Перспективное планирование. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему

Бардакова Ирина Николаевна

Опыты и эксперементы для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epd_perspek.planirovanie.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц/неделя

Тема, литература

Цель

Материалы и оборудование

Сентябрь

3 неделя

«Где прячутся детки?

О.В.Дыбина, стр.19

Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

Почва, лист и семена клена(или другого растения, овощи.

4 неделя

«У кого какие детки?

 О.В.Дыбина, стр.19

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к названию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Овощи, фрукты, ягоды(вишня, слива),подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений.

Октябрь

1 неделя

«Как развивается растение?» О.В.Дыбина, стр.20

Выделить циклы растения: семя-росток-растение-цветок-плод-семя.

Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань лупа.

2 неделя

«Что любят растения?»

О.В.Дыбина, стр.20

Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Два-три одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности(приложение,рис.1)

3 неделя

«Тепло –холодно»

О.В.Дыбина, стр.21

Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

а)Цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода; б)веточки разных деревьев, емкости с  водой; в)семена овощей, емкости для замачивания, ткань.

4 неделя

«Кто улетит, кто останется?»

О.В.Дыбина, стр.23

Понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Емкость с почвой, мелкими предметами, кора дерева, муляжи клювов разных птиц, емкость с водой и мелкими предметами на дне.

Ноябрь

1 неделя

«Зачем зайчику другая шубка?»

О.В.Дыбина, стр.24

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

2 неделя

«Как звери меняют шубку?»

О.В.Дыбина, стр.24

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки меха(старого), кора деревьев.

3 неделя

«Надувание напалечника»

О.В.Дыбина, стр.30

Обнаружить воздух.

Емкость с водой, воронка, напалечник.

4 неделя

«Поиск воздуха»

О.В.Дыбина, стр.30

Обнаружить воздух.

Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкости с водой.

5 неделя

«Что в пакете?»

О.В.Дыбина, стр.30

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха(воздух легче воды).

Два целлофановых пакета(один с водой, другой с воздухом)алгоритм описания свойств воздуха и воды.

Декабрь

1 неделя

«Нужен ли зимой растения сне?»

О.В.Дыбина, стр.21.

Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности(приложение, рис.2)

2 неделя

«Окрашивание воды»

О.В.Дыбина, стр.27.

Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может меня свою окраску, запах, когда в ней растворяют окрашенные пахучие вещества.

Емкость с водой(холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

3 неделя

«Изготовление цветных льдинок»

О.В.Дыбина, стр.28.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды- жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед(замерзать на холоде, принимать форму емкости, в  которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная)

Емкости с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

4 неделя

«Взаимодействие воды и снега»

О.В.Дыбина, стр.28.

Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть –хрупкость, твёрдость;

Мерные емкости с водой разной температуры, снег, тарелочки, мерные ложки.

Январь

2 неделя

«Загадочные пузырьки»

О.В.Дыбина, стр.31.

Обнаружить воздух в других предметах.

Емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

3 неделя

«Надувание мыльных пузырей»

О.В.Дыбина, стр.31.

Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.

Соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.

4 неделя

«Пузырьки спасатели»

О.В.Дыбина, стр.32.

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Февраль

1 неделя

«Морской бой»

О.В.Дыбина, стр.32.

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Емкость   с водой, бумагой(прямоугольник) для корабликов.

2 неделя

«Когда это бывает?»

О.В.Дыбина, стр.35.

Понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.

3 неделя

«Свет вокруг нас»

О.В.Дыбина, стр.35.

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик), несколько предметов, которые не дают света.

4 неделя

«Волшебная кисточка»

О.В.Дыбина, стр.36.

Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Палитры, красная, синяя, белая краски, по 4 контурных изображения воздушных шаров на каждого ребенка.

Март

1 неделя

«Волшебная рукавичка»

О.В.Дыбина, стр.38.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

2 неделя

«Мы – фокусники»

О.В.Дыбина, стр.38.

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластинкой внутри.

3 неделя

«Угадайка»

О.В.Дыбина, стр.39.

Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

Предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи, и тд., мешочек, непрозрачные коробки одного размера.

4 неделя

«Почему все звучит?»

О.В.Дыбина, стр.40.

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда.

Апрель

1 неделя

«Стекло, его качества и свойства»

О.В.Дыбина, стр.47.

Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять     его качества (структуру поверхности, толщина, прозрачность) и свойства

(хрупкость, плавление, теплопроводность).

Стеклянные стаканчики и трубочки,

Окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

2 неделя

«Металл, его качества и свойства»

О.В.Дыбина, стр.48.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные

Характеристики

(структура поверхности, цвет) и свойства.

Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спичка, алгоритм описания свойств материала.

3 неделя

«Резина, ее качества и свойства»

О.В.Дыбина, стр.48.

Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

4 неделя

«Пластмасса, ее качества и свойства»

О.В.Дыбина, стр.48.

Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

Май

1 неделя

«Почему песок хорошо сыплется?»

О.В.Дыбина, стр.32.

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

2 неделя

«Посадим дерево», «Ветер»

О.В.Дыбина, стр.33.

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Выявить изменения песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

Емкости с песком, глиной, палочки. Емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.

Литература

Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты»

Данная консультация будет полезна как родителям, так и воспитателям детских садов. Она направлена на обогащение знанеями слушателей по эсперементированию с детьми дошкольного возраста....

КАРТОТЕКА игр по опытам и экспериментам для дошкольников (на основе сборника Дыбиной О.В.)

Что же можно сделать, чтобы вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира? Конечно же, немедленно организовать с детьми экспериментальную деятельность.  СБОРНИК рассчитан на детей дошк...

Консультация для родителей «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты»

    Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает малышу адаптироваться к новым условиям жизни, постепенно познавательная направленность пер...

Консультация для родителей «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты»

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает малышу адаптироваться к новым условиям жизни, постепенно познавательная направленность переходит в познавательн...