ООД "Земля
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Рожкова Лариса Алексеевна

Конспект ООД (познавательно-исследовательская) «Земля и её секреты"  в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_zemlya.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 детский сад № 20 города Свободного

Конспект ООД

(познавательно-исследовательская)

«Земля и её секреты»

          в подготовительной группе

                                                                              Разработала:

                                                                                                          Рожкова Лариса Алексеевна,

                                                                                               Старший воспитатель                                                          

                                                                                          МДОАУ д/с « 20

                                                                                      г. Свободного

                                                                                                   I квалификационная

                                                                                 категория

г. Свободный

2017 г.

Цель ООД: Формирование представления детей о Земле и ее особенностях .

Задачи:

Образовательные:

.познакомить детей со свойствами почвы, камней, песка, перегноя;

. формировать представления о значении почвы, камней, песка, перегноя в природе;

.подводить детей к ответу полными предложениями;

.формировать навыки проведения лабораторных  опытов;

.обогащать словарный запас  новыми понятиями: сыпучий, пустыня, смешанная почва;

.закрепить правила безопасности при работе в лаборатории.

Развивающие:

.создать условия для развития познавательного интереса, мышление, речи;

.развивать умение планировать свою деятельность;

.развивать умение делать вывод по проделанной работе;

Воспитательные:

.вызвать радость от открытий, полученных из опытов;

.воспитывать умение работать с оборудованием и умение работать в коллективе;

.прививать любовь к природе;

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно эстетическое развитие.

Методы и приемы:

.наглядный метод(показ слайдов , схем, значки)

.словесный метод (художественное слово, вопросы)

.практический метод ( исследование  -элементарные опыты)

.метод стимулирования (итог подводился после каждой  части, поощрения).

.игровой (сюрпризный момент, игра на интерактивной доске)

Предварительная работа:

.наблюдение на прогулке за почвой и землей.

.рассматривание камней.

.труд в уголке природы (посадка огорода).

.просмотр книг, иллюстраций о Земле ее секретах.

Содержание ООД

Организация ООД:

Здравствуйте,- слово, какое чудесное.

Чуточку доброе, чуточку нежное.

Здравствуйте, - скажем, мы этому дню

Здравствуйте,- скажем, мы всем и всему.

Старший воспитатель вносит на маленьком подносе конверт, украшенный разноцветными кольцами, отдаёт воспитателю

Воспитатель: Ребята нам с вами передали конверт, Как вы думаете, что в нём? (письмо). Вы имеете представление от кого оно, может быть? (выслушиваю предположение детей). Как узнать от кого оно? (нужно вскрыть конверт). Что будем делать с письмом? (Читать).

Дети и воспитатель вскрывают письмо и читают

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, пожалуйста, в 09.00 часов запись на своей электронной почте».

Воспитатель: (обращает внимание детей на часы) Дети обратите внимание на часы, они показывают, что нам пришло время посмотреть электронную почту.

Воспитатель включает почту, на экране анимация космического пространства, затем появляется текст обращения к детям

Воспитатель:(читает текст) «Здравствуйте, ребята! Обращаются к вам жители планеты Миньона. Однажды, нам миньонам надоело сидеть дома, и решили отправиться в путешествие на незнакомую планету. Долго выбирали, и наконец, решили.

 Воспитатель говорит детям давайте посмотрим по каким местностям путешествовали наши Миньоны. На слайдах идут картинки цветущих садов, цветов, озёр, рек и морей, а воспитатель продолжает читать электронное послание.

«…Как оказалась это ваша планета, на которой живёте вы.  Нам, очень понравилась у вас, но больше всего: цветы, деревья, поля и бескрайние водные просторы. Нам бы хотелось узнать почему на вашей планете растут такие красивые цветы, могучие деревья. Мы хотим сделать свою планету такой же, но нам нужна ваша помощь. Пожалуйста, расскажите нам о своей земле, что нужно для того чтобы вырастить такую красоту.  А вот наша планета, мы любим её, но хотим сделать ещё лучше».

На экране остаётся слайд планеты Миньонов, где больше камней чем растений.

Воспитатель: Вы хотите помочь? (да!) Как можно помочь миньонам? (Воспитатель выслушивает предварительные ответы).

Воспитатель: Но прежде давайте вспомним в горах растительность какая?( ответы детей), вспомним лесной массив, какой он лес? Что можно сказать о растительности леса?

(воспитатель точно также ведёт разговор о других зонах)

- (подводим итог о сказанном) Что можно сказать о растительности данных территорий? (в горах- камни, в пустыне- практически отсутствует растительность, в лесу и на лугу – богатая, обильная).

- Как вы думаете, почему? (Это зависит от того, из чего состоит почва: в горах-камни, в пустыне песок, в лесу и на лугу –смешанная почва).

Воспитатель: так о чём мы будем рассказывать миньонам? (Будем рассказывать о земле), правильно о той самой, по которой мы ходим каждый день.

- А как ещё называют землю? (Почвой)

- Какая земля у нас под ногами –твёрдая или мягкая? (Ответы детей: твёрдая, крепкая, прочная, надёжная).

Воспитатель: почему земля разная? Что же делает её такой твёрдой? Почему могут на ней расти растения? Как же нам, найти ответы на все эти вопросы? (Предложения детей).

Воспитатель: Может быть мы с вами отправимся в нашу лабораторию?  (Да!).

