Проект "Космос"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Название проекта: «КОСМОС»

Описание проекта: Проект «Космос» разработан для детей старшей группы, в котором рекомендованы занятия различной формы организации, а также различной формы совместной деятельности педагога и детей, детей и родителей.

Программное содержание: Цели и задачи ООП ДО МБОУ «Школа №138» (дошкольные группы)

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

 

Актуальность проекта: Космос есть внутри нас, мы сделаны из звёздного вещества, мы — это способ, которым Космос познаёт себя.

Карл Саган

 

 С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

Объект проекта: Детская творческая деятельность направленная на реализацию поставленных задач.

Предмет проекта: Выставка детского творчества «Космические ракеты»

Цель проекта: Формировать у детей дошкольного возраста представления о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи проекта:

  1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
  2. Формировать  представление детей о том что, Вселенная – бесконечное пространство, окружающее бесчисленное количество небесных тел, космос – все пространство вселенной, солнце – самая близкая к Земле звезда.
  3. Расширять представления о том, как устроена Вселенная.
  4. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.   
  5. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.   
  6. Воспитывать патриотические и гражданские чувства, любовь к своей малой родине,
  7. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность по реализации мероприятий проекта.     

Время выполнения: Краткосрочный проект, 2 месяца (19.02.2018 – 13.04.2018 г).

Участники проекта: воспитанники дошкольной группы, родители, воспитатели ДОУ.

Необходимые материалы: книги, фильмы, презентации, журналы, иллюстрации.

Предполагаемый продукт проекта: выставка детского творчества «Космические ракеты» (выполненные детьми и детьми совместно с родителями).

Список литературы:

  1.  Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.
  2.  Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.
  3.  Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
  4.  Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г
  5.  Интернет ресурсы
  6. Комаров В. Н. Приглашение к звездам. – М.: дет. Лит. 1985. – 127с.
  7.  Кошевар Д. В., Лиско В. В.  Вселенноведение и планетология. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 208с.
  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
  9. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
  10. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005. - 205с.
  11.  Носов Н. Незнайка на луне . -  М.: РОСМЭН, 1996г.
  12.  Сапцина У. В. (пер. с англ.). Космос. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 64с.
  13.  Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.

Содержание проекта:

  1. Познавательное развитие «Космические тайны»

- «Солнечная система».

- «Солнце и Луна»

          - «Почему мы видим разные части Луны?»

          - «Первый полет человека в Космос».

2. Художественно-эстетическое развитие «Космические ракеты»

          - «Ракета космонавта» (аппликация).

          - «Ракеты» (Лепка).

3. Речевое развитие: «Космос далекий и близкий».

           - Чтение произведений о космосе.

4. Физическое развитие «Космический спортзал».

           - «Ждут нас быстрые ракеты».

           - «Космонавты».

            - «Ракетодром».

            - «Невесомость».

            - «Солнышко и дождик».

            - «Солнце – чемпион».

5. Дидактические игры  «Космическая игральдия».

             - «Восстанови порядок в солнечной системе».

             - «Найди лишнее».

             - «Куда летят ракеты».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

Выявление представлений детей о космосе. Анкетирование родителей по теме «Космос». Определение целей и задач проекта. Информационно – методическое обеспечение проекта. Составление плана по реализации проекта. Привлечение родителей к совместной деятельности. Обновление содержания предметно-развивающей среды.

Основной

Ознакомление детей с художественной литературой, проведение бесед, рассматривание картинок и беседы по их содержанию. Познавательно-исследовательская, художественная и продуктивная деятельность с детьми по реализации проекта «Космическая ракеты» в соответствии с образовательными областями. Взаимодействие с родителями. Организация дидактических игр - «Космическая игральдия» и подвижных игр - «Космический спортзал».

Заключительный

Ожидается формирование представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: размере, форме, движении вокруг Солнца и своей оси; узнали имя первого космонавта Земли;

Предположительно результатом проекта должно стать объединение детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями и способствовать развитию и общему представлению о Космосе в целом, гордости и восхищению достижениями отечественной Космонавтики нашей Родины.

Практическая значимость проекта направлена на использование любым педагогом в своей работе.

