Познавательно-творческое мероприятие в старшей группе: «Маленькие путешественники».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Данное мероприятие поможет расширить и систематизировать знания детей о животных жарких и холодных стран, о явлениях природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.malenkie_puteshest.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческое мероприятие в старшей группе:                                  «Маленькие путешественники».

Цель: расширять и систематизировать знания детей о животных жарких и холодных стран, о явлениях природы.

Задачи: 

-уточнить представления детей о животных Африки и Севера: внешний вид, характерные особенности, их взаимосвязь со средой обитания;

-вызвать желание детей с помощью опытов узнать свойства песка и льда.

- совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей;

- побуждать желание изобразить животное, используя разные техники исполнения;

-закреплять  умения  использовать  разные  художественные  материалы: восковые карандаши,  акварельные   краски, пластилин, цветную крупу, шерстяные нитки;

-воспитывать целеустремленность в достижении конечного результата;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Оборудование и материалы:

1) Глобус; волшебная палочка;  книга «Атлас животных и растений»

2) Белая и желтая ткань для имитации песчаного бархана и снежного сугроба, ёмкости со льдом и песком;

3) Ватман (А-2) – 2шт., изосредства: (пластилин, восковые карандаши, краски акварельные, кисти), влажные салфетки для рук, цветная крупа, цветная бумага для аппликации, подносы с нарезанными нитями (из расчета на каждого ребёнка);

4) Дидактическая игра «Добавь словечко» (в электронном виде);  

5) Видео записи «Звуки Африки», «Звук самолёта», «Обращение профессора», слайды животных Африки и Севера, «Северный полюс», «Северное сияние»;

Материал остаётся в уголках для дальнейшей самостоятельной деятельности.

Предварительная работа 

  1. Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», «Животные северных стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания);
  2. Беседы о среде обитания животных  Африки и Северного полюса;
  3. Загадывание загадок о животных, чтение стихотворений;
  4. Разучивание пальчиковой гимнастики «Фотоаппарат»;
  5. Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности

Формы организации совместной деятельности

Создание проблемной ситуации, ситуативная беседа, пальчиковая гимнастика, отгадывание загадок, дидактическая игра «Добавь словечко», экспериментальная деятельность, изготовление продукта детского творчества.

Проведение НОД

Мотивация:                                                                                                                                                                     Дети сидят на ковре и рассматривают книгу «Атлас животных и растений». Вдруг они увидели картинку с изображением глобуса. Воспитатель подводит детей к столику с глобусом,  берёт глобус в руки и загадывает загадку:

Я держу в ладошках страны

Реки, горы, океаны,

Отгадайте, что за фокус

Я держу в ладошках …   (Глобус)

Ребята, для чего предназначен глобус? (Глобус — это модель Земли. На глобусе можно увидеть, где находится материки, моря, океаны).   А еще можно путешествовать по глобусу. Вы хотите отправиться в путешествие. (Да).
Но куда нам отправится? Волшебная палочка нам укажет место на нашем глобусе, в которое мы отправимся. «1,2,3 – волшебная палочка, место путешествия укажи!» (Воспитатель крутит глобус палочка показывает на Африку).

Итак, место путешествия выбрали, но чтобы нам отправится в дальние страны, надо перебраться через высокие  горы, пересечь моря, океаны. Как вы думаете, на чем можно добраться туда?  (на самолете), а почему на самолете? (он передвигается быстрее всех и меньше всего времени понадобится, чтобы добраться до места). Решено - летим на самолете!
Физминутка:
Наш самолет готов? — готов. Контакт есть? — есть контакт! Одеть шлемы - есть одеть шлемы! Пристегнуть ремни - есть пристегнуть ремни! До полета осталось - 5,4,3,2,1- Взлет!
Наш полет проходит нормально! Мы почти с вами прилетели. (Воспитатель накидывает  желтую ткань на кубики, имитируя бархан, выставляет ёмкость с поском).
-Давайте  посмотрим в иллюминаторы, что у нас внизу.                                                                                                       - Ребята, что вы видите? Я вижу - кругом что-то желтое. Наш самолет садится. Как же здесь жарко! (Слайд Африка)                                                                                                                                                 Посмотрите под ногами  сухая трава, наверное, здесь давно не было дождя. Куда же мы с вами попали?   (Загадывает загадку).      

 Материк  лежит большой, самый жаркий и сухой.                                                                                            Там и лето круглый год, кто его мне назовет!
Это, конечно же, Африка.
Ребята, слева от нас находится пустыня. В неё нам с вами не стоит идти, так как там очень жарко. Давайте просто подойдём поближе и потрогаем руками песок. Какой он? (Горячий, сухой, сыпучий). А вы знаете как называется гора из песка?  (Бархан).

Слайд.        Барханы во время песчаных бурь могут передвигаться. Как они передвигаются? (Ответы детей…) Когда дует сильный ветер, он подхватывает песчинки и несёт, песчинки встречают на своём пути препятствие (кустик) цепляются  за него, образуя новый бархан. Так они могут путешествовать по пустыни.

