель. Учить группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: по цвету, форме, величине.

Конструирование. «По замыслу» Цель. Упражнять в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструктора; развивать воображение, внимание, сообразительность

С/р игры «Зоопарк» Цели: обеспечить у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, помочь создать

игровую обстановку; научить детей различать характерные признаки внешнего вида диких животных.

ВКП Игра. «Каждой вещи своё место», учить сравнивать и группировать предметы повседневного употребления по характерным признакам, разлаживать их по местам, активизировать словарь детей.

12 января. Четверг.

Утро. Самообслуживание: Приучать Алёшу, Рому аккуратно складывать и вешать одежду, убирать на место обувь. Наводить порядок в своей кабинке. Воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, бережное отношение к вещам,.

2. ЗКР Инд/р. С Викой, Богданой, Никитой. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звука – ш – и слов с этим звуком. Скороговорки «Петушки», «Саша и сушки» = Закреплять правильное произношение звуков, развитие голосового аппарата.

3. Учить Таню, Рому находить геометрические фигуры среди окружающих предметов похожей формы

  1. Логоритмическое упражнение «Зайчата на опушке», на развитие чувства ритма, творческого мышления и воображения, фантазии. Упражнение «Запомни движение». Воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее яркие движения.

НОД. Развлечение.

«Славим Рождество»

Цель: Развивать творческую активность детей в театрализованной

деятельности. Создавать условия для совместной деятельности детей

и взрослых. Закреплять представление детей о различных видах

театра, обогащать и активизировать словарь детей. Знакомить детей с

русскими народными традициями, с русскими народными играми,

фольклором, развивать представление об истории цивилизации.

Предварительная работа: Побеседовать с детьми о русских народных традициях, о рождественских праздниках: весь Новогодний рождественский цикл – святок, Святых вечеров, о праздновании рождества, ряжений, колядовании.

НОД. Художественное творчество.

Аппликация. Тема: «Рождественская звезда».

Цель. Закреплять умение вырезать из бумаги звезды путем сложения, композиционно правильно располагать готовые детали.

План НОД.

  1. Чтение стих-я. «С шестого на седьмое января

Все чуда ждут и к чудесам готовы…

И звёзды по волшебному горят,

Ведь наступает Рождество Христово…

Зажглась звезда, Христос родился,

И мир любовью озарился! Пусть счастье входит

В каждый дом! С прекрасным, светлым Рождеством!

  1. Вопросы к детям.
  2. Показ сложения квадрата на 8 частей, обрезание углов
  3. Украшение новогодней композиции детьми.
  4. Итог. Работы детей.
  5. Прогулка  Наблюдение за птицами. Сравнить голубя и снегиря. Чем отличаются эти птицы? Какой клюв, оперение? Чем питаются эти птицы. Подвести детей к пониманию того, что от характера пищи зависит строение клюва.

Х/слово. Выпал снег, а эта птица Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем Красногрудым... (снегирем).

3. Сам. игровая деятел-сть. Игры с выносным материалом по желанию детей. Закреплять навыки поведения у детей во время игр, уважать интересы других.

4. Инд/р. С Максимом, Надей, совершенствовать технику метания в цель.

Д/игры: «Узнай по описанию», «Узнай и назови», «Кто у кормушки»

П/игры «Лабиринты и тоннели», «Льдинка, ветер и мороз». Цель. На развитие координации движений, быстроты, ловкости. Учить бегать, не задевая друг друга, увертываясь от ловящего; приучать к осторожности.

2-я половина дня.

ППД. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта». Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов светофора (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый —готовятся к движению, на зеленый —двигаются).

С/р игры «Автобус», «Автобус». Предложить детям обыграть дорожные знаки и светофор.

Цель. Продолжать знакомить детей с правилами игры, учить двигаться группой по всей площадке, ориентироваться в пространстве, менять вид движений в зависимости от сигналов. Развивать ловкость, быстроту движений. Воспитывать культуру поведения во время обыгрывания.

Исследовательская деятельность. Фокусы. «Превращение воды», «Цветные льдинки», «Волшебное превращение» развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования.

Прогулка 2. Наблюдение за снегом.

Цель. Продолжать формировать представления детей о свойствах снега. (белый, холодный, мокрый, легкий, рассыпчатый, липкий). Подвести детей к пониманию того,при каких условиях снег лепится, при каких рассыпается.

= Белые снежинки, Легкие пушинки,

Словно искорки горят На ладонях у ребят.

И мгновенно тают, Но не улетают.

2. Труд. Разгребание снега на участке. Предложить Ване, Никите сделать снеговые дорожки на участке, воспитывать желание трудиться.

3. Игры с в/м. и снегом. С/р игра «Магазин». Лепим из снега и формочек предметы для обыгрывания сюжета. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности.

