НОД "Апельсин"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Чулисова Ирина Владимировна

Цель:   Через познавательно-исследовательскую деятельность развивать в детях умение решать проблемные задачи. развитие любознательности и познавательной активности. Дать детям расширенные знания об экзотическом фрукте-апельсине, который не растёт в нашей местности, но мы его часто употребляем, создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_apelsin.docx984 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колосок» с. Хватовка

Базарно-Карабулакского муниципального района

 Саратовской области»

Конспект непосредственно-образовательной

деятельности

с детьми среднего дошкольного возраста

(познавательно-исследовательская деятельность

интеграция областей «Познание»,«Коммуникация»,

«Художественное творчество»)

 

Тема: «Апельсин»

Воспитатель первой

 квалификационной категории

Чулисова Ирина Владимировна

2014 год

Цель:   Через познавательно-исследовательскую деятельность развивать в детях умение решать проблемные задачи. развитие любознательности и познавательной активности. Дать детям расширенные знания об экзотическом фрукте-апельсине, который не растёт в нашей местности, но мы его часто употребляем, создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Задачи:

- Образовательные:

- расширить представления детей о местах произрастания апельсина и его свойствах;

-совершенствовать восприятие путем активного использования всех органов чувств: осязания, зрения, обоняния, вкуса;

-закреплять знания детей о фруктах: апельсин, яблоко.

Развивающие: 

 -развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов;

-расширять словарный запас, активизируя речь детей прилагательными :шероховатая, апельсиновый , яблочный ,

 -развивать воображение, любознательность, память и мышление детей;

- учить выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать, делать выводы, использовать опыт для нахождения истины

- развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и самочувствием;

Воспитательные:

- воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий. чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Методы:   практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая, парная, коллективная работа, беседа . Использование моделей-схем.

Предварительная работа:(рекомендовано) :

-просмотр презентации «Апельсин»,

-Разучивание подвижной игры «Мы делили апельсин»;

-Рассматривание иллюстраций об апельсине; чтение стихотворений про апельсин

-Чтение стихотворений и загадок  про апельсин.

-Просмотр мультфильма «Мы делили апельсин»

-Обследование фруктов по схемам-моделям.

 Здоровьесберегающие технологии:

-ходьба по «Дорожке здоровья», подвижная игра «Мы делили апельсин» .Беседа с детьми: «Чем полезен апельсин? »

Оформление: «Домик настроения»,остановки со схемами действий ,игрушка –апельсин, дорожка здоровья(со следами),обручи для подвижной  игры «Мы делили апельсин», компьютер, карточки-схемы, тарелки с яблоками и апельсинами по количеству детей,  таз с водой, стаканчики на каждого ребенка, салфетки, ёлка, дидактическая игра «Получи цвет», соковыжималка, мольберт, нарисованное апельсиновое дерево, гуашь желтого и красного цвета, тарелочка для смешивания цветов, печатки картофеля.

 Объект исследования: апельсины, яблоки.

Аппаратное обеспечение: магнитофон, компьютер.

 Программное обеспечение: аудиозапись (из мультипликационного фильма «Мы делили апельсин), «Весёлая весенняя песенка », презентации «Где растёт апельсин?» , «Что мы узнали, научились?» , «Весёлая весенняя музыка», «Плач апельсинчика»            

 Реализация Федерального государственного стандарта: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области

-«социально-коммуникативное развитие»;

-«познавательное развитие»;

-«речевое развитие»;

-«художественно-эстетическое развитие»;

-«физическое развитие».

использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Образовательные ресурсы: Программа «Детство» Гогоберидзе, Бабаева, Михайлова, «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б Егорова.

Интернет ресурсы: .

1.http://viki.rdf.ru/item/1497/

2. http://maaam.ru/

3. http—educontest.net

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент: (дети стоят в кругу)

Воспитатель:Здравствуйте , ребята ! Меня зовут Ирина Владимировна .я воспитатель таких же ребят как вы.

Я сегодня в первый раз

В детском садике у вас.

Будьте все внимательны ,

 Вежливы, старательны.

На вопросы отвечайте,

Мне вопросы задавайте.

Так не будем же стесняться,

Начинаем заниматься!

Я очень рада встрече с вами. И поэтому у меня сегодня весеннее. радостное настроение. И я хочу поделиться своим настроением с солнышком, оно тоже радостно улыбается. Подарю ему свой цветочек. А какое настроение  у вас? (ответы детей). Давайте подойдем к домику и поделимся своим настроением…. Я рада , что у вас тоже радостное настроение и мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать .

Слышится плач за дверью.

SAM_2262.JPGSAM_2264.JPG

Воспитатель:  Дети, вы не слышали, мне показалось, кто-то плакал? Может кто-то из вас плачет? Пойду посмотрю, кто у нас плачет. (ищет и находит за дверью апельсин)  Воспитатель: Малыш, как , ты, здесь оказался и почему плачешь?

