Доклад на тему: " Развитие познавательного интереса у детей в процессе ознакомления с экологией".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Канаева Алла Владимировна

Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества, его быстрая информация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать, в быстро изменяющемся мире. Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача – создание апробации и внедрение новой модели образования. По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                          «Природа и воспитание  подобны.                                                                                      

                                                         А именно: воспитание перестраивает человека,

        И преобразуя, создает ему вторую природу».

                                           Демокрит.                                      

Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. Знакомить детей с природой надо с раннего возраста. К.Д Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы – значит, возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».                                                         Я с большим интересом взялась за это дело. В течение всей своей работы углубленно занимаюсь развитием у детей познавательного интереса к природе. В процессе работы с детьми я заметила, что в ходе конкретных наблюдений за живой природой, они с легкостью могут установить связь между различными природными явлениями.                                                                                                                     Например: наблюдая за поведением различных видов птиц, дети связывают их прилёт весной с температурой воздуха, таянием снега, вскрытием водоемов, появлением насекомых. При изучении природы открываются возможности и для эстетического воспитания детей. Природа обогащает человека духовно. Чтобы увидеть красоту природы, необходимо быть к ней ближе. Для этого я провожу экскурсии на водоем, в школьную аллею. Во время экскурсии я посоветовала детям быть внимательными, заметить что-то необычное в природе, не пропустить следы на снегу, увидеть неповторимую красоту деревьев зимой, послушать «разговор» птиц.

«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем более способна она рассуждать», - писал известный психолог П.П. Блонский. Чтобы «наполнить головы детей» интересным содержанием, я провожу с ними различные опыты, в частности, наблюдение за растущим луком в различных условиях: одна баночка с водой в тепле и на свету, вторая - без воды в тепле на свету, третья баночка- с водой в холоде на свету, и четвертая- с водой в тепле в темноте. Такие наблюдения позволяли детям сделать вывод, что с уменьшением солнечного освещения, тепла, воды начинает изменяться окраска «перышек» лука, или они отсутствуют вовсе. Итак, выявление простейших связей, доступных пониманию дошкольников, способствует развитию умственных способностей.

К. Д. Ушинский отмечал положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее развитие их в процессе общения с природой: «Логика природы есть самая доступная для детей логика – наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретённых, подводить изученные виды на один род.              

Разнообразие предметной и природной среды, которая окружает детей, позволяет использовать мне в работе самые различные методы, формы и приемы.                                                                                                                      Формы работы: 

- проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

- оформление выставочных работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и прочие; тематических выставок («времена года», «природа родного края» и др.), выставок детского творчества, уголков природы;

- викторины, сочинение загадок;

-  инсценировка и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и прочее.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и прочее), обсуждение средств выразительности; и т.д.

Методы: длительные наблюдения за посадками растений в группе и на участке, ознакомление с экосистемами леса, с приспособляемостью животных к среде обитания, включение игровых обучающих ситуаций на занятиях, экскурсиях, работу с календарями.

В методической разработке НОД, я раскрыла всею педагогическую деятельность по экологическому воспитанию в дошкольном возрасте. В ней были разработаны конспекты занятий по разным возрастным группам и на разные экологические темы, подборка различных дидактических игр. Для развития познавательных интересов у детей к экологии мною был разработан лэпбук « Экология».                                                                                                                        

Лэпбук или интерактивная тематическая папка - это самодельный бумажный органайзер  с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой либо определенной теме. 

Мною разработаны различные материалы и задания:

1. Игра " Живое - неживое"        

2. Игра "Разложи мусор"

3. Игра "Собирашка"

4. Экологические игры

5. Сказки, загадки и стихи

6.Лекарственные растения

7. Раскраска

Так же мной были разработаны такие карты-схемы, как: «Кому нужны деревья в лесу», «Зачем люди ходят в лес», «Что не следует делать в лесу»,  «Кому нужна вода», «Как человек использует воду», «Вода в природных явлениях». Работа с картой-схемой строится разнообразными методами: ознакомление перед экскурсиями и прогулками, после них, на занятиях, в индивидуальной работе, в играх.                                                                                   В чем же заключается творческий поиск моей работы по экологическому воспитанию детей?

Творчество началось с хорошего, неравнодушного отношения к своим функциональным обязанностям, инициативного поиска способов решения задач и достижения цели экологического воспитания детей, становления у них начал экологической культуры. Моя творческая активность была направлена на следующее:

  1. Вдумчивое освоение и непрерывное совершенствование методов и технологий экологического воспитания детей;
  2. Постоянный поиск и проверка новых приемов работы с детьми,  которые на фоне устоявшихся методов и форм воспитания могут обеспечить оптимальное  использование складывающейся ситуации,  применение своего опыта к конкретным  природным условиям детского сада.  Новый прием в общении с детьми, их обучения – это самый гибкий механизм, который дает разнообразное и вариативное использование одной и той же технологии педагогом с разными детьми в разных условиях;
  3. Создание атмосферы взаимодействия, доверия, сопереживания любых событий.  В общении с детьми я реализую изначально позитивный взгляд на них, воспитываю способом одобрения, помощи и поддержки. В педагогической деятельности воспитатель реализует себя как личность: широко и разнообразно использую свои умения, способности, интерес к экологическому воспитанию. Увлеченность воспитателя может оказать глубокое воздействие на детей и вывести его самого на разработку нового направления в экологическом воспитании.

Итак, творческий поиск  экологического воспитания широк и многообразен, он может быть с успехом реализован в любых конкретных условиях работы дошкольного учреждения.

Задачи экологического воспитания были реализованы через все виды деятельности: занятия, наблюдения за природой во время прогулки, наблюдения за растениями в уголке природы, игры: настольно-печатные, игры Воскобовича, дидактические, словесные, сюжетно-ролевые; экскурсии, развлечения, праздники, чтение художественных произведений.                    Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Данную работу следует начинать в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Экологическое воспитание в широком понимании влияет на все стороны развития личности ребенка.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Мы знаем, что человек живет и развивается за счет природы, но тысячелетия мы покоряли ее, беспощадно убивали животных, вырубали леса. Сейчас пробил тот час, когда надо остановиться. Человеку нужен чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые фрукты и овощи. На смену нам идет новое поколение, и наша главная  задача – прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней. Ведь став взрослым, мы часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. Разве можно забыть то чудное ощущение, которое  мы испытывали, когда подкармливали зимующих птиц, когда попадали в зимний лес! Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая...

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов....

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания детей.Методы и приемы воспитания у детей...

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой"...