- Скажите, как называются люди, которые занимаются исследованием, изучением чего- либо? (Учёные).

- Мы тоже будем с вами учёными, для этого я предлагаю надеть шапочки магистров и вспомнить правила поведения в лаборатории (внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием, уважительно относится друг другу).

Воспитатель: учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Работать будем парами, договоритесь, между собой с кем будете работать в паре, что будете делать, во время работы можно помогать друг другу.

Выводы после проведения исследования вы будете делать, используя схемы, которые лежат у вас на столах.

- свои исследования, мы начнём с изучения песка, дети подходят к столу под цифрой «1»

II Основная часть: Опытно-исследовательская деятельность

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕСКА

Воспитатель: Перед вами песок.  Рассмотрите его внимательно при помощи лупы (дети смотрят). Из чего состоит песок? (Дети: из песчинок)

Воспитатель: Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они?

- Возьмите песок пальцами и насыпьте в бумажную коробочку, назовите свойства песка. Хорошо ли он сыплется? Какой песок? (Дети: сыпучий).

Воспитатель: А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? (Дети: песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга).

- А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Дети проводят опыт с песком и с водой).

- Куда девалась вода? (вода впиталась в песок). Можно ли сказать, что мокрый песок  сыпучий? (дети: Нет, сыпучий только сухой).

Воспитатель: Кто из вас вспомнит, как называются места на нашей планете, где много песка в одном месте? Там очень жарко, растут кактусы, живут верблюды и др. (дети: такие места называют песчаными пустынями).

Воспитатель: Ребята, изучив песок, что можно сказать о нём? (Ответы детей).

Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг другу. И ещё на песке не все растения растут (подведя итог дети забирают «значок» с собой).

Воспитатель: Молодцы ребята, замечательно справились с заданием. Я вас приглашаю в круг, мы разделимся на группы с помощью двух слов «воздух» и «почва», вы по очереди называете эти слова.

Воспитатель: У нас получилось 2 группы, каждая из вас будет определять то, что называли. Кто назвал слово «Воздух» подходят к столу под цифрой «2», а кто называл слово «почва» подходят к столу под цифрой «3». Исследование будем проводить, пользуясь схемами, которые находятся у каждого на столах. Прежде, чем приступить к исследованию, нужно в каждой группе выбрать капитана – ответственного за проведение исследования, он же будет сообщать о результатах исследования.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЧВЫ (ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПОЧВА)

На каждого из группы на столе стоит оборудование для проведения исследования

1 группа определяет есть ли воздух в почве (капитан группы объясняет по схеме что нужно делать)

- Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите его в воду.

- Что вы наблюдаете? (на поверхность поднимаются пузырьки воздуха)

- какой из этого следует вывод? (в почве есть воздух)

Вывод: В почве есть воздух

2 группа определяет в почве есть песок, глина и мелкие камешки (капитан группы объясняет, по схеме, что делать).

- Возьмите 2 ложки почвы и опустите в воду (дети набирают и опускают).

- Что осело на дно стакана? (Песок, глина, маленькие камешки).

Вывод: В почве содержится песок, глина и мелкие камешки.

Воспитатель: Ребята, я вижу, все закончили свои опыты и готовы рассказать об их результатах. Это сделает ваш капитан.

Капитан, используя схемы, делает вывод о проведении опыта

Воспитатель: Вы хорошо поработали в своих группах, для наших миньонов мы возьмём карточки- значки с сообщением, что в почве может присутствовать песок, камешки и глина, а я вас приглашаю к следующему столу под цифрой «4». Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста (ответы детей). У нас под ногами –песок, глина, камни.  Верхний слой,  самый плодородный слой земли называется почвой.

Интерактивная игра «Определи картинки по зонам». Воспитатель предлагает детям выбрать картинку с той зоной,  с которой он хотел бы работать (дети по одному подходят к доске и  выбирают картинку – зону. Воспитатель по ходу работы с картинкой задаёт вопросы: «почему ты выбрал эту картинку? ответ ребёнка, «Скажите, почему картинка не берётся маркёром? (Потому что она не подходит к этой зоне).

Воспитатель: Ребята, перед вами почва рассмотрите, исследуйте её, из чего она состоит?

Воспитатель предлагает взять лупы и рассмотреть её

- Из чего образуется почва? (из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок, глины и др.) В ней находится «Еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствует себя растения.

- добавить в почву удобрения(листья, палочки, камушки, каждый ребёнок работает самостоятельно). Давайте с вами все это смешаем, какая у нас получилась почва (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, вы всё сделали правильно,  посадим растение.

 Оставим этот поднос в лаборатории и будем наблюдать, что произойдет с землей и растениями дальше.  

Воспитатель (предлагает детям закрыть глаза и сказать добрые, ласковые слова  Земле: щедрая, богатая, плодородная, земля матушка, кормилица, тёплая и т.д. Дети говорят, воспитатель незаметно заменяет разнос с заготовками на пророщенный овёс).

Воспитатель: Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю.

III Заключительная часть:

Итог: Вам понравилось в моей лаборатории? Что нового и полезного вы узнали ? (Ответы детей); Что интересного вы расскажите своим родителям?; Кому помогали? Как помогали?

Теперь может быть вы по- другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите какая земля на территории нашего детского сада.

(Воспитатель предлагает детям снять шапочки магистров, благодарит детей и уходят).