Воспитатель:(подносит игрушку к уху) Ребята , наш гость говорит, что ничего о себе  не знает , даже  кто он и у него  нет друзей, только знает, что рос на каком-то дереве и упал. Поэтому и плачет.

SAM_2265.JPGSAM_2266.JPG

Воспитатель: Дети, посмотрите какой он миленький, ему нужно помочь, поможем?  Ой, а у него в кармашке записка. Сейчас поглядим, что в ней написано.

«Угадайте загадку и узнаете кто я: «С оранжевой кожей,  На мячик похожий,  Но в центре не пусто,  А сочно и вкусно. (АПЕЛЬСИН)

 А для того, чтобы узнать больше обо мне, вам необходимо отправиться в далекое путешествие по волшебной дорожке.»

Воспитатель:Ну, что ребята , отправимся в путь. Я тоже люблю путешествовать. Мне тоже хочется узнать, что это такое за путешествие? Отправляемся? Тогда в дорогу мы с собой возьмем веселую песенку!

(звучит песенка «Весёлая весенняя песенка»)

Построились друг за другом, выпрямили спинки , ручки на пояс, коленочки высоко поднимаем и весело шагаем ,  точно по следам! (дети весело шагают по волшебной дорожке)

SAM_2270.JPG

Основная часть:

Воспитатель :Вот и первая  остановка: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ .(на остановке схема действий – рука ,нос ,ухо)

- Ребята , посмотрите, на ней схема наших действий. Как вы думаете,что мы здесь будем делать? (трогать, нюхать ,слушать). Проходите за мной к столам.

(Дети подходят к столам, на столах стоят тарелочки с апельсином и яблоком)

Воспитатель: Что лежит у вас на тарелочках? (яблоко и апельсин) Их мы и будем обследовать.

(выставляет схему -рука)

-Возьмите яблоко в руки. Закройте глазки, потрогайте его..  Какая кожура у яблока? (гладкая)

-Возьмите апельсин в руки. Закройте глазки, потрогайте его Какая на ощупь кожура у апельсина? Что вы чувствуете?

Воспитатель: Кожура такая же гладкая, как у яблока?

- Правильно, у апельсина кожура неровная, с бугорками. Про такую говорят, что она шероховатая, (повторить) а у яблока – гладкая.

.(выставляет схему –нос)

Воспитатель:-А сейчас мы будем нюхать наши фрукты)

-Какой аромат у яблока? (яблочный)

-Какой аромат у апельсина? (апельсиновый)

(выставляет схему -ухо)

Воспитатель: Поднесите к уху ,послушайте что внутри.

 -Яблоко стучит, звенит,?

Апельсин стучит , звенит?

(выставляет схему-форма)

Воспитатель:- На что похож апельсин? Он имеет форму шара.                         Составление рассказов-описания по схемам:

Ребята, давайте разделимся на две группы . Первая –описывает яблоко, вторая –апельсин.

 Предложение начинаем со слов «У меня апельсин .Он….»

Воспитатель:-В этом вам помогут схемы . 

(выставляет схему, обозначающую форму,цвет, запах, .)

SAM_2272.JPG  SAM_2273.JPG

  Дидактическая игра «Получи цвет» (экспериментирование с цветными кружочками)

- Какого цвета апельсин? (Оранжевый) Мой знакомый художник хочет нарисовать апельсины, но у него нет оранжевого цвета. А есть только (показываю кружочки :красного , желтого , синего цвета)

-Что же ему делать? Ребята, мы можем ему помочь? Как можно получить оранжевый цвет, если в красках такого цвета нет.

-Я знаю, что это можно сделать , соединив 2 цвета.

Воспитатель: Посмотрите у вас на столах лежат цветные кружочки. Давайте поэкспериментируем с ними. Попробуем наложить один кружок на другой, чтобы получился оранжевый цвет. Посмотрите на свет. Какой цвет получился? Можно менять цветные кружочки местами. Кто найдет оранжевый цвет, тот громко нам об этом скажет.

Воспитатель - Теперь мы с вами знаем тайну превращения цветов: если красный  цвет с
желтым подружится, какой цвет получится? (Оранжевый).

  • если синий цвет  с желтым подружится, какой цвет получится? (Зелёный).

-        если  красный цвет с синим подружится,  какой цвет получится? (фиолетовый).

Воспитатель:  Итак, отправляемся дальше? Пошли! (звучит музыка)

SAM_2275.JPG

2 Остановка: Исследовательская

Воспитатель : Здесь тоже схема наших действий.

-Что же на этот раз на ней изображено?

(на столах лежат апельсины)

-Ребята, а зачем нужны апельсины в таких больших количествах, что из них можно делать?

- Сделаем сок? Возьмите апельсины в руки.

- Прежде чем приготовить сок, что нужно сделать?

- Да, конечно! Перед тем, как приготовить сок, мы апельсины помоем. Пойдемте со мной, будем мыть апельсины. Опустите  их в таз. Свой апельсин я тоже опущу.

