Рабочая программа кружковой работы "Мир природы"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

Николаева Ольга Александровна

предложенный материал позволяет знакомить старших дошкольников с миром природы, её обитателями, охраной природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx61.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

Актуальность

Дополнительная программа «Мир природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

Занимаясь в доп. программе «Мир природы», дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных программой, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие. Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.

В основу содержания программы легли парциальные программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» и Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», которые предполагают формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы программы – формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Представления, полученные в дошкольном возрасте помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).

Цель программы.

Формирование целостных представлений  старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы  с включением регионального компонента (Республика Мордовия)

Общие задачи:

- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

- Развивать экологическую культуру.

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

Задачи развития экологических представлений у детей           старшей группы.

Образовательные:

- Дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

- Учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;

- Организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

- Научить детей простейшим правилам поведения в природе;

Развивающие:

- Развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

- Развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

- Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать   правильные решения по ее улучшению;

Воспитательные:

- Сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;

- Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий    по её охране и предупреждению насилия над природой;

- Научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

- Формировать в детях  доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.

Задачи оздоровительной направленности.

- Учить взаимодействовать с природой.

- Приобщать к ценностям здорового образа жизни.

- Знакомить с правилами личной безопасности.

Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой.

Закреплять умения самостоятельно и ответственно выполнять обязанности   дежурного в зоне природы.

- Прививать интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному участию.

Задачи природоохранного направления.

- Формировать представление об экологических проблемах села, города.

- Закрепить умение правильно вести себя в природе.

-  Формировать у детей эмоциональную отзывчивость.

Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности.

- Развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в продуктивных видах деятельность.

- Учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.

Задачи развития экологических представлений у детей           подготовительной группы.

Образовательные.

- Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе.

- Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

- Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии человека и природы.

- Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.

- Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы.

-Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.

- Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

Развивающие.

- Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.

- Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия.

- Формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений.

- Применять результаты исследования в разных видах деятельности.

Воспитательные.

- Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

- Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Задачи оздоровительной направленности.

- Продолжать учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды.

- Формировать ответственное отношение к своему здоровью.

- Учить оказывать первую медицинскую помощь себе и пострадавшим.

- Учить не только самим правилам безопасности, но и начать следить, как их выполняют другие.

Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой.

- Продолжать заботиться о чистоте окружающего мира, родного села, города.

- Продолжать работу по формированию умений и навыков по уходу за растениями и животными.

- Учить в коллективной деятельности самостоятельно планировать работу и разделять обязанности между собой.

Задачи природоохранного направления.

- Формировать ответственное отношение за создание необходимых условий жизни для себя и для всех живых организмов.

- Продолжать знакомить с проблемами загрязнения окружающей среды в своем регионе.

- Побуждать активно применять на практике знания по охране природы.

Программа дополнительного образования «Мир природы» рассчитана на детей 5-7 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.

Особенностью рабочей учебной программы «Мир природы» является планирование занятий, направленных на   реализацию регионального компонента.

Отличительные особенности программы.

Новым в работе кружка «Мир природы» предусматривается введение в занятия  экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.

Принципы, лежащие в основе программы:

- принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип наглядности;

- принцип доступности и посильности;

- принцип учета возрастных особенностей детей;

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

Первый год обучения - дети 5-6 лет (старшая группа)

Второй год обучения – дети 6-7 лет (подготовительная группа)

Сроки реализации программы – 2 года.

Режим работы программы- 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Время занятий: старшая группа – 25 минут, подготовительная – 30 минут.

Формы проведения организованной образовательной деятельности: экскурсии, игровые, сюжетные  занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием музыкального сопровождения и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и любование природой).

- репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

- частично-поисковый (участие в коллективном поиске).

-исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).

Для решения программных образовательных задач используются:

Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного).

Наглядные: показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки).

Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Индивидуальная работа. Находить свободное время для индивидуальных разговоров с детьми о то, что их волнует: о мире человеческих взаимоотношений, об их домашних питомцах, об их представлении , о том , кем и какими они станут , когда вырастут , что их волнует в окружающей действительности. Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого. Уточнять их позицию и взгляды

Техническое оснащение занятий

- Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;

- Фигурки с домашними и дикими животными;

- Муляжи и натуральные овощи и фрукты;

- Групповой уголок природы, в котором комнатные растения;

- Гербарий растений;

- Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада;

- Кормушка для птиц;

- Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы и т. д.)

Иллюстративные материалы:

- овощей и фруктов, растений, грибов, лесных и садовых ягод, подводных обитателей (лягушки, рыб, водорослей), домашних  и лесных животных, птиц, насекомых, частей тела человека.

Картины: «Осенние мотивы»; «Деревья»; «Звери в лесу»; «Зимние пейзажи»; «Весна»; «Цветущий сад»; И. Шишкин «Рожь».

Приборы для проведения опытов:

- тазик с водой, тазик с сухим и мокрым песком, мыльные пузыри, воздушные шары, колбы, кормушка, формочка для льда, стеклянные предметы, ящик для посадки лука, деревянные предметы, резиновые предметы, пластмассовые предметы, металлические предметы.

Индивидуальные наборы для ручного труда: природный материал, - бархатная бумага, картон, клей, цветная бумага, пластилин, доски для пластилина, клеенка для лепки, стеки, зубочистки, цветные карандаши, альбом для рисования, кисточки, гуашевые краски, бумага для оригами, фломастеры, нитки вязальные, соленое тесто, ватман.

Взаимодействие с родителями:

- проведение родительских собраний, консультаций, бесед; совместные праздники; участие родителей и детей в районных и групповых творческих конкурсах; оформление наглядной информации.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Учебный план программы «Мир природы»

на 2018- 2020 учебный год.

Количество занятий в неделю - 1

Количество занятий в месяц – 4

Количество занятий в год – 32

II СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Старшая группа

Месяц/Тема

п/п

Тема

Содержание

Сентябрь

Осень в природе

 1

«Экскурсия в осенний парк»

Беседа об осенних изменениях происходящих в природе.

Беседа «Почему птиц стало меньше»

Наблюдения детей за изменениями в природе.

 2

«Золотая осень»

Беседа об осени, о красках осени. Рассматривание иллюстраций об осени. Наблюдение за окном о погоде дня. Рисование осеннего пейзажа.

Октябрь

Птицы

 3

«Птицы-пернатые друзья»

Рассматривание иллюстраций с птицами, беседа о них. Дидактическая игра «летает не летает».

Лепка «Птицы». 

 4

«Перелетные птицы»

Беседа о перелётных птицах. Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Где гнездо?»

5

«Зимующие птицы»

Рассматривание картинок птиц. Беседа о зимующих птицах нашего края. Отгадывание загадок. Народные приметы о птицах.

6

«Знатоки птиц»

Отгадывание загадок. Вопрос-ответ. Чтение рассказа Н. Сладкова «Еловая каша». Дидактическая игра «Собери картинку», «Разрезная картинка».

Ноябрь

Лесное сообщество

 7

«Что такое лес?»

Рассматривание картинок и фотографий с изображением леса. Беседа о растениях леса. Чтение стих. «Прогулка в лес». Вспомнить обитателей леса. Поделка из лесных даров по желанию.

 

 8

«Лес и его значение в жизни человека»

Рассматривание иллюстраций энциклопедии «Лес и человек», беседа о поведении в лесу, дидактическая игра «Можно – нельзя».

9

«Этот удивительный лес»

Отгадывание загадки. Беседа о лесе, значение леса для человека. Аппликация «Насекомые на лесной полянке».

10

«Кто живёт в лесу?»

Отгадывание загадки. Беседа о белке. Дид.игра «Мяч лови – лесного зверя назови», «Чьи следы?». Рисование ягод Малины.

Декабрь

Пришла зима

 11

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о признаках зимы, экспериментирование со снегом, дидактическая игра «Когда это бывает».

Беседа об осенних изменениях происходящих в природе.

Беседа «Почему птиц стало меньше»

Наблюдения детей за изменениями в природе.