Скажите, а если бы мы решили пойти туда, что нам необходимо было бы? (ответы детей)
- нужно одеться в белую одежду  с длинным рукавом, на голову панаму

- взять запас воды                                                                                                                                                              
- кого называют «кораблем пустыни»?                                                                                                                               Ребята, оказывается, вы все знаете! С вами не страшно путешествовать.

ЗВУК   СМС   Вос. Ребята, нам пришло видео письмо, давайте его просмотрим, может что-то важное.  

ВИДЕООБРАЩЕНИЕ:  «Ребята, меня зовут профессор Всезнамус. Я работаю в  журнале «Клуб путешественников». Для нового номера нашего журнала мне срочно нужны фотографии африканских животных. Вы же сейчас в Африке, а меня срочно вызвали на научную конференцию. Я вас очень прошу, пришлите мне фотографии африканских животных для нашего журнала».

Восп.: Не расстраивайтесь дорогой профессор, конечно же ребята помогут Вам. Правда, ребята? Мы сейчас настроим свои фотоаппараты и сделаем снимки всех животных, которых увидим.

Пальчиковая гимнастика «Фотоаппарат»:

Есть отличный аппарат,                Делают прямоугольник из больших и указательных пальцев

Фотографировать он рад.              Подгибают верхний указательный палец и возвращают к большому

Сделаем фото,                                Рисуют прямоугольную рамку указательными пальцами

Вот  фото, так фото.                      Поочерёдно показывают большие пальцы  

Чтобы встретиться с животными Африки давайте поиграем в игру «Добавь словечко».
 Игра «Добавь словечко»    (дети «фотографируют» каждое животное)
В Африке живут ловкие, хвостатые… (обезьяны)       Слайд
В Африке живут большие, толстокожие… (бегемоты)          Слайд
В Африке живут огромные, сильные, толстоногие… (слоны)           Слайд
В Африке живут пятнистые, длинношеие… (жирафы)                     Слайд
В Африке живут выносливые, двугорбые… (верблюды)                 Слайд
В Африке живут сильные, желтогривые… (львы)                Слайд
В Африке живут пугливые, быстрые… (зебры)                      Слайд
В Африке живут зеленые, для всех опасные… (крокодилы)              Слайд
В Африке живут медлительные, коротконогие… (черепахи)                Слайд    

Молодцы!  Как много снимков мы сделали. Отправим их по ММС, руководителю  изостудии, она их проявит и выберет лучшие.

Елене Петровна:

- Ребята, я проявила фотографии, спешу вас обрадовать ,у нас получилось  много хороших фотографий. Вот посмотрите фото кого?( обезьянок, слона, бегемота, крокодила). Ой, а фото некоторых животных получились некачественные, наверное, из-за  жары. Посмотрите фото каких животных не получились? (жирафа, льва, черепахи, зебры). Я думаю , что в таком виде отправлять их профессору нельзя. Он будет расстроен. Давайте мы с ними  поработаем и исправим их.

-Как вы думаете, что нужно исправить в фото зебры? (добавить полосок)

-А какого цвета полоски у зебры?(черные)

-А что нужно исправить в фото у льва? (добавить гриву и кисточку на конце хвоста)

-А какая грива у льва?( пышная, густая, лохматая, коричневая)

-А чего же не хватает на фото у жирафа? ( пятнышек)

-А какого они цвета у него?( оранжевого)

-А у черепахи, чего не хватает? ( красивого панциря)

-Ребята посмотрите, у нас есть вот такие материалы: пластилин оранжевого цвета, черная бумага, нитки коричневые, цветная манная крупа, клей, кисти.

-А теперь скажите мне пожалуйста с помощью какого материала лучше всего сделать полоски у зебры?( с помощью черной бумаги)

-Вы знаете  у нас нет ножниц, как же мы сможем сделать полоски для зебры?( мы можем ее порвать)

-А гриву льву, с помощью какого материала лучше всего сделать? ( ниток)

-Правильно, ведь нитки больше всего похожи на шерсть животного.

-А пятнышки жирафу с помощью какого материала можно сделать?( пластилина)

-А чем же исправить панцирь черепахе ?(цветной крупой)

-Ребята, какие вы молодцы все правильно рассказали.

- У вас есть вопросы ко мне, вам все понятно, как исправить фотографии?

-Приступаем к работе.

- У кого готова фотография, принесите мы ее разместим на панно и у нас получится фотоколлаж, который мы сможем отправить Всезнамусу.

-Вот у нас уже все готово я думаю, что профессору очень понравятся наши фотографии.  

Продуктивная деятельность:

Ребята, нам с вами пора лететь дальше. Займите свои места в самолете, но прежде волшебная палочка нам укажет место на нашем глобусе, в которое мы отправимся. 1,2,3 -покажи!                   Физминутка:
Итак, летим на самолете! (встаньте, сделайте круг) Наш самолет готов? - готов. Контакт есть? - есть контакт! Одеть шлемы — есть одеть шлемы! Пристегнуть ремни — есть пристегнуть ремни! До полета осталось - 5,4,3,2,1-летим!