Воспитатель : Ребята, смотрите. Мой апельсин утонул. А ваши? Нет? Попробуй, … опусти рукой на дно свой апельсин. Может он утонет? Нет.(2-3 человека) Но тогда почему мой апельсин утонул?

Воспитатель : Ребята, апельсиновая кожица то же самое что и спасательный жилет для человека. Когда апельсин в кожуре - он не тонет, потому что в ней есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды и не дают ему утонуть. А как только кожуру снять, апельсин остается без спасательного жилета и тонет. (Показать)

SAM_2276.JPG

.- Апельсины помыты, можно делать сок. Вытирайте руки и проходите к следующему столу.

 (на столе, стаканчики, салфетки и очищенные апельсины (3 штуки)

- Смотрите, у меня есть соковыжималка. Она нужна для того, чтобы самим делать сок. Посмотрите, как это можно сделать. (очищенные апельсины)

- Сок, из какого фрукта мы получили?

- Значит, как его можно назвать? (Пока делают). А всем ли можно пить апельсиновый сок?

Воспитатель: Правильно, хоть апельсиновый сок и полезен, в нем действительно много витаминов, но пить его нужно понемногу. А некоторым его пить вообще нельзя.

SAM_2279.JPG

(ИТОГ, ЧТО УЗНАЛИ ДЕТИ НА ЭТОЙ ОСТАНОВКЕ:: апельсин в кожуре не тонет, а без неё тонет, а кожура апельсина даже съедобная апельсин можно разделить на дольки, с него можно выдавить сладкий сок, который богат витаминами полезными для нашего сердца, печени и желудка) 

Подвижная игра «Мы делили апельсин»

Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам сойти с дорожки на полянку и поиграть в игру «Апельсин» (дети считаются по считалочке, а на последние слова дети бегут в свои домики – обручи, волк - на ком остановились, догоняет)

Мы делили апельсин, много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка кожура.

Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь кто куда!

Отдохнули? Отправляемся в путь.

3 ОСТАНОВКА (выход к ёлке) (на ёлке висят апельсины, рядом компьютер для показа картинок)

Воспитатель: Ничего себе, это что? О, а это наш малыш! Ты как сюда попал?

Воспитатель:- Когда мы отправились в путешествие, он  тоже не смог усидеть и пошел искать друзей. И вот нашел…Они  решили, что будут жить здесь!

Воспитатель: Дети, так ли должно быть? (ответы детей) А может апельсины правы? Кто знает, где растет апельсин? (На дереве) . - Давайте, мы с вами посмотрим небольшой фильм и узнаем, как растут апельсины.

(показ презентации « Где растут апельсины»)

.«В переводе с немецкого название этого фрукта означает «китайское яблоко». Апельсины растут на деревьях. Некоторые апельсиновые деревья вырастают огромными, до 12 метров в высоту, но есть деревья не очень высокие – 2-2.5 метра. Они примерно вот такие (показать). Апельсиновые деревья растут во всех странах с жарким климатов,. Эти деревья не переносят мороза .Апельсиновое дерево всегда зеленое, с него никогда не опадают листья. По-другому, такие деревья называют вечнозелеными. (закрепить)

Скажите, как можно назвать это дерево? Чтобы апельсинов было много, в теплых странах сажают очень много апельсиновых деревьев, целые апельсиновые сады.

Каждый год на дереве появляются белые душистые цветы, затем –плоды темно-зеленого цвета. Кожура у них в это время толстая, с грубой поверхностью, Плоды апельсина зреют почти целый год. Иногда, на одной ветке можно увидеть и созревшие плоды, и зеленые завязи, и белоснежные цветки. И только когда они созреют и станут ярко-оранжевого цвета, их собирают, срывая каждый фрукт руками, и укладывают в коробки. Если деревья высокие, то люди ставят лестницы, чтобы достать плоды. А недавно придумали специальную машину-робота, сборщика апельсинов. Она помогает людям в их нелегком труде. Затем, коробки с апельсинами отправляют туда, где апельсины не растут. Так они попадают к нам.»

- Вот как, оказывается, к нам попадают апельсины.

Рисование апельсинов нетрадиционным способом –печатками картофеля .

Воспитатель: Так где же растут апельсины? Посмотрите у меня есть апельсиновое дерево, давайте с вами нарисуем апельсины , друзей Апельсинчика. Мы уже знаем как получить оранжевый цвет. Сейчас мы быстро смешаем две краски, жёлтую и красную. Рисовать мы будем печатками .

Дети рисуют печатками .

SAM_2283.JPGSAM_2284.JPG

Рефлексия : Ну вот теперь, что Апельсинчик  знает кто он ,что растёт на апельсиновом дереве, и у него теперь много друзей .А что вы ребята  узнали? (дети рассказывают)

Презентация «Мы узнали. мы научились»

В: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали, и я для вас приготовила сюрприз – игра «Фрукты».