12

«Зимующие птицы и животные»

Экологическая игра «Птичья столовая», беседа о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций с ними. Беседа о жизнедеятельности животных в лесу в зимнее время.

13

«Зима в лесу»

Беседа о зиме. Чтение стихотворение И. Сурикова "Белый снег пушистый…». Дид. игра «Что лишнее?». Рисование зимнего пейзажа»

 

14

«Природа нашего края зимой»

Беседа о природе нашего края. Животные и растения зимой. Рассматривание картинок, фотографий. Чтение стихотворений о зиме.

Январь

Природные явления

 15

«Немного солнышка зимой»

Беседа о солнце его значении для природы. Опыт «Волшебный лучик». Подвижная игра «Догони свою тень». Изготовление солнышек в уголок природы.

16

«Вода в природе и в жизни человека»

Рассматривание иллюстраций с различными водоемами, беседа о воде и ее значении в жизни человека и в природе, экспериментирование с водой.

17

«Зачем зимой снег?»

Чтение стих. И. Сурикова «Белый снег». Дид. игра «Хорошо-плохо». Рассматривание снежинки. Опыт «Почему снег белый?»

18

«Ветер, ветер - ты могуч»

Беседа о ветре. Опыт с вентилятором. Упражнения на развитие речевого дыхания. Рисуем ветерок.

Февраль

Животные

19

«Дикие животные зимой в лесу»

Решение проблемной ситуации – ситуативный разговор. Беседа о диких животных. Работа в творческой лаборатории – конструирование из природного материала.

20   

«Домашние животные и их детёныши»

Отгадывание загадок о животных. Диактическая игра «Парочки». Рисование любимого домашнего животного.

21

«Животные водоёма»

Беседа о том, кто живёт в реке, озере, пруду. Изготовление коллажа «Обитатели водоёма»

22

«Правила безопасности при контакте с животными»

Беседа. Рассматривание картинок. Пластический этюд «Животные отдыхают. Правила безопасности при общении с животными. Диактич. упражнения по карточкам «Чтобы не было беды».

Март

Растения

23

«Ядовитые растения»

Беседа о вреде некоторых растений. Виды ядовитых растений, отгадывание загадок о них, аппликация «Ландыши»

24

«Экскурсия в весенний парк»

Беседа о весенних изменениях происходящих в природе.

Наблюдения детей за изменениями в природе.

25

«Лекарственные растения –наши доктора»

Рассматривание лекарственных растений. Презентация лекарственных трав. Загадка о ромашке. Игра «Определи по запаху». Приготовление полезного отвара.

26

«Весенний уход за комнатными растениями»

Беседа о комнатных растениях, уход за комнатными растениями в уголке природы.

Апрель

Насекомые

27

«Насекомые, какие они?»

Чтение стихотворения. Игровая ситуация. Дид. игра «Прятки». Изготовление бабочки из фантиков.

28

«Пчёлка Майя»

Рассматривание строения пчелы. Беседа о пользе пчеловодов.

Пластилинография «Пчёлка Майя».

29

«Насекомые и цветы созданы друг для друга»

Беседа о насекомых нашего края. Аппликация «Бабочка на цветке»

30

«Викторина о насекомых»

Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Сдуй насекомое с растения». Рассматривание картинок с изображением насекомых.

Май

Охрана природы

31

«Взаимодействие человека с природой»

Беседа о том, что человек – живое существо, как человек использует природу, как человек охраняет природу.

 32

«Берегите природу!»

Рассказ о том, как нужно беречь и охранять природу.

Подготовительная группа

Месяц/Тема

п/п

Тема

Содержание

Сентябрь

Осень в природе

 1

«Осень»

Чтение стихотворения про осень. Дид. игра «Правильно или неправильно», «Чудесный мешочек». Отгадывание загадок. Изготовление картины «Осенний ковёр».

 2

«По следам осени»

Вспомнить приметы осени. Дид. игры: «Сложи картинку», «Фрукты или овощи». Загадки. Пальчиковая игра «Осенний букет». Аппликация «Дерево».

Октябрь

Птицы

 3

«Что мы знаем о птицах?