(Воспитатель убирает жёлтую ткань и песок, и накидывает белую).
-Давайте  посмотрим в иллюминаторы, что у нас внизу. Знаете - там сплошная белая пустыня. Видите. Давайте остановимся здесь. Наш самолет садится. Готовимся к посадке.
- Какой сильный и холодный ветер. Куда мы с вами попали? (включение аудиозаписи сильного ветра и показ картинки и названия     Слайд     «Северный полюс»)
- Это Северный полюс.  Кругом огромные льдины, и маленькие кусочки льда. Давайте попробуем их взять в руки. Какой лёд? (Твёрдый, холодный, прозрачный). Что с ним происходит в ладошке? (тает). Почему лёд не тает на Северном полюсе? (Там низкая температура). Ладошки замёрзли от льдинок? - Ой, как холодно! Давайте согреем наши ладошки   (потереть ладони рук и разогреть их)
Ребята, а на Северном полюсе  кто-нибудь живет?
( Слайды  -  картинки животных — белый медведь, тюлени,  моржы, полярные волки т.д.) Скажите, а чем же они питаются, как они выживают в таких тяжелых природных условиях, ведь нигде нет ни травинки, ни кустика? (рыбой, у медведя, оленя тёплая густая шерсть, у тюленей, моржей толстый слой жира). А смогут ли они жить в Африке?  (Нет, они могут погибнуть от жары).

А ещё, ребята, на Севере можно наблюдать такое красивое, необычное явление как северное сияние. Нет ничего удивительнее северного сияния. Давайте полюбуемся на него.

Ребята, давайте попробуем сфотографировать это красивое явление. Поместим фотографию в группе и будем любоваться и вспоминать путешествие.

Подходит Елена Петровна: Ой, едва успела. Я хотела вас предупредить, что мы не сможем сделать фотографию северного сияния. Так как для этого нам понадобятся специальные фотоаппараты, а их у нас нет.  Давайте подумаем, каким же способом можно оставить память о северном сиянии. (Ответы детей). Правильно давайте нарисуем его. А чем можно нарисовать ?(красками, карандашами, фломастерами).

-Давайте нарисуем северное сияние  с помощью восковых карандашей и акварельных красок.

-Кто хочет нарисовать с помощью трафарета северного медведя?

-Каким карандашом нужно нарисовать его?( белым)

-Правильно. А северное сияние?(красным, желтым, зеленым..)

-Разноцветными восковыми карандашами рисуем северное сияние в виде «каскадов» многоцветных штрихов, завитков; желтым – звезды. 

- Когда мы закончим рисовать восковыми карандашами мы закрасим небо фиолетовой краской, а льдины и айсберг голубого цвета.

-Приступаем к работе.

-Какие вы молодцы у вас получилась замечательная картина.

 Продуктивная деятельность:

А теперь нам пора возвращаться в группу. Садимся в самолёт и полетели назад. Волшебная палочка нам укажет мам дорогу  в детский сад. 1,2,3 -покажи!                  

 Подведение итогов
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Куда мы с вами сегодня летали на самолете? Что вам запомнилось? Что вам больше всего понравилось? А что не понравилось? Что вы нового узнали?  А где бы вы еще хотели бы побывать?                                                                                                                        Я уверена, что в вашей жизни будет ещё много увлекательных путешествий и интересных встреч.

Управление образованием

администрации муниципального образования  Тбилисский район

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  центр развития ребёнка – детский сад   №11 «Родничок».

Конспект                                                познавательно – творческого мероприятия  «Маленькие путешественники»                   (старшая группа)

                                                                                 Разработали: Толстова Н.С.

                                                                  Коноплинова Е.П.

                                                                                 воспитатели МБДОУ ЦРР –

                                                                                 д/с №11 «Родничок»

ст. Тбилисская

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - творческий проект с детьми старшей группы Тема «Масленица»

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы, которое называется Масленица....

Методическая разработка спортивного мероприятия в средней группе «Маленькие, да удаленькие!»

ПредисловиеПолноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромн...

Методическая разработка спортивного мероприятия в средней группе «Маленькие, да удаленькие!»

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на сос...

Познавательно-творческий проект "Осень" в старшей группе

Познавательно-творческий проект "Осень" в старшей группе...

Сценарий спортивного развлечения для детей средней группы «Маленькие космические путешественники».

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности....

Авторская разработка педагогического мероприятия в старшей группе "Веселые путешественники"

Педагогическое мероприятие с детьми «Веселые путешественники»Задачи:Образовательные - Расширить представления детей о малой родине-Тыве. Познакомить детей самой высокой горой Мо...

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Маленькие обитатели нашей природы»

Познавательно - творческий проект " Насекомые" старшая группа...