Главные вкладки

    Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Зарубина Татьяна Борисовна

     Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»
    Цель:
    Знакомство детей с изделиями народных промыслов.
    Задачи
    Образовательные:
    Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.
    Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.
    Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
    Инициировать декоративное оформление нарисованных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.
    Развивающие:
    Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
    Воспитательные:
    Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
    Воспитывать интерес к посещению музея.
    Словарная работа:

     народные промыслы, прикладное искусство, гжель, хохломская роспись, дымковская игрушка,  городецкая роспись, элементы росписи
    Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.
    Материалы и оборудование:
    Изделия народных мастеров Дымкова, Гжели, Хохломы, Городца, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой.
    Предварительная работа:
    Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тем

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 123gorod_masterov.docx26.84 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       

     

    Конспект занятия –  по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе.

    «Народные промыслы России»

     Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»
    Цель:
    Знакомство детей с изделиями народных промыслов.
    Задачи
    Образовательные:
    Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.
    Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.
    Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
    Инициировать декоративное оформление нарисованных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.
    Развивающие:
    Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
    Воспитательные:
    Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
    Воспитывать интерес к посещению музея.
    Словарная работа:

     народные промыслы, прикладное искусство, гжель, хохломская роспись, дымковская игрушка,  городецкая роспись, элементы росписи
    Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.
    Материалы и оборудование: 
    Изделия народных мастеров Дымкова, Гжели, Хохломы, Городца, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой.
    Предварительная работа: 
    Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тем

     Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями (дети приветствуют взрослых). Сегодня мы отправляемся в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы. Скажите, ребята, а что такое ярмарка?

    Дети: Ярмарка – это всегда праздник, шумный рынок.

    Воспитатель: Верно ребята. На ярмарке продаются изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки.

    Богата и привольна Родина моя
    И промыслом народным славится она.
    Есть Тула, Гжель и Суздаль
    И Павловский Посад,
    Загорская матрешка,
    И хохломской наряд.
    По всей России-матушке,
    Куда не бросишь взгляд,
    Народные умельцы
    С любовью мастерят

     Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Подскажите, ребята, как про таких мастеров говорили?

    Дети: «Мастер на все руки».

    Воспитатель: Правильно.  Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним .

    Д/и « Закончи пословицу».

    «Терпение и труд…» (всё перетрут)

    «Землю красит солнце…» (а человека труд)

    «Делу время…» (а потехе час)

    «Кто не работает…» (тот не ест)

    «Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)

    «Больше дела…» (меньше слов)

    «Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

     Давайте же подойдём поближе к торговым рядам и рассмотрим повнимательней изделия, которые предлагают народные умельцы.

    Что за чудо, что за диво,

    Сколько радости вокруг!

    Все предметы не простые,

    А волшебно-расписные.

    Правда, дети, тут красиво?

    Аж захватывает дух!

    Помогите мне, ребята, рассказать мне про изделия русских мастеров. Но в начале послушайте загадку и отгадайте, о каком промысле идёт речь?

    Листочки, ягодки, цветочки,

    Стебелёчек, завиток.

    Здесь хозяева три цвета:

    Чёрный, красный, золотой.

    Откуда товар такой?

    Дети: Хохлома (дети с ведущим подходят к столу, на котором выставлены изделия с хохломской росписью).

    Воспитатель: Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название он получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого очень доступного материала сделаны эти изделия?

    Дети: Из дерева.

    Воспитатель: Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается. Она является своеобразным подражанием серебряной и золотой посуде. Назовите основные цвета хохломской росписи.

    Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.

    Воспитатель: Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.

    Дети: Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.  

    Воспитатель: Да, ребята, красная трава по золотистому фону считается одним из главных элементов хохломского узора. Так почему же хохлому называют золотой?

    Дети: Здесь много жёлтого, золотого цвета.

    Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте и отгадайте загадку о следующем промысле.

    На дощечке коль девица

    Иль удалый молодец,

    Чудо–конь и чудо-птица

    Это значит…

    Дети: Городец (дети подходят к столу, где выставлены изделия с городецкой росписью).

    Воспитатель: Этим промыслом занимались жители нижегородских деревень, расположенных вблизи города Городца. Городецкая роспись всегда очень яркая, выполненная свободным мазком с белой и чёрной обводкой. Какие изделия украшали такой росписью.

    Дети: Тарелки, разделочные доски, хлебницы, мебель, прялки, игрушки.

    Воспитатель: Из какого материала создавались эти изделия?

    Дети: Из дерева.

    Воспитатель: Какие основные цвета этой росписи?

    Дети: Ярко-жёлтый, синий, зелёный, красный, розовый, голубой, чёрный и белый.