4. Подв. игры «Дорожка препятствий», «Перемени предмет» /ловкость/

Вечер. Слушание музыкальных произведений: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (П.И. Чайковский») Цель. Формировать у детей культуру слушания музыки, формировать умение различать тембры музыкальных инструментов.

ИЗОдеятельность. «Моделирование»

Цель. Развивать умение и желание у детей заниматься интересным творческим делом (рисовать, лепить, вырезать из цветной бумаги, раскрасок и составлять коллаж из готовых фигур. т.д.).

Содержание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Внесение иллюстраций на тему «Рождественские посиделки». Рассматривание иллюстраций, худ. литературы, чтение и обсуждение материала.

Взаимодействие с семьями

Беседа с родителями: «Вы спрашиваете, мы отвечаем»

13 января. Пятница.

Утро. Утренний прием детей.

  1. Труд в уголке природы: Закреплять умение поливать растения, мыть поддоны, протирать широкие листья у лилии, аккуратно рыхлить землю у растений. Вести календарь природы.

Цель. Формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию учить доводить дело до конца, стремиться сделать его хорошо.

  1. Беседа с детьми на тему «Звери нашего леса». Цель: узнавать знакомых животных, рассказывать о них, произвольно припоминая события из их жизни, развивать монологическую речь.
  2. Импровизация – этюд «Встреча гостей»

Закреплять умения детей общаться в коллективе, выполнять игровые требования, эмоционально откликаться на игру.

=Если в гости ты пришёл, это очень хорошо!

Только прежде чем идти Научись себя вести!

Не шуметь и не кричать И игрушки не ломать, не капризничать, не драться, а играть и улыбаться…

Прогулка. 1. Наблюдение за солнцем. Цель. Воспитывать интерес детей к окружающему миру, желание наблюдать за явлениями природы, анализировать.

- Ознакомить детей с фактом зимнего положения солнца (зимой солнце находится ниже, ближе к горизонту, его лучи скользят по поверхности Земли, а значит, не греют, а только светят.

Худ. слово. = В зимнем небе солнышко вышло погулять.

Небо понемножечку стало цвет менять.

Стало небо радостным, нежно-голубым,

Потому что солнышко подружилось с ним.

Хорошо, что солнышко погулять решило

И зимой немножечко всех озолотило. (Г. Лаптева)

2.Игры со снегом и выносным материалом. «Постройки из снега». Ц. закреплять умение детей выполнять различные постройки из снега.

3. С/р игра «Строители». Способствовать укреплению устойчивых детских, игровых объединений.

4. Труд. Расчистить участок от снега, сгребать снег с построек. Воспитывать трудолюбие.

5. Подв. игры «Затейники» /бег/. «Снежный тир» /метание/.

2-я половина дня.

  1. Работа в книжном уголке. Рассмотреть книги на зимнюю тематику.
  2. Художественная литература. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»Цель. Познакомить со сказкой Пушкина. Учить детей внимательно слушать текст сказки. Познакомить с яркими поэтическими выражениями, передавать голосом речевые интонации различных персонажей. Развивать поэтический слух, память, внимание, восприятие, воспитывать интерес к художественной литературе.

Пргулка 2. Наблюдение за деревьями. Найти ёлку, сосну. Сравнить по внешнему виду с другими деревьями, найти общие признаки.

1. Рассматривание стволов деревьев. Ц. Предложить детям сравнить между собой стволы разных деревьев по размеру, цвету, качеству поверхности, учить узнавать деревья по стволу.

Х/слово = Ее всегда в лесу найдешь—

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. Развивать умение сравнивать живые объекты в состоянии покоя.

2.Д/игра «Узнай дерево». Ц. Закреплять умение узнавать деревья в зимний период по стволу, ветка, их расположению, по коре, её цвету. Активизировать в речи названия деревьев и их частей.

  1. Подв. игры: «Кто быстрее займет домик» /бег/, «Догони свою пару», «Не попадись» /прыжки/.
  2. Труд. Строим снежную крепость. Сгребаем снег. Отметить самых активных детей.
  3. Сам. игровая деятельность. Игры с выносным материалом по желанию детей. Развивать умение во время игр соблюдать правила.
  4. Спортивные игры. «Катание с горки».

Игры с шайбой «Проведи шайбу по лабиринту», «Забей шайбу в ворота». Развивать координацию движения и умение владеть мячом.

Вечер. - Х/б труд. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате, убирать на место игрушки, аккуратно складывать кукольную одежду.

- Настольные игры «Собери картинку», «Пазлы», «Шашки», «Лото», «Домино» совершенствовать умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей.

ИЗО. «Лепим из теста баранки для магазина», предложить детям соленое тесто для лепки, учить раскатывать тесто между ладонями, соединять концы в кольцо, развивать мускулатуру пальцев рук

С/р игра «Дом». Самостоятельная игровая деятельность. Закреплять умения самостоятельно организовывать игры, развивать сюжет, выполнять ролевые действия.

Комплексно - тематическое планирование по теме:

 «Моя семья. Рождество.  Семейный досуг».         Подготовительная группа Цель: Духовное и нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обогащать духовный мир детейРасширить представления детей об окружающем мире. Закрепить и уточнить знания детей о празднике Рождество Христово, и о его значении;

2.Познакомить с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, с праздничной иконой Рождества Христова;  Воспитывать в детях нравственные чувства: сострадания, кротости, желание делать добрые дела. Побуждать,  детей открыто, искренне выражать свои чувства.

3. Формировать представление о мире семьи, как о людях живущих вместе ( папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра).

4. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни. Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи.  

5. Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения. Пробуждать интерес к изучению истории православной культуры;

6. Развивать диалогическую речь. Учить использовать в речи образные слова и выражения

Развивать воображение, фантазию. Обогащать активный словарь. Обогащать лексику словами – антонимами. Учить детей составлять рассказы, выступать перед аудиторией.

Познавательно речевое развитие

Коммуникация.

∙ Беседы с детьми:  «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Семейные будни», «Забота о ближних», «Семейные праздники».

∙ Свободное общение:

Составление рассказов с детьми: «Я и мой папа, лучшие друзья»; «Золотая мама»; «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».

Познание.

∙Рассказ воспитателя.  «Рождество, какой это праздник».

∙Дидактические игры: «Подари семье радость», «Хорошо- плохо»; «Вспомни пословицу о семье»; викторина: « А знаем ли мы?»; «Новоселье».

Чтение художественной литературы

 «Моя бабушка». С. Капутикян;  «Мой дедушка».Р. Гамзатов; «Мама». Ю. Яковлев; «Заплатка». Н. Носов;  «Грипп». «Прививка». А. Барто;  «О мальчиках и девочках». С. Маршак; «Вместе тесно, врозь скучно» К. Ушинский.

Социально-личностное развитие

Социализация.

∙ Сюжетно – ролевые игры: «Маленькие помощники»; «Семья – У нас праздник»; «Родной дом».

∙ Строительные игры «Мебель для дома»..

   Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки».                                              

Труд.

  

   Изготовление подарков и открыток для членов семьи.

   

Безопасность.

Беседы и рассказ на тему: «Осторожно лед!»; «Осторожно,- пиротехника, хлопушки и бенгальские огни!»

Художественно- эстетическое развитие

Художественное творчество.

∙  Рассматривание Репродукций  картин:

 Ф. Решетников «Опять двойка», З. Серебрякова «На террасе в Харькове», «За завтраком»,   Н. Богданов-Бельский «Новые хозяева», Б. Кустодиев «Голубой домик».

∙ Рисование: «Мамин портрет»; «Мой дом».

 ∙ Музыка.

  ∙

    Слушание музыки.

  ∙  Песни: «Моя семья» (муз. и сл. Е. Гомоновой), «Воскресенье» (муз. и сл. Л. Олифировой); «Вальс-каприс» А. Рубинштейна.

  ∙

Физическое развитие

Физкультура.

  Подвижные  игры : «Кто быстрее соберет игрушки»;

 Эстафета: «Помоги маме разобрать сумки».

 Подвижная дидактическая игра «Кувшин доброты

  .

Здоровье.

∙ Свободное общение, беседа с детьми: «Как не заболеть во время праздника!» 

. Рассказ воспитателя: «Осторожно – Конфеты, шоколад и другие сладости.

∙ Игровое упражнение «Новогоднее меню»

Создание условий для самостоятельной деятельности

 ∙ Книжный уголок:  Книги и открытки с Новогодней тематикой.

                                

                                    

∙  Центр сюжетно-ролевых игр: Создание предметно-развивающей среды и совместное

                                                         изготовление атрибутов к играм.

                                                          К сюжетно ролевой игре

                                                         «Поиграем в сказку»; «Снеговик и все, все, все.» -          

                                                          изготовление костюмов сказочных героев.

                                                         

                                                         

∙ Центр строительно-конструктивных игр: природный материал, пластилин, бросовый

                                                                              материал.

∙ Центр продуктивных видов деятельности: подборка материалов для изготовления

                                                                                     карнавальных масок и костюмов

                                                                                 бумага различных видов, карандаши,     

                                                                                     краски, пластилин, бросовый материал,

                                                                                 кусочки ткани, вата, «дождь» и т. д.

                                                                               

                                                                                  

Взаимодействие с семьей

∙ Выставка рисунков (совместно родителей и детей) «Семейные праздники»; «Как мы встречали Рождество»;

∙ Фотовыставка «Семейные увлечения».,

∙ Мир семейных увлечений: создание коллекций тканей, фантиков, пуговиц, значков, открыток.