Таким образом, привлечение заинтересованных  членов семьи поможет детям вполне доступно овладеть элементами знаний о Космосе.

Информационное обеспечение проекта: выставка, фильмы, презентация о Космосе, коллажи, плакаты, фотографии.  

Методическое обеспечение проекта: конспекты занятий, дидактический материал, раздаточный материал, развивающие игры.

  1. Познавательное развитие «Космические тайны»

- Тема: «Солнечная система»

Цель: рассказать детям о Солнечной системе, дать характеристику Солнцу как огромному светилу (звезде), назвать и показать все планеты нашей Солнечной системы.

Предварительная работа

На вечерней прогулке предложить детям посмотреть на звездное небо, поинтересоваться, какое впечатление оно производит на них, какие мысли приходят, когда они смотрят на звездное небо.

Сколько звезд на небе? Какие они? Работа с родителями по созданию макета или плаката Солнечной системы.

Материал: макет или плакат Солнечной системы.

Ход занятия

Педагог предлагает детям посмотреть на дневное небо.

Дети и педагог устанавливают, в чем разница между дневным и ночным небом.

Что хорошо видно на небе ночью, а что днем?

Короткий рассказ педагога о солнце:

«Как вы думаете, что такое Солнце? Какое наше Солнце?

Солнце- это звезда, такая же, какие мы наблюдали на ночном небе.

Если бы мы были волшебниками и могли оказаться на одной дальней звезде, а оттуда посмотреть на наше Солнце, то каким бы мы его увидели?

С другой далекой звезды мы, скорее всего, увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки.

На самом деле звезда Солнце - это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет.

На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.

Звезда Солнце не одинока, у нее есть своя семья. Только это не дочки и сыночки, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу.

Можно сказать, что между ними существуют теплые отношения.

 Давайте познакомимся с семьей звезды Солнце.

В семье 8 планет. Планеты значительно меньше по размерам. Планеты не излучают свет, а пользуются, согреваются светом и теплом своей звезды Солнце. В семье звезды Солнце царит порядок: никто не толпится, никого не толкают. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца.

Мы с вами живем на одной из планет- Земля».

   - Тема: «Солнце и Луна»

Цель: ознакомление детей  с понятиями «Солнце» и «Луна»;  закрепление представлений о геометрических формах и цветах; закрепление умение отражать эмоций с помощью рисования.

Ход занятия

Занятие начинать с разгадывания загадок.

  1. Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце и зовут тебя все …

                                                                 (Солнце)

  1. Что выше леса, краше света, без огня горит?

                                                                       (Солнце)

  1. Почему говорят: «Без него плачемся, а как появится, прячемся?»

Рассмотрим желтый круг.

На что он похож?

Изобразим солнышко на листе.

 Вокруг кружочка нарисованы прямые линии- лучи, значит, наше солнце светит.

Может ли солнышко улыбаться?

Взгляните на солнышко и постарайтесь изобразить его настроение в своем рисунке.

Знакомимся со вторым, белым кружочком.

Чем он отличается от предыдущего и что напоминает?

Загадать загадки.

  1. Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной.

А зовут меня …

                       (Луной)

  1. Круглолица, белолица, во все зеркала глядится.

                            (Луна)

Рядом с солнцем рисуем луну.

Чем они похожи и чем отличаются?

Какое настроение у Луны?

Попробуем его отразить в рисунке.

Лист бумаги разделить на две части: белую и темную, день и ночь.

Нарисовать Солнце и Луну.

Почему Солнце нарисовали на светлой стороне, а Луну на темной?

Чтение сказки «Кто обгрыз Месяц?», «Подушка для Солнышка».

(Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. «Почемучка», 1992г)

   - Тема: «Почему мы видим разные части Луны?»

    Цель: выяснить, каким образом видно не всю Луну.

    Материал: фонарик, 2 круглых предмета (маленький мячик и яблоко).

