Перспективный план по ознакомлению с окружающим в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Прокофьева Галина Ивановна

План разработан в соответствии с ФГОС ДО и авторской Программой "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_okruzhayushchim.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя,

месяц

Тема, цель

Программное содержание

Материал, оборудование

Совместная деятельность воспитателя с детьми

4 неделя августа

«Мы приходим в детский сад»

Цель: дать представление о новом статусе детей: они уже воспитанники старшей группы

Л.А.Парамонова стр.22

Закрепить знания о помещениях детского сада, сотрудниках, знакомить с простейшим планом детского сада, с условными символами и знаками, обозначающими помещения детского сада, воспитывать культуру поведения.

Плакат, на котором изображен внешний  и внутренний план здания детского сада, альбомные листы бумаги на каждого ребенка, цв. Карандаши.

Рассматривание уголков в группе, знакомство с календарем природы, заучивание стихов о детском саде.

1 неделя сентября

«День знаний»

Цель: способствовать созданию эмоционального отношения к началу учебного года.

-Дать представления о роли знаний в жизни человека

-Напомнить о правилах общения с книгами, как об источниках знаний

-Ввести детей в страну знаний, где живут звуки, слоги, слова в предложениях

-Формировать представления об учебе

Иллюстрации с изображением школьников, книги серии «Энциклопедия для детей», тетради, ручки, карандаши

- Стихи С. Михалкова “Как мы жили без книг”

- стихотворение С. Маршака “Первый день календаря”

- Я. Пишумова «Песенка о правилах»

2 неделя сентября

« Осень»

Цель: познакомить детей с осенними явлениями в природе.

Уточнить признаки наступления осени в живой и неживой природе,

дать представление о труде человека в природе осенью,

упражнять в подборе эпитетов осенним явлениям

 природы,

развивать эмоциональную отзывчивость детей

Иллюстрации природы ранней осени, осенних работ в саду и на огороде, плоскостные или объемные изображения бутылки, банки, вазы, овощей, ягод, фруктов, фонограмма спокойных мелодий

разучивание стихов об осени,

д/игра «Сок, соленья и варенье», «Угадай по вкусу», «С какого дерева лист», чтение рассказов В.Бианки

3 неделя сентября

« Обувь, одежда, головные уборы осеннего сезона» Цель: формировать представление о видах одежды соответственно времени года.

Л.А.Парамонова стр.212,231

Уточнить название и назначение головных уборов и предметов одежды, ее детали.

-Развивать восприятие, зрительное внимание, совершенствовать умение сравнивать и обобщать

-использовать в речи обобщающее слово «Одежда»

Изображение сезонной детской, мужской и женской одежды; изображение головных уборов, предметов обуви. Кукла в осенней одежде.

Рассматривание иллюстраций с изображением одежды, обуви, головных уборов.

Загадывание

Загадок.

 Д/ игра «Четвертый лишний».

4 неделя сентября

« Осень золотая»

Цель: развивать эстетическое восприятие природных явлений.

Л.: Кочергина стр.6

- Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку.

- Продолжать знакомить с характерными признаками осени

- Активизировать словарь по теме осень.

Иллюстрации

Прослушивание песни «Праздник осени в лесу», загадывание

загадок,

 пальчиковая гимнастика,

 игра «Да или нет»

5 неделя сентября-1 неделя октября

«Как от дождика спастись»

Цель: закреплять представления об осени, формировать представления о свойствах разных материалов

Знакомить со свойствами разных материалов, совершенствовать навыки правильного и аккуратного обращения со своими вещами, знакомить с профессиями взрослых и атрибутами этих профессий.

Разные материалы, тазик с водой, узкая банка, стакан, вода, чернила, растительное масло; картинки с изображением людей разных профессий, которым нужна непромокаемая одежда.

Составление альбома «Что от дождика спасет»

2 неделя октября

«Еда вкусная и полезная – что на грядке растет»

Цель: формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Л.А.Парамонова стр.109

- Формировать умение располагать события в определенной последовательности, приобщать детей к традиционной культуре через знакомство с блюдами национальной кухни, подводить к пониманию того, как надо правильно питаться.

Карточки с изображением последовательности изготовления сахара из свеклы; две чашки с горячей и холодной водой, кусочки сахара.

Эксперименты с сахаром, беседы о здоровой пище.

3 неделя октября

Путешествие в страну здоровья.

Цель: формировать элементарные представления о ЗОЖ.