Приложение.

Рассказ воспитателя о Рождестве Христовом.

А знаете ли вы, что каждый год отсчитывается с того дня, в который родился Христос? Раньше написали бы так: 2000 год от Рождества Христова. Оказывается, уже два тысячелетия люди отмечают это удивительное и таинственное событие – рождение Богомладенца.

Воспитатель начинает рассказ на музыкальном фоне (музыка – зимние звуки).

Воспитатель

Давным-давно это было… У нас трещали зимние морозы, кружила метель, кругом, куда ни глянь, лежали пушистые сугробы. Искристый иней окутывал белые заснеженные деревья, пустынным холодом веяло от притихшей в январской стуже земли. А далеко, далеко от нашей родины, в жаркой Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, тихой ночью родился Младенец Христос. Он появился на земле неподалеку от города Вифлеема, в пещере, куда во время непогоды пастухи загоняли скот: овец, коров, лошадей.

Поздно вечером накануне этого события добрались до Вифлеема родители Христа – Дева Мария и благочестивый старец Иосиф. Случилось так, что в городе никто не пустил их на ночлег. И тогда они нашли себе пристанище в пещере, называемой вертепом.

Каждый час и каждую минуту рождаются на земле люди. Но когда родился Христос, в мире произошло столько неожиданных, дивных чудес, что до сих пор им удивляются.

Кто из вас слышал о них, может быть, вам читали об этом родители?

Ответы детей.

Чтение о вифлеемской звезде.

Воспитатель

Вот какое это было удивительное событие. О нем рассказывает и Священное Писание. Его стали изображать и на праздничных иконах, которые выносят в центр храма в день Христова Рождества.

Давайте и мы с вами посмотрим на икону.

Воспитатель показывает репродукцию или слайд иконы Рождества Христова.

Воспитатель

Написана она в VI веке учениками великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева.

Как вы думаете, кто изображен в центре этой иконы?

Конечно же – Мать Иисуса Христа – Дева Мария. С какой затаенной нежностью смотрит Она на Своего Сына.

А теперь скажите, кого еще изобразили иконописцы?

Вы заметили, что даже розовая коровка и маленький белый жеребенок с любовью смотрят на Младенца Христа, лежащего в яслях? Как будто они ждут от него чего-то неожиданного.

А деревья? Посмотрите, как интересно они написаны! Что бы вы сказали о них? Какие они?

Совершенно верно. Деревца на иконе кудрявые, радостные. Земля и склоны золотистые, звонкие. Вся икона как бы пронизана золотым, сияющим светом, залита солнцем. Земля и небо, деревья и животные, ангелы и люди – все звенит, ликует на иконе.

А почему? (Ответы детей.)

Да, потому что родился не просто младенец, а Сын Божий, который пришел спасти людей от смерти, принес мир, любовь и надежду на жизнь вечную.

Инсценировка «Три мамы».

Девочка играет с куклой.

Девочка:

Ах, ты дочка, дочка Маша,

Ты опять не ела кашу,

Хватит маму огорчать (показывает на себя),

Не пойдём гулять опять (грозит пальцем).

Входит мама девочки.

Мама:

Таня, убирай игрушки,

Доставай свою подушку.

Хватит маму огорчать (показывает на себя),

Ты должна уж крепко спать.

Всё в портфеле? Всё в порядке?

Завтра не забудь тетрадки! (грозит пальцем).

Входит бабушка. Девочка оставляет куклу, берёт подушку. Бабушка и мама отходят в сторону.

Бабушка:

Света, ты посуду мыла,

Чашки в шкаф убрать забыла.

И ребёнка наругала,

Дай ей лучше одеяло!

Хватит маму огорчать (показывает на себя),

Мне пришлось всё убирать (грозит пальцем).

Девочка:

Мамами быть нелегко,

И скажу вам прямо:

В возрасте любом нужна

Всем нам наша мама!

Дидактическая игра «Подари семье радость».

Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т.д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость». Например: «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение. Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».

Подвижная дидактическая игра «Кувшин доброты». Под музыку дети танцуют, а когда музыка останавливается – собираются вокруг воспитателя. Воспитатель брызгает по очереди на детей из « кувшина доброты» и дети рассказывают, какие добрые дела они сделали, пока играла музыка. Например: «Я – была капелькой и напоила цветочки водой. Я был капелькой и помог цыплёнку напиться водички!»

Это младший мой... (братишка)

                          ***

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая...   (сестренка)

                ***

Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная... (бабушка)

                ***

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

               ***

Кто не в шутку, а всерьёз

 Нас забить научит гвоздь?

 Кто научит смелым быть?

 С велика упав, не ныть,

 И коленку расцарапав,

 Не реветь? Конечно, … (Папа)