Программа "Юный инженер" ,2017 г.
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Егорова Елена Васильевна
Работа кружка включает в себя два направления: 1. Конструирование; Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Конструирование-это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка 2. Опыты и эксперименты для малышей; Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково –познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментирования. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая природа, неживая природа. Все темы усложняются по содержанию, задачам, способом их реализации. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В ходе экспериментирования дошкольники получают самые ценные и прочные знания, так как добывают их в ходе собственных творческих изысканий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_inzhener_3_n.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                      «Утверждаю»

                       Директор МБДОУ ЦРР

                                                                                                                                                                                                         д/с №1 «Муравейник»

И.С.Семенова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             «   __»____             _2017 г.

План-программа работы

кружка «Юный инженер»

 для  детей с 4-5 и 5-6 лет

Егорова Елена Васильевна

г. Коломна ,2017 г.

                           

Пояснительная записка

 Работа кружка включает в себя  два направления:

1. Конструирование;  Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Конструирование-это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка

Работа с мелкими частями конструктора позволяет дошкольниками быстрее и лучше овладеть техникой письма. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

В процессе конструирования дошкольники приобретают такие личностные качества как: - дисциплинированность (мешая другим, мешаешь сам себе); - целеустремленность (начатое должно быть завершено); - самостоятельность (каждый старается сделать свою фигурку сам); - активность (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания); - любознательность (нужно спрашивать о том, что интересно); - ответственность и воспитанность.

В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, развиваются элементарные математические способности и логика. Конструирование как нельзя лучше этому способствует. Кроме того, благодаря использованию образовательных конструкторов мы можем выявить способных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся

представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий осуществляется работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

        2. Опыты и эксперименты для малышей; Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет  поисково –познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментирования. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Организация работы идет по  двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая природа,  неживая природа. Все темы усложняются по содержанию, задачам, способом  их реализации. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В ходе экспериментирования дошкольники получают самые ценные и прочные знания, так как  добывают их в ходе собственных творческих изысканий.

Опыты и эксперименты для малышей

                                                                                   Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Цели:

  • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
  • Развитие словаря
  • Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
  • Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи:

  • Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  •  Формировать представления у детей о предметном мире.
  • Сформировать представления о материалах: песок, глина, вода, материал, камни и, о природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д
  • Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию
  •  Сопоставлять факты и выводы из рассуждений
  • Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
  • Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
  • Формировать умение делать открытия и выводы;
  • Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

  • Развивать экспериментальную деятельность;
  • Развивать речь детей;
  • Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
  • Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
  • Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Методы:

  1. Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
  2. Наблюдения за объектом
  3. Просмотр иллюстраций
  4. Беседа с элементами дискуссии
  5. Познавательный рассказ воспитателя
  6. Чтение художественной литературы.
  7. Проведение опыта, эксперимента.

Программа рассчитана  на 1 год обучения для  детей 2 возрастов:

Одно занятие в неделю.

Продолжительность занятий:  

- 20 минут для детей 4-5 лет

- 25 минут для детей 5-6 лет

Месяц

Тематический план занятий

1 неделя

(Егорова Е.В.)

2 неделя

Шеремет Е.А.

3 неделя

Малышева О.В.

4 неделя

Лиманова Ю.А.

Октябрь

«Путешествие в прошлое»

(знакомство с бумагой, глиной, камнем  и их свойствами) 

«Дома, замки, дворцы»

(конструктор - магнитный танграм)

«Песок и глина»  

(опыты)

«Машины»

(Блоки Дьенеша, конструктор CLICS)

Ноябрь

 

-

В мире  стекла и пластмассы» (знакомство с пластмассой  и стеклом их свойствами (Егорова Е.В.)

«Удивительные свойства воздуха»

(Опыты, эксперименты)

«Самолеты»

(Игольчатый конструктор

Bristle Blocks)

Декабрь

«В гостях у Карандаша Карандашовича» (знакомство с деревянными предметами и их свойствами) 

«Роботы»

(мягкий модуль)

«Удивительные свойства воды»

(опыты, эксперименты)

«Страна  Пирамидия»

(к-р WEDGITS)

 Январь

-

«Мосты»

(конструктор CLICS)

«Волшебная  ---рукавичка»

 (Магнит. действие магнита на предмет, эксперименты)

«Мебель для д/с»

(деревянный конструктор)

Февраль

На чем полетят человечки?

(свойства резины и ткани)

«Корабли»

(конструктор CLICS)

«Военная техника» (констр.CLICS) 

Лиманова  Ю.А.

-

Март

«Плавающие и тонущие предметы»

(дерево и металл, опыты)

«Сельскохозяйственная техника»

(Магнитный конструктор)

«Свойства дерева и металла»

(опыты, эксперименты)

«Домашние животные»

(Магнитный  танграм,

Блоки  Дьенеша)

Апрель

Чем  и что можно измерять? (опыты)

«Город будущего»

(Магнитный танграм)

Блоки Дьенеша, к-р WEDGITS, CLICS)

«Почва - живая  земля»

(опыты, эксперименты)

Различные материалы и  конструкции

(Магнитный танграм)

Блоки Дьенеша, к-р WEDGITS, CLICS)

                                                                                                       

Перспективная тематическая программа, цели и задачи

Месяц

№ п/п

Тема

Цели.

Задачи

Октябрь

1.

«Путешествие в прошлое»

(знакомство с бумагой, глиной, камнем  и их свойствами)

Познакомить детей со свойствами бумаги, глины, камня;

 Развивать представления детей о свойствах бумаги, глины, камня Расширять словарный запас детей-(мнется, рвется, намокает,) умение согласовывать слова в предложении

2

«Дома, замки, дворцы»

(конструктор - магнитный танграм)

Дать представления о сооружениях.  Упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур.