-Формировать начальное представление о ЗОЖ

-Закрепить представление детей о назначении для здоровья санитарно- гигиенических мероприятий

-Формировать представление о причине некоторых заболеваний

-Познакомить детей с понятием витамины

-формировать навыки бережного отношения к своему здоровью.

Иллюстрации о строении человека, о видах спорта. Муляжи овощей и фруктов

         стихи о здоровье

- беседа о том, что правила культурного поведения помогают сохранить здоровье,

д/игра «Кто же я?».

4 неделя октября

« Широка страна моя родная»

Цель: воспитывать гордость за свою страну, любовь к ней.

Л.: Вахрушев стр.266

Познакомить с государственной символикой России.

- Расширить представление детей о родной стране, о государственных праздниках.

- Развивать интерес к истории своей страны.

Иллюстрации с изображением родной страны.  Иллюстрации с изображением символики России. Мелодия гимна. Иллюстрации с изображением Красной площади.

- беседа  с детьми о России.

- прослушивание гимна России

-чистоговорки

-физкультминутка

5 неделя октября

«Главный город России»

Цель: воспитывать чувство любви и гордости за столицу, дать детям представление о России, как стране.

Л.: Голицына стр.102

Закрепить знания о главном городе России.

- Познакомить с гербом и гимном России.

- Воспитывать патриотические чувства.

Иллюстрации с достопримечательностями города  Москвы. Портрет президента. Мелодия гимна России.

беседа о достопримечательностях г. Москвы

- рассказывание и чтение  о России

- прослушивание произведения М. Дунаевского «Песня о Родине»

1 неделя ноября

«Моя страна»

Цель: формировать знания детей о российской символике, познакомить с картой России.

Л.А.Парамонова

Стр.676

Формировать знания детей о столице нашего государства – г.Москве, познакомить с символикой России, с знаменитыми местами нашей страны.

Российская государственная символика, карта России, наборы открыток о знаменитых местах нашей страны.

Знакомить детей с гербом и флагом города, с устройством карт, прослушивание гимна России, чтение стихов о Родине.

2 неделя ноября

«Наша улица»

Цель: формировать умение детей составлять план окружающего пространства, соблюдать правила безопасного поведения на улице. Л.А.Парамонова стр.55

Знакомить детей с устройством и составлением планов ближайшего окружающего пространства, условными знаками и символами, формировать умение объяснять и проходить маршруты по описанию, соблюдать правила безопасного поведения на улице.

Экскурсия по прилегающей территории детского сада, иллюстрации с изображением города.

Изготовление панно «Город», рассматривание иллюстраций, конструирование домов.

3 неделя ноября

«Как звери готовятся к зиме?»

Цель: систематизировать знания детей о диких животных.

Н.Е.Вераксы стр.143

Уточнить и закрепить знания детей о диких животных, уточнить грамматическое понятие слов, обозначающих предметы, группировка слов по вопросу кто?, расширять  словарный запас; воспитывать бережное отношение к природе.

Картинки с изображением диких животных.

Рассматривание иллюстраций, загадывание

загадок, д/и «Чем их накормить?», «Хвосты».

4 неделя ноября

«Скоро, скоро Новый год! Цирковое представление»

Цель: познакомить детей с профессиями цирковых артистов, формировать правила поведения во время представления.

Формировать знания детей о профессиях взрослых в цирке, развивать воображение в процессе придумывания цирковых номеров, воспитывать бережное отношение к дрессированным животным.

Изображения циркового представления, фигурки животных для настольного театра, скакалка, маленькие мячики.

Придумывание цирковых номеров, с/р игра «Цирк», рассматривание иллюстраций, открыток.

1 неделя декабря

 «Проказы матушки-зимы»

Цель: знакомить с народными приметами зимы.

Н.Е.Вераксы стр.152

Продолжать приобщать детей к народной культуре, развивать наблюдательность, закреплять характерные признаки зимы, воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Модели-подсказки для составления рассказа о зиме, иллюстрации с зимним пейзажем, бумага голубого тона, белая гуашь.

Наблюдения за природой на прогулках, беседы о зиме, загадывание загадок, д/и «Когда это бывает»

2 неделя декабря

«Новый год, новый год, что он детям принесет!»

Цель: развивать эмоциональное положительное отношение к предстоящему празднику.

Н.Е.Вераксы стр.152

- Заложить основы праздничной культуры, расширить знания, пополнить словарь, развивать речь.