Загадка. Игра «Птицы и птенцы». Дид. игра «Угадай птицу», «Летает-не летает». Чтение стих. А. Яшина «Покормите птиц зимой».

 4

«Не поётся птицам без небес»

Слушание пения птиц. Беседа о птицах. Игра «Совушка-сова». Чтение стихотворений с детьми о птицах.

5

«Домашние птицы»

Рассматривание картинок. Беседа о петушке, по картине «Птичий двор». Урпажнение «Голоса птиц». Гра «бывает-не бывает», «Доскажи словечко».

6

«В гостях у птиц»

Рассматривание картинок с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Игра «Определи, чьё гнездо?», «У кого,кто?».

Ноябрь

Лесное сообщество

 7

«Лесные жители»

Вспомнить названия тех, кто живёт в лесу. Чтение рассказа  Дид. игра «Назови ласково». Лепка ежа.

 

 8

«Белка в лесу»

Беседа о белке, её повадках, чем она питается. Игра «Чей дом?». Рисуем белке угощения на зиму.

9

«Лесные домишки»

Знакомство с творчеством В. Бианки. Чтение стихотворения. Рассматривание картинок с изображением гнёзд птиц. Знакомство с пословицами о доме.

10

«Лес в жизни человека»

Рассказ о том, какое значение имеет лес для человека. игра «У медведя во бору». Отгадывание загадок. Заучивание пословицы о лесе.

Декабрь

Пришла зима

 11

«Энциклопедия зимы»

Беседа о зимних месяцах, отгадывание загадок. Иллюстрации «Природа зимой», «Животные зимой».

12

«Зимующие птицы»

Рассматривание иллюстраций. Беседа о зимующих птицах нашего края. Конструирование из бумаги «Снегири на ветке».

13

«Зимние узоры»

Беседа о зиме. Дид. игра «Подбери слова». Огадывание загадок о зимних месяцах. Чтение стих С. Есенина «Зима». Рисование зимних узоров.

 

14

«Ёлочка-красавица»

Чтение стих. «Зимняя песенка». Беседа о ели, как дереве. Игра «Зимние слова», «Исправь ошибку». Изготовление украшений на ёлку.

Январь

Природные явления

 15

«Чистый воздух»

Беседа о свойствах воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Опыт «дышит -не дышит».

16

«Зимние явления природы»

Знакомство с зимними явлениями природы. Проведение опыта «Снег растаял». Отгадывание кроссворда о зиме.

17

«Туман и роса»

Беседа с детьми. Обсуждение рассказа воспитателя. Творческая игра «Облака»

18

«Дождь»

Рассказ воспитателя о дожде. Виды дождей. Чтение стих. «Какой дождь?»игра «бывает – не бывает».

Февраль

Животные

19

«На бабушкином дворе»

Беседа с детьми о домашних животных, их внешнем виде. Рассказ о пользе и вреде животных. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают).

20   

«Дикие животные наших лесов»

Беседа, рассматривание иллюстраций о животных. Рисование с помощью трафарета. Вспомнить правила поведения в лесу.

21

«Животные жарких стран»

Беседа о видах животных, чем они питаются. Рассматривание иллюстраций в книгах. Аппликация «Жираф».

22

«Эти забавные животные»

Загадки.  Дид. игра «Детёныши», «Угадай по описанию». Вспомнить цепи питания в лесу.

Март

Растения

23

«Тайны грибного царства»

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. Лепка «Корзина с грибами».

24

«Во саду ли, в огороде»

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Дид. игра «Съедобное – не съедобное».

25

«Растения – часть живой природы»

Беседа «Строение растения». Показ экологической сказки «Всё, что нуждается в воде». Проведение опыта «посадка лука».

26

«Комнатные растения»

 Рассматривание альбомов «Комнатные растения», проведение игры      «Лото - Цветы». Раскрашивание раскрасок «Комнатные цветы».

Апрель

Насекомые

27

«Путешествие в мир насекомых»

Загадки и отгадки. Найти среди картинок нужную. Полезные и хищные насекомые: дид. игра «Кто есть кто?». Физкультминутка «Сороконожка». Игра «Что сначала, что потом».

