НОД "Дикие животные Калужского края"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Коваленко Юлия Александровна

конспект НОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                               Детский сад «Родничок» г. Кондрово

       Конспект НОД по познавательному развитию  

                               в старшей группе

          на тему: «Дикие животные нашего края»

Воспитатель: Коваленко Юлия Александровна.

Цель: Познакомить детей с дикими животными, проживающими на территории нашей области.

Задачи:

Обобщить знания о диких животных.

Закрепить названия диких животных и их детенышей.

Воспитывать любознательность.

Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

Способствовать осознанию бережного отношения людей к диким животным.

Работа по словообразованию: волк – волчица – волчонок (волчата); заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата) и т.д.;

Словарная работа: Национальный парк «Угра», серая мухоловка ,буроголовая гаичка, ястреб тетеревятник, желтоголовый королек, клест – еловик, бурозубка, полевка, ястреб – перепелятник, земледелие.

 Оборудование и материалы: Мультимедийная установка, иллюстрации “Дикие животные”, “Дикие животные Калужской области”, “Деревья Калужской области”. Костюм лесовичка. Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из картона и разделённый на цветные секторы – для игры “Поле чудес”, “волшебный мяч.

                                                              Ход НОД:

Лесовичок:

 Здравствуйте ребята! Вы догадались кто я. (Ответы детей). Правильно, я старичок –лесовичок. Пришел к вам в гости из леса. Скажите мне пожалуйста, знаете ли вы кто живет в мое лесу. (Ответы детей). А я сейчас проверю. Загадаю вам очень сложные загадки.    

 Загадки:

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета, 
Для зимы другого цвета. 
(Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это…
(Белка).

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это? 
(Лиса)

В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой. 
(Ёж)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? 
(Волк)

Сделал дыру, вырыл нору. 
Солнце сияет, а он и не знает. 
(Крот)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. 
(Медведь)

Серенькая, маленькая, 
хвост как шило. 
(Мышь)

С ним тягаться трудно в беге,
Коли встретить довелось,  
знайте, дети, это…
(Лось).

Возле дуба острым рылом,
Деловито землю рыл он.
Видно желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был … 
(Кабан).

Лесовичок:

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

– Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

Дети: О диких животных.

- Почему они называются дикими? (Ответы детей).

Лесовичок: Совершенно верно.

Я предлагаю вам ребятушки поиграть со мной в игру «Волшебный мячик»

 (Дети становятся в круг, в качестве волшебного мяча берется мяч небольшого размера. Правила игры таковы: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч. Остальные могут выразить своё согласие с его высказыванием хлопками в ладоши, своё несогласие – потопав ногами.

Лесовичок показывает картинку и описывает по плану животного).

  • Что умеет делать?
  • Чем питается?
  • Как называют его детёнышей?
  • Как называется его жилище.

Ребёнок, взявший мяч, начинает рассказ о каком-либо животном, придерживаясь плана, продолжить рассказ может следующий ребёнок, закончить – следующий.

 

 Физкультминутка “Дикие животные”:

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда,
А где достать – не знал.

Лесовичок:

Сейчас я приглашаю вас в свой  чудесный лес. Повторяйте за мной движения.

Покружись, покружись,

В лесу скорее окажись.

Вот мы и  на лесной опушке. Присаживайтесь на мягкую травку и давайте мы с вами побеседуем.  

 Разговор пойдет о диких животных, которые обитают в наших лесах и полях. В Калужской области из крупных диких животных обитают лось и европейская косуля. (Показ слайдов) Из хищных животных наиболее распространены бурый медведь, лиса, лесная куница, ласка, черный хорь.

Местность, на которой расположена наша область, издавна славилась богатством и разнообразием животных. Развитие в Калужском крае земледелия способствовало проникновению сюда полевой мыши, обыкновенной и рыжей полевки, бурозубки обыкновенной и малой. С ростом городов и поселений, многие лесные животные, если их не уничтожали, легко уживались по соседству с человеком. 
Наиболее заметны среди животных нашего края птицы.

Лесовичок: Но прежде чем мы познакомимся с птицами, я предлагаю вам поиграть в игру.(Проводится народная игра «Ворон на дубу»).

По считалочке выбирается ворон. Он ходит в середине. Дети, образуя вокруг него круг, идут, поют песню и выполняют движения.

Ой, ребята, та – ра –ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

Позолоченных серьгах.

Серый ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная, позолоченная,  

Труба ладная,

Песня складная.

Ворон после песни протягивает «крыло» между двумя соседними детьми, и они на слова: «Раз, два, три – беги!» бегут в разные стороны вокруг. Кто первым добежит до ворона и дотронется до его «крыла», тот и становится новым вороном.

 Лесовичок: Молодцы! Весело поиграли, ручки и ножки размяли. Ребятки, вы наверное догадались какая птица живет в нашем городе.(Ответы детей).

- Правильно это ворон.

Посмотрите пожалуйста какие еще птицы обитают в наших краях: сизый голубь, домовой воробей, стриж — в большом количестве гнездятся в плотно застроенных районах города. 
В старых ельниках обитают желтоголовый королёк, серая мухоловка, синица московская и буроголовая гаичка, чиж и снегирь, а в отдельные годы и клёст-еловик. В сосняках поселяются ястреб-тетеревятник, ворон, сойка , в молодых хвойных насаждениях — ястреб-перепелятник и ушастая сова. На лесных опушках можно услышать соловья.  

Лесовичок: По мере роста городов численность животных сократилась, некоторые исчезли совсем. Особенно пострадали животные служившие объектом охоты – медведь, волк, бобр и др.

 -Так что же ребята надо делать, чтобы животные не исчезали? (Ответы детей).

- Правильно животных нужно любить, беречь и охранять. Для этого, на территории нашей области еще двадцать лет назад создали национальный парк «Угра». Который занимается сохранением  и восстановлением растительного и животного мира нашего родного края.  

Лесовичок: Но и вы ребятушки должны бережно относиться к природе, ко всему живому. Давайте вспомним правила поведения в природе:

 Не разжигать костры в лесу;

Не разорять муравейники;

Не трогать гнезда птиц;

Не бросать мусор;

Не ломать деревья;

Лесовичок:

 

 Ребята, в заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру-викторину “Поле чудес”.Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением дикого животного. Водящий вращает юлу, и, когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображённое на ней животное, но и всё семейство, а также жилище, в котором оно живёт. Например, стрелка указывает мне на картинку с волком. Я говорю: папа – волк, мама – волчица, ребёнок – волчонок, жилище – логово. Начинаем игру.

Лесовичок: Хорошо поиграли! А теперь напомните мне, какие животные обитают в наших краях? (Ответы детей). Как Называется парк, который охраняет животных нашей области? (Ответы детей). Молодцы! Вы много знаете. Мне с вами было интересно, но пора уходить, в лесу у меня много дел. До свидания друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»  Подготовила: Воспитатель Крылова Эльвира ГеннадьевнаВозрастная категория:...

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме  «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Предназначение: консультация подготовлена для привлечения...

Макет леса "Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края" 2 младшая группа

Цель: - оформление многофункциональной  предметно – развивающей среды для развития творческого потенциала воспитанников, формирования их знаний, умений и навыков.Задачи: - создать услов...

Люби и знай Калужский край

   Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа до...

Педагогический проект на тему: «Наш любимый город - Обнинск». Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе знакомства с культурными ценностями родного города Обнинска и Калужского края.

В проекте представлена система работы по организации с детьми старшего дошкольного возраста духовно-нравственного, патриотического воспитания, культурного и творческого развития, на основе знакомства ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Лес – богатство Калужского края»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Лес – богатство Калужского края»...