- Познакомить детей с традицией русского народа отмечать новый год.

Песня «Скоро, скоро новый год» ( муз. А. И. Асеева сл. В. Татаринова), иллюстрации с изображением подготовки к Новому году.

Рассматривание иллюстраций о подготовке к новому году, заучивание стихов, песен

3 неделя декабря

«Путешествие на Север»

Цель: формировать представления о жизни людей на Севере.

Л.А.Парамонова стр.388

Формировать первоначальные представления об образе жизни людей на Севере, о зависимости образа жизни людей от климата, воспитывать уважение к культуре, отличной от собственной.

Иллюстрации с изображением пейзажей Севера в разное время года, традиционных домов и одежды жителей Севера.

Чтение сказки С.Топелиуса «Сампо-Лопаренок»

4 неделя декабря

«Новогодняя елка»

Цель: знакомить с традициями празднования Нового года в нашей стране.

Л.А.Парамонова стр.295

Формировать положительное отношение к семейным и общественным праздникам, знакомить со свойствами разных материалов, правилами безопасного поведения в новогодние праздники.

Иллюстрации с изображением новогодних украшенных елок, елочные игрушки.

Составление «коллекции» старинных и самодельных елочных украшений, заучивание новогодних песен и стихов.

5 неделя декабря

«Дед Мороз и Санта Клаус»

Цель: знакомить детей с родной культурой и обычаями разных народов.

Л.А.Парамонова стр.332

Продолжать знакомить детей с традициями русского народа и народов других стран, воспитывать уважение к культуре, отличной от собственной.

Куклы или изображение Деда Мороза и Санта Клауса, календари, открытки, изображение терема Деда Мороза.

Составление рассказов о Дед Морозе, загадывание загадок, заучивание стихов.

2 неделя января

« Вот пришли морозцы и зима настала».

Цель: Уточнить представление детей о первых признаках зимы, зимних явлениях природы.

 Закрепить знания детей о времени года- зима,

совершенствовать умение сравнивать разные времена года, отмечать характерные признаки каждого;

закрепить знания о первых признаках зимы, зимних явления природы(долгота дня, метелях, снегопадах);

рассказать детям о русских народных зимних праздниках.

Иллюстрации с изображением зимних явлений в природе.

 Беседа о зиме, о зимних праздниках (новый год, рождество),

д/игра «Когда это бывает»,

п/игра «Что вам нравится зимой?».

3 неделя января

«Зимние игры и соревнования»

Цель: формировать знания с профессиями и занятиями взрослых зимой.

Л.А.Парамонова стр.364

Знакомить детей с профессиями и занятиями взрослых (на примере профессий и занятий спортсменов), закрепить умение составлять простейшие планы окружающего пространства, формировать умение объяснять и проходить маршруты по описанию, познакомить с правилами поведения на морозе.

Картинки с изображением зимних видов спорта и их условные обозначения, изображения спортивного инвентаря, заготовки медалей.

Рассматривание фотографий спортсменов, спортивных соревнований.

4 неделя января

«Зимующие птицы»

Цель: воспитывать любовь к природе.

- Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах; выявить экологические знания детей.

- Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.

Картинки с изображение птиц. Музыка с голосами птиц.

Загадывание загадок,

 д/ игра «Что за птица»

- д/игра «Что за птица поет?»

1 неделя февраля

«Солдатушки, браво ребятушки!»

Чтение стихотворения А. Усачева «Каждый мальчик может стать солдатом».

Цель: воспитывать

в детях нравственно- волевые качества.

Продолжать воспитывать чувства, желания быть похожими на наших доблестных солдат.

Иллюстрации с изображением разных родов войск. Игрушки (военная техника).

Игра «Мы- солдаты»,

иллюстрации к книгам «Шел по улице солдат»,

«Почему армия родная».рассматривание иллюстраций,

 пословицы и поговорки о храбрости, смелости, отваге.

2 неделя февраля

«Транспорт. Военная техника»

Цель: формировать умение различать транспорт: водный, воздушный, наземный.

Л.А.Парамонова стр.421, 444

Формировать представление о работе защитников Отечества, ценить их труд, знакомить с особенностями перемещения на воздушном, водном и наземном транспорте.

Иллюстрации с изображением различных видов транспорта, военной техники.

Заучивание стихов о защитниках Отечества, рассматривание альбомов «Рода войск», «Военная техника», с/р игра «Мы – солдаты».

3 неделя февраля

«День Защитника Отечества»

Цель: воспитывать желание быть похожими на храбрых защитников отечества.

Н.Е.Вераксы стр.244

Воспитывать уважение к людям военных профессий,

патриотические чувства, дать понятие о смелости, о мужестве, о храбрости, о бесстрашии, об отважности, о решительности, о доблести защитников Отечества.

Магнитная доска, иллюстрации с изображением разных родов войск, игрушки (военная техника).

Беседа о Родине,

чтение стихотворения В. Орлова «Родное»,

д/игра «Назови военную профессию».

4 неделя февраля

«Все работы хороши»

Цель: формировать представления детей о профессиях.

Здравствуй мир. Стр.139

Уточнить, расширить и закрепить представления детей о профессиях (женские, мужские), воспитывать уважение к людям любых профессий.

Иллюстрации с изображением людей разных профессий, орудия их труда.

Составление рассказов о профессиях людей , д/и «Кому, что нужно для работы», «Четвертый лишний», «Назови профессию».

1 неделя марта

«Мамы разные нужны, мамы разные важны. Праздничная почта»

Цель: воспитывать чувство уважения, любви и заботы к мамам.

Л.А.Парамонова стр.465

Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме,

закрепить знания о труде мамы дома и на работе, вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу.

Иллюстрации с изображением женских профессий. Магнитная доска.

Беседа о мамах, бабушках,

 чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»,

д/игра «Назови женскую профессию»,

д/игра «Скажи ласково».

2 неделя марта

«Народные праздники на Руси»

Цель: познакомить детей с понятием «традиция», с традициями и обычаями русского народа.

Н.Е.Вераксы стр.182

Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о некоторых событиях, культуре, обычаях, воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

Книги «Русские народные сказки», И.Рутенина «Зима.Рождество»,иллюстрации к сказкам, изделия народно-прикладного искусства

Загадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок, д/и «Какая каша».

3 неделя марта

«Народные промыслы»

Цель: формировать интерес к образцам народно-прикладного искусства.

Познакомить детей с изготовлением народных игрушек: городец, дымка, гжель, хохлома, русская народная игрушка; формировать эмоциональную отзывчивость к образцам народно-прикладного искусства, продолжать знакомство с обычаями, традициями и народными праздниками, воспитывать желание заниматься изготовлением подобных игрушек.

Изделия народно-прикладного искусства, книга «Как Тит ложку искал»

Загадывание загадок о народных промыслах, заучивание пословиц, поговорок; рисование и лепка предметов по мотивам дымки, хохломы, гжели.

4 неделя марта

«Добро пожаловать! (Русская горница)».

Цель: расширить представление детей о жизни русского народа в старину.

Вызвать у детей интерес к истории и культуре русского народа,

познакомить детей с бытом русского народа,

продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира,

вызвать интерес к старинным предметам, к жизни русского народа в старину.

Иллюстрации с изображением горницы. Изображение сказочных героев в лаптях.

Загадывание загадок,

рассматривание иллюстраций,

чтение р.н.с.

5 неделя марта-1 неделя апреля

«Идет матушка весна, отворяй ворота».

Цель: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весеннее проявление природы.

Дать детям представление о времени года «Весна»,

развивать цветовое восприятие,

воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям,

активизировать словарь по теме «Весна».

Иллюстрации о весне, кукла.

Загадывание загадок,

рассматривание иллюстраций,

наблюдения в природе.

2 неделя апреля

«Здравствуй, весна!»

Цель: формировать знания детей о весне.

Л.А.Парамонова стр.561

Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе, с весенними изменениями в жизни животных и растений, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Комплект карточек «Весна».

Работа в календаре природы, наблюдения на прогулке, чтение стихов о «Весне».

3 неделя апреля

Весенние первоцветы. Стихотворение С. Маршака «Весенняя песенка».

Цель: расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах.

Л. Кочергина стр. 214

Вызвать у детей интерес к окружающему миру,

формировать реалистические представления об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.

развивать речь детей, активизировать внимание и память.

Иллюстрации весеннего леса, весенних первоцветов, аудиокассета с легкой тихой музыкой, сборник стихов «На лужайке».

 Беседа о первоцветах, загадывание

загадок,

чтение стихотворения С. Маршака «Весенняя песенка»,

д/игра «Собери цветок»,

рисование цветов.