    Воспитатель: Какие основные мотивы городецкой росписи вы знаете?

    Дети: Цветочные узоры, кони, птицы.

    Воспитатель:  Отгадайте, ребята, ещё одну загадку.

    Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.

    Белый фон – снегов белей.

    Синий – небушка синей.

    Кружевное это чудо

    Привезли купцы откуда?

    Дети: Из Гжели (дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью).

    Воспитатель: Давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.

    Дети: Из белой глины.

    Воспитатель: Да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать». Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.

    Дети: Синий, голубой, белой.

    Воспитатель: Думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у окружающей природы. Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?

    Дети: Голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег.

    Воспитатель: Верно, ребята. С той поры стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель». Назовите, ребята, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.

    Дети: Розы, травки, завитки, точки, полосочки.

    Воспитатель: Какую посуду украшают этими узорами?

    Дети: Вазы, чайники, чашки, блюдца, кувшины, сахарницы и другие.

    Воспитатель:  Молодцы! А теперь послушайте одну сказочную историю:

    «Жили-были три девочки-подружки. И звали их ласково: Гжелька, Хохломушка и Городеша. Были они весёлые, озорные, трудолюбивые. Как-то отправились они в лес по ягоды. И вот когда девчушки шли обратно с полными корзинками, вдруг налетел сильный-сильный ветер и сдул с их нарядных сарафанчиков все узоры, перемешал их и разбросал на полянке. Загрустили девочки-подружки: «Как же мы вернёмся к людям, ведь никто теперь нас не узнает».

    Воспитатель: А давайте, ребята, поможем каждой из девочек найти именно свой узор (проводится д/и «Укрась сарафанчик», дети выбирают узор , изображённый на карточках, описывают его, называют девочку, которой он принадлежит и опускает в карманчик на фартучке).

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Девочек сказочных быстро украсили. Давайте ещё раз назовём, к какой росписи каждая из девочек относится.

    Дети: Гжелька – это Гжель, Хохломуша – это Хохлома, Городеша – Городецкая роспись. (Девочки «росписи» рассказывают стихи:

    Гжелька: Поверить трудно неужели

    Всего два цвета? Чудеса!

    Вот так художники из Гжели

    На снег наносят небеса!

    Какие розы и пионы

    На чашках пишут мастера,

    И сине-белые бутоны

    Прекрасны нынче, как вчера!

    Хохломуша: У красы точёной

    Сарафан парчёвый

    По волнам узоров

    Яхонты горят.

    Что за чародеи

    Хохлому одели

    В этот несказанный

    Праздничный наряд?

    Городеша: Есть на Волге город древний

    По названью Городец.

    Славится по всей России

    Своей росписью творец.

    Распускаются букеты,

    Ярко красками горя,

    Чудо-птицы там порхают,

    Будто в сказку нас зовя.

    Воспитатель: Ребята, в России народ умеет не только трудиться, но и веселиться. А какое же веселье без игры (х/и «Колпачок»). Ребята выбирают ведущего с помощью считалки.

     (ведущий сидит на корточках в середине хоровода, на нём одет головной убор в виде колпачка)

    Дети: Колпачок, колпачок

    Тоненькие ножки

     Красные сапожки.

    Мы тебя поили, мы тебя кормили,

    На ноги поставили (дети подходят к центру, приподнимают ведущего и снова образуют круг ),

    Танцевать заставили (хлопают в ладоши)

    Танцуй сколько хочешь

    Выбирай кого захочешь (ведущий танцует с закрытыми глазами и выбирает игрока из хоровода).

    Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте ещё одну загадку:

    Весёлая белая глина.

    Кружочки полоски на ней,

    Козлы и барашки смешные,

    Табун разноцветных коней,

    Кормилицы и водоноски,

    И всадники, и ребятня,

    Собачки, гусары и рыбы,

    А ну, назовите меня…

    Дети: Дымка. (дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).

    Воспитатель: Этот промысел возник в селе Дымково, что возле города Вятке. Там очень хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла. Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое. Скажите, ребята, из чего лепят мастер игрушки?

    Дети: Из глины.

    Воспитатель: Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Из каких элементов состоит дымковский узор?

    Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен.

    Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?

    Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.

    Воспитатель: Скажите, ребята, а вы бы хотели расписать дымковскую игрушку?

    Дети: Да, хотим.

    Воспитатель: У меня заготовлены для вас бумажные фигурки, которые мы будем сегодня расписывать и превращать их в нарядные игрушки.

    Воспитатель: Приглашаю вас в нашу мастерскую (дети ещё раз называют элементы дымковской росписи).

    Ребёнок читает стихотворение:

    Словно сказка невидимка

    В небе радугу зажгла,

    Расцвела узором Дымка,

    Людям радость принесла!

    Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, пофантазировать и украсить свои игрушки ярко, нарядно. Давайте вспомним, как наносятся элементы узора.

    Дети: Кончиком кисточки. А узоры на кругах только после их высыхания.

    Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужны ватные палочки.

    Дети: Для рисования точек.

    Воспитатель: Старайтесь выполнять работу не спеша, аккуратно.

    А сейчас, чтобы ручки не ленились

    Очень дружно потрудились,

    Нужно пальчики размять!

    Пальчиковая гимнастика «Цветочки»:

    Наши алые цветы распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)

    Ветерок чуть дышит, лепестки колышит .(покачивание кистями рук вправо-влево)

    Наши алые цветы закрывают лепестки, (медленное сжимание пальцев)

    Головой качают, тихо засыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки соединяются, пальцы складываются в замок).

    Воспитатель: Приступаем, ребята, к работе (звучит аудиозапись русской народной мелодии).

    Самостоятельная деятельность детей

     Анализ рисунков (отметить красочность, аккуратность детских работ).

    Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши игрушки получились такими красивыми

    Воспитатель: Ребята, мы побывали с вами на весёлой ярмарке в городе мастеров, познакомились с чудесными предметами из разных городов России. А давайте назовём ещё раз, как называется мастер, расписывающий изделие (Художник); назовите инструмент художника (кисть); из какого материала делали свои изделия мастера Гжели и Дымковской игрушки (из глины); какой материал использовали мастера Городецкой росписи и Хохломы (дерево).

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу, поэтому с ярмарки мы не можем уйти без угощения (выходит мальчик-коробейник с красочным коробом и читает стихотворение:

    Эй, народ, не зевай, Поскорей налетай,

    Весь товар раскупай!

    Стою, продаю, Товар хвалю.

    Коврик за трёшку, Горшок за пятак,

    Доску за рубль, А леденец за так. (ребёнок угощает детей и гостей леденцами-петушками)

    Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся с гостями (дети прощаются с гостями и уходят под музыку)).

    Используемая литература:

    Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»; В. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор» ; Журнал «Дошколёнок» №1 2013 «Народные промыслы»; О. Князева и М. Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной културе»; Т. Шпиколова «Народное искусство на уроках декоративного рисования»; В. Вишневская «Хохлома»; Н. Корчаковская «Комплексные занятия развития творческих способностей дошкольников».

    Богата и привольна Родина моя
    И промыслом народным славится она.
    Есть Тула, Гжель и Суздаль
    И Павловский Посад,
    Загорская матрешка,
    И хохломской наряд.
    По всей России-матушке,
    Куда не бросишь взгляд,
    Народные умельцы
    С любовью мастерят

    Гжелька:

     Поверить трудно неужели

    Всего два цвета? Чудеса!

    Вот так художники из Гжели

    На снег наносят небеса!

    Какие розы и пионы

    На чашках пишут мастера,

    И сине-белые бутоны

    Прекрасны нынче, как вчера!

    Хохломуша:

    У красы точёной

    Сарафан парчёвый

    По волнам узоров

    Яхонты горят.

    Что за чародеи

    Хохлому одели

    В этот несказанный

    Праздничный наряд?

    Городеша:

     Есть на Волге город древний

    По названью Городец.

    Славится по всей России

    Своей росписью творец.

    Распускаются букеты,

    Ярко красками горя,

    Чудо-птицы там порхают,

    Будто в сказку нас зовя.)

    Словно сказка невидимка

    В небе радугу зажгла,

    Расцвела узором Дымка,

    Людям радость принесла!

    Эй, народ, не зевай, Поскорей налетай,

    Весь товар раскупай!

    Стою, продаю, Товар хвалю.

    Коврик за трёшку, Горшок за пятак,

    Доску за рубль, А леденец за так. (ребёнок угощает детей и гостей леденцами-петушками)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОД в средней группе "Народное декоративно-прикладное искусство"

    «Развитие эмоциональной сферы  детей при ознакомлении с народным декоративно - прикладным искусством».    Тема: «Весенняя ярмарка». Программное содержание. Воспитывать у д...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по мотивам русско-народной сказки «Заюшкина избушка».

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по мотивам русско-народной сказки «Заюшкина избушка»....

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по мотивам русско-народной сказки «Заюшкина избушка».

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по мотивам русско-народной сказки «Заюшкина избушка»....

    Конспект занятия по ознакомлению детей с искусством в старшей группе. "Прекрасный мир живописи"

    Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, развитие речи, ПРПрограммное содержание:Продолжать знакомить детей с особенностями натюрморта, как жанра изобразительного иску...