Главные вкладки

    НОД "Воздух-невидимка"
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Совместная образовательная экспериментальная деятельность с детьми средней группы. Цель: формировать представления детей о воздухе через опытно-экспериментальную деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_vozduh_nevidimka.docx25.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСТРУКТОР  ОРГАНИЗАЦИИ

    совместной образовательной экспериментальной деятельности

    Тема: «ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА»

    Воспитатель МДОУ «Д/с №20» - Филиппова Ольга Федоровна

    Возрастная группа: средняя

    Цель: формировать представления детей о воздухе через опытно-экспериментальную деятельность.

    Задачи:

    Образовательные: создать условия для выявления свойств воздуха (прозрачный, без цвета, без запаха). Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха вокруг и внутри себя. Формировать умение пользоваться приборами-помощниками; делать простейшие выводы.

    Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, творческое воображение, умение отвечать на вопросы воспитателя. Обогащать словарный запас.

    Воспитательные: воспитывать интерес к изучению неживой природы.

    Форма организации: групповая

    Материалы и оборудование: мольберт; карточки - схемы (воздух невидимый, без цвета, без запаха, ветер - движение воздуха); мяч; таз с водой, стакан; 2 баночки с ломтиками апельсина и чеснока; по количеству детей: целлофановые пакеты; прозрачные стаканчики с водой, длинные соломинки; листы бумаги, гуашь, короткая соломинка; бабочки на ниточках; воздушные шары; эмблемы.

    Предварительная работа: беседа «Что такое воздух?», игры с мячами, мыльными пузырями, воздушными шарами.

    Словарная работа: воздух, лаборатория, ученый, прозрачный, невидимый.

    Этапы деятельности (алгоритм)

    Действия, деятельность педагога

    Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.

    Планируемый результат

    (продукт деятельности, компетентности, качества, целевые ориентиры)

    1.

    Предварительный этап психологический настрой на предстоящую деятельность, создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта.

    Педагог задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

    Внести в группу мяч, обратить внимание детей на него действиями (подбрасывать вверх, отбивать об пол) или словами: «Ребята, посмотрите, какой я принесла вам мяч».

    - Какого цвета мяч?

    - Какого размера?

    - Почему мяч так высоко прыгает?

    - Что у него внутри?

    - А какой мяч был бы без воздуха?

    - Можно играть таким мячом?

    - Мячу нужен воздух. А кому еще нужен воздух?

    - Ребята, хотите узнать побольше о воздухе?

    Обращают внимание на мяч.

    Отвечают на вопросы воспитателя.

    Обеспечение интереса и эмоциональности детей на предстоящую деятельность.

    2.

    Мотивационно – побудительный

    - Мотивация детей к деятельности.

    - Педагог инициирует поиск ответов на вопросы самих детей; поощряет детей к высказыванию, с опорой на имеющийся опыт и знания.

    Я хочу пригласить вас в лабораторию. На чем мы туда отправимся? Отгадайте мою загадку:

    «Птица по небу летит,
    Слышно, как она гудит.
    Отправляется на взлёт
    Серебристый...» (самолёт)

    Да, мы полетим на самолете. Самолет летает по воздуху, самолет – это воздушный транспорт. Строимся друг за другом, заводим мотор, руки в стороны – как крылья.

    «Мы садимся в самолет,

    Отправляемся в полет.

    Мы летим над облаками,

    Машем папе, машем маме.

    Видим, как течет река,

    Видим в лодке рыбака.

    Осторожнее – гора!

    Приземляться нам пора!»

    - Ребята, вот и наша лаборатория. А вы знаете, что такое лаборатория?

    - Кто здесь работает?

    - Что изучают ученые?

    - Сегодня мы тоже будем учеными, будем изучать воздух.

    Одевайте эмблемы нашей лаборатории.

    Но, прежде чем зайти в лабораторию, запомните правила:

    - нельзя шуметь,

    - громко разговаривать,

    - быть аккуратными.

    Принимают приглашение воспитателя.

    Отгадывают загадку.

    Отправляются в лабораторию на «самолете».

    Отвечают на вопросы.

    Одевают эмблемы ученых. Повторяют правила поведения в лаборатории.

    Формирование интереса к содержанию ОД, направление внимания детей на предстоящую деятельность.

    3.

    Содержательно – операционный.

    - Педагог знакомит с новым материалом.

    - Педагог способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы.

    Опыт 1.

    - Ребята, что вы видите вокруг?

    - А еще вокруг нас много воздуха, но его не видно. Почему?

    - Воздух невидимый, прозрачный. Поэтому мы хорошо видим предметы.

    - А хотите поймать воздух?

    - Возьмите в руки пакеты. Что там?

    - Сложите пакет, посмотрите, какой он тоненький. А теперь наберите воздух в пакет, закрутите его. Каким стал пакет?

    - Наш пакет стал большим, похожим на подушку. Теперь выпустите воздух. Пакет стал опять тонким. Почему?

    - Опять наберем в пакет воздух и снова выпустим. (2-3 раза)

     - Ребята, что можно сказать о воздухе? Он какой?