4  неделя апреля

«Весна – птицы у крыльца»

Цель: совершенствовать знания детей о перелетных и зимующих птицах.

Здравствуй, мир! Стр.61

Уточнить ,расширить и закрепить особенности внешнего вида и поведения птиц; пополнить и активизировать словарь, развивать мышление: воспитывать гуманное отношение к птицам.

Иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись «Птицы весеннего

леса»

Составление описательных рассказов о птицах, д/и «Кто как голос подает», рисование и лепка птиц.

5 неделя апреля

 «Наша армия сильна, охраняет мир она. Чтение рассказа  С. Алексеева«Знамя Победы»».

Цель: Воспитывать патриотические чувства.

Уточнить и закрепить знания о Российской армии,

расширить знания о подвиге и геройстве Российского народа в годы В.О. войны.

Иллюстрации на военную тематику. Рассказ С. Алексеева «Знамя Победы».

Иллюстрации с изображением поднятие флага над Рейхстагом.

Чтение рассказа «Знамя победы», обсуждение по- прочитанному.

Рассказывание детям о В. О. войне.

1 неделя мая

«День Победы».

Цель: воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам отечества, ветеранам войны.

Закрепить представления, о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как хранят память о них,

воспитывать желание быть похожими на храбрых защитников отечества,

расширить знания о традиции охраны русской земли,

познакомить детей с подвигом русского народа.

Репродукции картин К. Васильева о войне, портрет маршала Г. Жукова, иллюстрации памятников павшим воинам.

Рисование солдат, моряков, летчиков, военной техники,

 с/р игра «Мы – солдаты», «Летчики», «Моряки».

2 неделя мая

«Лето, ах, лето…»

Цель: расширять знания детей о временах года, о лете.

Закрепить знания о летних явлениях природы, о характерных признаках лета в растительном и животном мире.

Иллюстрации природы летом, стихотворение «Что такое лето», сборник стихов «На лужайке».

Наблюдение и труд в природе,д/и «Цветы», «Дорисуй насекомое», п/и «Венок».

3 неделя мая

 «Лето красное пришло». Чтение стихотворения «Что такое лето».

Цель: расширять знания детей о временах года.

- Закрепить знания о летних явлениях природы.

- Закрепить знания о характерных признаках лета в растительном и животном мире.

Иллюстрации природы летом. Стихотворение «Что такое лето».

- Д. Игра «Отгадай насекомое»

- Рассматривание иллюстраций.

- Наблюдение и труд в природе.

- Д. Игра «Цветы».

4 неделя мая

 «Лето- это хорошо»

Цель: продолжать расширять знания детей о лете.

- Вызвать у детей интерес к окружающему миру.

- Формировать реалистические представления об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.

- Развивать речь детей, активизировать внимание и память.

Иллюстрации летних пейзажей. Аудиокассета с легкой тихой музыкой. Сборник стихов «На лужайке».

- Беседа.

- Загадки.

- Д. Игра «Собери цветок».

- П. Игра «Венок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по нравственному воспитанию в старшей группе.

Предлагаю в помощь воспитателям перспективное планирование по нравственному воспитанию в старшей группе....

Перспективный план по ознакомлению с ПДД старшая группа

Перспективный план работы с детьми старшей группы по ознакомлению с ПДД на год...

Перспективный план по ознакомлению детей средней - старшей группы "Любознайка" с родным краем. (Ямал)

Перспективный план   по ознакомлению детей  средней - старшей группы  "Любознайка" с родным краем.  (Ямал)...

Перспективный план по ознакомлению с литературой Средняя группа

Перспективный план по ознакомлению с литературой Средняя группа№Темазадачиоборудованиелитература1Английская народная сказка «Три поросенка» в обработке С. Михалкова.Анализ фразеологизмов, ...

Перспективный план по ознакомлению с литературой. Старшая группа

Перспективный план по ознакомлению с литературой. Старшая группа№Темазадачиоборудованиелитература1.Стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа»- формировать умение понимать характер героев прои...

Перспективный план по ознакомлению с профессиями старших дошкольников.

перспективный план по ознакомлению с профессиями старших дошкольников разработан с целью совершенствования работы по социально-коммуникативному и познавательному развитию детей в процессе приобщения и...

Перспективный план на 1 год в старшей группе (на основе тематического плана д/с)

План составлен на основе тематического плана детского сада с формвми и названиями итоговых событий, учитывая взаимодействие с родителями...