28

«Удивительные насекомые»

Отгадывание загадок. Беседа о разнообразии мира насекомых. Дид. игра «Расскажи о нём», «Четвёртый лишний», «Изменялки». Заучивание чистоговорки. Игра «Закончи предложение».

29

«Проснулись от тепла жуки»

Рассказ воспитателя о видах насекомых. Знакомство с жуками. Рассматривание муляжей жуков, картинок с их изображением. Красная книга и жуки, занесённые в неё.

30

«Побежали по дорожке, чьи то маленькие ножки»

Рассматривание альбома «Насекомые». Наблюдение за насекомыми на прогулке. Отгадывание загадок. Рисование мелками на асфальте «Мне нравится…». Беседа об укусах и помощи.

Май

Охрана природы

31

«Заповедные места Мордовии»

Рассматривание фотографий, картинок. Игра «С какого дерева листок». Красная книга Мордовии. Чтение стих. «Что такое лес?». Беседа о птицах., игра «Узнай птицу по описанию».

 32

Коллаж «Моя Красная Книга»

Предложить составить коллаж, используя собственные знания и опыт. Вспомнить то, что можно охранять и беречь в природе.

Показатели результативности реализации программы

(модель предполагаемого результата по учебным задачам)

Дети будут знать:

- Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).

- О трёх стадиях развития живых организмов.

- Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, поле,луг).

- О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условияхРеспублики Мордовия.

- О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

Дети будут иметь представления:

- О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.

- Об особенностях внешнего вида растений и животных.

- О возникновении жизни на Земле.

Дети будут уметь:

- С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.

- Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.

- Объяснять экологические зависимости.

- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Диагностический инструментарий для детей 5 -7 лет по экологическому развитию.

Представления о природе.

- Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.

- Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

- Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.

- Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.

- Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.

- Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.

2.Отношение к природе.

Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.

3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами  

(труд в природе).

 Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.

Показатели для оценки усвояемости материала:

Высокий уровень.

Ребёнок знает основные признаки живого,  устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.

Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.

Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.

Средний уровень.

Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и  - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира  и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.

Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

Низкий уровень

Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.

Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.

Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

III СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бондаренко А. К. Знакомим детей с живым миром / А. К. Бондаренко. М., 2008. – 184 с.

2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой / М.: Просвещение, 2007. – 162 с.

3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. М., 2010. – 154 с.

4. Громова О. Е. Стихи и рассказы о животном мире / О. Е. Громова. М. Просвещение, 2016. – 176 с.

5. Громова О. Е. Стихи и рассказы о растительном мире / О. Е. Громова. М. Просвещение, 2007.

6. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. Методическое пособие / А. И. Иванова. М., 2007. – 148 с.

7. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников / А. И. Иванова.. М., 2007. – 205 с.

8. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М., 2015.

9. Комратова Н. Г., Грибова Л.Ф, Мир, в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей 3 – 7 лет с окружающим миром / Н. Г. Комратова. М., 2006. – 302 с.

10. Коломиец Н.В. Формирование культуры безопасного  поведения  у  детей 3-7 лет. – Волгоград из-во «Учитель» 2015. – 172 с.           

11. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения / С. Н. Николаева.  – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.

12. Чермашенцева О. В. Основы  безопасного  поведения дошкольников / О. В. Чермашенцева . – Волгоград из-во «Учитель» 2012г.

13. Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе / Т. А. Шорыгина. М.,2005. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционному рисованию

Данный материал позволяет познакомить детей  с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...

Рабочая программа кружковой работы "Спортивная карусель"

Программа работы по оздоровлению детей...

Рабочая программа кружковой работы "Английский для малышей"

В данной работе вы найдете пояснительную записку, тематический план курса и перспективное планирование....

Рабочая программа кружковой работы "Разноцветный мир" по познавательному развитию детей

Предназначена для проведения кружковой работы с детьми 3-4 лет...

Рабочая программа кружковой работы "Юный любители природы"

Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь....

Рабочая программа кружковой работы "Любители природы"

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи....

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...