Ход эксперимента

Фонарик нужно установить на столе так, чтобы он не падал, или прикрепить к спинке стула. На столе рядом со стулом разместить грейпфрут (Землю) и мячик (Луну). Убедиться, что фонарик (Солнце) освещает оба этих предмета. Начинать передвигать Луну вокруг Земли по круговой орбите. Во время вращения Луны вокруг Земли можно убедиться, что для наблюдателя с Земли она то заходит в тень, то снова возвращается на солнечный свет. Пригнитесь к столу и посмотрите поверх Земли на Луну. Если свет от фонарика падает под правильным углом, то можно увидеть, что освещенная часть мячика выглядит подобно полумесяцу, или лунному серпу. Когда обернутая к нам сторона Луны полностью находится в тени, происходит рождение Луны (новолуние).

- Тема: «Первый полет человека в Космос».
Цель: познакомить  с биографией Ю. Гагарина, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта; развивать воображение, фантазию, воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.

                                                Ход занятия

- Ребята, вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть на небе? (Звезды, Луну.) Сколько на небе звезд? Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд.

Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах? Есть ли жизнь?

И вот ученые под руководством конструктора С. Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. Ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту - это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка, которые благополучно возвратились на Землю. И тогда ученые решили осуществить заветную мечту - послать человека в космос.

12 апреля 1961 года мечта эта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на корабле «Восток». Это было огромным радостным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно приветствовали первого космонавта.

Вскоре подвиг Гагарина повторил второй космонавт - Г. Титов. А затем уже экипажи космонавтов стали увеличиваться. В космические полеты стали отправляться по 2-3 космонавта. Но впереди нас ожидало еще оно интересное событие: в космический полет отправилась первая в мире женщина-космонавт В. Терешкова.

Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, тайфунов, о случившихся стихийных бедствиях, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают ... но только во сне.

- А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным и т.д.)

- Послушайте, я вам расскажу о тех испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле, чтобы справиться с подобными нагрузками в космосе.

- Представьте, что если бы кого-то из вас посадили в большущий шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Что бы вы почувствовали при этом? (ответы детей)

- А вот еще одно испытание: космонавта сажают в кресло, пристегивают ремнями, и машина начинает кружить это кресло со страшной быстротой: вверх, вниз, туда, сюда.

- А вот еще: когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадешь.

Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Как вы думаете, почему? (Потому что космонавты здоровые, сильные, тренированные, занимаются спортом.)

Все космонавты - мастера спорта. Они ежедневно бегают, прыгают, занимаются различными видами спорта.

- Ребята, после моего рассказа вы, наверное, испугаетесь поступать в отряд космонавтов? Чтобы быть готовым к полету, мы тоже проведем вот такую тренировку.

Подвижная игра на внимание «Сделай так и не делай так...»

- Молодцы! Все справились, все зачисляются в отряд космонавтов. Теперь надо решить, что необходимо космонавту в полете.

Игра «Какие предметы космонавт возьмет в полет».

- Итак, мы прошли тренировку, взяли необходимые вещи. Чего же еще у нас не хватает? (Ракеты.)

- Ракету будем строить вот по этому плану. Строить будем из стульчиков. (Дети строят ракету, садятся на места.)

- Дети, усаживайтесь поудобнее, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом.

(Дети считают от десяти до единицы и с командой «Пуск!» взлетают...)

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.

Лишь в синем небе полоса,

Как снег, белеть осталась.

- До свидания, ребята, счастливого пути!

2. Художественно-эстетическое развитие «Космические ракеты».
- Тема: «Ракета космонавта» (аппликация).
Цель: предварительно с детьми изучить название составных частей ракеты; напомнить как передавать форму ракеты, применять прием симметричного вырезывания из бумаги и самостоятельно с родителями сконструировать ракету из бумажного материала.

                                                     Ход занятия
- Тема: «Космическая фантазия» (рисование).
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; фантазию, поддерживать интерес к изобразительной деятельности;
- Тема: «Ракеты» (Лепка).
Цель: Закрепить приемы создания овальной формы, развивать интерес к лепке и мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Алгоритм выполнения работы.
- Выбираем главный объект
- чтобы слепить из пластилина ракету нам понадобится несколько цветов (по выбору детей.)
- сначала – мы делаем основу ракеты, (овал с приплюснутыми краями)
- затем верхушку, она объемной треугольной формы.
- потом из Кругликов приплюснутой формы делаем окна – иллюминаторы,
- затем огонь на конце ракеты – из трех сплюснутых треугольников.

Поощряется выполнение работы детьми по своему замыслу.

3. Речевое развитие: «Космос далекий и близкий»

Цель: Расширять представление детей о космосе, формировать знания о представлении древних людей, о планете Земля. Расширять представление детей о космосе, формировать знания о представлении древних людей, о планете Земля.

Тема: Чтение произведений о космосе

Чтение с детьми произведений о космосе:

https://www.libfox.ru/412110-lyubov-talimonova-skazki-o-sozvezdiyah.html

  • Рассказы по картинкам «На чем люди летают в космос».
  • Н. Носов «Незнайка на Луне».

http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/n-nosov-rasskazi/neznajka-na-lune-chitat

  • «Почемучка»: «Жил да был звездочет», «Кто обгрыз месяц?» (вставить фото рассказов)

4. Физическое развитие «Космический спортзал»

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса, 
- Завели моторы  «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На  заправку полетели: присели -  руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам. 
На какую захотим, 
На такую полетим! 
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет! 
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.

«Солнце – чемпион».

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.

Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

Дидактические игры  «Космическая игральдия»

«Восстанови порядок в солнечной системе»

Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету и сообщить, почему Плутон не является планетой.  (см. приложение 3)

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

 «Найди лишнее»

На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор (см. приложение 5).

«Куда летят ракеты»

Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз. (см. приложение 1)

«Заверши логическую цепочку» (см. приложение 2)

«Определи величину планет»

На карточке изображена таблица, в которую нужно положить планеты по их величинам. Каждая планета имеет три величины (большой, средний, маленький размер), нужно выбрать правильный размер (см. приложение 7).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_borisovoy_g_p.doc541 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «КОСМОС»

Описание проекта: Проект «Космос» разработан для детей старшей группы, в котором рекомендованы занятия различной формы организации, а также различной формы совместной деятельности педагога и детей, детей и родителей.

Программное содержание: Цели и задачи ООП ДО МБОУ «Школа №138» (дошкольные группы)

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Актуальность проекта: Космос есть внутри нас, мы сделаны из звёздного вещества, мы — это способ, которым Космос познаёт себя.

Карл Саган

 С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

Объект проекта: Детская творческая деятельность направленная на реализацию поставленных задач.

Предмет проекта: Выставка детского творчества «Космические ракеты»

Цель проекта: Формировать у детей дошкольного возраста представления о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи проекта:

  1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
  2. Формировать  представление детей о том что, Вселенная – бесконечное пространство, окружающее бесчисленное количество небесных тел, космос – все пространство вселенной, солнце – самая близкая к Земле звезда.
  3. Расширять представления о том, как устроена Вселенная.
  4. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.   
  5. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.   
  6. Воспитывать патриотические и гражданские чувства, любовь к своей малой родине,
  7. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность по реализации мероприятий проекта.     

Время выполнения: Краткосрочный проект, 2 месяца (19.02.2018 – 13.04.2018 г).

Участники проекта: воспитанники дошкольной группы, родители, воспитатели ДОУ.

Необходимые материалы: книги, фильмы, презентации, журналы, иллюстрации.

Предполагаемый продукт проекта: выставка детского творчества «Космические ракеты» (выполненные детьми и детьми совместно с родителями).

Список литературы:

  1.  Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.
  2.  Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.
  3.  Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
  4.  Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г
  5.  Интернет ресурсы
  6. Комаров В. Н. Приглашение к звездам. – М.: дет. Лит. 1985. – 127с.
  7.  Кошевар Д. В., Лиско В. В.  Вселенноведение и планетология. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 208с.
  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
  9. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
  10. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005. - 205с.
  11.  Носов Н. Незнайка на луне . -  М.: РОСМЭН, 1996г.
  12.  Сапцина У. В. (пер. с англ.). Космос. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 64с.
  13.  Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.

Содержание проекта:

  1. Познавательное развитие «Космические тайны»

- «Солнечная система».

- «Солнце и Луна»

          - «Почему мы видим разные части Луны?»

          - «Первый полет человека в Космос».

2. Художественно-эстетическое развитие «Космические ракеты»

          - «Ракета космонавта» (аппликация).

          - «Ракеты» (Лепка).

3. Речевое развитие: «Космос далекий и близкий».

           - Чтение произведений о космосе.

4. Физическое развитие «Космический спортзал».

           - «Ждут нас быстрые ракеты».

           - «Космонавты».

            - «Ракетодром».

            - «Невесомость».

            - «Солнышко и дождик».

            - «Солнце – чемпион».

5. Дидактические игры  «Космическая игральдия».

             - «Восстанови порядок в солнечной системе».

             - «Найди лишнее».

             - «Куда летят ракеты».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный 

Выявление представлений детей о космосе. Анкетирование родителей по теме «Космос». Определение целей и задач проекта. Информационно – методическое обеспечение проекта. Составление плана по реализации проекта. Привлечение родителей к совместной деятельности. Обновление содержания предметно-развивающей среды.

Основной

Ознакомление детей с художественной литературой, проведение бесед, рассматривание картинок и беседы по их содержанию. Познавательно-исследовательская, художественная и продуктивная деятельность с детьми по реализации проекта «Космическая ракеты» в соответствии с образовательными областями. Взаимодействие с родителями. Организация дидактических игр - «Космическая игральдия» и подвижных игр - «Космический спортзал».

Заключительный

Ожидается формирование представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: размере, форме, движении вокруг Солнца и своей оси; узнали имя первого космонавта Земли;

Предположительно результатом проекта должно стать объединение детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями и способствовать развитию и общему представлению о Космосе в целом, гордости и восхищению достижениями отечественной Космонавтики нашей Родины.

Практическая значимость проекта направлена на использование любым педагогом в своей работе.

Таким образом, привлечение заинтересованных  членов семьи поможет детям вполне доступно овладеть элементами знаний о Космосе.

Информационное обеспечение проекта: выставка, фильмы, презентация о Космосе, коллажи, плакаты, фотографии.  

Методическое обеспечение проекта: конспекты занятий, дидактический материал, раздаточный материал, развивающие игры.

  1. Познавательное развитие «Космические тайны»

- Тема: «Солнечная система»

Цель: рассказать детям о Солнечной системе, дать характеристику Солнцу как огромному светилу (звезде), назвать и показать все планеты нашей Солнечной системы.

Предварительная работа

На вечерней прогулке предложить детям посмотреть на звездное небо, поинтересоваться, какое впечатление оно производит на них, какие мысли приходят, когда они смотрят на звездное небо.

Сколько звезд на небе? Какие они? Работа с родителями по созданию макета или плаката Солнечной системы.

Материал: макет или плакат Солнечной системы.

Ход занятия

Педагог предлагает детям посмотреть на дневное небо.

Дети и педагог устанавливают, в чем разница между дневным и ночным небом.

Что хорошо видно на небе ночью, а что днем?

Короткий рассказ педагога о солнце:

«Как вы думаете, что такое Солнце? Какое наше Солнце?

Солнце- это звезда, такая же, какие мы наблюдали на ночном небе.

Если бы мы были волшебниками и могли оказаться на одной дальней звезде, а оттуда посмотреть на наше Солнце, то каким бы мы его увидели?

С другой далекой звезды мы, скорее всего, увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки.

На самом деле звезда Солнце - это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет.

На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.

Звезда Солнце не одинока, у нее есть своя семья. Только это не дочки и сыночки, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу.

Можно сказать, что между ними существуют теплые отношения.

 Давайте познакомимся с семьей звезды Солнце.

В семье 8 планет. Планеты значительно меньше по размерам. Планеты не излучают свет, а пользуются, согреваются светом и теплом своей звезды Солнце. В семье звезды Солнце царит порядок: никто не толпится, никого не толкают. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца.

Мы с вами живем на одной из планет- Земля».

   - Тема: «Солнце и Луна»

Цель: ознакомление детей  с понятиями «Солнце» и «Луна»;  закрепление представлений о геометрических формах и цветах; закрепление умение отражать эмоций с помощью рисования.

Ход занятия

Занятие начинать с разгадывания загадок.

  1. Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце и зовут тебя все …

                                                                 (Солнце)

  1. Что выше леса, краше света, без огня горит?

                                                                       (Солнце)

  1. Почему говорят: «Без него плачемся, а как появится, прячемся?»

Рассмотрим желтый круг.

На что он похож?

Изобразим солнышко на листе.

 Вокруг кружочка нарисованы прямые линии- лучи, значит, наше солнце светит.

Может ли солнышко улыбаться?

Взгляните на солнышко и постарайтесь изобразить его настроение в своем рисунке.

Знакомимся со вторым, белым кружочком.

Чем он отличается от предыдущего и что напоминает?

Загадать загадки.

  1. Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной.

А зовут меня …

                       (Луной)

  1. Круглолица, белолица, во все зеркала глядится.

                            (Луна)

Рядом с солнцем рисуем луну.

Чем они похожи и чем отличаются?

Какое настроение у Луны?

Попробуем его отразить в рисунке.

Лист бумаги разделить на две части: белую и темную, день и ночь.

Нарисовать Солнце и Луну.

Почему Солнце нарисовали на светлой стороне, а Луну на темной?

Чтение сказки «Кто обгрыз Месяц?», «Подушка для Солнышка».

(Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. «Почемучка», 1992г)

   - Тема: «Почему мы видим разные части Луны?»

    Цель: выяснить, каким образом видно не всю Луну.

    Материал: фонарик, 2 круглых предмета (маленький мячик и яблоко).

Ход эксперимента

Фонарик нужно установить на столе так, чтобы он не падал, или прикрепить к спинке стула. На столе рядом со стулом разместить грейпфрут (Землю) и мячик (Луну). Убедиться, что фонарик (Солнце) освещает оба этих предмета. Начинать передвигать Луну вокруг Земли по круговой орбите. Во время вращения Луны вокруг Земли можно убедиться, что для наблюдателя с Земли она то заходит в тень, то снова возвращается на солнечный свет. Пригнитесь к столу и посмотрите поверх Земли на Луну. Если свет от фонарика падает под правильным углом, то можно увидеть, что освещенная часть мячика выглядит подобно полумесяцу, или лунному серпу. Когда обернутая к нам сторона Луны полностью находится в тени, происходит рождение Луны (новолуние).

- Тема: «Первый полет человека в Космос».
Цель: познакомить  с биографией Ю. Гагарина, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта; развивать воображение, фантазию, воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.

                                                Ход занятия

- Ребята, вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть на небе? (Звезды, Луну.) Сколько на небе звезд? Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд.

Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах? Есть ли жизнь?

И вот ученые под руководством конструктора С. Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. Ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту - это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка, которые благополучно возвратились на Землю. И тогда ученые решили осуществить заветную мечту - послать человека в космос.

12 апреля 1961 года мечта эта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на корабле «Восток». Это было огромным радостным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно приветствовали первого космонавта.

Вскоре подвиг Гагарина повторил второй космонавт - Г. Титов. А затем уже экипажи космонавтов стали увеличиваться. В космические полеты стали отправляться по 2-3 космонавта. Но впереди нас ожидало еще оно интересное событие: в космический полет отправилась первая в мире женщина-космонавт В. Терешкова.

Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, тайфунов, о случившихся стихийных бедствиях, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают ... но только во сне.

- А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным и т.д.)

- Послушайте, я вам расскажу о тех испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле, чтобы справиться с подобными нагрузками в космосе.

- Представьте, что если бы кого-то из вас посадили в большущий шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Что бы вы почувствовали при этом? (ответы детей)

- А вот еще одно испытание: космонавта сажают в кресло, пристегивают ремнями, и машина начинает кружить это кресло со страшной быстротой: вверх, вниз, туда, сюда.

- А вот еще: когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадешь.

Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Как вы думаете, почему? (Потому что космонавты здоровые, сильные, тренированные, занимаются спортом.)

Все космонавты - мастера спорта. Они ежедневно бегают, прыгают, занимаются различными видами спорта.

- Ребята, после моего рассказа вы, наверное, испугаетесь поступать в отряд космонавтов? Чтобы быть готовым к полету, мы тоже проведем вот такую тренировку.

Подвижная игра на внимание «Сделай так и не делай так...»

- Молодцы! Все справились, все зачисляются в отряд космонавтов. Теперь надо решить, что необходимо космонавту в полете.

Игра «Какие предметы космонавт возьмет в полет».

- Итак, мы прошли тренировку, взяли необходимые вещи. Чего же еще у нас не хватает? (Ракеты.)

- Ракету будем строить вот по этому плану. Строить будем из стульчиков. (Дети строят ракету, садятся на места.)

- Дети, усаживайтесь поудобнее, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом.

(Дети считают от десяти до единицы и с командой «Пуск!» взлетают...)

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.

Лишь в синем небе полоса,

Как снег, белеть осталась.

- До свидания, ребята, счастливого пути!

2. Художественно-эстетическое развитие «Космические ракеты».
- Тема: «Ракета космонавта» (аппликация).
Цель: предварительно с детьми изучить название составных частей ракеты; напомнить как передавать форму ракеты, применять прием симметричного вырезывания из бумаги и самостоятельно с родителями сконструировать ракету из бумажного материала.

                                                     Ход занятия
-
Тема: «Космическая фантазия» (рисование).
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; фантазию, поддерживать интерес к изобразительной деятельности;
- Тема: «Ракеты» (Лепка).
Цель: Закрепить приемы создания овальной формы, развивать интерес к лепке и мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Алгоритм выполнения работы.
- Выбираем главный объект
- чтобы слепить из пластилина ракету нам понадобится несколько цветов (по выбору детей.)
- сначала – мы делаем основу ракеты, (овал с приплюснутыми краями)
- затем верхушку, она объемной треугольной формы.
- потом из Кругликов приплюснутой формы делаем окна – иллюминаторы,
- затем огонь на конце ракеты – из трех сплюснутых треугольников.

Поощряется выполнение работы детьми по своему замыслу.

3. Речевое развитие: «Космос далекий и близкий»

Цель: Расширять представление детей о космосе, формировать знания о представлении древних людей, о планете Земля. Расширять представление детей о космосе, формировать знания о представлении древних людей, о планете Земля.

Тема: Чтение произведений о космосе

Чтение с детьми произведений о космосе:

https://www.libfox.ru/412110-lyubov-talimonova-skazki-o-sozvezdiyah.html

  • Рассказы по картинкам «На чем люди летают в космос».
  • Н. Носов «Незнайка на Луне».

http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/n-nosov-rasskazi/neznajka-na-lune-chitat

  • «Почемучка»: «Жил да был звездочет», «Кто обгрыз месяц?» (вставить фото рассказов)

4. Физическое развитие «Космический спортзал»

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса, 
- Завели моторы  «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На  заправку полетели: присели -  руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам. 
На какую захотим, 
На такую полетим! 
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет! 
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.

«Солнце – чемпион».

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.

Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

Дидактические игры  «Космическая игральдия»

«Восстанови порядок в солнечной системе»

Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету и сообщить, почему Плутон не является планетой.  (см. приложение 3)

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

 «Найди лишнее»

На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор (см. приложение 5).

«Куда летят ракеты»

Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз. (см. приложение 1)

«Заверши логическую цепочку» (см. приложение 2)

«Определи величину планет»

На карточке изображена таблица, в которую нужно положить планеты по их величинам. Каждая планета имеет три величины (большой, средний, маленький размер), нужно выбрать правильный размер (см. приложение 7).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ  7

ПРИЛОЖЕНИ 6

Анкета

Уважаемые родители!

Наши дети решили начать новый проект и узнать, как можно больше о Космосе.

Просим Вас принять участие в опросе по данной теме.

  1. Что увлекает Вас и Вашего ребенка в этой теме? ______________________________________________________
  1. Что Вы хотели, чтобы Ваш ребенок узнал? ______________________________________________________
  2. Мы организуем выставку «Космические ракеты».

 Вы готовы поделиться, чем-нибудь интересным по этой теме               (книги, фото, модели, коллажи, поделки и др.) ______________

  1.  Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок подготовил (рассказ, загадку (и), песни, и т. д.) по данной теме? _________________

Все экспонаты могут быть возвращены.

Благодарим за сотрудничество.