Развивать конструкторские навыки детей.

Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий.

3

«Песок и глина»  

(опыты)

Дать представление о свойствах песка, предметах сделанных из глины, определять качества песка и глины

Развивать  умение  узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

4

«Машины»

(Блоки Дьенеша, конструктор CLICS

Дать детям обобщенные представления о  транспорте. Упражнять в его конструировании, в анализе образцов.  Уточнить представления детей о геометрических фигурах. Развивать способность к плоскостному моделированию.

Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования, умение согласовывать слова в предложении.

Развивать конструкторские навыки детей

Ноябрь

5.

В мире  стекла и пластмассы» (знакомство с пластмассой  и стеклом их свойствами

Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы

 Развивать умение различать предметы из пластмассы называть его свойства, любознательность и интерес к исследуемым предметам, пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы  и стекла (гладкая, легкая, цветная,хрупкая).

6

«Удивительные свойства воздуха»

(Игры-опыты, эксперименты)

«Игры-опыты с соломинкой, воздушным шаром» - дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть

Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования,

7

«Самолеты»

(Игольчатый конструктор

Bristle Blocks)

Дать детям представление о самолетах, их видах, зависимости их строения от назначения. Подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси

Формировать умение в конструировании самолетов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям. В моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек.

Декабрь

8

В гостях у Карандаша Карандашовича» (знакомство с деревянными предметами и их свойствами)

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева ,воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый)

 Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования, умение согласовывать слова в предложении.

9

«Роботы»

(мягкий модуль)

 Дать представление о сооружении прочных построек с перекрытиями, сооружать надстройки на перекрытиях, украшать  различными деталями. Упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур.

Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий.

10

«Удивительные свойства воды»

(опыты, эксперименты)

«Спрячь пуговку»-
способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

Формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Активизировать словарь , развивать логическое мышление

11

«Страна  Пирамидия»

(к-р WEDGITS)

Дать представление  о пирамидах. различных  их видах конструкции.

Развивать конструкторские навыки детей.

Январь

12

Мосты»

(конструктор CLICS)

Дать детям представление о мостах, их назначении, строении. Упражнять в строительстве мостов

 Закрепить умение анализировать образцы построек, иллюстрации, умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.

13

«Волшебная  рукавичка»

 (Магнит. действие магнита на предмет, эксперименты)

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Активизировать словарь , развивать логическое мышление.

14

«Мебель для д/с»

(мягкий модуль -конструктор)

Развивать умение детей организовывать пространство для конструирования. Конструировать различные предметы мебели. Объединять постройки единым сюжетом. Развивать пространственное мышление.

Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок).

Февраль

15.

На чем полетят человечки?

(свойства резины и ткани)

Познакомить со свойствами и качествами предметов из резины и ткани, помочь выявить их свойства

Развивать любознательность, мышление, активность.

Активизировать словарь, развивать логическое мышление

16

«Корабли»

(конструктор CLICS)

Дать детям представление о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения.
Подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба.

Упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности, развивать конструкторские навыки. Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу. Развивать способность к зрительному анализу.

17

«Военная техника» (конструктор CLICS)

Дать детям представление о военной технике, их видах, зависимости их строения от назначения

Развивать конструкторские навыки детей

Март

18.

Плавающие и тонущие предметы» (дерево и металл, опыты)

Дать  детям представление в определении  легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.

19.

«Сельскохозяйственная техника»

(Магнитный конструктор)

Дать детям представления о с\х транспорте. Упражнять в его конструировании, в анализе образцов. Дать представление о строительных деталях  и их свойствах .Уточнить представления детей о геометрических фигурах.

Развивать способность к плоскостному моделированию.

20.

«Свойства дерева и металла»

(опыты, эксперименты)

Уточнить и обобщить знания о свойствах  дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам.

 Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.

21

«Домашние животные»

(Магнитный  танграм,

Блоки  Дьенеша)

Упражнять детей в замыкании пространства способом  обстраивания плоскостных фигур, различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).

Формировать   навыки в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу. Развивать способность к зрительному анализу.

Апрель

22.

Чем  и что можно измерять? (опыты)

Дать представление об

измерительных предметах.

 Развивать умение и способность  измерять окружающие предметы. Расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства

измерительных предметов

23

«Город будущего»

(Магнитный танграм)

Блоки Дьенеша, к-р

WEDGITS, CLICS)

 Упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями. Упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур.

Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий

Развивать конструкторские навыки детей

24

«Почва - живая  земля»

Сравнение песка, почвы и глины»
познакомить со свойствами песка, почвы и глины

Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.

25

Различные материалы

(Магнитный танграм)

Блоки Дьенеша, к-р WEDGITS, CLICS)

Знакомить с материалами ; ткань, дерево, мех, металл, стекло, пластмасса определять их качества (структура поверхности,   свойства).

Обобщить знания детей о свойствах различных материалов  и предметов, создаваемых  ими конструкций.

Пополнить словарь детей за счет слов, характеризующих их свойства.


Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко

9.Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/Составитель Н.В.Нищева,-СПб,;ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.-240 с.-(Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)

10.ЮНЫЙ ЭКОЛОГ. Система работы в средней группе детского сада С.Н.Николаева

11.О.В.Дыбина Ознакомление  с предметным  и социальным окружением,   средняя группа -М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.-96 с.

12. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов.