Программа дополнительного образования для детей старшей группы "Почемучка"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Ребенок — дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремится разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и путем маленьких самостоятельных поисков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pochemuchka.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ «Верхне — Матигорская СОШ» детский сад №30 «Ромашка»
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«Почемучка»
Утверждена на педагогическом совете № 1
от « 20 » сентября 2016 года
2016 — 2017 учебный год
Руководитель:
Мокеева Светлана Сергеевна
Воспитатель
с. Матигоры
Пояснительная записка.
Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково — познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Ребенок — дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремится разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и путем маленьких самостоятельных поисков.
Исследования, проведенные Н.Н.Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н.Н.Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.
Исходя из этого, возникла необходимость по созданию условий для целенаправленной работы по поисково — познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Цель программы:
создание условий для формирования у дошкольников поисково — познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, «ученого».
Задачи:
- создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный исследовательский и познавательный опыт;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
- развивать у детей коммуникативность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий;
- воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
Данная программа рассчитана на один год для детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат обучения на один год:
- умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы), действовать по алгоритму;
- умение опытным путем доказывать свойства воздуха;
- умение опытным путем определять силу тяготения, инерции, трения;
- умение опытным путем выявлять свойства предметов — массу, размеры;
- расширение знаний о Солнце и свойствах солнечной энергии;
- умение самостоятельно выполнять опыты по схеме, по заданию на рабочем листе;
- умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Формы подведения итогов:
- игра КВН;
- разгадывание кроссвордов;
- опыты.
Учебно — тематический план.
Программа рассчитана на 31 час в год. В месяц — на 4 часа, в январе — 3 часа. В неделю 1 час.
Количество часов по каждой теме:
вода — 8 часов, воздух — 6 часов, стекло — 1 час, физические свойства: инерция — 2 часа, вес и величина — 1 час, звук — 2 часа, электричество — 4 часа, магнит — 2 часа, песок и глина — 4 часа, мука — 1 час.
Содержание дополнительной образовательной программы
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
октябрь | Какая бывает вода? 1. Отгадывание кроссворда. 2. Опыт с соломинкой. 3.Игра «Кто больше принесет воды?» | Вода — растворитель. Очищение воды. 1. Опыт: «Что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде?» 2. Фильтрование воды. | Пар — это тоже вода. 1. Рассказ воспитателя о состояниях воды. 2. Опыты с горячей водой (показ воспитателя). | Радужные дни. 1. Загадка. 2. Сказка о радуге. 3. Опыт с зеркалом и водой. 4. Рисование радуги. |
ноябрь | Волшебные стеклышки. 1. Знакомство с приборами для наблюдения. 2. Рассматривания в лупу листьев, кору деревьев. 3.Рассматривание в микроскоп капельки воды. | Почему предметы движутся. 1. Эксперимент: «Наши машины стоят, давайте заставим их двигаться». 2. Опыт: «Попробуем написать на стекле». | Хитрости инерции. 1. Фокус со стаканом. 2. Опыт с яйцами. | Вес и величина предметов. 1. Эксперименты с ватой, песком, камешками и другими мелкими предметами. |
декабрь | Путешествие на воздушном шаре. 1. Загадка. 2. Опыт с воздушным шариком. 3. Опыты с водой. | Упрямый воздух. 1.Рассматривание устройства пипетки. 2. Опыт с пипеткой. | Почему дует ветер? 1. Загадка. 2. Опыт: «Как дует ветер?». 3. Изготовление вертушки. | Где летает ветер? 1. Сказка о молодом ветерке. 2. Опыты с бумагой, свечами, водой. 3. Игра «Озорной ветерок». |
январь | Почему не тонут корабли? 1. Эксперимент: «Какие предметы плавают?». 2. Опыт: «Почему не тонут корабли». | Путешествие капельки. 1. Загадка. 2. Опыт с водой. | Все обо всем. 1. Опыт: «Сколько ложек песка в стакане». 2. Опыт: «Измерение времени делами». 3. Опыт: «Кто сломал мою большую ложку» | |
февраль | Твердая вода. Почему не тонут айсберги? 1. Загадки. 2. Опыт со льдом. 3. Игра: «Арктическое морское путешествие». | Откуда взялись острова. 1.Эксперимент с водой и глиной. | Как происходит извержение вулкана. 1. Беседа о вулкане. 2. Опыт: «Извержение вулкана». | Как появляются холмы. 1. Рассказ о происходящих изменениях на планете. 2. Опыт с песчаным грунтом и монетами. |
март | Испытание магнита. 1. Проверка подъемной силы магнита. 2. Соревнование: «Кто быстрее соберет магнетические предметы?». 3. Изготовление магнитного компаса. | Два магнита. 1. Опыт с двумя магнитами. | О «дрожалке» и «пищалке». 1. Эксперимент с линейкой. 2. Изготовление спичечного телефона. 3. Эксперимент со спичечным телефоном. | Как сделать звук громче. 1. Опыт с водой и камешками. 2. Эксперимент с расческой. 3. Загадки. 4. Игра на музыкальных инструментах. |
апрель | Как образуются метеоритные кратеры? 1. Загадки. 2. Игра: «Разложи по порядку». 3. Опыт с мукой. | Почему в космос летают на ракете. 1. Опыт с воздухом. 2. опыт с воздушными шарами. | На орбите. 1. Эксперимент с ведром и шариком. | Темный космос. 1. Почему в космосе темно. 2. Эксперимент с фонариком. |
май | Что такое молния? 1. Эксперимент с воздушным шариком. 2. Опыт с линейкой и скрепкой. | Зачем нужна лампочка. 1. Эксперимент с фонариком. 2. Рассматривание устройства фонарика. 3. Рассказ воспитателя о том, что раньше не было электричества. | Электрический театр. 1. Фокус с бумагой. | Забавные фокусы. 1. Фокус с водой и блестками. 2. Фокус с яблоками. 3. Фокус с ложками. |
Список используемой литературы.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. В.: 2002. - 160с.
- Жукова Р.А. Экология. Занимательные материалы. Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей». 2009. - 96с.
- Иванова Т.В. Экология. Нестандартные занятия. Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей».2010. - 96с.
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. - 128с.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». М.: 2010. - 96с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. - Спб.: Детство Пресс, 2013. - 128с., ил.
- Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. - Спб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010. - 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования для детей старшей группы (5-6 лет) "Умные пальчики"
Данная программа предназначена воспитателям детских садов по развитию у детей 5-6 лет мелкой моторики...
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста БОС - Здоровье «Побосик»
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возрастаБОС -Здоровье - «Побосик»В 2013 г. составила и реализую программу дополнительного образования для детей старшего...
программа дополнительного образования для детей старших групп " Тренажер"
Общее укрепление организма через использование тренажёров; Повышение уровня физического развития....
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палитра»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палитра»...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Бумажная фантазия»
Программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности "Бумажная фантазия" расчитана на два года обучения детей с 5 до 7 лет навыкам практической работы на основе использов...
Программа дополнительного образования одаренных детей старшего дошкольного возраста по вокалу.
Чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научитьс...
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...