    Вывод: воздух прозрачный, невидимый.       Давайте обозначим это свойство воздуха схемой.    

    Опыт 2.

    - Посмотрите на стакан. Как вы думаете, есть ли там воздух?

    - Давайте проверим. Я опускаю стакан в таз с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

    Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

    Опыт 3.

    Чтобы вода попала в стакан, нужно выпустить из него воздух. Я немного наклоняю  стакан. Что появляется в воде? Откуда появились пузырьки?

    Вывод: если воздух выпустить из стакана, то его место займет вода.

    А сейчас немножко отдохнем.

    Вставайте в кружок.

    Физкультминутка:

    «Мы ногами – топ-топ,

    Мы руками – хлоп-хлоп,

    Мы глазами – миг-миг,

    Мы плечами – чик-чик.

    Раз – сюда, два – сюда,

    Повернись вокруг себя.

    Раз – присели, два – привстали,

    Руки кверху все подняли».

    - А сейчас приглашаю всех за столы.

    Опыт 4.

    - Ребята, как вы думаете, в человеке есть воздух?

    - Давайте это проверим. Возьмите стаканчики с водой, опустите туда соломинку и подуйте в нее. Что вы видите? Мы выдохнули воздух в воду и появились пузырьки.

    Вывод: в человеке есть воздух.

    Опыт 5.

    - Ребята, а как вы думаете, есть ли у воздуха запах? Понюхайте его. Что вы чувствуете?

    - Воздух не имеет запаха. Но он может переносить запахи. У меня есть две баночки. Там находится секрет. У мальчиков секрет в синей баночке, у девочек – в белой. Мальчики закрывайте глазки, я открою баночку, а вы должны угадать, что же  находится в баночке. Угадали?

    А теперь – девочки закроют глазки. Что находится у девочек в баночке?

    Вывод: воздух не имеет запаха, но он может переносить запах, например, продуктов.

    - Обозначим это свойство воздуха схемой.

    - А теперь предлагаю вам поиграть.

     Посмотрите, какие красивые бабочки к нам прилетели. Давайте на них подуем. Вот как они летают. Почему они летают?

    - Мы подули на бабочек, сделали ветерок. А теперь подуем сильнее, а теперь тише.

    - Подуйте на свою руку, что вы чувствуете?

    - А что такое ветер?

    Вывод: ветер – это движение воздуха. Обозначим это свойство воздуха схемой.

    Совместно с воспитателем проводят опыты.

    В диалоге с воспитателем обсуждают полученные результаты, делают выводы.

    Рассматривают схемы свойств воздуха.

    Участвуют в физкультминутке, сопровождая слова действиями.

    Стимулирование проявления активности в поисково-исследовательской деятельности.

    Обеспечение возможности проявиться в способности анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

    Активизация словарь.

    4.

    Ценностно – волевой

    Педагог предоставляет возможность для сотрудничества детей, вовлекает детей в совместное планирование.

    - Закрепление новых знаний, проживание темы.

    - Ребята, а вы знаете, что ветерком можно рисовать. Хотите попробовать?

    - Садитесь за столы.

    «Настроение прекрасно,

    И не хочется скучать.

    Я забавные картинки

    Предлагаю рисовать».

    - Возьмите листочки, выберите краску и соломинку. Я поставлю вам кляксу, а вы дуйте на нее через соломинку. Что у вас получится, потом расскажете.

    - Придумайте название вашему рисунку. Какие вы молодцы!

    Садятся за столы.

    Выбирают цвет краски, соломинки. Делают кляксы, раздувают их через соломинку.

    Рассматривают свои рисунки, придумывают названия.

    Создание условий для проявления активности, самостоятельности при выполнении задания.

    Формирование умения оценивать результат своей работы.

    5.

    Рефлексирующий

    Педагог предоставляет возможность обсудить, найти конструктивное решение, выражает признательность детям.

    - Ну что ж, пришло время возвращаться нам в детский сад.

    Строимся друг за другом, заводим мотор, руки в стороны – как крылья.

    «Мы садимся в самолет,

    Отправляемся в полет.

    Мы летим над облаками,

    Машем папе, машем маме.

    Видим, как течет река,

    Видим в лодке рыбака.

    Осторожнее – гора!

    Приземляться нам пора!»

    - Ребята, где мы сегодня были? Кем мы были? О чем говорили, что изучали?

    - Посмотрите, на схемы. Вспомните, о каких свойствах воздуха мы узнали?

    - Вам понравилось в лаборатории? Придете сюда еще?

    Возвращаются на «самолете» в группу.

    Отвечают на вопросы воспитателя.

    Закрепление полученных знаний.

    Развитие умения высказывать свое мнение, настроение.

    6.

    Подведение итогов.

    Педагог поддерживает детей.

    - Молодцы, ребята! А я приготовила вам подарки. Это – воздушные шары.

    Предлагаю вам поиграть.

    Эмоционально реагируют на подарок воспитателя.

    Получают воздушные шары.

    Игры с воздушными шарами.

    Создание условий для игр с воздушными шарами.